Теоретические основы изучения временной перспективы старшеклассников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы изучения временной перспективы старшеклассников



Введение

 

Проблема психологического времени - одна из интереснейших и наименее разработанных в психологии. Особенность ее в том, что время и объективно, и индивидуально. Оно является мерилом жизни человека и не может переживаться объективно, в отрыве от собственно личностных смыслов и значений.

Время является и критерием общественных отношений, и социальной детерминантой всей человеческой деятельности, ее внутренним законом. Проблема времени на протяжении всей истории развития человечества привлекает неослабевающее внимание исследователей. Особую актуальность она приобрела в последние десятилетия в связи с ускорением темпа жизни, увеличением объёма информации, перерабатываемого современным человеком, необходимостью постоянно адаптироваться к быстро меняющемуся предметному и социальному миру. В последние годы широко обсуждается проблема неумения молодого поколения ценностно распоряжаться временем жизни, выстраивать временную перспективу, расставлять в будущем цели, значимые для субъекта и окрашенные личностным смыслом.

Особое значение приобретает изучение временной перспективы на начальных этапах развития личности, когда представление о своём будущем, осознание прошлого, конструирование своего жизненного пути, являясь основой личностного самоопределения, влияет на последующие значимые выборы человека.

Над проблемой психологического времени работали такие отечественные и зарубежные философы и психологи как К.А. Абульханова-Славская, А. Бергсон, Ш. Бюллер, Л.С. Выготский, В. Дильтей, Е.И. Головаха, Э. Гуссерль, И.С. Кон, А.А. Кроник, К. Левин, Ж. Ньюттен, С.Л. Рубинштейн, М. Хайдеггер и др.

Целью исследования является изучить своеобразие временной перспективы старшеклассников.

Объект исследования - временная перспектива личности.

Предмет исследования - своеобразие временной перспективы старшеклассников.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы поставлены следующие задачи:

. Проанализировать различные подходы к изучению психологического времени и временной перспективы.

. Систематизировать основные положения возрастной психологии периода раннего юношества.

. Проанализировать содержание временной перспективы в ранней юности.

. Исследовать содержание временной перспективы в ранней юности.

. Проанализировать и обобщить результаты исследования

Исходя из выше изложенного, была сформулирована гипотеза исследования: временная перспектива старшеклассников имеет неоднородный характер: она представляет собой достаточно развитое смысловое будущее (ценностно-смысловое проецирование себя в будущем), тогда как временное будущее (собственно планирование своего будущего) развито не достаточно.

Методологическая основа исследования: идеи о временной перспективе (К. Левин, К.А. Абульханова-Славская), Основные теоретические положения по возрастным особенностям юношеского возраста (Л.И. Божович, Дубровина, Эриксон), идеи о своеобразии временной перспективы старшеклассников (Кроник, Головаха, Кон).

Теоретическая значимость работы: проанализированы различные подходы к изучению психологического времени и временной перспективы, систематизированы основные положения возрастной психологии периода раннего юношества, проанализированы содержание временной перспективы в ранней юности

Практическая значимость работы: исследовали содержание временной перспективы в ранней юности, проанализировали и обобщили результаты исследований.

Апробация исследования осуществлялась на базе МОУ СОШ №1 г. Биробиджана

Методы исследования. В процессе работы был использован комплекс методов, направленных на проверку выдвинутой гипотезы и решении поставленных задач, метод анализа литературы, тестирование, метод интерпретации данных, тестирование, проективные методики исследования.

 


Заключение

 

Временная перспектива - это важный личностный конструкт, отражающий временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру, включающую определенное содержание и ряд динамических параметров: протяженность, направленность, согласованность, эмоциональный фон и другие.

Временная перспектива представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязаний, связанные с более или менее отдаленным будущим.

