Богатырь Рейн и красавица Десна – хранители легенд двух народов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Богатырь Рейн и красавица Десна – хранители легенд двух народов



Исследовательская работа

 

на тему:

Богатырь Рейн и красавица Десна – хранители легенд двух народов

Выполнила:

Ученица 11 класса

Кузавлева Мария Николаевна

Брянская обл., Выгоничский р-н,

П. Выгоничи, ул. Мелиораторов д.15

Тел.: 8 (241) 2 21 34

Руководитель:

Учитель немецкого языка

Аниканова Светлана Анатольевна

Брянская обл., Выгоничский р-н,

С. Лопушь, ул. Садовая д.7/2

Тел.: 8 (241) 2 18 88

С. Лопушь -


Содержание

Введение. 2

Глава 1. Легенды и сказания «Отца – Рейна». 2

1.1 Лорелея. 2

1.2 Легенда о происхождении массива Семигорье. 2

1.3 Легенда Мышиной башни. 2

1.4 Крепость Маркбург. 2

1.5 «Враждующие братья» и «Семь девственниц». 2

Глава 2. Легенды и сказания «Красавицы Десны». 2

2.1 Легенда о красавице - Десне. 2

2.2 История возникновения Свенского монастыря. 2

2.3 Легенды, связанные с появлением названий некоторых поселений. 2

2.4 Кудеяров курган. 2

2.5 Нилов источник. 2

Заключение. 2

Список литературы.. 2

 

 


Введение

В каждой стране есть такие уголки природы, названия которых известны всему миру. Сколько интересной, захватывающей информации они хранят. К таким «красотам природы» в Германии можно отнести Рейн - одну из крупных рек страны. Немцы называют её «отец- Рейн», «могучий Рейн», «Богатырь Рейн». Как сладко замирает сердце, когда слышишь это название, как переполняется душа гордостью за немецкий народ, у которого есть такой памятник старины, Красавец Рейн! Более 200 лет романтика Рейна волнует сердца путешественников. Долина реки напоминает страницы из книжки с цветными картинками: высокие скалы, виноградники, произрастающие на крутых склонах, сказочные замки, живописные городки на правом и левом берегах.

 А наша красавица, Десна, – достопримечательность России. «Десна-красавица» так назвали Н. Грибачев, А. Кривицкий, С. Смирнов книгу, написанную ими после многодневного путешествия по ней на катере в начале 50-х годов.

 Десна. Притягательна сила этого слова в его звучании: мягком, каком-то поистине солнечном. Воображению нашему надобен лишь толчок, а потом оно дорисует всю картину: гибкий, по-женски волнующий ее стан; песчаные отмели, на которые выкатывается хоть немножечко погреться волна за волною; и полоскающие свои длинные косы красавицы ивы, которые на десне вовсе не плакучие, скорее, кокетливо-игривые, как те девчата, что спустились по крутизне противоположного, правого берега.» Так лирично пишет о десне писатель Михаил Алексеев в повести «О моих друзьях непоседах»

Мы совершим виртуальное путешествие по этим двум рекам и узнаем, сколько сказок, легенд, мифов связано с ними.

Рейном я заинтересовались, потому что изучаю немецкий язык и хочу больше знать о Германии. Десна же - крупнейшая река Брянской области, нашей замечательной Родины.

Цель:

Поближе познакомиться с культурой двух народов (немецкого и русского), путем изучения легенд этих народов.

Задачи:

· Узнать все возможные легенды и сказания немецкого и русского народов, связанные с этими двумя реками.

· Найти (если существуют) споры и высказывания по поводу данных легенд.

 


Лорелея

Скала Лорелеи
Английские путешественники, художники, поэты открыли красоты Рейна в конце 18 столетия. Чтобы быть признанным в аристократических кругах Англии, необходимо было посетить романтические замки в долине Рейна. Основателем романтики Рейна стал немецкий писатель Клеменс фон Брентано. Романтическим символом этого времени до сегодняшнего дня считается его баллада «Лорелея», преобразованная позднее Генрихом Гейне в стихотворную форму. Лорелея - это высокая скала (193 м.) в одном из самых узких и опасных мест на Рейне, там чаще всего случались кораблекрушения, и гибло много моряков. Поэт – романтик Клеменс фон Брентано написал поэму «Die Lorela» и сделал фею Лорелею виновницей всех бед.

