Становление и развитие научного подхода к проблеме психологического времени личности, понятие временной перспективы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление и развитие научного подхода к проблеме психологического времени личности, понятие временной перспективы



 

Проблема «временной перспективы» стала предметом изучения в связи с теоретической и практической разработкой научной проблематики психологического времени и жизненного пути личности. Исследование этой проблемы дает возможность взглянуть на то, как отдельный человек воспринимает и представляет свое будущее, как это будущее связано с прошлым и настоящим, какое место занимает будущее в субъективной картине жизненного пути личности, как оно влияет на поведение личности [3].

Интерес психологической науки к проблеме времени неслучаен и объясняется, прежде всего, тем, что все основные объекты исследования в психологии являются динамичными, развивающимися во времени образованиями. Изучением вопросов, касающихся психологического времени, занимались такие ученые, как К. Левин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова - Славская, Д.Г. Эльконин, Б.И. Цуканов, А.С. Дмитриев и многие другие.

Исследования проблемы времени в психологии осуществлялись в целом ряде направлений, которые фактически мало связаны друг с другом. Это классические исследования восприятия времени (Забродин. Ю.М, Иванов. Ф.Е, Соколов. Е.Н, Фресс.П и другие), переживания времени (Гарбетте. Д, Кнапп. Р и другие), временной перспективы (Кастенбаум Р., Нюттен. Дж и др.).

Существующие направления изучения времени можно условно классифицировать следующим образом: выделив четыре основных аспекта его рассмотрения. Первый - отражение (психикой, сознанием) объективного времени, большая или меньшая адекватность и механизмы отражения (восприятие времени). Второй - временные, т.е. процессуально-динамические характеристики самой психики, связанные прежде всего с лежащими в ее основе ритмами биологических, органических, нейрофизиологических процессов. Третий - способность психики к регуляции времени движений, действия и деятельности. Четвертый - личностная организация времени жизни и деятельности, т.е. той временно-пространственной композиции, в которой строятся ценностные отношения личности с миром на протяжении времени жизненного пути.

Впервые психологические закономерности переживания человеком времени были сформулированы И. Кантом (1724-1804 гг.). Он отмечал, что отношение ко времени и его переживание находятся в зависимости от характера деятельности различных субъектов. Кант впервые сделал попытки объяснить проблему субъективной скорости времени в различных условиях функционирования психики, связав ускорение или замедление времени с разнообразием или монотонностью деятельности. Глубокое обоснование идеи временного единства психики можно найти у Гегеля (1770-1831). Гегель критиковал субъективизм Канта в понимании пространства и времени и рассматривал эти понятия как характеристики присущие вещам самим по себе. Важнейший момент в его концепции - указание на относительность прошлого, с одной стороны, как уже прошедшего и невозвратимого, а с другой - как реального, снятого в настоящем содержания сознания и деятельности человека [17].

Хотя диалектика последовательности и сосуществования интерпретировалась Гегелем идеалистически, она стала одним из источников формирования марксистских взглядов на специфику структуры человеческой жизнедеятельности, на время как «пространство человеческого развития».

Марксистский анализ диалектики необходимости и случайности, возможности и действительности позволил рассмотреть соотношение прошлого, настоящего и будущего в их реальной взаимосвязи. Объективный характер этой взаимосвязи обусловлен тем, что прошлое и будущее действительны не в памяти и воображении субъекта, а в том, что материальные процессы, осуществленные в прошлом, определяют предметность настоящего, которое содержит реальные возможности направленного становления в будущем.

Понятие временной перспективы было предложено К. Левиным. Введение этой категории дополняло понятие «жизненного пространства», которое представляло единицу человеческой личности. К. Левин подчеркивал, что «психологическое поле», существующее в данный момент, включает в себя представление о своем прошлом и будущем. Сам термин был введен в научный оборот Л. Франком для характеристики взаимосвязи и взаимообусловливания прошлого, настоящего и будущего в сознании и поведении человека. К. Левин первым построил пространственно-временную модель, в которой сознание и поведение индивида рассматривались через долговременную перспективу и характеристики жизненного пространства. Он также считал, что психологически одновременными являются все события прошлого и будущего, если они включены в «психологическое поле в данный момент».

