Патриотический потенциал курая в период войн, восстаний и кризисов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патриотический потенциал курая в период войн, восстаний и кризисов



 

Башкиры, будучи представителями кочевой культуры, изначально были хорошо подготовлены к охране своих территориальных границ, защите своего народа от враждебных посягательств извне. Система кочевого/полукочевого скотоводческого хозяйства, способствовало формированию в башкирах навыков военной службы, стойких способностей к перенесению ее трудностей и лишений. После добровольного вхождения в состав Русского государства башкиры несли постоянную военную службу. В формировании духовного мира башкирского воина большую роль играл курай. Курай выступал в качестве собирательного образа родной земли, воплощенного в этом инструменте и служил источником «связи» с родным краем. Являясь символом родной земли, этот музыкальный инструмент стал объектом любви и преклонения башкир. Игра на курае для башкир стала не просто развлечением и забавой. При помощи музыкального языка башкиры научились выражать эмоциональное состояние, показывать свой внутренний духовный мир, сформировавшийся под влиянием окружающей среды, жизненных обстоятельств и истории башкирского народа.

Собирательный образ родины для каждого башкирского воина означал, прежде всего, его малую родину: родную деревню, родные места, природу родного края. Более чем в 300 названий мелодий, исполняемых на курае, без учета вариантов отражены топонимические объекты Башкортостана.

Мелодии «Батырша», «Буг с маршы» («Марш Пугачева»), «Марш Карасакала» «Салават», «Марш Салавата» «Тэфтилэу» и др. отражают историю народа, многочисленные восстания, его участников и героев. Значительное количество народных мелодий посвящено башкирам-бунтарям, выступающим против несправедливости, незаконных действий властей и вынужденным скрываться от преследований («Бейеш-батыр» «Бахтияр», «Шарафетдин» «Шагибарак» «Гадибак Насыр» «Баяс»).

Башкиры, находясь на военной службе, знакомились с музыкой других народов. Возникли новые жанры и произведения, связанные с военной тематикой(«Марш»,«Поход»,«Маршрут», «Манеж», «Эскадрон»,«Походная», «Походный марш»,«Развод», «Армия» «Салковский» и др.).

Кантонная система управления, регламентировавшая несение военной службы, сохранилась в памяти народа в мелодиях «Турякай» («Циолковский»), «Тухват-кантон», «Кулуй-кантон», «Абдулла-ахун».

Башкирские воины привлекались для охраны границ с Казахстаном, несения внутренней службы в пределах Оренбургской губернии, в первой половине XIX в. участвовали во всех войнах России. Участие башкир в Отечественной войне 1812 г. нашло отражение в народной музыкальной культуре - под впечатлением от войны были созданы такие мелодии, как «Ерян-кашка», «Французская», «Батыр-егет», «Вторая армия». «Кахым-туря», «Наполеон Бонапарт», «Любизар», «Кутузов и др.

Участие башкирских воинов в походе на Хиву в 1853 г., нашло отражеие в мелодиях «Ак-Мечеть» «Форт-Перовский», «Перовский», «Шафик». После похода была образована Сырдарьинская военная линия. О долгих и суровых условия военной службы на линии известно по мелодиям «Уил», «Сыр-Дарья», «Имангул», «Оренбургская дорога».

Русско-японская война 1904-1905 гг. также оставила свой след в башкирском народном творчестве. События этой войны сохранились в произведениях «Порт-Артур», «Манчжурия» и «Гайса».

По воспоминаниям кураистов-ветеранов, участвовавших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., курай был незаменим в военных условиях. Мелодии курая воодушевляли бойцов на подвиги, наполняя их духовной силой, напоминали о родных краях, славных боевых традициях народа, согласно которым каждый башкирский джигит считал своим долгом защищать свою землю. В наши дни башкирские юноши-кураисты, уходя на

службу в армию, берут с собой либо просят прислать курай в места несения военной службы.

Таким образом, курай и военное дело башкир на протяжении долгого времени находились в тесном взаимодействии. Во многих народных музыкальных произведениях отражены их военные корни. Обучение игры на курае выполняет также и патриотические функции: знакомит начинающих кураистов с историей, с легендами и преданиями военной тематики, положенными на музыкальную основу, формирует в новом поколении чувство патриотизма и преданности своему народу и Родине.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.112 (0.008 с.)