При лунном свете Лорелея появлялась на скале и пела обольстительные песни. Она очаровывала всех, кто её слушал. Многие пловцы во все глаза смотрели на обнаженную нимфу, обо всем забывали и погибали в пучине, разбиваясь о скалы. Таким образом Лорелея умножала богатства своего отца – Батюшки Рейна, а Рейн ей подарил золотой гребешок, которым она расчёсывала свои волосы.

В другой сказке Лорелея выходила на берег реки, чтобы помочь рыбакам. Она показывала им, где можно было поймать много рыбы. Существует сказка, в которой рассказывается о том, как однажды к скале Лорелеи на лодке приплыл сын графа. Он хотел увидеть Лорелею. На скале молодой граф увидел прекрасную деву. Она приветливо помахала ему рукой. Юноша хотел спрыгнуть на берег, но упал в воду и утонул. Граф, узнав о смерти сына, велел своим людям поймать Лорелею. Люди графа приплыли вечером к скале и, увидев там Лорелею, крикнули: «Мы должны доставить тебя к графу живую или мертвую». Дева засмеялась и воскликнула: «Отец Рейн, помоги своему ребенку». Тучи покрыли небо. Началась буря. С Рейна поднялись две волны и унесли Лорелею на дно реки.
Лорелея
С этого дня никто больше не видел прекрасную деву на скале. Люди рассказывали различные сказки о Лорелее, которые позднее стали народными.

Сказки о Лорелее интересовали многих немецких поэтов. Великий немецкий поэт Генрих Гейне написал стихотворение о прекрасной деве. Оно относится к лучшим произведениям немецкой лирики. Язык этого стихотворения очень мелодичен. Фридрих Зильхер написал музыку к стихотворению Гейне. Эта песня стала очень известна во всем мире. А вот стихотворение, написанное Меркушиной Валентиной (2003 г.):

Легенда Мышиной башни

Недало от Бингена, где Рейн становится уже, посреди реки находится островок с высокой башней, которая раньше служила архиепископам местом для сбора пошлины с проплывающих мимо кораблей.

В 968 г. Маинский архиепископ Хатто II построил на острове маленькую крепость для своей защиты. Одна ужасная легенда связана с этой крепостью на воде…

Мышиная башня
Это случилось одним неурожайным летом, когда в стране начался голод. Во время того, как простые горожане умирали от голода, Архиепископ Хатто II продолжал вести роскошную сытую жизнь. Его амбары были переполнены зерном. Хатто II совершенно не думал о голодных людях, стоящих у его замка и молящих о куске хлеба. Но в один момент ему надоели крики и плач голодных людей. Тогда он крикнул, не выходя из своего дворца, голодным людям: «Идите к городскому амбару, там вы получите достаточно хлеба». Поверив словам архиепископа, люди отправились к амбару. Ничего не подозревая, они вошли в амбар, а подлый Хатто II закрыл дверь и поджег амбар. Смертные крики были слышны во всей округе и доносились до дворца Архиепископа. Услышав их, Хатто сказал: «Послушайте, как пищат амбарные мыши».

Через некоторое время был совершен Божий суд над Архиепископом. Из всех углов и щелей его дворца выползли мыши и крысы и напали на Хатто. Архиепископ пытался спастись, ускакав на лошади. Но мыши бежали за ним. Вспомнив об островке на Рейне, Хатто поскакал туда. Он думал, что преградой для мышей и крыс будет вода, и поэтому они его тем не настигнут.Но это оказалось не так, и Хатто был съеден живьем. Также мыши уничтожили все книги, пергаменты, где было упомянуто имя Архиепископа.

Данная легенда основана на реальных событиях. Вследствие невероятного размножения крыс и мышей в 968 г. Архиепископ Майнский Хатто II был подвергнут нападению грызунов.

В наших русских сказках зло всегда наказывается. И немецкий народ мудр: зло не должно побеждать добро, считают немцы.


Крепость Маркбург

Гордый и величественный замок – крепость Маркбург. Рыцарь фон Эптайн очень гордился своим замком, в сооружение которого он вложил всю свою душу. Но не только замок был гордостью рыцаря, но и юная красавица – дочь Элизабет. Молва о ее ослепительной красоте стремительно растекалась по побережью.

