Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Врачей - интернов и врачей общей практикиСтр 1 из 19Следующая ⇒
РУКОВОДСТВО К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ОФТАЛЬМОЛОГИИ для студентов медицинского института, Врачей - интернов и врачей общей практики
специальность: 060103 «Педиатрия»
Рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для врачей-интернов, врачей общей практики и студентов, обучающихся по специальности 060103.65 «Педиатрия» вузов региона. (Протокол № 4 от 27.04.2012 г.)
Якутск 2013 Рецензенты: Борисов А.И. – д-р мед. наук, профессор кафедры офтальмологии ГОУ ИПК ФМБА РФ; Щуко А.Г. - д-р мед наук, профессор, заведующий кафедрой глазных болезней ГОУ ДПО Иркутского ГИДУВа.
Составитель: Поскачина Т.Р. – кандидат мед. наук, доцент, заведующий курса офтальмологии медицинского института ГОУ ВПО «Якутского государственного университета имени М.К.Аммосова».
Офтальмология- наука о глазных болезнях, их лечении и профилактике. Настоящее руководство составлено с учетом перестройки учебного процесса, предусматривающий количество аудиторных учебных часов и самостоятельной работы студентов в аудитории, у постели больного и с литературой. Предмет «Офтальмология» включает в себя 2 основных раздела: 1. изучение обязательных, а также дополнительных методов обследования офтальмологического больного и 2. усвоение начальных элементов клинического мышления – в виде анализа симптомов, их совокупности как признака той или иной патологии. В руководстве представлены алгоритмы подготовки студентов к практическим занятиям, курации офтальмологически больных, оказания неотложной глазной помощи, перечень терминов и симптомов, лекарственных средств, показанных к использованию в лечении больных с различными формами глазной патологии, список литературы, темы рефератов, экзаменационные вопросы, типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации по специальности «Педиатрия». Руководство предназначено для студентов медицинского института, врачей – интернов. Мы считаем, что руководство будет полезно также семейным врачам. В условиях прохождения большого потока первичных пациентов и дефицита времени врачу требуется для принятия быстрого и верного решения держать в голове массу сведений о глазной патологии, а также о патологии других органов и систем, сопровождающиеся симптомами поражения глаз. Это возможно при четком знании азов офтальмологии, умении не только смотреть, но и видеть, различать норму от патологии.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
практики в офтальмологию. Анатомия органа зрения. 4 стр.
зрения, цветоощущение, бинокулярное зрение). 5 стр.
ваниях. 68 стр. 12. Занятие 12: Оказание неотложной глазной помощи (работа в офтальмо- логической поликлинике, стационаре). 76 стр. 13. Лекарственные средства, показанные к использованию для лечения больных с различными формами глазной патологии. 81 стр.
14. Литература по офтальмологии. 88 стр. 15. Темы рефератов. 92 стр.
ЗАНЯТИЕ 1. Тема занятия: ВВЕДЕНИЕ В ОФТАЛЬМОЛОГИЮ. СОВРЕМЕННЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ И ПРАКТИКИ В ОФТАЛЬМОЛОГИИ. АНАТОМИЯ ОРГАНА ЗРЕНИЯ. Цель работы: ознакомиться с современными достижениями науки и практики в офтальмологии в мире, России, Республики Саха (Якутия), проблемами офтальмологии в РС(Я). Разобрать анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора, глазного яблока. Материально-техническое оснащение: таблицы по теме анатомия зрительного анализатора, муляжи глазного яблока, черепа. ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Глазные болезни. Под редакцией В.Г.Копаевой. Учебная литература для студентов медицинских институтов. М., 2002. С. 10-62. 2. Офтальмология. Учебник для вузов. Под редакцией Е.А.Егорова. Москва «ГЭОТАР- Медиа». 2008. С. 4-28. 3. Офтальмология. Учебник для студентов медицинских вузов. Е.Е.Сомов. Москва. «Медицинское информационное агентство», 2008. С. 13-67. Дополнительная: 1. Анатомия глаза и его придаточного аппарата. С.Ю.Петров под ред. С.Э.Аветисова. 2003. 2. Анатомия и физиология зрительного анализатора, Н.Н.Раткина. 2008. Вопросы для самоподготовки к практическому занятию:
1. Назовите отделы зрительного анализатора и составляющие каждого из них. 2. Перечислите с чем граничит каждая из стенок глазницы. 3. Какими стенками ограничена орбита и какие структуры их формируют? 4. Назовите отверстия и щели, соединяющие глазницу с полостью черепа. 5. Назовите артерии и нервы проходящие через верхнюю глазничную щель. 6. Какова средняя вместимость орбиты? 7. Назовите оболочки глазного яблока и их составные части. 8. Перечислите функцию фоторецепторов сетчатки и их количество. 9. Какая средняя длина оси глазного яблока? 10. Какие мышцы обеспечивают движение глазного яблока и как иннервируется каждая из них? 11. Перечислите интраокулярные мышцы. 12. На какие части подразделяют зрительный нерв? 13. В какие оболочки одет зрительный нерв? 14. Перечислите магистральные сосуды орбиты. 15. Назовите артерии, входящие в глазное яблоко и перечислите отделы глаза, которые кровоснабжает каждая из них. 16. Перечислите экстраокулярные артерии. 17. В каких направлениях происходит отток крови от глаза, вспомогательного аппарата и орбиты? 18. Перечислите глазодвигательные нервы и укажите мышцы, которые они иннервируют. 19. Чем обеспечивается чувствительная иннервация органа зрения?
ЗАНЯТИЕ 2
ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Глазные болезни. Под редакцией В.Г.Копаевой. Учебная литература для студентов медицинских институтов. М., 2002. С. 63-83. 2. Офтальмология. Учебник для вузов. Под редакцией Е.А.Егорова. Москва «ГЭОТАР-Медиа». 2008. С. 28-47.
3. Офтальмология. Учебник для студентов медицинских вузов. Е.Е.Сомов. Москва. «Медицинское информационное агентство», 2008. С. 86-101.
Вопросы для самоподготовки к практическому занятию:
Основные этапы деятельности студента Функции органа зрения исследуются в строгой последовательности по степени их практического значения (центральное, периферическое зрение, цветоощущение, бинокулярное зрение). Зрительные функции исследуйте друг у друга, овладевая методикой работы с приборами. Задание I. Определите по таблице Головина-Сивцева, помещенную в аппарат Рота, центральное зрение - остроту зрения. Центральное или форменное зрение осуществляется наиболее дифференцированной областью сетчатки - центральной ямкой желтого пятна, местом, где имеются только колбочки. Острота зрения - это способность различать отдельно 2 точки или детали предмета расположенные на минимальном расстоянии. Остроту зрения исследуют монокулярно, сперва правого глаза, а затем левого, при этом попеременно ладошкой или щитком прикрывают левый и правый глаз. Если один глаз поражен, то вначале определяют остроту зрения здорового глаза. Существуют два способа определения остроты зрения: Первый способ: исследуемого усаживают на стул в 5 метрах от таблицы. При проверке зрения у взрослого человека показ знаков начинают с нижней строки таблицы. Если с расстояния 5 м пациент видит оптотипы 10-го ряда, детали которого видны под углом зрения в I угловую минуту, следовательно, острота зрения глаза будет равна одной условной единице. Если самый крупный ряд букв не виден с 5 м, то острота зрения пациента меньше 0,1. Для определения величины такой низкой остроты зрения пациента подводят ближе к таблице до тех пор, пока он не увидит I ряд, и отмечают расстояние, с которого он различил знаки этого ряда. При остроте зрения равного 1,0 первый ряд виден с расстояния 50 м (D). Если исследуемый видит его с расстояния 5 м (d), то его острота зрения рассчитывается по формуле Снеллена: Vis = d:D = 5м:50м