Идеи К. Левина оказали заметное влияние на последующие исследования психологического времени личности. П. Фресс использовал в своих работах понятие «временной кругозор» - интегративную характеристику развития временных представлений личности, формирующихся в процессе социальной деятельности. Дильтей и Бергсон отрицали возможность объективного познания времени. Бергсон считал, что проникнуть в сущность времени человеку помогает творческая интуиция, основанная на единстве механизмов памяти и восприятия, в результате чего формируется переживание длительности. Для Дильтея главным в проблеме времени было познание не связи прошлого и настоящего как чистой длительности, а социально-культурного, исторического содержания этой связи.

Кроме интуитивизма Бергсона и философии жизни Дильтея, проблема времени в его человеческом смысле и содержании активно разрабатывалась в феноменологии Гуссерля и экзистенциализме Хайдеггера. Важнейшим моментом этих концепций была окончательная субъективизация времени, отождествление его единства в прошлом, настоящем и будущем с временным единством сознания.

Т. Коттл в книге «Воспринимаемое время» ставит перед собой задачу исследовать прошлые, настоящие и ожидаемые в будущем переживания времени, которые во взаимосвязи определяют временной горизонт личности. Он выделяет две основные временные концепции: 1) линейная - переживание чистой длительности в духе Бергсона; 2) пространственная - переживание времени в трех измерениях, которыми являются прошлое, настоящее и будущее, пересекающиеся в индивидуальном сознании. [17]

В отечественной психологии разработка проблемы жизненного пути начинается с 80-х годов ХХ в. Основой для исследования данной проблемы послужили работы С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева. С.Л. Рубинштейн утверждал, что жизненный путь - это не простое развертывание плана жизни, заложенного в детстве, это - социально детерминированный процесс, на каждом этапе которого возникают новообразования. При этом личность является активным участником этого процесса. Автор подчеркивает целостность и непрерывность жизненного пути человека, преемственность всех его этапов. Б.Г. Ананьев за основу для рассмотрения жизненного пути предложил анализ биографии человека. Единицей анализа для автора стал возраст. Он выделил этапы в жизни человека и использовал их для характеристики каждого возраста [4].

Эти идеи нашли дальнейшее теоретическое развитие в работах советских исследователей, посвященных человеческому времени как комплексной научной проблеме и объекту психологического исследования.

Так, А. Аарелайд (1978) рассматривает психологическое время в общей структуре временных отношений как сложное системное образование, включающее в качестве высшего уровня личностное время, которое формируется на основе осознанного отражения времени, позволяющего человеку осуществлять целесообразное управление собственной деятельностью [16].

Также опираясь на идеи С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева Абульханова-Славская, разработала одну из концепций понимания жизненного пути личности. Исследуя вопрос роли времени в жизни человека, в первую очередь автор говорит об организации времени субъектом, ее критериях, механизмах, средствах осуществления. Так, «жизненный путь представляет собой не только зафиксированную позицию, но и определенную жизненную линию, то есть реализацию своей жизни во времени, ее постепенное развертывание, расширение и укрепление» [3], [17].

В современной науке утвердилось представление о двух основных концепциях времени - циклической и линейной. Если циклическая концепция преобладает в культуре аграрных цивилизаций и генетически является одной из наиболее древних форм понимания времени (как вечного круговорота), то окончательное утверждение линейной концепции (однонаправленной «стрелы времени») обусловлено развитием промышленного производства, доминированием городского образа жизни и, соответственно, уменьшением роли сезонных сельскохозяйственных циклов в жизнедеятельности общества.

