Своеобразие периода раннего юношества в контексте временной перспективы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Своеобразие периода раннего юношества в контексте временной перспективы



 

Время, как и пространство, является универсальной базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. С момента рождения он ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов своей жизни - таких как смена сна и бодрствования, время кормления и тому подобные, регулируемые социальной средой.

Образ себя в прошлом в значительной мере выстроен ребенком с помощью взрослого, особенно в отношении ранних периодов собственной жизни. У детей достаточно рано складывается образ себя в прошлом.

Психологические особенности раннего юношества были всегда и остаются до сих пор предметом многочисленных споров. Несмотря на большое количество исследований в этой области, наука пока не пришла к единой точки зрения на вопросы: что является ведущей деятельностью в этом возрасте, каково центральное новообразование исследуемого возраста, каковы границы возраста и т.д.

В контексте временной перспективы юношеский возраст рассматривали многие ученые: Н.Н. Толстых, Л.И. Божович, О. Арестова, Э. Шпрангер, Кроник, Н.И. Крылова, Головаха, Кон и т.д.

В конце подросткового - начале юношеского периода происходит определение личностью своей жизненной позиции и на ее основе жизненной стратегии. Можно выделить различные стили или стратегии жизни в их связи с осознанием времени, т.к. в регуляции времени жизни прослеживаются различные личностные способы, которые определяются характером соотношения индивидуально-личностного и общественного времен [2].

В зависимости от характера и направленности жизнедеятельности человека В.И. Ковалев, по критериям ситуативности-пролонгированности и активности-пассивности, выделил четыре основных типа личностной организации времени и отношения к нему: обыденный, функционально-действенный, созерцательно-рефлексивный и созидательно-преобразующий способы жизни личности.

Так люди, ведущие обыденный способ жизни, характеризуются социальной пассивностью, ситуативной зависимостью от обстоятельств, импульсивностью и непосредственностью реагирования, узостью социальных связей, поверхностным, статичным, стереотипным, односторонним, неосознаваемым характером отражения действительности, суженностью временного кругозор.

Представители функцинально-действенного способа жизни - энергичные натуры с жестким рационалистическим восприятием окружающего мира и трезвым рассудочным прагматическим стилем мышления. Временной кругозор узок, ограничен и свернут. По существу, такие люди живут в основном заботами и делами настоящего и ближайшего будущего, а их более отдаленные временные перспективы жизни чаще носят утилитарный характер.

Людям созерцательно-рефлексивного способа жизни свойственно обостренное восприятие и тонкое осознание огромной сложности, противоречивости и изменчивости процессов жизни в природе, других людях, их общностях, в самих себе. Внешней активности они предпочитают углубленное размышление и рефлексию. Для таких личностей социальная ситуация в настоящем нередко теряет свою значимость. В их трансспективе на равных правах представлено личное и культурно-историческое прошлое и будущее.

Высший по уровню тип личностной организации представлен, по мнению автора, гуманистическим созидательно-преобразующим отношением ко времени, которое выражается в соответствующем способе жизни. Его отличительные особенности: глубокое, разностороннее и реалистичное осознание сложных и противоречивых процессов жизни, развитое чувство текущего времени, созидательно-преобразующая активность в процессе осуществления собственной жизнедеятельности, ее продуктивность и плодотворность, одним из условий которой является оптимальное распределение и использование времени для различных дел, широкая временная трансспектива [23].

Л. Кублицкене представила многообразие форм личностной организации времени через выявления способов организации деятельности. Изучая соотношение субъективного и объективного времени, она пришла к выводу, что личностная организация времени целостно может быть изучена в единстве трех основных ее структурных компонентов - переживание, осознание и временная организация деятельности. Временная организация деятельности, по мнению автора, является ведущей составляющей. Л. Кублицкене считает, что индивидуальное многообразие способов временной организации деятельности личностью может быть отражено типологически в шести типах: «оптимальный», «дефицитный», «спокойный», «исполнительный», «тревожный», «неоптимальный» [11].

Необходимость самоопределения служит для старшеклассника своеобразным «распутьем», на котором он «сворачивает» либо в сторону субъективности (предполагающей принятие ответственности за свою жизнь, самостоятельность жизненных выборов), либо в сторону пассивного следования жизненным обстоятельствам и отказа от попыток самому управлять течением своей жизни.

Периодом возникновения сознательного «я» - пишет И.С. Кон, - как бы постепенно не формировались его отдельные компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст. Развитие самосознания - центральный психический процесс переходного возраста. Практически все отечественные психологи называют этот возраст «критическим периодом формирования сознания» [24].

Специфические моменты самосознания, формирование Я - концепции, включающей образ «Я - профессионала», зависит от степени согласованности идеального и реального «образа - Я» и идеального и реального образа профессии. Соотношение «Я - реального» и «Я - идеального» определяет требование человека к себе. Потребность в удовлетворении собственного «Я» (самоуважении, собственной значимости и компетентности) должна реализоваться в самоутверждении и в самовыражении человека, в его стремлении проявить себя. Не только познание, но и осуществление себя формирует самосознание человека, его «внутреннее Я», его мотивацию. Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности [35], [24].

