Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции



 

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции определена главой 26.4 НК РФ и относится к специальному налоговому режиму, которым, согласно статье 18 НК РФ, признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. Действие подобного режима выгодно как инвестору, так и государству: первый имеет благоприятные условия для вклада средств в поиск, разведку, а также добычу полезных ископаемых; государство приобретает гарантии получения части прибыли от этой деятельности. Режим применяется в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции.

Глава 26.4 НК РФ введена в действие с 1 января 2004 года, до этого все налоговые отношения по соглашениям о разделе продукции (далее СРП) регулировались Федеральным Законом № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции". Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима, установленного главой 26.4 НК РФ, признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения в соответствии с вышеуказанным законом № 225-ФЗ.

Сторонами соглашения являются: Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого исполняется СРП и Инвестор, представленный юридическим лицом либо объединением юридических лиц, которые осуществляют вложение собственных, заемных или привлеченных средств в разработку месторождения.

Налогоплательщик и плательщик обязан:

Уплачивать соответствующие налоги и сборы, предусмотренные данным налоговым режимом, а также иные налоги и сборы, от уплаты которых не освобождает данный налоговый режим и которые обусловлены иными нормативно-правовыми актами

Предоставить в налоговый орган соглашение о разделе продукции

Предоставить в налоговый орган решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции и признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

Налогоплательщик и плательщик сборов может возложить свои обязанности на оператора, под которым понимаются созданные инвестором для этих целей на территории Российской Федерации филиалы или юридические лица либо привлекаемые инвестором для этих целей юридические лица, а также иностранные юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории РФ

Налогообложение при СРП предполагает замену уплаты части налогов <http://wiki.klerk.ru/index.php/%D0%9D%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3> и сборов <http://wiki.klerk.ru/index.php/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80>, установленных российским налоговым законодательством, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения. Но по договоренности возможна уплата в денежной форме. Таким образом, можно наблюдать уникальный в наши дни случай введения обязательного платежа в натуральной форме. Налоги <http://wiki.klerk.ru/index.php/%D0%9D%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3> и сборы <http://wiki.klerk.ru/index.php/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80>, предполагаемые для каждого налогоплательщика <http://wiki.klerk.ru/index.php/%D0%9D%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%89%D0%B8%D0%BA>, включены в этот обязательный платеж.

Условия, необходимые для применения данной системы

) соглашение должно быть заключено после того, как признан несостоявшимся аукцион по предоставлению права пользования недрами, которые являются объектами СРП;

) соглашение должно предусматривать увеличение доли продукции, получаемой государством в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности, оговоренных в соглашении;

) если соглашение предусматривает раздел произведенной продукции между государством и инвестором, то доля государства в распределяемой продукции не должна составлять менее 32%.

Главой 26.4 <http://wiki.klerk.ru/index.php/%D0%9D%D0%9F%D0%90:%D0%9D%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8:%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%8F:%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB_VIII.1:%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0_26.4> НК РФ предусмотрено применение двух вариантов раздела продукции.

Согласно первому традиционному варианту происходит раздел как произведенной продукции, так и прибыльной. Доля инвестора <http://wiki.klerk.ru/index.php/%D0%98%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80> в произведенной продукции для возмещения его затрат не должна превышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе - 90% общего объема произведенной продукции.

Второй вариант раздела продукции используется реже, в качестве исключения. При этом пропорции раздела определяются в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценки участка недр, а также показателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора <http://wiki.klerk.ru/index.php/%D0%98%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80> не должна превышать 68% от произведенной продукции, а доля государства должна быть не ниже 32%.

Соглашения о разделе продукции являются привлекательной формой организации инвестиционной деятельности как для самого инвестора, так и для государства. Для инвесторов СРП привлекательно тем, что обеспечивает стабильность и предсказуемость, чрезвычайно важные для любых крупных инвестиций, хотя не гарантирующие от коммерческого риска. Для государства преимущества СРП заключаются в том, что соглашения обеспечивают приток крупных инвестиционных вложений и раздел продукции не грозит потерей контроля над недрами и сырьевыми ресурсами, поскольку речь идет не о продаже недр, а об их аренде в течение определенного срока. Также преимуществом применения СРП является принцип объективности: разделение доходов от реализации проекта между инвестором, принявшим на себя риск, и государством происходит на справедливой основе.

При выполнении соглашений о разделе продукции налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по местонахождению участка недр, предоставленного инвестору, а если в качестве инвестора выступает объединение юридических лиц, каждое из них подлежит постановке на учет по месту нахождения участка недр.

В настоящий момент в России осуществляется 3 крупных проекта освоения нефтегазовых месторождений на условиях СРП: "Сахалин-1", "Сахалин-2", Харьягинское, объем инвестиций, в которые превысил 1,5 миллиарда долларов США.

По мнению участников конференции "СРП-2000", в ближайшие 10 лет только в нефтегазовые проекты СРП можно привлечь десятки миллиардов долларов прямых инвестиций, не учитывая косвенных инвестиций в смежные отрасли экономики через подрядные работы и сервисные услуги для проектов СРП.

Опыт реализации СРП в России показал, что данная форма инвестиционного сотрудничества осуществляется со значительными издержками: медленно идет работа по подготовке новых списков месторождений, освоение которых будет происходить на базе СРП. Крупные западные нефтяные и газовые компании, по мнению экспертов, выражают желание инвестировать средства в Россию в рамках СРП, но этому процессу мешает медленное установление привлекательного инвестиционного режима. Таким образом, предстоит еще немало работы по совершенствованию данного режима налогообложения в России.

К перечисленным проблемам можно выдвинуть надлежащие предложения по совершенствованию, а именно:

1. Подготовка соглашения о разделе продукции требует очень тщательной и детальной проработки. Только в этом случае регион и государство в целом может получить выгодные условия.

2. Поступление денег в бюджет региона или региональный фонд не гарантирует их использование для целей региона. Чтобы добиться их эффективного использования необходимо иметь согласованную со всеми заинтересованными лицами программу вложений, открытость всех процедур и многосторонний контроль.

.   Для того, чтобы регион мог эффективно использовать процессы развития нефтегазового комплекса на своей территории в своих интересах, абсолютно необходима заранее подготовленная программа (стратегия) развития региона, учитывающая перспективы нефтегазовой сферы. Эта программа (стратегия, концепция) и законы, направленные на создание инвестиционного климата должны приниматься на основе детального и взвешенного анализа всех экономических, социальных и экологических факторов, чтобы, создавая благоприятные условия для бизнеса, соблюсти интересы региона.

.   Создать необходимые условия для российских и иностранных инвесторов, способствующие успешной добыче и сбыту нефти и газа в России и за рубежом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.007 с.)