Легенды, связанные с появлением названий некоторых поселений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Легенды, связанные с появлением названий некоторых поселений



Супонево.

Ходит легенда, что своим названием село Супонево обязано царю Петру I. Как-то, когда он проезжал по этим местам, у его коренной лошади будто бы оборвалась на хомуте супонь. Он зашел в крестьянскую хату и попросил хозяина помочь ему. В один миг мужик свил из пеньки супонь. Она была так прочна, что государь не мог ее порвать. Он был очень доволен, а селение в честь этого повелел назвать Супонево.

Бытует и другая легенда: будто кто-то у Петра Великого из упряжи супонь стащил, а он разгневался и приказал всех мужиков, от мала до стара, батогами пороть, да еще и супонивцами назвал. Таковы два вымысла. Первая легенда кажется супоневцам более правдоподобной.

Добрунь.

Село это древнее. Много веков тому назад поселился на высоком берегу Десны старик, угрюмый на вид, по прозвищу Добрь. Была у него дочка Десняночка -  прекрасная и тихая, как ясное солнышко. И голос у нее был дивный. Пела песни, заслушаешься. Не один парень заглядывался на нее. Любовался ею и князь Черниговский. Но вскоре он погиб: замучили его в орде татарской.

Вскоре хлынуло монголо-татарское войско на землю русскую. Разорили многие города, сожгли села. Подошли и к Добруни. Видит Темник на берегу Десны красавицу в белом одеянии с венком на голове. Заворожила она его и воинов песней. Они ближе к ней, а она все дальше и дальше в лес. Ведет врагов девушка песней, своей красотой, как волшебством. Кончился лес, открылся луг. С виду луг, а под ним трясина. Еще обворожительней запела красавица песню. Каждый из вражеских воинов стремится захватить ее в полон. Бросились за ней враги, да как один и утонули в трясине. Погибли враги, погубила себя и красавица.

Такова легенда о прекрасной девушке из былинной Добруни. До наших дней сохранился на лесной поляне омуток, а из него струится речушка. Зовут ее Десняночка.

Уты.

На Десне расположено древнее село Уты. Сегодняшние Уты — это несколько населенных пунктов, почти сливших друг с другом как: села Мирковы Уты и Удельные Уты, деревни Саврасовка, Лбы, Павловка…

Церковь в с. Уты
Местные жители рассказывают легенду. Давным-давно якобы барин разводил много уток, от которых буквально кишела местная речушка. И прозвали ее Утянка, а отсюда и Уты. Правомерно ли такое объяснение появления названия?

Несогласие с легендой, рассказывающей о «Уты», выражает учитель истории средней школы Удельные Уты М.Д. Курашин. «В эту легенду можно было бы поверить, она близка к истине, ведь названия гидронимов самые устойчивые. Но, по архивным данным, эта речка имеет совсем другие названия: Вобрянка, Выдрянка. Возможно, что в одно время произошло изменение названий, но когда - установить не удалось,» -  пишет местный энтузиаст - краевед в районной газете. М. Курашин выдвигает другую гипотезу: слово «уты» ассоциируется со словом анты, так называли древних славян.

Брянский ученый Г. И. Стафеев в статье «Размышления на Канарском Мосту», опубликованной в областной газете «Брянский рабочий» в ноябре 1991 года, пишет, что «во второй половине прошлого века лингвисты пришли к выводу, что слово «уты» означает анты...»

 


Кудеяров курган

Старинное село Лопушь протянулось длинной улицей вдоль Десны. Станешь на высоком берегу реки, и перед тобой открываются, дали, простор, голубизна. Красота.

Как выглядело наше село? Ниже церкви - урочища. По луговой части: Зажова, малая и большая, озера. Старое озеро год от году зарастает

и заплывает. Криница – озеро, в нем вода очень прозрачна. Урочище Репище.

Кудеяров курган
Урочища: Суходоль, Сыть, большая и малая Стрелицы, Васильевский угол идут из Почепской дороги. Там есть и доселе колодец под названием Разбойнический. Предание гласит, что здесь некогда был убит разбойник Василий.

А вот что пишут «Ведомости» об археологических памятниках того периода. «По полевой: замечательно урочище под названием Городище, менее чем одна четверть версты от церкви на юг, - это огромный насыпной курган, на котором, по народному сказанию, в древности атаман разбойников Кудеяр имел стан…

— Говорят, отвечал старик, значительно понизив голос, что в тех курганах золото, серебро, да камни самоцветные, да свечи восковые, те Кудеяры понакладывали, да теми курганами все золото, серебро подсыпали...

— Находили эти клады?

— Нет, не слыхал я, чтоб те клады кому в руки дались: их достать никак нельзя.

— Отчего же?

— С большими заклятиями положены.

