Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование исполнительских традиций игры на курае в творчестве Роберта ЮлдашеваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Курай является одним из самых древних и любимых инструментов башкир. Многовековая популярность курая в народе связана не только с быстротой и легкостью его изготовления, но и тембровым богатством. Как писал русский фольклорист С.Г. Рыбаков: “Звуки этого инструмента - тихие, меланхолические и задушевные - достаточно хорошо воспроизводят мечтательность башкирских мелодий” [20, С.38]. Исполнители на курае - преимущественно мужчины.Искусство игры на курае легендарных народных музыкантов - Кубагуша (ХV-ХVI вв.), Баика (ХVIII-ХIХ вв.), И. Мирзакаева (1780-1877 гг.), Х. Кутушева (1822-1910), Р. Аргынбаева (1850-1922) бережно хранится и преумножается новыми поколениями башкирских исполнителей - Р. Сулеймановым (1912-1988), И. Дильмухаметовым (1928-1984), Р. Рахимовым, Ю. Гайнетдиновым, А. Аиткуловым, Р. Юлдашевым, К. Аубакировым. С 1978 г. в Башкортостане в честь прославленного основоположника профессионального исполнительского искусства на курае Ю. Исянбаева (1891-1943) проводится конкурс. Давно завоевав популярность в народной среде, курай в последней четверти ХХ века получил признание и на профессиональной сцене. Ведущие композиторы Башкортостана - М. Ахметов, Н. Даутов, И. Хисамутдинов сочетают в своих произведениях тембр этого народного инструмента с симфоническим, духовым, джазовым оркестрами. Кроме того, курай прочно вошел в состав духовой группы Национального оркестра народных инструментов, организованного в 1997 года. В современном профессиональном исполнительстве на курае можно выделить два направления: фольклорное и эстрадное. Первое представлено в обращении музыкантов к башкирским инструментальным наигрышам и протяжным народным песням (стиль озонкюй) в их первозданном виде. Во тором направлении образцы национального фольклора подвергаются эстрадной обработке, а также составляется попурри из известных народных мелодий или современных песенных шлягеров. В результате в одной инструментальной композиции возможно соединение черт разных музыкальных и национальных стилей. В роду у Роберта Юлдашева нет именитых кураистов, но были влюбленные в музыку люди. Так его дед Тухватулла сразу после войны, соскучившись по музыке после долгих мелодий своего автомата, услышал чудные звуки из диковинной машинки - патефона. Недолго думая, он продал дом и купил это вместилище музыки! Целую зиму они с молодой женой провели в бане, спешно переделанной под жилье, но зато - в мире прекрасного. Уже следующей весной, воодушевленный Тухватулла поставил себе новый дом, лучше прежнего! Мать Роберта - Фавзия-апай - врач, отец Нажип-агай - инженер-строитель. Но глава семейства тоже с детства любил музыку. На первую зарплату, после женитьбы, хотя молодожены были еще студентами, купил баян. Как говорится, мечты родителей дети претворяют в жизнь. Юлдашевы создали сыну все условия для занятия музыкой, даже привезли ему из-за границы дорогой кларнет. И молодой музыкант с лихвой оправдал чаянья старших. Прошло полтора десятка лет, как он появился на сцене. Этого довольно, чтобы найти себя и проявить свой талант. И действительно, Роберт показал себя настоящим профессионалом: Гран-при (1997 год) на конкурсе профессиональных кураистов имени Гаты Сулейманова; Гран-при (1998 год) республиканского конкурса имени Юмабая Исанбаева; первая премия (1998 год) международного конкурса музыкантов, организованного под эгидой «ТюркСОЙ»; первая премия (2002 год) на Всероссийском конкурсе музыкантов имени В. Андреева; Гран-при (2003 год) на конкурсе кураистов имени Ишмуллы Дильмухаметова. Роберт Юдашев - лауреат Республиканской государственной премии имени Шайхзады Бабича. В начале девяностых годов прошлого столетия курай только-только начинал свое триумфальное возвращение на профессиональную сцену. Наверное, оттого, что мелодия эта была востребована народом, была желанна, близка по духу, пробуждала в нашем подсознании дух предков, она обладала завораживающей силой, ее хотелось слушать снова и снова. Тогда наряду с именитыми кураистами курай взяла в свои руки и молодежь. Казалось, что все молодые музыканты будут играть душевно и проникновенно. Но тут открылась простая истина: чтобы курай запел, мало уметь