Сестринские технологии в педиатрии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сестринские технологии в педиатрии



Сестринские технологии в педиатрии

Сборник алгоритмов практических манипуляций

Лечебное дело

Сестринское дело

 

 

Г. Екатеринбург – 2017 г.

 

Рассмотрено на заседании                       Согласовано                                           

Протокол №____ от _______2017г          Ст.методист_______________                

Председатель ЦМК___________                                  /Потакина Н.Ю./.                

                         /Гуляева О.Л./               

                    

Сборник составлен в соответствии с требованиями ФГОС СПО преподавателем Сутоцких В.И.

Рецензенты:

 

     

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сборник алгоритмов практических манипуляций «Сестринские технологии в педиатрии»  составлен на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Высокие требования к качеству сестринских манипуляций требуют конкретных и чётких действий среднего медицинского персонала на рабочем месте.

Развитие медицинской науки неизбежно сопровождается рассеиванием информации по многочисленным инструкциям, приказам, специальной литературе, что делает недоступной часть сведений, необходимых для студентов и практикующего среднего медицинского персонала. Исходя из этого факта, представляется необходимым издания пособия, в котором собрана вся необходимая информация. 

В пособии  даны алгоритмы выполнения лечебных и диагностических процедур, цели, оснащение рабочего места и техника проведения манипуляций с обоснованием. При подробном изучении манипуляций ускоряется процесс отработки профессионального мастерства, улучшается качество подготовки специалистов, сокращается срок адаптации выпускников на рабочем месте. 

Сборник  предназначен для студентов и преподавателей средних медицинских учебных заведений, слушателей факультета повышения квалификации и для практикующих средних медицинских работников.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Утренний туалет новорождённого ребёнка  стр 7
2. Пеленание  стр 8
3. Кормление ребёнка из бутылочки  стр 9
4. Кормление ребёнка из ложки и чашки стр 10
5. Кормление через питательный зонд стр 11
6. Гигиеническая ванна стр 12
7. Применение резиновых грелок для согревания стр 14
8. Применение пузыря со льдом стр 15
9. Обработка кожи при опрелостях стр 16
10. Обработка пупочной ранки при катаральном омфалите стр 16
11. Комплекс массажа № 1 стр 17
12. Обработка волосистой части головы при гнейсе стр 19
13. Антропометрия стр 20
14. Подсчёт ЧСС (пульса) у детей стр 22
15. Подсчёт ЧДД стр 23
16. Разведение антибиотиков  стр 26
17. Закапывание капель в глаза стр 28
18. Закапывание капель в нос стр 29
19. Согревающий компресс на ухо стр 30
20. Закапывание капель в уши стр 31
21. Постановка горчичников стр 32
22. Ингаляции лекарственных средств через рот стр 33
23. Обработка полости рта при кандидозном стоматите стр 33
24. Постановка очистительной клизмы стр 34
25 Постановка газоотводной трубки стр 35
26. Лекарственная клизма стр 37
27. Промывание желудка у детей разного возраста стр 38
28. Забор материала на энтеробиоз стр 40
29. Использование мочеприёмников у новорождённых детей стр 42
30. Взятие мазка из носа и зева на бактериологическое исследование стр 44
31. Техника проведения пробы Манту стр 44
32. Профилактические прививки стр 47
     

УХОД ЗА НОВОРОЖДЕННЫМ И ГРУДНЫМ РЕБЁНКОМ

 

 

Утренний туалет новорожденного ребёнка.

Цель: соблюдение гигиены тела; формирование навыков чистоплотности.

Оснащение:

- кипячёная вода;

- стерильное вазелиновое масло (присыпка, детский крем);

- 3% раствор перекиси водорода, 1% спиртовой раствор бриллиантовой зелени (5% раствор перманганата калия, 700  этиловый спирт);

- ватные шарики, жгутики, ватные палочки;

- лоток для отработанного материала;

- чистый набор для пеленания, пелёнка;

- резиновые перчатки;

- дезинфицирующий раствор, ветошь;

- мешок для грязного белья;

Обязательные условия: при обработке носовых и слуховых ходов исключить использование твёрдых предметов.