Крепость Маркбург
К замку стали стекаться самые благородные и знатные рыцари, но ни один из них не тронул сердце девушки. Однажды в крепостные ворота постучал благородный рыцарь Зигберт фон Ланек, отпрыск старинного дворянского рода, владелец крепости и земель Ланек. Молодые люди полюбили друг друга. Они мечтали о безмятежном счастье. День свадьбы был уже не за горами. Но грянула война, и ушли самые лучшие и бесстрашные сражаться за свою Родину. Ушел и благородный Зигберт. Томительно было ожидание для Элизабет, но ей так и не суждено было увидеть своего возлюбленного. На плечи Элизабет черной шалью опустилась печаль. Девушка была безутешна в своем горе и не хотела больше видеть никого из претендентов на ее руку.

Год спустя, появился в крепости Ланек молодой рыцарь в черных доспехах на черном коне. Он назвался Рохус фон Андех. Он объявил себя кузеном Зигберта, наследником родового замка и земель Ланек.

Рохус попросил руки прекрасной Элизабет. Предложение Рохуса казалось Элизабет преждевременным: она еще не смирилась со смертью возлюбленного.

Отец Элизабет мечтал о внуках и настоял на браке. Рыцарь был необыкновенно красив. Его манеры были изящны и безукоризненны, но было в Рохусе нечто надменное, дерзкое, и он был совершенно непохож на брата. Его сердце было облачено черными доспехами и оставалось недоступным пониманию Элизабет. Элизабет согласилась отдать свою руку Рохусу, но ее сердце было охвачено тревогой. Она решила поделиться своими сомнениями с духовным наставником, монахом Марком. Монах сал молиться своему покровителю, Святому Марку, о ниспослании на него озарения. Вдруг маленькая часовня озарилась чудесным светом. В лучах этого света появился Святой Марк. Он сказал, что рыцарь, назвавшийся Рохусом - это князь тьмы. И только священный крест, которым нужно до него дотронуться, и трижды произнесенное заклинание способны избавить от него род людской. Монах так и сделал в день венчания. И тут произошло чудо: доспехи осыпались с черного рыцаря, как листья с дерева, и все увидели отвратительную лошадиную ногу с черным копытом. В это мгновение земля разверзлась под ногами князя тьмы и, извергая пламя, поглотила его в свои черные недра.

Элизабет не смогла перенести второго удара судьбы, она ушла в монастырь. В скором времени первая красавица побережья покинула этот мир. А замок, в честь совершения Святым Марком чуда, люди и поныне зовут крепостью Марка – Маркбург.


Легенда о красавице - Десне

«Давным-давно, на границе Брянской и Смоленской земель, жила красная девица Деснянка. И был у нее жених — добрый молодец по имени Днепр. Пошел Днепр на войну защищать землю Русскую от злых кочевников. Узнав про это, Змей-Горыныч стал домогаться Деснянки, замуж звать ее да пугать злыми речами.

Решила Деснянка бежать к жениху своему Днепру. Тайно собиралась. Но Змей-Горыныч узнал об этом и стал у нее на пути. Убегая от него, Деснянка петляла, возвращалась назад, вновь шла в сторону южную. Много слез пролила девушка, совсем из сил выбилась. И пропала бы она в болотах топких. Но на помощь к ней пришла подружка Снопоть.

Взявшись за руки, побежали они быстрей. Змей-Горыныч позвал злых

Десна
карликов, гномов, прокаженных. Непроходимой стеной стал Змей-Горыныч со своей ватагой. Гибель была неминуема. Но добрый справедливый гномик Борчун ледяной струей пробил стену и открыл путь Деснянке.

От злобы Змей-Горыныч превратился в меловой столб, черные гномы долго преследовали Деснянку. Но смелые русские девушки Габья, Ветьма, Сережа, Сенна, Болна, Снежеть... помогли своей подруге. С их помощью ушла к жениху своему, и, обнявшись, слившись воедино, весело побежали они к теплому лазурному морю. Только много слез пролила она, и путь ее превратился в реку Десну...»

Эту легенду о Десне-реке поведала Людмила Астахова.