где D (большое) - расстояние, с которого пациент должен видеть этот ряд, а d (маленькое)- расстояние, с которого пациент видит этот ряд. Второй способ: вместо букв врач на темном фоне показывает пальцы своей руки и просит пациента сосчитать их. Величина пальцев примерно равна величине букв первой строки таблицы, поэтому при остроте зрения в 1,0 пальцы считают с расстояния 50 м (D). Если пациент считает пальцы с другого расстояния (d), то его острота зрения рассчитывается по той же формуле Снеллена. Например, с расстояния 5 м: Vis = d:D= 5м:50м = 0,1. С расстояния 0,5 м: Vis = d:D = 0,5м:50м = 0,01 и т.д. Если пациент не может сосчитать пальцы у лица, то проверяют есть ли у него светоощущени е. Свет в глаз нужно направить зеркалом офтальмоскопа со всех сторон. Если исследуемый направление света указывает правильно, то острота зрения у него равна светоощущению с правильной проекцией света, а если неправильно - светоощущение с неправильной проекцией света. Правильная светопроекция указывает на сохранность зрительно-нервного аппарата. Наличие неправильной (неуверенной) светопроекции чаще всего свидетельствует о грубых изменениях в сетчатке, проводящих путях или центральном отделе зрительного анализатора. Если пациент не отличает света от тьмы, то его острота зрения равна нулю. Как проверяют наличие или отсутствие зрения у новорожденных? Для этого необходимо наблюдать за ребенком и состоянием его глаз. Так, дети 1-й недели жизни считаются зрячими, если у них на освещение отмечаются реакции зрачка на свет и общая двигательная реакция. Со 2-й недели у новорожденного появляется кратковременное слежение за движущимися предметами. Со 2-го месяца жизни ребенок реагирует на грудь матери, в 2-3 месяца узнает ее, фиксирует глазами предметы. Незрячий ребенок реагирует только на звуки и запахи. Следует учесть, что у новорожденного с недостаточным зрением зрительного анализатора острота зрения низкая, она развивается постепенно: у новорожденных может быть равна 0,005-0,01; в 3 месяца - 0,05-0,1; 3 года - 0,6-1,0; 7 лет - 0,9-1,0; 8-15 лет -0,9-1,5.
Задание 2. Друг у друга исследуйте периферическое зрение, которое характеризуется полем зрения. Поле зрения - это совокупность всех точек пространства, которые одновременно воспринимаются неподвижным глазом. Состояние поля зрения обеспечивает ориентацию в пространстве. Оно обеспечивается работой палочек, при этом не различаются цвета, нет четкости изображения. Палочки лучше функционируют при плохом освещении.
Исследование поля зрения необходимо при диагностике ряда глазных и общих заболеваний, особенно заболеваний ЦНС. Исследование поля зрения преследует две цели: определение границ поля зрения и выявление в нем ограниченных участков выпадений, дефектов поля зрения (скотом). Поле зрения каждого глаза исследуется отдельно. Существует несколько методов исследования. Контрольный метод (метод Донтерса). Исследуемый садится спиной к свету. Поле зрения исследуется монокулярно, поэтому второй глаз закрывают повязкой. Врач находится в 30-40 см перед больным. Он просит больного точно смотреть на его противостоящий глаз, другой глаз врач также закрывает. Затем врач показывает любой объект (палец, карандаш), медленно передвигая его с периферии к центру. Нужно следить, чтобы объект все время был на середине расстояния между больным и врачом. Объект передвигают медленно со всех сторон (по вертикали, горизонтали, сверху, снизу и в косых направлениях). Сущность метода заключается в сравнении поля зрения больного с полем зрения врача (которое должно быть нормальным), и если больной заметил объект позже, чем его увидел врач, то можно считать, что поле зрения уже. Метод Донтерса не точен и позволяет получить лишь самое