Исследование своеобразия временной перспективы старшеклассников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование своеобразия временной перспективы старшеклассников



 

Исследования своеобразия временной перспективы старшеклассников было проведено с помощью методика мотивационной индукции Ж. Нюттена [30].

В ходе интерпретации данных получены следующие результаты:

. Я бы очень огорчился(лась), если: не сдал(а) экзамены - 34%, сломается телефон, компьютер и т.д. - 21%, что-то случится с близкими - 13%

. Я не хочу: остаться на второй год - 13%, быть несчастным(ой) - 13%, чтобы мои планы не осуществились - 10%, чтобы сообщили неприятную новость - 10%

. Я склоняюсь к: спорту, танцам - 21%, к успеху - 16%, к позитиву - 10%, к стене, парте, тетради - 21%

. Я очень стремлюсь к: хорошей жизни - 39%, к получению хорошего образования - 32%, к развитию своего хобби - 10%, к обеспеченному будущему - 8%

. Я готов(а): к трудностям - 47%, к самостоятельной жизни - 16%, помочь людям - 8%, поступить в ВУЗ - 8%

. Я сделаю все возможное, чтобы: добиться цели: 47%, поступить в ВУЗ - 18%, быть материально обеспеченным человеком - 13%

. Я буду, счастлив(а) когда: добьюсь того, к чему стремлюсь - 37%, поступлю в ВУЗ - 18%, мои родные и близкие будут счастливы - 16%, создам семью - 8%

. Я планирую: поступить в ВУЗ - 29%, свою жизнь - 24%, улететь в другую страну - 16%, завести семью - 13%

. Я всем сердцем надеюсь, что: у меня все будет хорошо - 53%, поступлю в ВУЗ - 18%, заведу свою семью - 10%

. Я бы ничего не пожалел(а), чтобы: помочь близким - 21%, быть богатым(той) - 13%, семья была рядом - 10%, поступить - 10%

. Я бы очень хотел(а), чтобы мне разрешили: уехать - 18%, гулять допоздна - 13%, прогуливать школу - 13%, делать все, что захочется - 10%, жить отдельно - 10%

. Я делаю все возможное чтобы: жить хорошо - 27%, закончить школу, поступить - 13%, не огорчать близких 8%

. Я стараюсь, чтобы: все было хорошо: 29%, не огорчать близких - 26%, закончить школу - 16%

. У меня есть большое желание: получить образование - 18%, уехать в другой город, страну - 18%, развивать свои таланты - 13%, быть богатым человеком - 13%

. Я хочу: закончить школу, поступить в Вуз - 21%, быть богатым человеком - 16%, добиться успеха - 16%

. Я не стал(а) бы колебаться, чтобы: уехать в другой город, страну - 18%, достичь своей цели - 16%, поступить в Вуз - 13%

. Я мечтаю о: семье - 26%, хорошем будущем - 21%, о танцевальной, спортивной карьере - 16%, престижной работе - 13%

. У меня есть цель: поступить в ВУЗ - 26%, добиться успеха - 21%, создать семью - 16%, престижная работа - 13%

. Я намерен(а): получить хорошее образование - 21%, уехать за границу - 16%, воплотить в жизнь поставленные цели - 13%,

. Я буду, рад(а) когда: поступлю в институт - 16%, близкие будут рядом - 16%, добьюсь успеха - 13%, стану самостоятельным человеком - 10%

. Я пытаюсь: стать лучше - 37%, учиться хорошо - 31%, не разочаровывать родителей - 13%

. Я стремлюсь: к цели - 21%, к самостоятельной жизни - 18%, закончить школу - 13%

. Я намереваюсь: получить хорошее образование - 29%, добиться успеха - 16%, воплотить мечты в реальность - 10%

. Я бы хотел(а): иметь много денег - 26%, реализовать мечты - 18%, влюбиться - 13%

. Я надеюсь: что у меня все получится - 39%, сдать экзамены - 21%, на родителей - 21%, на себя - 8%

. Я очень сожалею: об некоторых поступках прошлого - 47%, о пропущенных занятиях - 13%

. Я боюсь что: у меня ничего не получится - 29%, потеряю друзей и близких - 21%, не сдам экзамены - 16%