Красива легенда. Прелесть Десны в самой реке и имени ее. Будем же любить и беречь их.
2.2 История возникновения Свенского монастыря

Многие жители нашей области знают историю образования Свенского монастыря. Кратко напомним её. В 1288 г. Брянский князь Роман Михайлович неожиданно ослеп. Узнав о том, что в Киево- Печерском монастыре есть чудотворная икона Божьей Матери, князь послал за ней архимандрита Петро-Павловского монастыря с братией.  Братия отправилась в Киев. Взяв икону, они на ладье отправились в Брянск. На обратном пути остановились рядом с устьем реки Свень, и как не старались монахи сдвинуть её, так и не смогли. Они решили заночевать. Но, проснувшись утром, с ужасом обнаружили, что икона исчезла. После долгих поисков ее обнаружили на верхушке дуба, расположенного на высоком холме. Узнав о происходящих чудесах, князь Роман сам отправился на то место. Подойдя к иконе с молитвой, князь чудесным образом прозрел, и по его указанию на этом месте основали монастырь.

Такова история возникновения Свенского монастыря. Но мало кто знает, что икону Божьей Матери сопровождали не только люди, но и ещё две иконы: одна - Святителя Николая, другая - Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. По преданию, эти иконы были написаны одним автором, преподобным Алипием, Киево-Печерским иконописцем еще на рубеже XI- XII вв. Известно, что до Свени они не доплыли. Икона Николая Чудотворца явила себя в Утах и осталась в местной церкви. Икона Афанасия и Кирилла Александрийских явила себя поблизости села Лопушь, где впоследствии была построена церковь в честь этих святых, к сожалению, ныне разрушенная.

Свенский монастырь в наши дни
Существует аналогичная легенда обретения Чолнской иконы Божьей Матери, плывшей в челне без весел против течения в 11 верстах от Трубчевска по Десне. Чёлн пристал к берегу недалеко от пастуха, пасшего скот. Благоверный пастух принес икону домой и поставил на домашнюю Божницу. Утром иконы не обнаружил, пошел на берег и увидел ее там. Сообщил священнику местной церкви. Крестным ходом икону принесли в храм. Однако и на этот раз икону наутро обнаружили на пне дерева у того места на берегу, куда приплыл челн. О таких чудесных явлениях было доложено в Трубчевск, князю Трубецкому, который был сильно болен. Он приказал доставить себя к ней и здесь, по молитвам перед нею, был чудесно исцелен и пожелал построить часовню на горе у монастыря, что и было сделано.


Кудеяров курган

Старинное село Лопушь протянулось длинной улицей вдоль Десны. Станешь на высоком берегу реки, и перед тобой открываются, дали, простор, голубизна. Красота.

Как выглядело наше село? Ниже церкви - урочища. По луговой части: Зажова, малая и большая, озера. Старое озеро год от году зарастает

и заплывает. Криница – озеро, в нем вода очень прозрачна. Урочище Репище.

Кудеяров курган
Урочища: Суходоль, Сыть, большая и малая Стрелицы, Васильевский угол идут из Почепской дороги. Там есть и доселе колодец под названием Разбойнический. Предание гласит, что здесь некогда был убит разбойник Василий.

А вот что пишут «Ведомости» об археологических памятниках того периода. «По полевой: замечательно урочище под названием Городище, менее чем одна четверть версты от церкви на юг, - это огромный насыпной курган, на котором, по народному сказанию, в древности атаман разбойников Кудеяр имел стан…

— Говорят, отвечал старик, значительно понизив голос, что в тех курганах золото, серебро, да камни самоцветные, да свечи восковые, те Кудеяры понакладывали, да теми курганами все золото, серебро подсыпали...

— Находили эти клады?

— Нет, не слыхал я, чтоб те клады кому в руки дались: их достать никак нельзя.

— Отчего же?

— С большими заклятиями положены.

— Будто теперь никто уж и не знает заклятий?

— Видно, мало знающих.

— А никто не пытался достать эти клады?

— Как не пытался? Как пойдешь к Погару, Бугаевка тебе на пути будет... так бугаевский барин все имение на клады истратил, так и умер: ни единого клада не нашел...”

Вот такой диалог состоялся в ХIХ веке у фольклориста-этнографа П. И. Якушкина, совершавшего путешествие пешком по Орловской и Черниговской губерниям, с местным старожилом. А вот еще о Кудеяре:

И было двенадцать разбойников.

Был Кудеяр — атаман,

Много разбойники пролили

Крови честных христиан, -

Вид на Десну с Кудеярова кургана
 писал Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо”. Так кто же он, Кудеяр? Кто такие Кудеяры?

