Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема занятия: введение в офтальмологию. Современные достижения науки и практики в офтальмологии.
АНАТОМИЯ ОРГАНА ЗРЕНИЯ. Цель работы: ознакомиться с современными достижениями науки и практики в офтальмологии в мире, России, Республики Саха (Якутия), проблемами офтальмологии в РС(Я). Разобрать анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора, глазного яблока. Материально-техническое оснащение: таблицы по теме анатомия зрительного анализатора, муляжи глазного яблока, черепа. ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Глазные болезни. Под редакцией В.Г.Копаевой. Учебная литература для студентов медицинских институтов. М., 2002. С. 10-62. 2. Офтальмология. Учебник для вузов. Под редакцией Е.А.Егорова. Москва «ГЭОТАР- Медиа». 2008. С. 4-28. 3. Офтальмология. Учебник для студентов медицинских вузов. Е.Е.Сомов. Москва. «Медицинское информационное агентство», 2008. С. 13-67. Дополнительная: 1. Анатомия глаза и его придаточного аппарата. С.Ю.Петров под ред. С.Э.Аветисова. 2003. 2. Анатомия и физиология зрительного анализатора, Н.Н.Раткина. 2008. Вопросы для самоподготовки к практическому занятию:
1. Назовите отделы зрительного анализатора и составляющие каждого из них. 2. Перечислите с чем граничит каждая из стенок глазницы. 3. Какими стенками ограничена орбита и какие структуры их формируют? 4. Назовите отверстия и щели, соединяющие глазницу с полостью черепа. 5. Назовите артерии и нервы проходящие через верхнюю глазничную щель. 6. Какова средняя вместимость орбиты? 7. Назовите оболочки глазного яблока и их составные части. 8. Перечислите функцию фоторецепторов сетчатки и их количество. 9. Какая средняя длина оси глазного яблока? 10. Какие мышцы обеспечивают движение глазного яблока и как иннервируется каждая из них? 11. Перечислите интраокулярные мышцы. 12. На какие части подразделяют зрительный нерв? 13. В какие оболочки одет зрительный нерв? 14. Перечислите магистральные сосуды орбиты. 15. Назовите артерии, входящие в глазное яблоко и перечислите отделы глаза, которые кровоснабжает каждая из них. 16. Перечислите экстраокулярные артерии. 17. В каких направлениях происходит отток крови от глаза, вспомогательного аппарата и орбиты? 18. Перечислите глазодвигательные нервы и укажите мышцы, которые они иннервируют. 19. Чем обеспечивается чувствительная иннервация органа зрения?
ЗАНЯТИЕ 2
Тема занятия: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ (острота и поле зрения, цветоощущение, бинокулярное зрение). Цель работы: научиться методам исследования функций зрительного анализатора. Целевые задачи: 1. Освоить метод исследования центрального зрения (острота зрения); 2. Научиться методике исследования периферического зрения (поля зрения); 3. При помощи полихроматической таблицы Рабкина исследовать цветовое зрение (цветовосприятие); 4. Овладеть методами исследования бинокулярного зрения. Материально-техническое оснащение: аппарат Рота, таблицы для определения остроты зрения у взрослых (Головина-Сивцева) и детей (Орловой), периметр Ферстера, полихроматические таблицы проф. Рабкина, четырехточечный цветотест, таблицы по теме. ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Глазные болезни. Под редакцией В.Г.Копаевой. Учебная литература для студентов медицинских институтов. М., 2002. С. 63-83. 2. Офтальмология. Учебник для вузов. Под редакцией Е.А.Егорова. Москва «ГЭОТАР-Медиа». 2008. С. 28-47. 3. Офтальмология. Учебник для студентов медицинских вузов. Е.Е.Сомов. Москва. «Медицинское информационное агентство», 2008. С. 86-101.
