Тема занятия: введение в офтальмологию. Современные достижения науки и практики в офтальмологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема занятия: введение в офтальмологию. Современные достижения науки и практики в офтальмологии.



АНАТОМИЯ ОРГАНА ЗРЕНИЯ.

       Цель работы: ознакомиться с современными достижениями науки и практики в офтальмологии в мире, России, Республики Саха (Якутия), проблемами офтальмологии в РС(Я). Разобрать анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора, глазного яблока.

       Материально-техническое оснащение: таблицы по теме анатомия зрительного анализатора, муляжи глазного яблока, черепа.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Глазные болезни. Под редакцией В.Г.Копаевой. Учебная литература для студентов медицинских институтов. М., 2002. С. 10-62.

2. Офтальмология. Учебник для вузов. Под редакцией Е.А.Егорова. Москва «ГЭОТАР-        Медиа». 2008. С. 4-28.

3. Офтальмология. Учебник для студентов медицинских вузов. Е.Е.Сомов. Москва. «Медицинское информационное агентство», 2008. С. 13-67.

Дополнительная:

1. Анатомия глаза и его придаточного аппарата. С.Ю.Петров под ред. С.Э.Аветисова. 2003.

2. Анатомия и физиология зрительного анализатора, Н.Н.Раткина. 2008.

Вопросы для самоподготовки к практическому занятию:

 

1. Назовите отделы зрительного анализатора и составляющие каждого из них.

2. Перечислите с чем граничит каждая из стенок глазницы.

3. Какими стенками ограничена орбита и какие структуры их формируют?

4. Назовите отверстия и щели, соединяющие глазницу с полостью черепа.

5. Назовите артерии и нервы проходящие через верхнюю глазничную щель.

6. Какова средняя вместимость орбиты?

7. Назовите оболочки глазного яблока и их составные части.

8. Перечислите функцию фоторецепторов сетчатки и их количество.

9. Какая средняя длина оси глазного яблока?

10. Какие мышцы обеспечивают движение глазного яблока и как иннервируется каждая из них?

11. Перечислите интраокулярные мышцы.

12. На какие части подразделяют зрительный нерв?

13. В какие оболочки одет зрительный нерв?

14. Перечислите магистральные сосуды орбиты.

15. Назовите артерии, входящие в глазное яблоко и перечислите отделы глаза, которые кровоснабжает каждая из них.

16. Перечислите экстраокулярные артерии.

17. В каких направлениях происходит отток крови от глаза, вспомогательного аппарата и орбиты?

18. Перечислите глазодвигательные нервы и укажите мышцы, которые они иннервируют.

19. Чем обеспечивается чувствительная иннервация органа зрения?


ЗАНЯТИЕ 2

 

Тема занятия: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ

(острота и поле зрения, цветоощущение, бинокулярное зрение).

Цель работы: научиться методам исследования функций зрительного анализатора.

Целевые задачи:

1. Освоить метод исследования центрального зрения (острота зрения);

2. Научиться методике исследования периферического зрения (поля зрения);

3. При помощи полихроматической таблицы Рабкина исследовать цветовое зрение (цветовосприятие);

4. Овладеть методами исследования бинокулярного зрения.

Материально-техническое оснащение: аппарат Рота, таблицы для определения остроты зрения у взрослых (Головина-Сивцева) и детей (Орловой), периметр Ферстера, полихроматические таблицы проф. Рабкина, четырехточечный цветотест, таблицы по теме.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Глазные болезни. Под редакцией В.Г.Копаевой. Учебная литература для студентов медицинских институтов. М., 2002. С. 63-83.

2. Офтальмология. Учебник для вузов. Под редакцией Е.А.Егорова. Москва «ГЭОТАР-Медиа». 2008. С. 28-47.

3. Офтальмология. Учебник для студентов медицинских вузов. Е.Е.Сомов. Москва. «Медицинское информационное агентство», 2008. С. 86-101.

 

Вопросы для самоподготовки к практическому занятию:

  1. Назовите основные функции органа зрения.
  2. Какие фоторецепторы сетчатки отвечают за центральное и периферическое зрение?
  3. Дайте определение понятию «центральное зрение».
  4. Формула расчета остроты зрения?
  5. Какова острота зрения у пациента, если он видит первую строку таблицы Головина-Сивцева с расстояния 4, 3, 2, 1, 0,5 м и 10 см.
  6. Дайте определение понятию «поле зрения».
  7. Что такое периметрия?
  8. Что такое кампиметрия?  
  9. Каково значение исследований поля зрения?
  10. Что такое скотома и как ее определить?
  11. Назовите виды скотом.
  12. Что такое слепое пятно?
  13. При какой патологии возникают симметричные дефекты в поле зрения?
  14. Что такое гемианопсия?
  15. Какие бывают виды гемианопсий и о чем они свидетельствуют?
  16. Укажите локализацию патологического процесса при обнаружении гомонимной и гетеронимной гемианопсии.
  17. В чем суть трехкомпонентной теории цветовосприятия?
  18. Назовите основные признаки цвета.
  19. Какие формы нарушений цветового зрения вы знаете?
  20. Что такое бинокулярное зрение?
  21. Как человек видит при наличии монокулярного зрения?
  22. При каких заболеваниях снижается темновая адаптация?