— Будто теперь никто уж и не знает заклятий?

— Видно, мало знающих.

— А никто не пытался достать эти клады?

— Как не пытался? Как пойдешь к Погару, Бугаевка тебе на пути будет... так бугаевский барин все имение на клады истратил, так и умер: ни единого клада не нашел...”

Вот такой диалог состоялся в ХIХ веке у фольклориста-этнографа П. И. Якушкина, совершавшего путешествие пешком по Орловской и Черниговской губерниям, с местным старожилом. А вот еще о Кудеяре:

И было двенадцать разбойников.

Был Кудеяр — атаман,

Много разбойники пролили

Крови честных христиан, -

Вид на Десну с Кудеярова кургана
 писал Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо”. Так кто же он, Кудеяр? Кто такие Кудеяры?

 «Жил Кудеяр в Кривом лесу. На меловых горах у него выстроены были каменные подвалы; теперь они уже обвалились, но у десны и далее видна яма, где разбойники на это дело обжигали кирпичи. Сам Кудеяр с молодцами жил в куренках, а в подвалах навалено было всякое добро, что грабил он у бояр на большой дороге в Кривом лесу. Никому не было от Кудеяра пропуска.

По соснам у него сидели разбойники и подавали свист, когда была добыча. Бояре ездили с большой дворнею: но не всякий раз удавалось им проехать благополучно, разве не было дома самого Кудеяра. Разбойники делали так: поведут на высокий обрыв, посадят на вилы, спустят вилы к Десне, раскачивают их, да и приговаривают: “Не мы тебя бьем, а вилы; не

мы тебя губим, а десна-река!»

Здесь, в Брянском уезде, и сложил свою голову Кудеяр, — гласит предание. А было это давным-давно.»


Нилов источник

Сколько раз приходилось бывать в древнем Трубчевске, доводилось пить воду из родника, что возле Соборной горы. А вот историю происхождения названия Нилова источника узнать пришлось значительно позднее.

В начале XVI века в пещере жил преподобный Нил Столбенский - Чудотворец. Нил - монах, выходец из крестьянской благочестивой семьи Новгородской Епархии. В монастыре Саввы Крыпецкого, близ Пскова, он в 1505 году принял монашество. Жил затем в Киево-Печерской лавре. Отсюда святой подвижник на челне приплыл в древний Трубчевск.

Нилов источник
Поселился он в выкопанной им пещере в крутом склоне над Десной. Пещера была для него и домашней церковью. Рядом был источник воды, родник. Нил жил молитвами.

«Нил! Нил! Иди на озеро Семигер. Там на острове Столбенском ты найдешь свое постоянное место», - услышал он однажды голос божий.

И Нил ушел из Трубчевска, найдя себе пристанище на тверской земле. С тех пор родилось поверье о целебной воде Нилова источника. Над Ниловым родником в ХIХ веке была воздвигнута трехглавая часовня. В ней разместили иконы. Посередине, над источником, был поставлен деревянный сруб.

Нилов источник
«По Указу Его Императорского Величества Александра III сея часовня разрешена Святейшим Синодом при Епископе Симоне, при блаженном Николае Аракине.

Часовня на источнике Нила преподобного освещена в 1889 году февраля 5 дня при соборных служителях протоиерее Николае Кубицеве, иерее Павле Диеспереве, диаконе Алексее Комягинском, псаломщиках Александре и Федоре, при церковном старосте Иване Гамове и при попечителе сей часовни Александре Голосове…», — гласил текст на щите, установленном внутри часовни. Со временем часовни не стало. Родник же не иссяк.

Прошел век. И вот в день пятого областного праздника народного творчества «На земле Бояна», проходившем в Трубчевске в конце мая 1997 года, состоялось повторное освещение Нилова источника.

Обряд совершил благочинный Брянской епархии настоятель Трубчевской церкви, протоирей Николай Антонович Жук при многолюдном присутствии гостей и горожан.

Коллектив ремонтно-технического предприятия, руководимого Н. В. Дьяченко, накануне построил над родником павильон, а работники завода «Нерусса», возглавляемого А. И. Юдиным, соорудили 177 ступенек, ведущих от собора к источнику.

Ушел из жизни человек,

а посреди села

Колодец, выкопанный им,

рябина обняла.

И ловит девочка бадью

в железных обручах,

И коромысел перелив

у женщин на плечах,

И воду чистую несут,

ее и льют, и пьют,

И тот колодец до сих пор

«Егоровым» зовут.

Прочитала эти строки Людмилы Шикиной и подумалось: а ведь память о человеке живет не только в больших делах, но и в малых. Живет в добре, сделанном им. Земля, породившая нас всех, взывает: посади дерево, обустрой родник, вырой колодец и сбереги,  вырытый для других, и в чистоте блюди. Всегда ли, все ли слышат этот голос земли в затихающем говоре родников? А ведь и гремели они когда-то…

Громовой колодец
На самой высокой точке Брянщины, недалеко от дубровской деревни Алешня, на Бохоновой горке расположен Громовой колодец.