Вопросы для самоподготовки к практическому занятию:
Основные этапы деятельности студента Функции органа зрения исследуются в строгой последовательности по степени их практического значения (центральное, периферическое зрение, цветоощущение, бинокулярное зрение). Зрительные функции исследуйте друг у друга, овладевая методикой работы с приборами. Задание I. Определите по таблице Головина-Сивцева, помещенную в аппарат Рота, центральное зрение - остроту зрения. Центральное или форменное зрение осуществляется наиболее дифференцированной областью сетчатки - центральной ямкой желтого пятна, местом, где имеются только колбочки. Острота зрения - это способность различать отдельно 2 точки или детали предмета расположенные на минимальном расстоянии. Остроту зрения исследуют монокулярно, сперва правого глаза, а затем левого, при этом попеременно ладошкой или щитком прикрывают левый и правый глаз. Если один глаз поражен, то вначале определяют остроту зрения здорового глаза. Существуют два способа определения остроты зрения: Первый способ: исследуемого усаживают на стул в 5 метрах от таблицы. При проверке зрения у взрослого человека показ знаков начинают с нижней строки таблицы. Если с расстояния 5 м пациент видит оптотипы 10-го ряда, детали которого видны под углом зрения в I угловую минуту, следовательно, острота зрения глаза будет равна одной условной единице. Если самый крупный ряд букв не виден с 5 м, то острота зрения пациента меньше 0,1. Для определения величины такой низкой остроты зрения пациента подводят ближе к таблице до тех пор, пока он не увидит I ряд, и отмечают расстояние, с которого он различил знаки этого ряда. При остроте зрения равного 1,0 первый ряд виден с расстояния 50 м (D). Если исследуемый видит его с расстояния 5 м (d), то его острота зрения рассчитывается по формуле Снеллена: Vis = d:D = 5м:50м где D (большое) - расстояние, с которого пациент должен видеть этот ряд, а d (маленькое)- расстояние, с которого пациент видит этот ряд. Второй способ: вместо букв врач на темном фоне показывает пальцы своей руки и просит пациента сосчитать их. Величина пальцев примерно равна величине букв первой строки таблицы, поэтому при остроте зрения в 1,0 пальцы считают с расстояния 50 м (D). Если пациент считает пальцы с другого расстояния (d), то его острота зрения рассчитывается по той же формуле Снеллена. Например, с расстояния 5 м: Vis = d:D= 5м:50м = 0,1. С расстояния 0,5 м: Vis = d:D = 0,5м:50м = 0,01 и т.д. Если пациент не может сосчитать пальцы у лица, то проверяют есть ли у него светоощущени е. Свет в глаз нужно направить зеркалом офтальмоскопа со всех сторон. Если исследуемый направление света указывает правильно, то острота зрения у него равна светоощущению с правильной проекцией света, а если неправильно - светоощущение с неправильной проекцией света. Правильная светопроекция указывает на сохранность зрительно-нервного аппарата. Наличие неправильной (неуверенной) светопроекции чаще всего свидетельствует о грубых изменениях в сетчатке, проводящих путях или центральном отделе зрительного анализатора.
Если пациент не отличает света от тьмы, то его острота зрения равна нулю. Как проверяют наличие или отсутствие зрения у новорожденных? Для этого необходимо наблюдать за ребенком и состоянием его глаз. Так, дети 1-й недели жизни считаются зрячими, если у них на освещение отмечаются реакции зрачка на свет и общая двигательная реакция. Со 2-й недели у новорожденного появляется кратковременное слежение за движущимися предметами. Со 2-го месяца жизни ребенок реагирует на грудь матери, в 2-3 месяца узнает ее, фиксирует глазами предметы. Незрячий ребенок реагирует только на звуки и запахи. Следует учесть, что у новорожденного с недостаточным зрением зрительного анализатора острота зрения низкая, она развивается постепенно: у новорожденных может быть равна 0,005-0,01; в 3 месяца - 0,05-0,1; 3 года - 0,6-1,0; 7 лет - 0,9-1,0; 8-15 лет -0,9-1,5.