 «Жил Кудеяр в Кривом лесу. На меловых горах у него выстроены были каменные подвалы; теперь они уже обвалились, но у десны и далее видна яма, где разбойники на это дело обжигали кирпичи. Сам Кудеяр с молодцами жил в куренках, а в подвалах навалено было всякое добро, что грабил он у бояр на большой дороге в Кривом лесу. Никому не было от Кудеяра пропуска.

По соснам у него сидели разбойники и подавали свист, когда была добыча. Бояре ездили с большой дворнею: но не всякий раз удавалось им проехать благополучно, разве не было дома самого Кудеяра. Разбойники делали так: поведут на высокий обрыв, посадят на вилы, спустят вилы к Десне, раскачивают их, да и приговаривают: “Не мы тебя бьем, а вилы; не

мы тебя губим, а десна-река!»

Здесь, в Брянском уезде, и сложил свою голову Кудеяр, — гласит предание. А было это давным-давно.»


Нилов источник

Сколько раз приходилось бывать в древнем Трубчевске, доводилось пить воду из родника, что возле Соборной горы. А вот историю происхождения названия Нилова источника узнать пришлось значительно позднее.

В начале XVI века в пещере жил преподобный Нил Столбенский - Чудотворец. Нил - монах, выходец из крестьянской благочестивой семьи Новгородской Епархии. В монастыре Саввы Крыпецкого, близ Пскова, он в 1505 году принял монашество. Жил затем в Киево-Печерской лавре. Отсюда святой подвижник на челне приплыл в древний Трубчевск.

Нилов источник
Поселился он в выкопанной им пещере в крутом склоне над Десной. Пещера была для него и домашней церковью. Рядом был источник воды, родник. Нил жил молитвами.

«Нил! Нил! Иди на озеро Семигер. Там на острове Столбенском ты найдешь свое постоянное место», - услышал он однажды голос божий.

И Нил ушел из Трубчевска, найдя себе пристанище на тверской земле. С тех пор родилось поверье о целебной воде Нилова источника. Над Ниловым родником в ХIХ веке была воздвигнута трехглавая часовня. В ней разместили иконы. Посередине, над источником, был поставлен деревянный сруб.

Нилов источник
«По Указу Его Императорского Величества Александра III сея часовня разрешена Святейшим Синодом при Епископе Симоне, при блаженном Николае Аракине.

Часовня на источнике Нила преподобного освещена в 1889 году февраля 5 дня при соборных служителях протоиерее Николае Кубицеве, иерее Павле Диеспереве, диаконе Алексее Комягинском, псаломщиках Александре и Федоре, при церковном старосте Иване Гамове и при попечителе сей часовни Александре Голосове…», — гласил текст на щите, установленном внутри часовни. Со временем часовни не стало. Родник же не иссяк.

Прошел век. И вот в день пятого областного праздника народного творчества «На земле Бояна», проходившем в Трубчевске в конце мая 1997 года, состоялось повторное освещение Нилова источника.

Обряд совершил благочинный Брянской епархии настоятель Трубчевской церкви, протоирей Николай Антонович Жук при многолюдном присутствии гостей и горожан.

Коллектив ремонтно-технического предприятия, руководимого Н. В. Дьяченко, накануне построил над родником павильон, а работники завода «Нерусса», возглавляемого А. И. Юдиным, соорудили 177 ступенек, ведущих от собора к источнику.

Ушел из жизни человек,

а посреди села

Колодец, выкопанный им,

рябина обняла.

И ловит девочка бадью

в железных обручах,

И коромысел перелив

у женщин на плечах,

И воду чистую несут,

ее и льют, и пьют,

И тот колодец до сих пор

«Егоровым» зовут.

Прочитала эти строки Людмилы Шикиной и подумалось: а ведь память о человеке живет не только в больших делах, но и в малых. Живет в добре, сделанном им. Земля, породившая нас всех, взывает: посади дерево, обустрой родник, вырой колодец и сбереги,  вырытый для других, и в чистоте блюди. Всегда ли, все ли слышат этот голос земли в затихающем говоре родников? А ведь и гремели они когда-то…

Громовой колодец
На самой высокой точке Брянщины, недалеко от дубровской деревни Алешня, на Бохоновой горке расположен Громовой колодец.

Ключ из-под камня забил, по народному поверью, от удара грозы. На таких нередко ставили в старину часовенку.