. Я бы не хотел(а): потерять родных, близких - 21%, остаться одна - 21%, жить в Биробиджане - 18%

. Я сожалею что: бросил(а) хобби - 24%, упустил(а) много шансов - 21%, не могу исправить ошибки прошлого - 13%

. Меня бы очень раздражало, если со мной поступали несправедливо - 24% - врали мне в глаза - 16%

. Мне бы не понравилось: если бы меня обманули, предали - 18%, если бы получил(а) 2 -, 16% если бы на меня давили - 8%,

. Я не склонен(на): к химии, математике и т.д. - 47%, к суициду - 34%, ссориться с друзьями - 10%

. Я бы очень сожалела, если: не сдал(а) экзамены - 24%, потерял(а) близких людей - 16%

. Я действительно очень не хочу: терять тех, кто мне дорог - 34%, провалить экзамены - 21%, быть обманутым - 10%

. Я стараюсь избегать: неприятностей - 21%, встреч с неприятными для меня людьми - 13%, конфликтов - 13%,

. Я боюсь, что: не сдам экзамены - 18%, останусь одна - 16%, не добьюсь успеха - 10%

. Я думаю, что это печально, если: я потеряю близких - 34%, твои родители тебя не понимают - 28%, от тебя все отвернутся - 8%

. Мне бы не понравилось, если: меня оскорбили, унизили, - 34%

. Я был(а) бы против, если: необоснованно обвиняют - 18%, за меня бы решали что-либо - 10%

. Я борюсь за: справедливость - 24%, собственное мнение - 16%, дружбу, любовь - 16%, свободу - 13%, свою семью - 10%

. Я хотел(а) иметь возможность: много путешествовать - 26%, вернуть прошлое - 18%, уехать в другую страну - 13%, поступить в престижный ВУЗ - 13%

. Я бы очень хотел(а): много денег - 34%, жить самостоятельно - 24%, исполнить желаемое - 13%

. Я пробую: найти себя в новых сферах - 18%, меняться - 13%

. Я готовлю себя к: к ЕГЭ - 34%, взрослой, самостоятельной жизни - 24%, к возможным неудачам - 13%,

. Я намерен(а): получить образования - 63%, достичь цели -18%,

По результатам исследования можно сделать следующие выводы: во-первых, у опрошенной возрастной группы преобладает тенденция в будущее, но все, же у многих респондентов выявлена кратковременная жизненная перспектива, ограничивающаяся сдачей экзаменов и поступлением в какое-либо учебное заведение, что просматривалось также в первом исследовании (2.2). Это вполне объяснимо, т.к. старшеклассники сейчас находятся на очень важной для себя ступени, от сдачи экзаменов зависит, то как сложится их дальнейшая жизнь, они испытывают большую тревогу по поводу предстоящих экзаменов, испытывают страх неудачи, они не уверенны в своем будущем и поэтому пока еще не готовы строить долговременные планы. Рефлексивный анализ прошлого опыта у старшеклассников в большинстве своем имеет негативную окраску - прошлое представляется им менее радужным, они считают, что совершили много неисправимых ошибок, многого не успели сделать (26,29). Во вторых, большинство опрашиваемых стремятся к самостоятельной жизни, хотят отделиться от родителей, уехать в другой город, или даже в другую страну (вопросы 5, 16, 18, 21, 44), но в то же время они очень привязаны к родителям, хотят, чтобы они были рядом (10,13, 25 и т.д.). Т.е. хорошо просматривается амбивалентность ощущения прошлого и настоящего: в прошлом - родители. В вопросе №25 даже видно, что на родителей надеется большее количество опрошенных, чем на себя. (см рис. 2.3.1)

 

Рис. 2.3.1. Результаты исследования по Ж. Нюттену


В третьих, очень большое количество старшеклассников, делает акцент на материальные ценности (вопросы 4,6,10,13,24,42) см. (рис. 2.3.2).