Задание 2. Друг у друга исследуйте периферическое зрение, которое характеризуется полем зрения. Поле зрения - это совокупность всех точек пространства, которые одновременно воспринимаются неподвижным глазом. Состояние поля зрения обеспечивает ориентацию в пространстве. Оно обеспечивается работой палочек, при этом не различаются цвета, нет четкости изображения. Палочки лучше функционируют при плохом освещении. Исследование поля зрения необходимо при диагностике ряда глазных и общих заболеваний, особенно заболеваний ЦНС. Исследование поля зрения преследует две цели: определение границ поля зрения и выявление в нем ограниченных участков выпадений, дефектов поля зрения (скотом). Поле зрения каждого глаза исследуется отдельно. Существует несколько методов исследования. Контрольный метод (метод Донтерса). Исследуемый садится спиной к свету. Поле зрения исследуется монокулярно, поэтому второй глаз закрывают повязкой. Врач находится в 30-40 см перед больным. Он просит больного точно смотреть на его противостоящий глаз, другой глаз врач также закрывает. Затем врач показывает любой объект (палец, карандаш), медленно передвигая его с периферии к центру. Нужно следить, чтобы объект все время был на середине расстояния между больным и врачом. Объект передвигают медленно со всех сторон (по вертикали, горизонтали, сверху, снизу и в косых направлениях). Сущность метода заключается в сравнении поля зрения больного с полем зрения врача (которое должно быть нормальным), и если больной заметил объект позже, чем его увидел врач, то можно считать, что поле зрения уже. Метод Донтерса не точен и позволяет получить лишь самое ориентировочное представление о поле зрения.
Исследование поля зрения на периметре: наиболее распространенным периметром является периметр типа Ферстера. Он состоит из дуги в 180°, радиусом в 30 см и подвижной вокруг горизонтальной оси. В центре дуги находится белая точка диаметром 2-3 мм, которую фиксирует взглядом больной. На внешней поверхности дуги через каждые 5° нанесены деления. Дуга периметра окрашена в черный цвет. Исследуемый глаз должен помещаться в центре дуги периметра на одном уровне с центральной фиксационной точкой. Для этого перед дугой периметра установлена подставка с двумя углублениями. Подбородок исследуемого помещают в правое углубление при исследовании левого глаза и в левое при исследовании правого глаза. При этом полулунная вырезка, укрепленная на верхнем конце подставки, должна несколько прижиматься к нижнему краю орбиты исследуемого глаза. По дуге от периферии к центру медленно ведут белый объект. Исследуемого просят сказать, когда он увидит появление или исчезновение объекта, соответственно этому отмечают градус на дуге периметра. Исследуют поле зрения обычно по 8 меридианам: по вертикали кверху и книзу, по горизонтали кнаружи и кнутри и в двух косых меридианах – кверху-кнутри и книзу-кнаружи, кверху- кнаружи и книзу-кнутри. Результаты измерения поля зрения заносятся на схему, на которой изображены нормальные границы поля зрения. В среднем они следующие: кверху 55, кверху-кнаружи 65, кнаружи 90, книзу-кнаружи 95, книзу 70, книзу-кнутри 45, кнутри 55, кверху-кнутри 50. Подобным методом исследуют поле зрения на цвета красный, синий, зеленый. Существует естественное ограничение поля зрения, связанное с окружающими частями глаза. Это надбровная дуга, нос, щека. Различная степень выраженности окружающих глаз частей может соответственно сужать поле зрения, что надо учитывать при оценке результатов измерения. Необходимо сказать, что получаемое при исследовании поле зрения является обратной проекцией. Следовательно, наружная часть поля зрения отображает внутреннюю часть сетчатки, верхняя часть поля зрения - нижнюю часть сетчатки и т.д. Кампиметрия - исследование центрального поля зрения на плоскости. С помощью этого метода можно наиболее точно определить размеры слепого пятна (место выхода 3Н), центральные и парацентральные скотомы (дефекты), расположенные в пределах 30° от точки фиксации. Кампиметрическим методом можно найти и ангиоскотомы, т.е. те части на сетчатке, по которым проходят сосуды. Все изменения в поле зрения, которые могут быть найдены при различных методах исследования, можно разделить на три основные группы:
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.012 с.) |