Немало легенд, поверий о воде существует в народе. В старые времена был обычай: в среду на первой неделе Великого поста поселяне выходили к родникам и речкам “слушать воду” — не шумит ли она, не стонет ли, не слышно ли в ней человеческого голосу? Если она шумит, то ожидают летом больших дождей с грозами. Если стонет, как ребенок или старая баба, это предвещает большие беды — пожары, смерть родных, землетрясение. Если из воды отдается человеческим голосом - лето будет вполне благополучное. Больше всего боялись свиста, считая, что это нечистая сила выживает их из родных мест.


Заключение.

Вот и перевернута последняя страница моей работы. Я получила огромное моральное удовлетворение от процесса выполнения работы: это очень интересно и захватывающе. Главная цель нашей работы была достигнута, мы познакомились с культурой двух народов (немецкого и русского), путем изучения легенд этих народов. Были изучены многочисленные легенды и сказания, захватывающие и трогающие до глубины души истории. В итоге мы узнали, что культуры таких разных народов, как немецкий и русский, во многом похожи. Немецкий народ также мудр, как и русский, многие легенды доказывают это: добро побеждает зло. Также нам стало известно, что многие легенды основаны на реальных событиях, а некоторые из них являются «чистой» правдой. Таковой является немецкая легенда о мышиной башне, основанная на реальных событиях. Но многие легенды имеют расхождения с историей – легенда о происхождении названия «Уты». По этому поводу велись жаркие споры.

Но самое главное, по  нашему мнению, что эти легенды и сказания дошли до наших дней и мы можем хоть чуть–чуть прикоснуться к памяти этих двух народов. Нет будущего у народа, у которого отсутствует историческая память. Память противостоит уничтожающей силе времени. Память – преодоление времени, преодоление смерти.

«Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство»,- писал Д.С. Лихачев. И хочется сказать огромное спасибо тем людям, которые донесли до нас всю эту информацию.


Список литературы

1. Алексеев В.П., Проковьева Т.И., Поляков Г.П., «Брянские страницы Российского флота», Брянск, 2003 г.

2. Алексеев В.П.  «Брянские люди 17 в.», Брянск, Придесенье, 1993 г.

3. Апполлинарий Поликарпов. Лорелея, или где собака зарыта. Журнал «Зарубежные записки» Г5 — 2006 г.

4. Бабушкин А.Н.  «Брянская область, Географический и историко-экономический очерк». Издательство «Брянский рабочий», 1958 г.

5. Дитер Майер, Рейн (Dieter Mainer, «Der Rein», Genehmigte Ausgabe fur Karl Muller Verlag)

6. «Земля Брянская», документально-художественное издание, Брянск, 2006 г.

7. Карамзин Н.М.  «История государства Российского» М.; «Книга», 1988 — 1989 г.

8. Кизимова С.П., Зубова Е.М., «По следам святых обителей», Брянск — 1999 г.

9. Кизимова С.П., «Вечно живое искусство народных умельцев», Белые Берега, 2006 г.

10. Крашенинников В.В., «История Брянского края», ХХ в. Издат. Клинцовской городской типографии Брянской области 2003 г.

11. Лопина М.А., Тарлык М.Б.. География Брянской обл. Приокское книжное издательство, Тула, 1972 г.

12. Мизерова Н.А. «Культура Брянска», Брянск, 2003 г.

13. Нестик А., «Подесенье: от трилобита до зубра». Брянск, «Читай - город», 2001 г.

14. Скидин В. «Свенская ярмарка» Тула, Приокское книжное издательство, 1987 г.

15. Соколов Яков «Здесь корни, здесь истоки Брянска», Брянск, 2001 г.

16. Соколов Яков «Брянск — город древний», «Читай - город», 2006 г.

17. Соколов Яков «Седая Брянская старина», Издательство «Дебрянск», 2000 г.

18. Соловьёв С. «Отчизны здесь моей начало», Брянск, изд - во «Дебрянск», 1996 г.

19. Франкфурт на Майне. Лейпциг 1997 г. Инзел Ферлаг.

20. Цапенко М. «Земля Брянская», Изд. «Искусство», М.; 1972,

21. http://www.weltreport.de

22. http://www.loralay.narod.ru

23. http://www.fledermausl..narod.ru

24. http://www.avialme.com

25. http://www.proza.ru

26. http://www.saicat.de

27. http://www.klaes-w.de

 

 

Исследовательская работа

 

на тему:

Богатырь Рейн и красавица Десна – хранители легенд двух народов

Выполнила:

Ученица 11 класса

Кузавлева Мария Николаевна



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.113 с.)