ориентировочное представление о поле зрения. Исследование поля зрения на периметре: наиболее распространенным периметром является периметр типа Ферстера. Он состоит из дуги в 180°, радиусом в 30 см и подвижной вокруг горизонтальной оси. В центре дуги находится белая точка диаметром 2-3 мм, которую фиксирует взглядом больной. На внешней поверхности дуги через каждые 5° нанесены деления. Дуга периметра окрашена в черный цвет. Исследуемый глаз должен помещаться в центре дуги периметра на одном уровне с центральной фиксационной точкой. Для этого перед дугой периметра установлена подставка с двумя углублениями. Подбородок исследуемого помещают в правое углубление при исследовании левого глаза и в левое при исследовании правого глаза. При этом полулунная вырезка, укрепленная на верхнем конце подставки, должна несколько прижиматься к нижнему краю орбиты исследуемого глаза. По дуге от периферии к центру медленно ведут белый объект. Исследуемого просят сказать, когда он увидит появление или исчезновение объекта, соответственно этому отмечают градус на дуге периметра. Исследуют поле зрения обычно по 8 меридианам: по вертикали кверху и книзу, по горизонтали кнаружи и кнутри и в двух косых меридианах – кверху-кнутри и книзу-кнаружи, кверху- кнаружи и книзу-кнутри. Результаты измерения поля зрения заносятся на схему, на которой изображены нормальные границы поля зрения. В среднем они следующие: кверху 55, кверху-кнаружи 65, кнаружи 90, книзу-кнаружи 95, книзу 70, книзу-кнутри 45, кнутри 55, кверху-кнутри 50. Подобным методом исследуют поле зрения на цвета красный, синий, зеленый. Существует естественное ограничение поля зрения, связанное с окружающими частями глаза. Это надбровная дуга, нос, щека. Различная степень выраженности окружающих глаз частей может соответственно сужать поле зрения, что надо учитывать при оценке результатов измерения. Необходимо сказать, что получаемое при исследовании поле зрения является обратной проекцией. Следовательно, наружная часть поля зрения отображает внутреннюю часть сетчатки, верхняя часть поля зрения - нижнюю часть сетчатки и т.д. Кампиметрия - исследование центрального поля зрения на плоскости. С помощью этого метода можно наиболее точно определить размеры слепого пятна (место выхода 3Н), центральные и парацентральные скотомы (дефекты), расположенные в пределах 30° от точки фиксации. Кампиметрическим методом можно найти и ангиоскотомы, т.е. те части на сетчатке, по которым проходят сосуды. Все изменения в поле зрения, которые могут быть найдены при различных методах исследования, можно разделить на три основные группы:
ЗАНЯТИЕ 3. И ЕГО ПРИДАТКОВ. Цель работы: научиться специфике и последовательности обследования офтальмологического больного. Целевые задачи: 1. Освоить методы исследования переднего отдела глаза с помощью метода бокового освещения; 2. Изучить прозрачные среды глаза с помощью осмотра в проходящем свете; 3. Исследовать глазное дно методом обратной и прямой офтальмоскопии; 4. Освоить методику биомикроскопии глаза; 5. Овладеть методами исследования внутриглазного давления и выстояния глазных яблок из глазницы. Материально-техническое оснащение: настольная лампа, офтальмоскоп, собирающие линзы 13Д и 20Д, бинокулярная лупа, щелевая лампа, экзоофтальмометр, тонометр Маклакова, лекарственные препараты, пипетки, перевязочный материал, дез. раствор для обработки рук.
ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Глазные болезни. Под редакцией В.Г. Копаевой. Учебная литература для студентов медицинских институтов. М., 2002. С. 129-152. 2. Офтальмология. Учебник для вузов. Под редакцией Е.А.Егорова. Москва «ГЭОТАР-Медиа». 2008. С.48-64. 3. Офтальмология. Учебник для студентов медицинских вузов. Е.Е.Сомов. Москва. «Медицинское информационное агентство», 2008. С. 68-85.