 

Рис. 2.3.2. Выбор материальных ценностей в ответах на вопросах «Я хочу», «Я бы хотел(а), «Я бы очень хотел(а)

 

Также нужно отметить, что некоторые старшеклассники уже думают о своей собственной семье, детях (вопросы №7, 9, 18 и т.д.). По вопросам №27,28,36 можно выявить еще один страх, который испытывают старшеклассники - страх одиночества, оторвавшись от семьи, от школьных друзей, вступая в новую жизнь, они боятся остаться одни, и речь здесь идет не сколько о дружеских отношениях, сколько о любви. Старшеклассники очень привязаны к свои друзьям, они готовы помочь им, поддержать, боятся обманов, предательств и непонимания с их стороны, и это вполне естественно, ведь референтной группой в данном возрасте являются сверстники, родители (как видно по ответам на 37 вопрос) по мнению старшеклассников не всегда готовы понять своих детей. В вопросе №40, можно проследить то, что очень важно для современных старшеклассников, то за что они готовы бороться - это справедливость, собственное мнение, дружба, любовь, свобода, семья (см. рис 2.3.3).

 


Рис. 2.3.3. Распределение ответов на вопрос «Я борюсь за…»

 

По ответам можно также выявить слабую способность к планированию у многих старшеклассников, т.к. ответы на идентичные вопросы в большинстве своем расходятся, старшеклассники сами еще не могут определить, что для них важнее, чего они хотят, а главное как этого добиться.

 

2.4 Выявление уровня сформированности способности к планированию

старшеклассник перспектива планирование временной

Уровень сформированности способности старшеклассников к планированию мы оценивали по методике Адлера «Цели в жизни».

По результатам исследования оказалось, что способностью к планированию обладает лишь 11% исследованных старшеклассников, слабую способность к планированию показали респондентов, у оставшихся 33% способность к планированию практически отсутствует (см. Рис. 2.3.1).

 


Рис. 2.3.1. Сформированность способности к планированию у старшеклассников

 

Как видно по результатам, способность к планированию у юношей еще не совсем сформирована. В настоящее время факторы, влияющие на способность к планирования активно изучаются, условно их можно разделить на физиологические (состояние здоровья, сформированность специальных способностей), психологические (локус контроля, уровень оптимизма, самооценка), социально-психологические (направленность личности, ценностные ориентации) и социальные (культура к которой принадлежит человек). Но существуют и другие подходы.

О.В. Белановская, указывает, что определяющими для процесса планирования, являются такие новообразования юношеского возраста как осознание течения времени, дифференциация временных интервалов, увеличение одновременно и степени обобщенности и степени конкретной представленности времени жизни в целях, планах, ожиданиях, повышение уровня реализма, формирование представления о прошлом, настоящем и будущем в виде линейной модели времени, формирование мировоззрения, целостной картины мира и себя в нем.

Следовательно, средний, с тенденцией к низкому, уровень способности к планированию, можно объяснить тем, что данная способность в раннем юношеском возрасте еще не до конца сформированы, т.к. основные ее компоненты еще находятся в процессе развития. Т.е старшеклассники уже способны «видеть» себя в будущем, ставить себе долгосрочные цели, но еще не могут планировать те действия, которые приведет их к реализации задуманного.

Также нельзя исключать и социальные факторы, которые в свою очередь тоже активно влияют на формирование способности к планированию. Так, В.С. Собчик считает, что на сформированность жизненных планов юношей влияет материальное положение и образовательный статус семьи. Причем высокое материальное положение снижает скорость формирования способности к планированию, а высокая образованность семьи повышает. Д. Баумринг, большое значение в формировании способности к планированию уделяет стилю родительского поведения, и связывал низкий уровень развития данной способности с попустительским стилем родителей: если родители нетребовательны, не обращают внимание на воспитание независимости детей, то и соответственно уровень общей способности детей к планированию снижается.

Еще одной теорией, с помощью которой можно объяснить полученный результат, является теория Роттера об экстернальности-интернальности личности. В рамках данной теории способность к планированию быстрее формируется у людей с интернальной направленностью, а у люди с экстернальной направленностью рассматриваемая способность формируется позже.