Алгоритм выполнения

  1. Объяснить маме цель и ход проведения процедуры.
  2. Подготовить необходимое оснащение. Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором.
  3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки  и постелить набор для пеленания.
  4. В кроватке умыть ребёнка промокательными движениями ватными тампонами, смоченными кипячёной водой.
  5. Обработать глаза ребёнка от наружного угла к внутреннему ватными тампонами, смоченными кипячёной водой (для каждого глаза использовать отдельный тампон).
  6. Аналогично обработке просушить глаза сухими ватными тампонами.
  7. Вращательными движениями прочистить носовые ходы тугими ватными жгутиками, смоченными в стерильном вазелиновом масле (для каждого носового хода использовать отдельный жгутик).
  8. Открыть рот ребёнка, слегка нажав на подбородок, и осмотреть слизистую оболочку полости рта.
  9. Вращательными движениями прочистить слуховые проходы сухими ватными жгутиками (для каждого слухового прохода отдельный жгутик). Уши ребёнку обрабатываются 1 раз в неделю или по мере необходимости.
  10. Раздеть ребёнка. Сбросить одежду в мешок для грязного белья. Подмыть, просушить кожу. Положить ребёнка на пеленальный стол. Сменить перчатки (или обработать).
  11. Хорошо растянуть края пупочной ранки указательным и большим пальцами.
  12. Капнуть в ранку 1-2 капли 3% раствора перекиси водорода. Удалить образовавшуюся в ранке «пену» стерильной ватной палочкой (ватным тампоном) движением изнутри кнаружи.
  13. Сохраняя растянутыми края пупочной ранки, обработать её стерильной ватной палочкой, смоченной 1% спиртовым раствором бриллиантовой зелени (5% раствором перманганата калия или 700 спиртом) движениями от центра к периферии.
  14. Обработать естественные складки кожи ватным тампоном, смоченным в стерильном вазелиновом масле. Обработку производить в строгой последовательности:  заушные; шейные;  подмышечные;   локтевые;  лучезапястные;  подколенные;   голеностопные;  паховые; ягодичные.
  15. Одеть ребёнка и уложить в кровать.
  16. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Примечание: стерильное растительное масло готовится на водяной бане в течение 20 минут с момента закипания воды.

 

Пеленание.

Оснащение:

- тонкая и тёплая распашонки;

- фланелевая и тонкая пелёнки;

- подгузник или памперс.

Обязательное условие:

-используется метод «свободного пеленания» (оставляется небольшое пространство в пелёнках для свободного движения ребёнка)

- шапочку надевать только после ванны и на время прогулок.

- правильная фиксация пелёнок («замочек» должен располагаться спереди)

- при пеленании малыша с ручками – нижний край пелёнки должен располагаться на середине плеч (выше локтевых суставов)

- исключить образование грубых складок, наличие булавок, пуговиц и т.д.

Алгоритм выполнения:

1. Подготовить необходимое оснащение.

2. Вымыть и осушить руки.

3. Уложить на пеленальный столик послойно снизу вверх: фланелевая пелёнка – тонкая пелёнка – подгузник или памперс.

4. Подготовить распашонки, вывернув швы наружу.

5. Надеть на ребёнка тонкую распашонку разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперёд.

6. Надеть подгузник. Для этого:

   - уложить ребёнка на пелёнки так, чтобы широкое основание подгузника приходилось на область поясницы;

- провести нижний угол между ножками малыша

- обернуть боковые концы подгузника вокруг тела.

Примечание: подгузник можно заменить памперсом. Для этого:

- одной рукой поднимаем ножки ребенка и подкладываем памперс;

- застегиваем памперс, поправляем и расправляем все складочки.

7. Завернуть ребёнка в тонкую пелёнку

8. Запеленать ребёнка в тёплую пелёнку (при необходимости):

  - расположить ребёнка на пелёнке так, чтобы её верхний край располагался на уровне козелка уха;

  - одним краем пелёнки зафиксировать плечо соответствующей стороны, а также переднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны;

  - другим краем пелёнки накрыть и зафиксировать второе плечо;

  - подвернуть нижний край пелёнки так, чтобы оставалось свободное пространство для движения ножек ребёнка;

- зафиксировать пелёнку на уровне середины плеч, «замочек» расположить спереди.