Развитие самосознания раннем юношеском возрасте настолько ярко и наглядно, что его характеристика и оценка значения для формирования личности в эти периоды практически едина у исследователей разных школ и направлений. Авторы достаточно единодушны в описании того, как протекает процесс развития самосознания в этот период. В юношеский период происходит определение старшеклассником своего места в жизни и внутренней позиции, формирование мировоззрения, которое влияет на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. Задача выбора будущей профессии принципиально не может быть успешно решена вне решения более широкой задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Устремленность в будущее в старшем школьном возрасте конкретизируется в таких понятиях как «временная перспектива», «мотивация к самореализации» и др. [34], [28].

В возрасте ранней юности человек начинает осознавать течение времени, происходит дифференциация временных интервалов; возрастает одновременно и степень обобщенности, степени конкретной представленности времени жизни в целях, планах, ожиданиях; повышается уровень реализма; формируются представления о прошлом, настоящем и будущем в виде линейной модели времени [24], [26].

В целом, в возрасте ранней юности формируется такая важнейшая структура, как мировоззрение, целостная картина мира и себя в нем; совершается профессиональное и личностное самоопределение, что связано с изменением восприятия времени; появляется жизненный план, осуществляется выбор путей его реализации по принципу «активное достижение - пассивное следование обстоятельствам»; изменяется временная перспектива (временной горизонт углубляется, охватывая отдаленное прошлое и будущее, и расширяется, включая не только личные, но и социальные перспективы) [6], [5].

В ранней юности появляется жизненная программа (система жизненных планов с учетом жизненных обстоятельств), хотя она еще отличается крайней изменчивостью и слабой продуманностью. В субъективной картине жизненного пути юношей и девушек ярко выражено преобладание будущего над прошлым и настоящим или, в терминах, введенных А.А. Кроником, преобладание потенциальных причинно-целевых связей над реализованными и актуальными [17], [10].

Л.И. Божович, и Д.Б. Эльконин связывают кризис юношеского возраста с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность. Кроме того, Л.И. Божович уделяет особое внимание мечте. Она считает, что в мечтах подростков всегда имеет место то или иное «моделирование» своего будущего и себя в этом будущем, или, как говорят зарубежные психологи, воображаемое проигрывание будущих ролей [10], [40].

Давыдов считает, что главным новообразованием подросткового возраста является осознание своего места в будущем, своей «временной перспективы». У старшеклассников (14 - 16 лет), по Давыдову, развивается потребность в труде, профессиональные интересы, формируются элементы исследовательских умений, появляется способность строить свои жизненные планы, нравственные и гражданские качества личности и основы мировоззрения [19].

Э. Шпрангер одним из главных новообразований старшего школьного - юношеского возраста также выделяет появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни. Он уточняет, что в этом возрасте происходит постепенное врастание в различные сферы жизни. Процесс этот от открытия «Я» к практическому включению в различные виды жизненной деятельности [37].

По мнению же Арестовой одним из психологических последствий юношеского кризиса является напротив деструкция временной перспективы личности, крушение жизненных планов и временная дезориентация субъекта. Такая структура временной перспективы отмечается и у подростков 14 - 16 лет, у которых временной фокус смещается на настоящее. Дети данного возраста живут настоящим, они не видят связи прошлого, настоящего и будущего. Временная перспектива представлена разрывной [7].

С. Братусь, рассматривает этот вопрос немного с другой стороны, он выделяет формирование временной перспективы в юношеском возрасте, как функцию смысловых образований: создание образа, эскиза будущего, той перспективы развития личности, которая не вытекает прямо из наличной, сегодняшней ситуации. Будущее есть главное опосредующее звено движения личности, без предположения которого нельзя объяснить ни реального хода развития человека, ни его бесконечных потенциальных возможностей. Смысловые образования и являются на его взгляд основой этого возможного будущего, которое опосредует настоящее, сегодняшнюю деятельность человека, поскольку целостные системы смысловых образований задают не сами по себе конкретные мотивы, а плоскость отношений между ними, т.е. как раз тот первоначальный план, эскиз будущего, который должен предшествовать его реальному воплощению [17].

Кон выделяет формирование жизненных планов и жизненной перспективы как характерную черту ранней юности - жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения «пирамиды» ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны - это результат конкретизации целей и мотивов. В этом возрасте из мечты и идеала как абстрактного, иногда заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистический, ориентированный на действительность план деятельности. Старшеклассник пытается предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Его образы будущего ориентированы на результат, а не на процесс развития: подросток может очень живо, в деталях представлять свое будущее общественное положение, не задумываясь над тем, что для этого нужно сделать. Отсюда и частая завышенность уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся, великим [32].

Временная перспектива же в прямом своем смысле, по мнению Кона возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся [24], [25].

Жизненные планы старшеклассников как по содержанию, так и по степени их зрелости, социального реализма и охватываемой временной перспективе весьма различны.

