Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Патриотический потенциал курая в период войн, восстаний и кризисовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Башкиры, будучи представителями кочевой культуры, изначально были хорошо подготовлены к охране своих территориальных границ, защите своего народа от враждебных посягательств извне. Система кочевого/полукочевого скотоводческого хозяйства, способствовало формированию в башкирах навыков военной службы, стойких способностей к перенесению ее трудностей и лишений. После добровольного вхождения в состав Русского государства башкиры несли постоянную военную службу. В формировании духовного мира башкирского воина большую роль играл курай. Курай выступал в качестве собирательного образа родной земли, воплощенного в этом инструменте и служил источником «связи» с родным краем. Являясь символом родной земли, этот музыкальный инструмент стал объектом любви и преклонения башкир. Игра на курае для башкир стала не просто развлечением и забавой. При помощи музыкального языка башкиры научились выражать эмоциональное состояние, показывать свой внутренний духовный мир, сформировавшийся под влиянием окружающей среды, жизненных обстоятельств и истории башкирского народа. Собирательный образ родины для каждого башкирского воина означал, прежде всего, его малую родину: родную деревню, родные места, природу родного края. Более чем в 300 названий мелодий, исполняемых на курае, без учета вариантов отражены топонимические объекты Башкортостана. Мелодии «Батырша», «Буг с маршы» («Марш Пугачева»), «Марш Карасакала» «Салават», «Марш Салавата» «Тэфтилэу» и др. отражают историю народа, многочисленные восстания, его участников и героев. Значительное количество народных мелодий посвящено башкирам-бунтарям, выступающим против несправедливости, незаконных действий властей и вынужденным скрываться от преследований («Бейеш-батыр» «Бахтияр», «Шарафетдин» «Шагибарак» «Гадибак Насыр» «Баяс»). Башкиры, находясь на военной службе, знакомились с музыкой других народов. Возникли новые жанры и произведения, связанные с военной тематикой(«Марш»,«Поход»,«Маршрут», «Манеж», «Эскадрон»,«Походная», «Походный марш»,«Развод», «Армия» «Салковский» и др.). Кантонная система управления, регламентировавшая несение военной службы, сохранилась в памяти народа в мелодиях «Турякай» («Циолковский»), «Тухват-кантон», «Кулуй-кантон», «Абдулла-ахун». Башкирские воины привлекались для охраны границ с Казахстаном, несения внутренней службы в пределах Оренбургской губернии, в первой половине XIX в. участвовали во всех войнах России. Участие башкир в Отечественной войне 1812 г. нашло отражение в народной музыкальной культуре - под впечатлением от войны были созданы такие мелодии, как «Ерян-кашка», «Французская», «Батыр-егет», «Вторая армия». «Кахым-туря», «Наполеон Бонапарт», «Любизар», «Кутузов и др. Участие башкирских воинов в походе на Хиву в 1853 г., нашло отражеие в мелодиях «Ак-Мечеть» «Форт-Перовский», «Перовский», «Шафик». После похода была образована Сырдарьинская военная линия. О долгих и суровых условия военной службы на линии известно по мелодиям «Уил», «Сыр-Дарья», «Имангул», «Оренбургская дорога». Русско-японская война 1904-1905 гг. также оставила свой след в башкирском народном творчестве. События этой войны сохранились в произведениях «Порт-Артур», «Манчжурия» и «Гайса». По воспоминаниям кураистов-ветеранов, участвовавших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., курай был незаменим в военных условиях. Мелодии курая воодушевляли бойцов на подвиги, наполняя их духовной силой, напоминали о родных краях, славных боевых традициях народа, согласно которым каждый башкирский джигит считал своим долгом защищать свою землю. В наши дни башкирские юноши-кураисты, уходя на службу в армию, берут с собой либо просят прислать курай в места несения военной службы. Таким образом, курай и военное дело башкир на протяжении долгого времени находились в тесном взаимодействии. Во многих народных музыкальных произведениях отражены их военные корни. Обучение игры на курае выполняет также и патриотические функции: знакомит начинающих кураистов с историей, с легендами и преданиями военной тематики, положенными на музыкальную основу, формирует в новом поколении чувство патриотизма и преданности своему народу и Родине.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.192.214 (0.006 с.) |