Закономерности переживания человеком времени были предложены еще И. Кантом, само же понятие временной перспективы было предложено К. Левиным, а введено в научный оборот Л. Франклом. Исследования временной перспективы продолжаются и по сей день, и центральным возрастом в данных исследованиях является юношеский. Ведь именно в возрасте ранней юности человек начинает осознавать течение времени, происходит дифференциация временных интервалов; возрастает одновременно и степень обобщенности, степени конкретной представленности времени жизни в целях, планах, ожиданиях; повышается уровень реализма; формируются представления о прошлом, настоящем и будущем в виде линейной модели времени. В целом, в возрасте ранней юности формируется такая важнейшая структура, как мировоззрение, целостная картина мира и себя в нем; совершается профессиональное и личностное самоопределение, что связано с изменением восприятия времени; появляется жизненный план, осуществляется выбор путей его реализации. Проведенное нами исследование показало, что большинство старшеклассников (64%) имеют временную перспективу, охватывающую период более 5 лет. Остальные же (36%) ограничиваются перспективой на 1-5 лет вперед. Нужно отметить, что у большинства респондентов выявлен завышенный уровень притязаний, т.е. они представляют своё будущее очень идеальным, иногда даже недостижимым. Позитивный образ будущего выявлен у 61% испытуемых, негативно оценивают свое будущее всего 10% испытуемых, у остальных 29% нет видимой динамики будущего, по сравнению с настоящим. Полученные результаты хорошо соотносятся с возрастными особенностями старшеклассников. Интерпретация результатов исследования по методике Нюттена подтвердила наличия множества своеобразных особенностей юношеского возраста таких как: тенденция в будущее, завышенный уровень притязаний, большая значимость межличностного общения со сверстниками, страх перед будущим, страх одиночества, желание отделиться от родителей, стать самостоятельными. Также исходя из того, что респонденты давали совершенно разные ответы на идентичные вопросы, неспособности логически выстраивать события последующей жизни была выявлена слабая способность старшеклассников к планированию, что и подтвердилось результатами по методике Адлера «Цели в жизни». Интерпретация результатов третьей методики показало, что способностью к планированию обладает лишь 11% исследованных старшеклассников, слабую способность к планированию показали респондентов, у оставшихся 33% способность к планированию практически отсутствует. Результаты исследования полностью подтвердили нашу гипотезу, что временная перспектива старшеклассников имеет неоднородный характер: она представляет собой достаточно развитое смысловое будущее (ценностно-смысловое проецирование себя в будущем), тогда как временное будущее (собственно планирование своего будущего) развито не достаточно.

 


Список литературы

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.

2. Абульханова - Славская К.А. Стратегии жизни. - М.: Мысль, 2001. - 299 с.

3. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.

.   Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб: Питер, 2000. - С. 279-297.

.   Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981.-С. 19-45.

.   Ананьев, Б.Г. Психология человека / Б.Г. Ананьев - СПб.: Питер, 1997.

.   Арестова О.Н. Мотивация и перспективное целеполагания в мыслительной деятельности / Вестн. МГУ. Сер.14. Психология. 1999. №3. С. 16 - 25.

.   Асеев В.Г. Значимость и временная стратегия поведения // Психологический журнал. - 2001. - №6. - С. 28-37.

.   Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Смысл, 1968. - 465 с.

.   Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович, Воронеж, 1995.

.   Болотова А.К. Психология организации времени: Учебн. Пособие. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 254 с.

.   Болотова А.К. Психология развития. Хрестоматия. - М.: ЧеРо, 2005.

.   Выготский Л.С. Проблема возраста // Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997.

.   Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / Вопросы психологии, 1994. №3.

.   Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. - СПб.: Питер, 2000. - 350 с.

.   Головаха Е.И. Формирование и развитие жизненной перспективы личности в юности и зрелом возрасте // Жизненный путь личности / Вопросы теории и методологии социально-психологического исследования. / Отв. ред. Л.В. Сохаль. - Киев, 1987. - С. 225-236.

.   Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - Киев.: Наука, 2004. - 208 с.

.   Головаха Е.И., Кроник А.А. К исследованию мотивации жизненного пути: Техника «каузометрии» // Мотивация личности (феноменология, закономерности и механизмы формирования). - М.: Киев, 1982. С. 99-108.

.   Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период; от подросткового к юношескому возрасту. М. Педагогика, 1987. 190 с.

.   Дубровина И.В. Формирование личности старшеклассника /. - Москва: Педагогика, 1989. - 168 с.

.   Камнева Е.В. Психологическое содержание временной перспективы в возрастном диапазоне от 6 до 18 лет. / Известия ТулГУ. Серия «Психология». - Выпуск 3. - Тула: ТулГУ, 2003.

.   Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие К.В. Карпинский. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 167 с.

.   Ковалев В.И. Личностное время и жизненный путь личности // Психология личности и время жизни человека. - Черновцы, 1991. 234 с.

.   Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Мысль, 1989. - 204 с.

.   Кон И.С. Психология самосознания / Хрестоматия. - М.: Мысль, 1989. - 204 с

.   Кон, И.С. Психология старшеклассника. - М.: Мысль, 1980. - 204

.   Логинова Н.А. Жизненный путь как проблема психологии // Вопросы психологии, 1985. №1. С. 103-108.