Вопросы для самоподготовки к практическому занятию:
Основные этапы деятельности студента Осмотр органа зрения требует строгой систематичности и последовательности, по принципу анатомического расположения отдельных частей органа зрения. Исследованию органа зрения предшествует собирание подробного анамнеза болезни, жизни, работы, сопутствующих заболеваний. Далее орган зрения и придаточный аппарат глаза студенты исследуют друг у друга, овладевая методикой работы с приборами. В карте пациента записывается объективное состояние каждого глаза отдельно. Сначала посистемно описывается правый глаз вне зависимости от того, какой глаз болен. Задание 1. В затемненной комнате подготовить рабочее место для исследования: настольную лампу, офтальмоскоп, бинокулярную лупу собирающие линзы в 13Д и 20Д. Задание 2. Лицо исследуемого должно быть хорошо освещено, для этого свет от лампы направить на лицо больного (лампа устанавливается на уровне глаз исследуемого и слева от него), а врач должен расположиться сбоку от источника света. Указывается форма и величина глазной щели. Обращают внимание на положение глазных яблок в орбите. Возможно смещение глаза к передней части (экзофтальм), чаще наблюдается при ретробульбарных кровоизлияниях, опухолях (величина выстояния глаза определяется экзоофтальмометром (см. пункт 10). Смещение глаза назад (энофтальм) наблюдается при повреждении костей орбиты, синдроме Горнера (птоз, миоз, энофтальм). Проверяют объем движений глазного яблока. Для этого обследуемый фиксирует двигающийся во всех направлениях палец врача при неподвижном положении головы. Так выявляется парез отдельных глазодвигательных мышц, обнаруживают нистагм при крайних отведениях глазных яблок, преобладание той или иной группы мышц. Кроме того, создается представление о величине глазных яблок (буфтальм, микрофтальм), расположении глазного яблока в пределах глазной щели (правильное или имеется отклонение зрительной оси в градусах по Гиршбергу - косоглазие), проверяется активная и пассивная подвижность глаз. Обращают внимание на состояние век. Может быть врожденная или приобретенная колобома век (дефект), сращение их врожденное или в результате грубого рубцового процесса, заворот, выворот. Нередко можно видеть врожденное или приобретенное опущение век (птоз). Возможны изменения со стороны кожи век (гиперемия, подкожное кровоизлияние, отек, инфильтрация или нормальная окраска) и краев век (не изменен, гиперемирован, утолщен, чешуйки и корочки у основания ресниц, изъязвления, кисты и др.). Смыкание век (полное, частичное), частота и амплитуда миганий, амплитуда движений верхнего века и состояние верхней орбито-пальпебральной борозды. При осмотре обращают внимание на правильность роста ресниц. При язвенном блефарите, трахоме, хроническом мейбомиите может наблюдаться неправильный рост ресниц (трихиаз), облысение краев век (мадароз). О состоянии слезоотводящих путей следует судить по выраженности слезных точек, их положению, наличию отделяемого из них при надавливании на область слезных канальцев (каналикулит) или слезного мешка (дакриоцистит). Осмотр слезной железы (пальпебральной ее части) осуществляется путем оттягивания верхнего века кверху, при этом обследуемый должен смотреть на кончик своего носа. При некоторых острых и хронических воспалительных процессах (дакриоадените) железа может быть увеличена. Задание 4. Для исследования состояния слизистой оболочки век и переднего отдела глаза (слизистой оболочки глазного яблока, склеры, роговой оболочки, передней камеры глаза, радужной оболочки, зрачка), а также хрусталика используют метод фокального или бокового освещения. Исследование производят в затемненном помещении, лампу помещают слева и спереди от больного. Врач освещает глазное яблоко пациента, отбрасывая от лампы фокусирующий пучок света на отдельные участки его с помощью линзы в 13Д или 20Д. Слизистая оболочка нижнего века становится доступной для осмотра при оттягивании края века книзу, пациент при этом должен смотреть вверх. При осмотре слизистой оболочки следует обращать внимание на все ее части (хрящевую, область переходной складки и нижней половины глазного яблока). Отмечается ее состояние (в норме бледно-розовая, тонкая, гладкая, блестящая, отделяемого нет). Определяют цвет, поверхность (фолликулы, сосочки, полипозные разрастания), подвижность, просвечивание протоков мейбомиевых желез, наличие отечности, инфильтрации, рубцовых изменений, инородных тел, пленок, отделяемого и т.