 

Основные этапы деятельности студента

Функции органа зрения исследуются в строгой последователь­ности по степени их практического значения (центральное, пе­риферическое зрение, цветоощущение, бинокулярное зрение). Зрительные функции исследуйте друг у друга, овладевая ме­тодикой работы с приборами.

Задание I. Определите по таблице Головина-Сивцева, помещенную в аппарат Рота, центральное зрение - остроту зрения. Центральное или форменное зрение осуществляется наиболее дифференцированной об­ластью сетчатки - центральной ямкой желтого пятна, местом, где имеются только колбочки. Острота зрения - это способность раз­личать отдельно 2 точки или детали предмета расположенные на минимальном расстоянии.

Остроту зрения исследуют монокулярно, сперва правого глаза, а затем левого, при этом попеременно ладошкой или щитком при­крывают левый и правый глаз. Если один глаз поражен, то внача­ле определяют остроту зрения здорового глаза. Существуют два способа определения остроты зрения:

Первый способ: исследуемого усаживают на стул в 5 метрах от таблицы. При проверке зрения у взрослого человека показ знаков начинают с нижней строки таблицы. Если с расстояния 5 м паци­ент видит оптотипы 10-го ряда, детали которого видны под углом зрения в I угловую минуту, следовательно, острота зрения глаза будет равна одной условной единице. Если самый крупный ряд букв не ви­ден с 5 м, то острота зрения пациента меньше 0,1. Для опреде­ления величины такой низкой остроты зрения пациента подводят ближе к таблице до тех пор, пока он не увидит I ряд, и отмечают рассто­яние, с которого он различил знаки этого ряда. При остроте зре­ния равного 1,0 первый ряд виден с расстояния 50 м (D). Если исследуемый видит его с расстояния 5 м (d), то его острота зре­ния рассчитывается по формуле Снеллена: Vis = d:D = 5м:50м

где D (большое) - расстояние, с которого пациент должен видеть этот ряд, а d (маленькое)- расстояние, с которого пациент видит этот ряд.

Второй способ: вместо букв врач на темном фоне показывает пальцы своей руки и просит пациента сосчитать их. Величина пальцев примерно равна величине букв первой строки таблицы, поэ­тому при остроте зрения в 1,0 пальцы считают с расстояния 50 м (D). Если пациент считает пальцы с другого расстояния (d), то его острота зрения рассчитывается по той же формуле Снеллена. Например, с расстояния 5 м:

Vis  =  d:D=  5м:50м  =  0,1.

С расстояния 0,5 м:

Vis  =  d:D  =  0,5м:50м  =  0,01 и т.д.

Если пациент не может сосчитать пальцы у лица, то проверяют есть ли у него светоощущени е. Свет в глаз нужно направить зеркалом офтальмоскопа со всех сторон. Если исследуемый направление света указывает правильно, то острота зрения у него равна светоощущению с правильной проекцией света, а если неправильно - светоощущение с неправильной проекцией света. Правильная светопроекция указывает на сохранность зрительно-нервного аппара­та. Наличие неправильной (неуверенной) светопроекции чаще все­го свидетельствует о грубых изменениях в сетчатке, проводящих путях или центральном отделе зрительного анализатора.

Если пациент не отличает света от тьмы, то его острота зрения равна нулю.

Как проверяют наличие или отсутствие зрения у новорожденных? Для этого необходимо наблюдать за ребенком и состоянием его глаз. Так, дети 1-й недели жизни считаются зрячими, если у них на освещение отмечаются реакции зрачка на свет и общая двига­тельная реакция. Со 2-й недели у новорожденного появляется кра­тковременное слежение за движущимися предметами. Со 2-го меся­ца жизни ребенок реагирует на грудь матери, в 2-3 месяца узна­ет ее, фиксирует глазами предметы. Незрячий ребенок реагирует только на звуки и запахи.