Ключ из-под камня забил, по народному поверью, от удара грозы. На таких нередко ставили в старину часовенку.

Немало легенд, поверий о воде существует в народе. В старые времена был обычай: в среду на первой неделе Великого поста поселяне выходили к родникам и речкам “слушать воду” — не шумит ли она, не стонет ли, не слышно ли в ней человеческого голосу? Если она шумит, то ожидают летом больших дождей с грозами. Если стонет, как ребенок или старая баба, это предвещает большие беды — пожары, смерть родных, землетрясение. Если из воды отдается человеческим голосом - лето будет вполне благополучное. Больше всего боялись свиста, считая, что это нечистая сила выживает их из родных мест.


Заключение.

Вот и перевернута последняя страница моей работы. Я получила огромное моральное удовлетворение от процесса выполнения работы: это очень интересно и захватывающе. Главная цель нашей работы была достигнута, мы познакомились с культурой двух народов (немецкого и русского), путем изучения легенд этих народов. Были изучены многочисленные легенды и сказания, захватывающие и трогающие до глубины души истории. В итоге мы узнали, что культуры таких разных народов, как немецкий и русский, во многом похожи. Немецкий народ также мудр, как и русский, многие легенды доказывают это: добро побеждает зло. Также нам стало известно, что многие легенды основаны на реальных событиях, а некоторые из них являются «чистой» правдой. Таковой является немецкая легенда о мышиной башне, основанная на реальных событиях. Но многие легенды имеют расхождения с историей – легенда о происхождении названия «Уты». По этому поводу велись жаркие споры.

Но самое главное, по  нашему мнению, что эти легенды и сказания дошли до наших дней и мы можем хоть чуть–чуть прикоснуться к памяти этих двух народов. Нет будущего у народа, у которого отсутствует историческая память. Память противостоит уничтожающей силе времени. Память – преодоление времени, преодоление смерти.

«Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство»,- писал Д.С. Лихачев. И хочется сказать огромное спасибо тем людям, которые донесли до нас всю эту информацию.


Список литературы

1. Алексеев В.П., Проковьева Т.И., Поляков Г.П., «Брянские страницы Российского флота», Брянск, 2003 г.

2. Алексеев В.П.  «Брянские люди 17 в.», Брянск, Придесенье, 1993 г.

3. Апполлинарий Поликарпов. Лорелея, или где собака зарыта. Журнал «Зарубежные записки» Г5 — 2006 г.

4. Бабушкин А.Н.  «Брянская область, Географический и историко-экономический очерк». Издательство «Брянский рабочий», 1958 г.

5. Дитер Майер, Рейн (Dieter Mainer, «Der Rein», Genehmigte Ausgabe fur Karl Muller Verlag)

6. «Земля Брянская», документально-художественное издание, Брянск, 2006 г.

7. Карамзин Н.М.  «История государства Российского» М.; «Книга», 1988 — 1989 г.

8. Кизимова С.П., Зубова Е.М., «По следам святых обителей», Брянск — 1999 г.

9. Кизимова С.П., «Вечно живое искусство народных умельцев», Белые Берега, 2006 г.

10. Крашенинников В.В., «История Брянского края», ХХ в. Издат. Клинцовской городской типографии Брянской области 2003 г.

11. Лопина М.А., Тарлык М.Б.. География Брянской обл. Приокское книжное издательство, Тула, 1972 г.

12. Мизерова Н.А. «Культура Брянска», Брянск, 2003 г.

13. Нестик А., «Подесенье: от трилобита до зубра». Брянск, «Читай - город», 2001 г.

14. Скидин В. «Свенская ярмарка» Тула, Приокское книжное издательство, 1987 г.

15. Соколов Яков «Здесь корни, здесь истоки Брянска», Брянск, 2001 г.

16. Соколов Яков «Брянск — город древний», «Читай - город», 2006 г.

17. Соколов Яков «Седая Брянская старина», Издательство «Дебрянск», 2000 г.

18. Соловьёв С. «Отчизны здесь моей начало», Брянск, изд - во «Дебрянск», 1996 г.

19. Франкфурт на Майне. Лейпциг 1997 г. Инзел Ферлаг.

20. Цапенко М. «Земля Брянская», Изд. «Искусство», М.; 1972,

21. http://www.weltreport.de

22. http://www.loralay.narod.ru

23. http://www.fledermausl..narod.ru

24. http://www.avialme.com

25. http://www.proza.ru

26. http://www.saicat.de

27. http://www.klaes-w.de

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.035 с.)