Также очень интересными оказались актуальные, но вытесняемые цели старшеклассников (колонка «ваши цели на случай, если вы узнаете, что вам осталось жить 6 месяцев»). Большинство из опрошенных старшеклассников провели бы оставшееся время с близкими и друзьями - 36%, 22% - отправились бы путешествовать, 14% (причем, только девушки) хотели бы за это время влюбиться и выйти замуж, остальные ответы встречались редко, но были не менее интересными: «извиниться перед всеми, кому я сделал плохое», «попробовать все», «сделать что-нибудь, чтобы меня запомнили», «завершить начатое».

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что старшеклассники в большинстве своем осознают свое место в будущем, пусть не всегда реалистично. Но способность к планированию в этом возрасте развита плохо. Они мечтают о будущем, представляют его себе, но не вполне осознают, как этого достичь, что для этого нужно. Это доказывает выдвинутую нами гипотезу.

Результаты проведенного нами исследование в очередной раз доказывает, что осознание себя в будущем уже достаточно развито в юношеском возрасте. Большинство старшеклассников (64%) имеют временную перспективу, охватывающую период более 5 лет. Остальные же (36%) ограничиваются перспективой на 1-5 лет вперед (сдача экзаменов, поступление в институт, получение диплома и т.п.). Но их представления о своем будущем чаще идеальны (58%), чем реалистичны (42%).

Интерпретация результатов исследования по методики Нюттена позволило подтвердить многие своеобразные особенности юношеского возраста, такие как: стремление к самостоятельности, независимости, тенденция в будущее, стар одиночества, страх перед будущим, завышенный уровень притязаний и др. Но несмотря на хорошую сформированность образа будущего, у большинства старшеклассников слабо развита способность к планированию (56%), хорошая способность к планированию выявлена всего у 11%, у остальных 33% способность к планированию практически отсутствуют, это подтверждает нашу гипотезу, что временная перспектива старшеклассников имеет неоднородный характер: она представляет собой достаточно развитое смысловое будущее (ценностно-смысловое проецирование себя в будущем), тогда как временное будущее (собственно планирование своего будущего) развито не достаточно.


Заключение

 

Временная перспектива - это важный личностный конструкт, отражающий временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру, включающую определенное содержание и ряд динамических параметров: протяженность, направленность, согласованность, эмоциональный фон и другие.

Временная перспектива представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязаний, связанные с более или менее отдаленным будущим.

Закономерности переживания человеком времени были предложены еще И. Кантом, само же понятие временной перспективы было предложено К. Левиным, а введено в научный оборот Л. Франклом. Исследования временной перспективы продолжаются и по сей день, и центральным возрастом в данных исследованиях является юношеский. Ведь именно в возрасте ранней юности человек начинает осознавать течение времени, происходит дифференциация временных интервалов; возрастает одновременно и степень обобщенности, степени конкретной представленности времени жизни в целях, планах, ожиданиях; повышается уровень реализма; формируются представления о прошлом, настоящем и будущем в виде линейной модели времени. В целом, в возрасте ранней юности формируется такая важнейшая структура, как мировоззрение, целостная картина мира и себя в нем; совершается профессиональное и личностное самоопределение, что связано с изменением восприятия времени; появляется жизненный план, осуществляется выбор путей его реализации. Проведенное нами исследование показало, что большинство старшеклассников (64%) имеют временную перспективу, охватывающую период более 5 лет. Остальные же (36%) ограничиваются перспективой на 1-5 лет вперед. Нужно отметить, что у большинства респондентов выявлен завышенный уровень притязаний, т.е. они представляют своё будущее очень идеальным, иногда даже недостижимым. Позитивный образ будущего выявлен у 61% испытуемых, негативно оценивают свое будущее всего 10% испытуемых, у остальных 29% нет видимой динамики будущего, по сравнению с настоящим. Полученные результаты хорошо соотносятся с возрастными особенностями старшеклассников. Интерпретация результатов исследования по методике Нюттена подтвердила наличия множества своеобразных особенностей юношеского возраста таких как: тенденция в будущее, завышенный уровень притязаний, большая значимость межличностного общения со сверстниками, страх перед будущим, страх одиночества, желание отделиться от родителей, стать самостоятельными. Также исходя из того, что респонденты давали совершенно разные ответы на идентичные вопросы, неспособности логически выстраивать события последующей жизни была выявлена слабая способность старшеклассников к планированию, что и подтвердилось результатами по методике Адлера «Цели в жизни». Интерпретация результатов третьей методики показало, что способностью к планированию обладает лишь 11% исследованных старшеклассников, слабую способность к планированию показали респондентов, у оставшихся 33% способность к планированию практически отсутствует. Результаты исследования полностью подтвердили нашу гипотезу, что временная перспектива старшеклассников имеет неоднородный характер: она представляет собой достаточно развитое смысловое будущее (ценностно-смысловое проецирование себя в будущем), тогда как временное будущее (собственно планирование своего будущего) развито не достаточно.