.   Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. - М.: Просвещение, 1990.-190 с.

.   Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: - Академия, 1999. - 456 с.

.   Ньютен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004.-608 с.

.   Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология /. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 288 с.

.   Райс, Ф., Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс [и др.]. - СПб.: Владос, 2000.

.   Слободчиков В.И., Исаев Е.И., Психология развития человека. - М.: Школьная пресса, 2000 г.

.   Толстых, Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей / Вопросы психологии, 1984, №3.

.   Украинец В.Н. Жизненные перспективы личности // Жизненный путь личности. - Киев, 1987. С. 217-225.

.   Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Мысль, 1995.

.   Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Под ред. Д.И. Фельдштейна. - Издание 2-е, дополненное.-М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.

.   Шаповаленко И.В Психология развития и возрастная психология.-М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

.   Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1994, №4

.   Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Москва, 1996. - 344 с.

Введение

 

Проблема психологического времени - одна из интереснейших и наименее разработанных в психологии. Особенность ее в том, что время и объективно, и индивидуально. Оно является мерилом жизни человека и не может переживаться объективно, в отрыве от собственно личностных смыслов и значений.

Время является и критерием общественных отношений, и социальной детерминантой всей человеческой деятельности, ее внутренним законом. Проблема времени на протяжении всей истории развития человечества привлекает неослабевающее внимание исследователей. Особую актуальность она приобрела в последние десятилетия в связи с ускорением темпа жизни, увеличением объёма информации, перерабатываемого современным человеком, необходимостью постоянно адаптироваться к быстро меняющемуся предметному и социальному миру. В последние годы широко обсуждается проблема неумения молодого поколения ценностно распоряжаться временем жизни, выстраивать временную перспективу, расставлять в будущем цели, значимые для субъекта и окрашенные личностным смыслом.

Особое значение приобретает изучение временной перспективы на начальных этапах развития личности, когда представление о своём будущем, осознание прошлого, конструирование своего жизненного пути, являясь основой личностного самоопределения, влияет на последующие значимые выборы человека.

Над проблемой психологического времени работали такие отечественные и зарубежные философы и психологи как К.А. Абульханова-Славская, А. Бергсон, Ш. Бюллер, Л.С. Выготский, В. Дильтей, Е.И. Головаха, Э. Гуссерль, И.С. Кон, А.А. Кроник, К. Левин, Ж. Ньюттен, С.Л. Рубинштейн, М. Хайдеггер и др.

Целью исследования является изучить своеобразие временной перспективы старшеклассников.

Объект исследования - временная перспектива личности.

Предмет исследования - своеобразие временной перспективы старшеклассников.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы поставлены следующие задачи:

. Проанализировать различные подходы к изучению психологического времени и временной перспективы.

. Систематизировать основные положения возрастной психологии периода раннего юношества.

. Проанализировать содержание временной перспективы в ранней юности.

. Исследовать содержание временной перспективы в ранней юности.

. Проанализировать и обобщить результаты исследования

Исходя из выше изложенного, была сформулирована гипотеза исследования: временная перспектива старшеклассников имеет неоднородный характер: она представляет собой достаточно развитое смысловое будущее (ценностно-смысловое проецирование себя в будущем), тогда как временное будущее (собственно планирование своего будущего) развито не достаточно.

Методологическая основа исследования: идеи о временной перспективе (К. Левин, К.А. Абульханова-Славская), Основные теоретические положения по возрастным особенностям юношеского возраста (Л.И. Божович, Дубровина, Эриксон), идеи о своеобразии временной перспективы старшеклассников (Кроник, Головаха, Кон).

Теоретическая значимость работы: проанализированы различные подходы к изучению психологического времени и временной перспективы, систематизированы основные положения возрастной психологии периода раннего юношества, проанализированы содержание временной перспективы в ранней юности

Практическая значимость работы: исследовали содержание временной перспективы в ранней юности, проанализировали и обобщили результаты исследований.

Апробация исследования осуществлялась на базе МОУ СОШ №1 г. Биробиджана

Методы исследования. В процессе работы был использован комплекс методов, направленных на проверку выдвинутой гипотезы и решении поставленных задач, метод анализа литературы, тестирование, метод интерпретации данных, тестирование, проективные методики исследования.

 


Теоретические основы изучения временной перспективы старшеклассников

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.55.55.239 (0.055 с.)