д. Чтобы тщательно осмотреть конъюнктиву верхнего века, необходимо вывернуть его, пациента просят посмотреть вниз и большим пальцем левой руки оттягивают веко кверху так, чтобы ресничный край века отошел от глазного яблока. Большим и указательным пальцами правой руки захватывают его ближе к основанию ресниц и стараются поднять край века кверху, в то время как большим или указательным пальцем левой руки отдавливают верхний край хряща книзу. Слизистую оболочку глазного яблока также следует осматривать при фокальном освещении. Сквозь слизистую оболочку глаза обычно просвечивает белая или голубоватая склера. Задание 5. Для более детального осмотра глазного яблока пользуются также комбинированным методом исследования. Он заключается в осмотре освещенного места (при помощи лупы в 13Д) через сильную лупу в 20Д, служащую увеличительным стеклом, при боковом освещении глаза. Вместо второй лупы можно использовать бинокулярную, дающую увеличение в 6-10 раз. При исследовании роговицы фиксируют внимание на ее размерах, форме, прозрачности и т.д. Необходимо исследовать ее чувствительность, которая определяется истонченным концом кусочка ваты, при прикосновении ею к роговице вызывается защитный рефлекс (смыкание век, отдергивание), называемый роговичным рефлексом. В норме роговица средней величины (размер необходимо измерить линейкой), прозрачна, сферична, зеркальна, чувствительность высокая, сосуды отсутствуют. При наличии помутнений отметить, свежие они или старые, их характеристики и локализацию. Для обнаружения дефектов эпителия роговицы производят инситилляцию I капли 1% раствора флюоресцеина в конъюнктивальный мешок. Краска легко окрашивает эрозированные места в изумрудно-зеленый цвет. Затем исследуют переднюю камеру глаза. Фиксируют внимание на ее глубине, прозрачности влаги, наличие в ней крови, экссудата. В норме глубина передней камеры может быть средней, глубокой, мелкой или полностью отсутствовать. Содержимое ее – прозрачное, мутное, гипопион, гифема. При осмотре радужной оболочки определяют ее цвет (наличие гетерохромии), исследуют пигментную бахромку по краю зрачка. Исследование зрачка начинают с определения его формы, размера (определяется линейкой), прямой и содружественной реакции на свет. Разная ширина зрачков левого и правого глаза (анизокория) - нередко явление патологическое. Прямая реакция на свет проверяется путем наведения на него пучка света с помощью линзы или офтальмоскопа. При этом исследуемый глаз плотно закрывают ладонью. Зрачковая реакция считается "живой", если под влиянием света зрачок быстро и отчетливо суживается и "вялой", если реакция зрачка замедленная и недостаточна. Изменение прямой зрачковой реакции может зависеть от нарушения проводимости двигательного нисходящего пути рефлекса или от нарушений в области соединения оптического и двигательного пути. Исследуя содружественную реакцию зрачка, освещают офтальмоскопом один глаз, следя за реакцией зрачка другого глаза. В заключении проверяют реакцию зрачков на установку на близкое расстояние, проходящую при участии аккомодации и конвергенции. Для этого пациента просят фиксировать предмет, постепенно приближающийся к глазам, и следят за реакцией зрачков, которые при этом суживаются, а при отдалении предмета – зрачки расширяются. При поражении двигательного пути рефлекса реакция зрачков отсутствует. Могут отмечаться такие изменения, как передние и задние синехии (спайки), неоваскуляризация (рубеоз), иридодонез (дрожание), а также врожденные изменения, как смещение зрачка (корэктопия) или много зрачков (полиопия), а при иридодиализе (отрыве радужки у её корня) - изменение формы зрачка.
Задание 6. Глубокие среды глаза - хрусталик и стекловидное тело исследуют в проходящем свете с помощью офтальмоскопа. Источник света располагают слева и позади пациента, врач садится напротив. С помощью офтальмоскопического зеркала, помещенного перед правым глазом исследователя, с расстояния 20-30 см в зрачок обследуемого глаза направляют пучок света. Исследователь рассматривает зрачок через отверстие офтальмоскопа. Отражение от глазного дна (преимущественно от сосудистой оболочки) лучи обуславливают красное свечение зрачка, особенно четко наблюдаемое, если он расширен. В случаях, когда преломляющие среды глаза прозрачны, рефлекс с глазного дна бывает равномерно красный, яркий. Различные препятствия на пути прохождения светового пучка, т.е. помутнение сред, задерживают часть отраженных от глазного дна лучей, и на фоне красного зрачка эти помутнения видны как темные пятна разнообразной формы и величины. Изменения в роговице можно легко исключить при осмотре с помощью бокового освещения. Помутнение хрусталика и стекловидного тела дифференцируются довольно легко. При перемещении глазного яблока темные пятна на фоне красного зрачка, связанные с помутнением хрусталика, перемещаются относительно центра зрачка (явление паралакса, т.