 


Список литературы

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.

2. Абульханова - Славская К.А. Стратегии жизни. - М.: Мысль, 2001. - 299 с.

3. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.

.   Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб: Питер, 2000. - С. 279-297.

.   Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981.-С. 19-45.

.   Ананьев, Б.Г. Психология человека / Б.Г. Ананьев - СПб.: Питер, 1997.

.   Арестова О.Н. Мотивация и перспективное целеполагания в мыслительной деятельности / Вестн. МГУ. Сер.14. Психология. 1999. №3. С. 16 - 25.

.   Асеев В.Г. Значимость и временная стратегия поведения // Психологический журнал. - 2001. - №6. - С. 28-37.

.   Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Смысл, 1968. - 465 с.

.   Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович, Воронеж, 1995.

.   Болотова А.К. Психология организации времени: Учебн. Пособие. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 254 с.

.   Болотова А.К. Психология развития. Хрестоматия. - М.: ЧеРо, 2005.

.   Выготский Л.С. Проблема возраста // Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997.

.   Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / Вопросы психологии, 1994. №3.

.   Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. - СПб.: Питер, 2000. - 350 с.

.   Головаха Е.И. Формирование и развитие жизненной перспективы личности в юности и зрелом возрасте // Жизненный путь личности / Вопросы теории и методологии социально-психологического исследования. / Отв. ред. Л.В. Сохаль. - Киев, 1987. - С. 225-236.

.   Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - Киев.: Наука, 2004. - 208 с.

.   Головаха Е.И., Кроник А.А. К исследованию мотивации жизненного пути: Техника «каузометрии» // Мотивация личности (феноменология, закономерности и механизмы формирования). - М.: Киев, 1982. С. 99-108.

.   Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период; от подросткового к юношескому возрасту. М. Педагогика, 1987. 190 с.

.   Дубровина И.В. Формирование личности старшеклассника /. - Москва: Педагогика, 1989. - 168 с.

.   Камнева Е.В. Психологическое содержание временной перспективы в возрастном диапазоне от 6 до 18 лет. / Известия ТулГУ. Серия «Психология». - Выпуск 3. - Тула: ТулГУ, 2003.

.   Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие К.В. Карпинский. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 167 с.

.   Ковалев В.И. Личностное время и жизненный путь личности // Психология личности и время жизни человека. - Черновцы, 1991. 234 с.

.   Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Мысль, 1989. - 204 с.

.   Кон И.С. Психология самосознания / Хрестоматия. - М.: Мысль, 1989. - 204 с

.   Кон, И.С. Психология старшеклассника. - М.: Мысль, 1980. - 204

.   Логинова Н.А. Жизненный путь как проблема психологии // Вопросы психологии, 1985. №1. С. 103-108.

.   Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. - М.: Просвещение, 1990.-190 с.

.   Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: - Академия, 1999. - 456 с.

.   Ньютен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004.-608 с.

.   Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология /. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 288 с.

.   Райс, Ф., Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс [и др.]. - СПб.: Владос, 2000.

.   Слободчиков В.И., Исаев Е.И., Психология развития человека. - М.: Школьная пресса, 2000 г.

.   Толстых, Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей / Вопросы психологии, 1984, №3.

.   Украинец В.Н. Жизненные перспективы личности // Жизненный путь личности. - Киев, 1987. С. 217-225.

.   Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Мысль, 1995.

.   Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Под ред. Д.И. Фельдштейна. - Издание 2-е, дополненное.-М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.

.   Шаповаленко И.В Психология развития и возрастная психология.-М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

.   Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1994, №4

.   Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Москва, 1996. - 344 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.046 с.)