Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие № 13 Молекулы. Модели молекул. Химические формулы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Кейс На уроке природоведения пятиклассники изучали вещества и Анна Ивановна – учитель, сказала, что вещества бывают простые и сложные. Однако объяснить, как отличить одни вещества от других она не успела, потому что прозвенел звонок. Но домашнее задание нужно было выполнять. Необходимо было определить: какие из перечисленных веществ относятся к простым, а какие к сложным: вода, цинк, мел, кислород, озон, бертолетова соль, фуллерен, углекислый газ, карбин, фосфин, алмаз. Тогда Вася решил, что Интернет ему поможет. Действительно, поискав нужную информацию по данной теме, Вася нашел стихотворение: Если наши атомы Как ему может помочь это стихотворение в выполнении домашнего задания Вася так и не понял и позвонил однокласснику Виталику. После общения с одноклассником Вася снова оказался у компьютера и через пять минут домашнее задание было выполнено. Вопросы: 1. Что посоветовал поискать в сети Интернет Васе Виталик? 2. Сформулируйте определение «простого» и «сложного вещества». Сейчас химикам известно более 50 млн. веществ. А мы говорили, что элементов-кубиков LEGO всего около 100. И как в LEGO существуют правила соединения элементов, так и химические вещества составляются из атомов строго определенным образом. Есть вещества, которые состоят из атомов одного вида. Их называют простыми. К простым веществам относятся металлы – железо, медь, алюминий, серебро, золото. В воздухе содержатся простые вещества – газы кислород и азот. Но большинство известных нам веществ являются сложными веществами, т.е. они состоят из атомов нескольких химических элементов - сахар, вода, углекислый газ, поваренная соль, уксус. Эти вещества можно разложить, т.е. из более сложных получить более простые. Если сахар сильно нагреть без доступа воздуха, он превратится в уголь и воду. Но при нагревании до любых температур в отсутствии других веществ мы не сможем разложить уголь. Уголь – простое вещество и состоит только из атомов одного вида – атомов углерода. При очень сильном нагревании вода способна разложиться на два простых вещества - газы водород и кислород. А вот водород и кислород разложить на более простые нельзя никакими химическими превращениями. Но как химикам обозначать вещества – ведь на разных языках они называются по-разному – вода по-английски, по-корейски и по-китайски будет звучать совсем по-разному. И химики придумали свой язык. Как в русском языке из букв составляются слоги, так и в химическом языке из символов химических элементов составляются химические слова – формулы. Например, в поваренной соли содержатся атомы двух видов: на один атом натрия приходится один атом хлора. И на языке химиков химическое слово, обозначающее поваренную соль, будет записано как NaCl. Человек, знающий химию, по формуле вещества может многое сказать про его как физические, так и химические свойства. В составе многих сложных веществ на один атом одного вида приходится несколько атомов другого вида. Для упрощения записи справа внизу от символа элемента используются цифры, показывающие количество атомов. Например, вода, в которой атомов водорода в два раза больше, чем атомов кислорода, обозначается не ННО, а Н2О. Может показаться, что для обозначения простых веществ достаточно использовать просто символы элементов. Так во многих случаях и делают. Простое вещество железо имеет формулу Fe, медь – Cu, неон Ne и т.д. Но, это справедливо не всегда. Оказалось, что атомы кислорода могут соединяться в разные молекулы. Если в молекулу соединится два атома кислорода - О2, то получится знакомый всем газ кислород, которым мы дышим. Без цвета, без запаха и жизненно необходимый нам. Вы все ощущали запах в воздухе после грозы. Это запах озона – простого вещества, содержащего три атома кислорода – O3, с совершенно другими свойствами. Это синий газ с резким запахом, в больших количествах крайне ядовитый. Но содержание его в воздухе после грозы крайне мало, так что вам не нужно бояться, что он как-то сможет вам повредить. Как ни странно, такой опасный газ тоже может быть полезным. На расстоянии 12 км от поверхности земли начинается озоновый слой, который не пропускает к нам опасное для жизни