е. различного смещения помутнений вокруг какой-либо точки, в данном случае точка находится в центре зрачка). Те помутнения, которые расположены в передних слоях хрусталика, смещаются в направлении движения глаза, расположенные в задних отделах - в обратном направлении. Помутнения передних отделов хрусталика достаточно четко бывают видны и при боковом освещении. Изменения стекловидного тела выглядят несколько иначе. Чаще всего они напоминают темные тяжи, хлопья, которые продолжают перемещаться после остановки взора. При значительном изменении стекловидного тела вследствие воспаления сосудистого тракта или кровоизлияния рефлекс с глазного дна становится тусклым или отсутствует. Задание 7. Исследование глазного дна осуществляется методом офтальмоскопии. Это один из важнейших методов исследования органа зрения, позволяющий судить о состоянии сетчатки, ее сосудов, сосудистой оболочки и зрительного нерва (ЗН). Наиболее широко применяется метод офтальмоскопии в обратном виде. Исследование производят в затемненной комнате. Офтальмоскопическое зеркало устанавливают перед правым глазом исследователя, сидящего на расстоянии 40-50 см от обследуемого. Источник света располагается позади и слева от пациента, как и при осмотре в проходящем свете. После получения равномерного свечения зрачка исследователь ставит лупу в 13Д в 7-8 см перед глазом пациента, упираясь пальцами в его лоб. Необходимо при этом следить, чтобы зрачок исследователя, отверстие зеркала, центр лупы и зрачок обследуемого находились на одной линии. Действительное обратное и увеличенное примерно в 5 раз изображение глазного дна видно висящим в воздухе на расстоянии 7 см перед лупой. Для рассмотрения большей области глазного дна зрачок пациента расширяют 1% раствором мидриацила. Осмотр глазного дна начинают с наиболее заметной части его диска зрительного нерва (ДЗН). Т.к. он расположен кнутри от заднего полюса глаза, то при офтальмоскопии его можно увидеть при повороте глазного яблока на 12-15° к носу. На красном фоне глазного дна ДЗН представляется бледно-розовым, слегка овальным образованием с четкими границами. Кровоснабжение носовой половины его лучше, поэтому цвет ее более яркий. В центре ДЗН имеется беловатая сосудистая воронка (физиологическая экскавация). Цвет, контуры и ткань ДЗН изменяются при воспалительных, застойных явлениях, атрофии ЗН, при поражении сосудистой оболочки и многих общих заболеваниях. Обращают внимание на состояние сосудов сетчатки, выходящих из середины ДЗН, на их калибр, цвет, ширину рефлексной полосы, располагающейся вдоль просвета более крупных артерий и вен. Калибр сосудов (у здоровых людей соотношение калибра артерий и вен 2:3) изменяется как при ряде заболеваний глаза, так и многих общих заболеваниях, в частности, артериальной гипертонии, гипотонии, эндартериите, заболеваниях почек, сахарном диабете и т.д. Наиболее важной частью сетчатки в функциональном отношении является желтое пятно. Пациент должен смотреть прямо на зеркало офтальмоскопа. Желтое пятно при обратной офтальмоскопии представляется в виде темно-красного овала, окруженного блестящей полоской - макулярным рефлексом, образуемым за счет сетчатки по краю желтого тела. В центре обычно видна блестящая светлая точка - рефлекс от центральной ямки, фовеолярный рефлекс. Периферию глазного дна вплоть до зубчатой линии осматривают при различных направлениях взора пациента. Рисунок и цвет глазного дна во многом зависят от содержания пигмента в пигментном эпителии сетчатки и сосудистой оболочке. Чаще глазное дно бывает равномерно окрашенным в красный цвет, за счет просвечивания сосудистой оболочки через прозрачную сетчатку, и на нем отчетливо видны сосуды сетчатки. При меньшем содержании пигмента в пигментном эпителии сетчатки становятся видны сосуды сосудистой оболочки. Чем меньше пигмента на глазном дне, тем более светлым оно представляется вследствие просвечивания склеры. С возрастом тон глазного дна изменяется от бледно-розового до темно-красного. Для более тщательного изучения изменений глазного дна и достижения большего увеличения прибегают к офтальмоскопии в прямом виде. С этой целью используют электрический офтальмоскоп, снабженный собственной осветительной системой. Увеличение при этом достигается в 13-15 раз.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.068 с.) |