К.А. Абульханова-Славская предлагает различать психологическую, личностную и жизненную перспективы как три различных понятия.

Психологическая (временная) перспектива - это когнитивная способность предвидеть будущее, прогнозировать его, представлять себя в будущем. Личностная перспектива - не только когнитивная способность предвидеть будущее, но и целостная готовность к нему в настоящем, установка на будущее (например, готовность к трудностям в будущем, к неопределенности и т.д.). Такая перспектива может иметь место даже у личностей с когнитивно бедным, нерасчлененным, неосознанным представлением о будущем [2].

Существующие на данный момент определения временной перспективы личности свидетельствуют об отсутствии единства в подходе к изучению этого феномена. По мнению В.Н. Украинца, было бы вернее рассматривать жизненную перспективу личности через понятие «ожидание», которое отражает не только положительные, но и отрицательные обстоятельства жизни личности. Е.И. Головаха определяет временную перспективу, как «потенциальную возможность развития личности». При этом жизненная перспектива выступает и как неизбежность следования определенных событий, изменений в будущей жизни личности. В частности, проявлением объективных оснований временной перспективы личности является осознание ею конечности индивидуального существования. По мнению В.И. Ковалева, временные перспективы представляют собой своеобразный «просмотр» бытия, с фиксированием в сознании личности различных событий, изменений результатов деятельности на всем протяжении ее жизненного пути. Осмысление личностью ее бытия способствует тому, что образ будущего создает у субъекта состояние готовности действовать определенным способом, адекватным этому осмыслению. Временная перспектива, как отмечают Д.А. Леонтьев и Е.В. Шелобанова, включает совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают возможность оптимизации дальнейшего жизненного продвижения [17].

К.А. Абульханова-Славская указывает на то, что «временная перспектива - это не только будущие цели, ценности, но и темп жизненного движения, оптимальность развития, возрастание активности личности. При этом труд, профессия являются важнейшими условиями самоопределения личности, формирования личностной позиции человека [3].

В последнее время проблемы временной перспективы стали традиционными в психологических исследованиях личности. Одно из прочно утвердившихся положений современной психологии гласит: «Психологическая перспектива будущего и есть теоретическая возможность воспитания». Если исходить из этого тезиса, то деструктивное развитие личности должно сопровождаться короткой будущей временной перспективой. Существует и другая точка зрения, в которой большее значение придается психологическому настоящему в формировании зрелой, социально адаптированной и продуктивной личности. Примечательно в связи с этим точка зрения Ж. Нюттена, специально занимающегося проблемами отношения к времени: «Человек, который занимается только будущим или прошлым - человек с временными перспективами, - не способен осуществлять свои потенциалы». [15]

Что касается ретроспективных ориентаций, то целенаправленное формирование личностно-значимого отношения к прошлому всегда было эффективным средством воспитания подрастающего поколения в традиционных культурах. Прошлое становилось особенно значимым регулятором социального поведения личности благодаря глубокому знанию детьми их родословной [18].

Все вышесказанное показывает, сколь трудно отдать предпочтение какому-либо из модусов психологического времени (прошлому, настоящему и будущему) с точки зрения их роли в успешной социализации личности.

В последние десятилетия прогностическая, предвосхищающая функция психики, связанная с построением модели потребного будущего человека, все более привлекает внимание психологов. Исследования в этом направлении проводятся в русле разных подходов, в различных контекстах и с использованием различной терминологии. При обозначении указанного вида психической реальности говорят, например, о временной перспективе, перспективном целеполагании, планировании, построении модели будущего, смыслостроительстве, принятии и реализации намерений в деятельности и т.д.

Временная перспектива представляет собой важный личностный конструкт, отражающий временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру, включающую определенное содержание и ряд динамических параметров: протяженность, направленность, согласованность, эмоциональный фон и другие. Подверженность параметров временной перспективы личности влиянию социальной ситуации жизни конкретного субъекта особенно обостряется в периоды социальных и экономических кризисов, переломных периодов в жизни общества [5].