ультрафиолетовое излучение Солнца. Все вещества состоят из устойчивых групп атомов, имеющих постоянный состав. Такая группа атомов называется молекулой. Из молекул могут состоять и простые, и сложные вещества. Химическая формула вещества отражает состав его молекул. Например, молекула оксида серы состоит из одного атома серы и двух атомов кислорода, формула – SО2. Напишите химические формулы: газа азота - простого вещества, содержащегося в воздухе, в состав молекулы которого входят два атома элемента азота ________________; угарного газа – очень ядовитого сложного вещества, молекула которого состоит из одного атома углерода и одного атома кислорода ___________________; углекислого газа, из которого состоят «пузырьки» в газированной воде. Его молекула содержит один атом углерода и два атома кислорода __________; воды, у которой молекула состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода _____________; пероксида водорода, дезинфицирующего средства. Его молекула состоит из двух атомов водорода и двух атомов кислорода _____________; уксусной кислоты, приправы, которую добавляют в маринованные блюда и в майонезы. Ее молекула содержит два атома углерода, четыре атома водорода и два атома кислорода _______________; всем известного сахара. Его молекула состоит из двенадцати атомов углерода, двадцати двух атомов водорода и одиннадцати атомов кислорода ______. Как видите, из одних и тех же атомов могут состоять совершенно разные вещества. И ядовитый угарный газ, и безвредный углекислый состоят из атомов углерода и кислорода. И вода, и гибельный для микроорганизмов пероксид водорода содержат водород и кислород. Жидкая, кислая, остро пахнущая уксусная кислота и твердый сладкий сахар тоже состоят из атомов одних и тех же элементов: углерода, водорода и кислорода. Различны лишь количества атомов, которые входят в состав молекул этих веществ. А чем отличается молекула от смеси атомов? Можно ли просто смешать атомы углерода, водорода и кислорода и получить сахар? Нет, так сделать не получится. Если мы смешаем три вида разных блоков LEGO, то сам по себе из них дом не получится, а если и получится, то вовсе не то, что мы бы хотели построить. Ведь блоки LEGO «не знают» что мы хотим построить, их надо соединить между собой по определенным правилам. Та же ситуация и для атомов – чтобы получилась нужная молекула – атомы нужно соединить, причем в строго определенном порядке и по своим правилам. Возвращаясь к вопросу о различиях молекулы и смеси атомов - в молекуле атомы связаны друг с другом, и смесь всегда можно разделить, а если разделить атомы в молекуле, то получится молекула другого вещества, с другими химическими и физическими свойствами. Причем связываются атомы всегда по своим правилам - для химических слов есть своя грамматика. Например, к углероду можно присоединить один атом кислорода и получится угарный газ CO, или два, чтобы получился углекислый газ CO2. Но присоединить шесть атомов – CO6 – невозможно в принципе. Почему так получается? Атомы действительно очень похожи на блоки конструктора LEGO. У каждого атома есть возможность образовывать только определенное количество связей. Например, у атома водорода есть только одна связь, а кислород всегда образует две. Углерод обычно образует четыре связи, азот – три. Поэтому молекула CO6 невозможна. Чтобы она получилась, углерод должен иметь двенадцать связей, а у него их всего четыре. Тогда может ли существовать CO4? Тоже нет, потому что в молекуле не должно быть «лишних» связей, поэтому один атом углерода с четырьмя связями может присоединить только два атома кислорода, с двумя связями каждый, и между атомом углерода и каждым кислородом будет по две связи. Практическая работа № 9 «Моделирование химических формул». Соберите из спичек (или зубочисток) и пластилина модели следующих веществ: кислород O2, азот N2, вода H2O, аммиак NH3, метан CH4, этан С2Н6, этилен C2H4, ацетилен C2H2. Атомы изображайте в виде шариков, атомы разных элементов обозначайте разными цветами. Связи между атомами делайте в виде спичек. Не забудьте, что атом H образует только одну связь, О – 2 связи, N - 3 связи, а С - 4 связи. Не забудьте, что атом H образует только одну связь, О – 2 связи, N - 3 связи, а С- 4 связи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.92.58 (0.008 с.) |