Следует учесть, что у новорожденного с недостаточным зрени­ем зрительного анализатора острота зрения низкая, она развива­ется постепенно: у новорожденных может быть равна 0,005-0,01; в 3 месяца - 0,05-0,1; 3 года - 0,6-1,0; 7 лет - 0,9-1,0; 8-15 лет -0,9-1,5.

 

Задание 2. Друг у друга исследуйте периферическое зрение, которое характеризуется полем зрения. Поле зрения - это совокупность всех точек пространства, которые одновременно воспринимаются неподвижным глазом. Состояние поля зрения обеспечивает ориен­тацию в пространстве. Оно обеспечивается работой палочек, при этом не различаются цвета, нет четкости изображения. Палочки лучше функционируют при плохом освещении.

Исследование поля зрения необходимо при диагностике ряда глазных и общих заболеваний, особенно заболеваний ЦНС. Иссле­дование поля зрения преследует две цели: определение границ поля зрения и выявление в нем ограниченных участков выпадений, дефектов поля зрения (скотом). Поле зрения каждого глаза исследуется отдельно. Существует несколько методов исследования.

Контрольный метод (метод Донтерса). Исследуемый садится спиной к свету. Поле зрения исследуется монокулярно, поэтому второй глаз закрывают повязкой. Врач находится в 30-40 см пе­ред больным. Он просит больного точно смотреть на его противо­стоящий глаз, другой глаз врач также закрывает. Затем врач показыва­ет любой объект (палец, карандаш), медленно передвигая его с периферии к центру. Нужно следить, чтобы объект все время был на середине расстояния между больным и врачом. Объект передви­гают медленно со всех сторон (по вертикали, горизонтали, сверху, снизу и в косых направлениях). Сущность метода заключа­ется в сравнении поля зрения больного с полем зрения врача (которое должно быть нормальным), и если больной заметил объект позже, чем его увидел врач, то можно считать, что поле зрения уже. Метод Донтерса не точен и позволяет получить лишь самое ориентировочное представление о поле зрения.

Исследование поля зрения на периметре: наиболее распростра­ненным периметром является периметр типа Ферстера. Он состоит из дуги в 180°, радиусом в 30 см и подвижной вокруг горизонта­льной оси. В центре дуги находится белая точка диаметром 2-3 мм, которую фиксирует взглядом больной. На внешней поверхности дуги через каждые 5° нанесены деления. Дуга периметра окрашена в черный цвет. Исследуемый глаз должен помещаться в центре ду­ги периметра на одном уровне с центральной фиксационной точкой. Для этого перед дугой периметра установлена подставка с двумя углублениями. Подбородок исследуемого помещают в правое углуб­ление при исследовании левого глаза и в левое при исследовании правого глаза. При этом полулунная вырезка, укрепленная на вер­хнем конце подставки, должна несколько прижиматься к нижнему краю орбиты исследуемого глаза. По дуге от периферии к центру медленно ведут белый объект.

Исследуемого просят сказать, когда он увидит появление или исчезновение объекта, соответственно этому отмечают градус на дуге периметра. Исследуют поле зрения обычно по 8 меридианам: по вертикали кверху и книзу, по горизонтали кнаружи и кнутри и в двух косых меридианах – кверху-кнутри и книзу-кнаружи, кверху- кнаружи и книзу-кнутри. Результаты измерения поля зрения заносятся на схему, на которой изображены нормальные границы поля зрения. В среднем они следующие: кверху 55, кверху-кнару­жи 65, кнаружи 90, книзу-кнаружи 95, книзу 70, книзу-кнутри 45, кнутри 55, кверху-кнутри 50. Подобным методом исследуют поле зре­ния на цвета красный, синий, зеленый.

Существует естественное ограничение поля зрения, связанное с окружающими частями глаза. Это надбровная дуга, нос, щека. Различная степень выраженности окружающих глаз частей может соответственно сужать поле зрения, что надо учитывать при оце­нке результатов измерения. Необходимо сказать, что получаемое при исследовании поле зрения является обратной проекцией. Сле­довательно, наружная часть поля зрения отображает внутреннюю часть сетчатки, верхняя часть поля зрения - нижнюю часть сет­чатки и т.д.

Кампиметрия - исследование центрального поля зрения на плоскости. С помощью этого метода можно наиболее точно определить размеры слепого пятна (место выхода 3Н), центральные и парацентральные скотомы (дефекты), расположенные в пределах 30° от точки фиксации. Кампиметрическим методом можно найти и ангиоскотомы, т.е. те части на сетчатке, по которым проходят сосу­ды.

Все изменения в поле зрения, которые могут быть найдены при различных методах исследования, можно разделить на три основные группы:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.012 с.)