Одним из психологических последствий социальных кризисов является нарушение (или даже деструкция) временной перспективы личности, крушение жизненных планов и временная дезориентация субъекта. Клинические исследования показывают связь временной перспективы личности с наличием различного рода психических расстройств, имеющих выраженную социогенную природу (депрессии, неврозы, алкоголизация, суицидальные тенденции).

Изменение временной перспективы личности по параметру согласованности прошлого, настоящего и будущего найдено и в группе суицидентов. При исследовании временной перспективы у людей, покушавшихся на самоубийство, получены данные, имеющие диагностическое значение. Искривления временной перспективы личности оказались тесно связанными с суицидальными представлениями, а негативные временные аттитюды значимо влияли на склонность к суициду и состояния беспокойства, выступая тем самым индикаторами потенциального суицида.

Итак, три временные модальности обрисовывают человеческое развитие, намечая времена жизни каждого поколения, его прошлое, настоящее и будущее. Прошлое находит отражение в хронологическом возрасте, настоящее - в социальном возрасте, будущее - в историческом возрасте. Так, социальное время, предъявляя свои требования к человеку, может выступать «движущей силой» развития личности, но и его тормозом, стрессогенным фактором, если не «идти в ногу со временем». Подлинная психологическая концепция развития должна интегрировать все три временных возраста.

Чрезвычайно важная составляющая психического здоровья человека - адекватное отражение временных границ хронологического, социального и исторического времени, способность самостоятельно определять перспективы собственного жизненного пути, наличие в образе мира протяженной и событийно насыщенной временной перспективы будущего. Эта проблема отражена в исследованиях Ш. Бюллера, В. Франкла, Л. Божович, Б. Зейгарника, Л. Рубинштейна, К. Абульхановой и других [11].

Как отмечает известный отечественный психолог Б.В. Зейгарник, умение более или менее объективно оценивать возникшую ситуацию, увидеть ее не только в актуальной сиюминутности, но и в развернутой временной перспективе, и найти возможность постановки посильных реальных целей становится необходимым и важным двигателем развития личности.

Согласно П. Фрессу и Ж. Пиаже, восприятие времени человеком имеет уровень непосредственно переживаемого времени, длительность которого не превышает 2 секунды, и уровень оцениваемого времени. Первый - общий для человека и животного, второй же осуществляется благодаря общественному опыту и речи. С.Л. Рубинштейн говорит о существовании непосредственного ощущения длительности, которое обусловлено в основном висцеральной чувствительностью, и собственно восприятии времени, развивающемся на этой чувствительной органической почве.

Психологическое время значимо отличается от объективного, хронологического. Людям свойственны индивидуальные особенности восприятия времени например, как плавно текущего или скачкообразно, как сжатого или растянутого, пустого или насыщенного. На разных этапах онтогенетического развития люди по-разному относятся к прошлому, настоящему и будущему: молодым свойственна направленность в будущее, в пожилом возрасте более значимо прошлое, имеет место ретроспективная направленность мотивов. Наряду с возрастной дифференциацией особенностей переживания времени, существуют и половые отличия: мужчины склонны к большей актуализации будущего, а женщины - прошлого, которое психологически для них является более значимым [23], [27].

Таким образом, теоретический анализ литературы по проблеме времени, позволяет констатировать, что исследования проблемы времени в психологии осуществлялось в целом ряде направлений, однако они мало связаны друг с другом. Проблема психологического времени - одна из интереснейших и наименее разработанных в психологии. Исследование этой проблемы дает возможность взглянуть на то, как отдельный человек воспринимает и представляет свое будущее, как это будущее связано с прошлым и настоящим, какое место занимает будущее в субъективной картине жизненного пути личности, как оно влияет на поведение личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.31 (0.017 с.)