играть. В его мелодию нужно вкладывать душу. В руках Роберта инструмент творил чудеса. С первых выступлений Юлдашева и по сегодняшний день такого же виртуозного исполнителя среди молодых кураистов слышать пока не доводилось. Стараясь добраться до сути, ищешь разгадку тайны. В чем же секрет его завораживающей мелодии? Наблюдая за стремительным, уверенным выходом Роберта на сцену, его чувством ритма и не подумаешь, что он парень городской, но это так и есть. Роберт закончил Уфимскую среднюю, специальную музыкальную школу и Уфимскую государственную академию искусств имени Загира Исмагилова. Но и деревня сыграла в его жизни не последнюю роль. С детства он пас стадо, ездил верхом на лошади, ловил рыбу. Кто знает, может, именно там - в лесах, полях - и зазвучала в нем мелодия курая? Как ни странно, вначале Роберту было легче выступать за пределами Башкортостана. Там курай воспринимают просто как музыкальный инструмент. А у нас в республике порой воспринимают его как пережиток прошлого. Но как бы ни чувствовалось неприятие аудитории, курай и кураист естественной дивной мелодией завораживают зрителей, и те непроизвольно начинают аплодировать, забыв обо всем на свете. Надо заметить, что для Роберта традиционная башкирская одежда при выходе на сцену не обязательна. Он привлекает зрителя и сшитой в современном стиле национальной одеждой. Его творчеству чуждо однообразие. Он в постоянном поиске. Каждое выступление Роберта, с точностью, подтверждают слова аксакала нашей литературы Мустая Карима: «Когда мы будем играть на курае в смокинге или в современной одежде, тогда только нас признают», - говорил он. Эти слова как будто сказаны о Роберте [Приложение 4]. Сегодня курай звучит не только в Башкортостане. Новороссийск, Барнаул, Череповец, Ростов-на-Дону и многие другие города нашей большой родины услышали его задушевную музыку. Роберт выступает с концертами в составе группы музыкантов во главе с певцом Николаем Носковым. Носков - первый солист легендарного ансамбля «Парк Горького», еще во времена Советского Союза завоевавшего известность за границей. Теперь на его концертах звучит и мелодия курая. На первый взгляд кажется, что рок и курай несовместимы, совершенно разные по звучанию. Но Николай Носков, напротив, считает курай инструментом рок-музыки. «У курая, как у рока, есть свой овердрайв. В каких только уголках страны и мира не искал я музыкальный инструмент для своего ансамбля!? Не нашел ни в Америке, ни в Тибете, а услышал только в мелодии курая в исполнении Роберта», - говорит он. Если вибрация, резонанс, рожденные от горлового пения при игре на курае, Носков называет овердрайвом, то певец Гарик Сукачев утверждает, что в звуке курая слышна вечность. Оба этих музыканта, как и Роберт, влюблены в курай, они чувствуют естественную, божественную музыку. Кстати, в последнем диске Носкова во всех двенадцати песнях звучит курай, а у Сукачева - в двух. Роберт с кураем «на ты». Играет воодушевленно, самозабвенно и даже у тех, кто видит курай впервые, пробуждает к нему любовь. Он не делится впечатлениями, которые испытывает при игре (считает, что у каждого человека должны быть сокровенные, недоступные для других чувства), но есть очевидцы того, как люди, слушая его, не могли сдержать слез. В Роберте покоряет чистота души. Он неравнодушен к своему зрителю. «Если зритель говорит, что потрясен моей игрой и перенес глубокие душевные чувства, - это для меня высшая похвала», - говорит он. Звуки курая способны успокоить душевные раны. Испокон веков курай был как бы связующим звеном с высшими силами. Не зря именитые кураисты, в самую трудную минуту, в минуту душевных потрясений брали в руки курай. И святая мелодия очищала их души, успокаивала, возносила над муками. На одном из концертов Роберта пожилой мужчина в слезах вышел из зала. Всем показалось, что ему плохо, и одна женщина бросилась за ним. А он сказал: «В звуке этого инструмента слышен голос Бога… У меня внутри все перевернулось…» Курай, созданный самой Природой, - это удивительный властелин музыки. Именно поэтому не всем дано счастье высокого, мастерского исполнения. Роберт нашел общий язык с кураем. Он молод, бесконечны его творческие просторы. А сколько неведомых секретов, звуков хранит для него курай - одному Богу ведомо!
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.190 (0.007 с.) |