Сравнительное изучение жизненной перспективы восьмиклассников и десятиклассников, проведенное Е.И. Головахой, показало, что достаточно определенные представления о своем будущем и о сроках осуществления событий, с которыми они связывают свои долговременные жизненные цели, имеются уже у восьмиклассников, к X классу эти цели только уточняются. Однако в содержании планов существует ряд противоречий [15], [18].

В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей, старшеклассники достаточно реалистичны. Зато в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены: они ждут слишком многого или слишком быстро. При этом высокий уровень социальных и потребительских притязаний не подкрепляется столь же высокими профессиональными устремлениями. У многих ребят желание больше иметь и получать не сочетается с психологической готовностью к более трудному, квалифицированному и производительному труду. Обращает на себя внимание также недостаточная конкретность профессиональных планов старшеклассников. Вполне реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений старшеклассники чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. Главное противоречие временной перспективы старшеклассников, по данным Е.И. Головахи, - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Сходную картину рисуют и московские психологи И.В. Дубровина и др.). Общий уровень личных и социальных притязаний обследованных ими учащихся IX-X классов существенно выше, чем у подростков, равно как и способность различать идеальные и реальные цели. Однако устойчивую иерархию ценностных ориентации обнаружила только треть обследованных. У остальных они либо недостаточно дифференцированны, либо недостаточно устойчивы [17], [19].

М.Р. Гинзбург установил, что настоящее для юношества имеет неоднородный характер: оно по преимуществу представляет собой достаточно развитое смысловое будущее (ценностно-смысловое проецирование себя в будущем), тогда как временное будущее (собственно планирование своего будущего) развито недостаточно [14].

Драгунова Т.В. указывает на то, что функция временного будущего заключается в обеспечении временной перспективы. Временная перспектива представляет собой видение своего будущего во времени, или собственно планирование. Позитивное отношение к планированию и составление планов определенным образом упорядочивают будущее, которое может быть представлено как последовательность достижения ряда целей. В результате же негативного отношения к планированию и отсутствия планов будущее предстает как фактически непрогнозируемое. Обычно лишь в подростковом возрасте человек начинает строить свою перспективу будущего сам, формулирует для себя собственные планы, намерения, задумывается над тем, кем и каким ему хотелось бы стать в будущем [20].

Отличительные черты формирования временной перспективы у современных старшеклассников хорошо прослеживаются в исследованиях В.С. Собкина. Сравнивая результаты опросов 1996 и 2005 года, можно отметить, что за прошедший период увеличилось число тех старшеклассников, которые «с уверенностью и оптимизмом смотрит в будущее» с 34,8% до 51%. Параллельно уменьшилась доля тех, кто «сомневается в том, что их жизнь сложилась удачно». Число старшеклассников явно негативно оценивающих свое будущее не изменилось за этот период. Особый интерес представляет то, что исследования показали, что материальный статус семьи старшеклассника играет существенную роль при оценке им своего будущего, причем это тенденция устойчива и проявляется как в 1996, так и в 2005 гг. Характерна такая тенденция: чем выше экономический статус семьи, тем выше уверенность в будущем. Также нужно отметить, что тенденция к пессимистическому отношению к своему будущему прослеживается чаще у старшеклассников из «крайних экономических групп»: либо очень бедные, либо очень богатые, среднеобеспеченный слой более оптимистичен. Также, помимо экономического статуса на позитивное отношение старшеклассников к будущему оказывает влияние и уровень образованности родителей, если у старшеклассников оба родителя имеют высшее образование, они с большей уверенностью смотрят в будущее. Исследования выявили и гендерные различия в отношении к будущему: девушки больше, чем юноши озабоченны своим будущим [34].

Временная перспектива личности - это когнитивная способность предвидеть будущее, прогнозировать его, представлять себя в будущем. Впервые психологические закономерности переживания человеком времени были сформулированы еще И. Кантом, само же понятие «временной перспективы предложил К. Левин, в его концепции оно дополняло понятие «жизненного пространства личности». Его идеи оказали значительное влияние на последующие исследования психологического времени, которые продолжаются по сей день в различных направлениях психологии.

Юношеский возраст в контексте временной перспективы рассматривали многие ученые: Н.Н. Толстых, Л.И. Божович, О. Арестова, Э. Шпрангер, Кроник, Н.И. Крылова, Головаха, Кон и т.д.

Юношеский возраст стал центральным во многих исследованиях психологического времени т.к. имена на данном этапе жизни человека формируется такая важнейшая структура, как мировоззрение, целостная картина мира и себя в нем; совершается профессиональное и личностное самоопределение, что связано с изменением восприятия времени; появляется жизненный план, осуществляется выбор путей его реализации. изменяется временная перспектива (временной горизонт углубляется, охватывая отдаленное прошлое и будущее, и расширяется, включая не только личные, но и социальные перспективы).

В ранней юности появляется жизненная программа (система жизненных планов с учетом жизненных обстоятельств), хотя она еще отличается крайней изменчивостью и слабой продуманностью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.014 с.)