 

Кормление ребёнка из бутылочки

 

Цель: обеспечить полноценное питание ребёнку

Оснащение:

- мерная бутылочка

- стерильная соска;

- необходимое количество на одно кормление молочной смеси температурой 36-37

-  ёмкости с 2% раствором соды для кипячения сосок и бутылочек.

- ёршик для мытья бутылочек

- дезинфицирующий раствор

Алгоритм выполнения:

1. Вымыть и осушить руки.

2. Надеть маску.

3. Подготовить ребёнка к кормлению (перепеленать его и очистить малышу носовые ходы).

4. Извлечь соску из посуды, где она хранится.

5. Проколоть отверстие в соске раскалённой иглой (если соска новая).

6. Налить в бутылочку необходимое количество воды температурой 36-370С. Добавить точное количество сухой смеси при помощи мерной ложки.

7. Надеть соску на бутылку, взболтать смесь в бутылочке.

8. Проверить скорость истечения смеси (должна вытекать редкими каплями)

9. Проверить температуру (капнуть смесь на тыльную поверхность своего лучезапястного сустава)

10. Расположить ребёнка на руках с возвышенным головным концом.

11. Покормить малыша, следя за тем, чтобы во время кормления горлышко бутылочки постоянно и полностью было заполнено.

12. Подержать ребёнка после кормления в вертикальном положении 5-10 минут.

13. Положить ребёнка в кроватку на бок.

14. Снять с бутылочки соску, промыть соску и бутылочку под проточной водой, а затем прокипятить в 2% содовом растворе 15 минут (в домашних условиях)

15. Слить из ёмкостей воду и хранить в закрытом виде соски и бутылочки.

16. В условиях стационара: соски промываются под проточной водой, замачиваются в 2% растворе соды на 15-20 минут, затем ополаскиваются под проточной водой. Дезинфекция проводиться методом кипячения в дистиллированной воде в течение 30 минут или стерилизация паровым методом.

17. Бутылочки, после промывания под проточной водой, погружаются в дезинфицирующий раствор. Время экспозиции зависит от вида раствора. Затем промываются в дистиллированной воде, высушиваются. Стерилизация проводится в сухожаровом шкафу при температуре 1800  в течение 60 минут.

Алгоритм выполнения

1. Объяснить маме/родственникам ход и цель процедуры

2. Подготовить необходимое оснащение

3. Надеть колпак, маску. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

4. Уложить ребёнка на бок (голову повернуть на бок) с приподнятым головным концом, зафиксировать такое положение с помощью валика.

5. Измерить глубину введения зонда от мочки уха до кончика носа и от кончика носа до конца мечевидного отростка (от мочки уха до переносицы и до мечевидного отростка – при введении через нос). Сделать метку.

6. Присоединить к зонду шприц и проверить его на проходимость, пропустив через него воздух с помощью поршня.

7. Смочить вводимый конец зонда в молоке (смеси)

8. Ввести зонд в ротовую полость и провести его в желудок по спинке языка до отметки (при введении зонда не прилагать усилий и следить, нет ли одышки, цианоза).

9. Проконтролировать нахождение зонда в желудке. Для этого присоединить шприц к зонду, и попытаться отсосать содержимое. Если при этом будет получено содержимое желудка, значит, зонд введён правильно (ввести 2,0 воздуха из шприца в желудок и проконтролировать фонендоскопом на уровне мечевидного отростка).

10. При отсутствии патологических примесей содержимое желудка возвращают обратно для сохранения электролитов и ферментов.

11. Закрепить зонд лейкопластырем

12. Подсоединить шприц без поршня к зонду, опустить его ниже уровня желудка и наклонить (профилактика аэрофагии).

13. Молоко влить по стенке шприца и плавно приподнять шприц, чтобы молоко медленно поступало в желудок. Если молоко не продвигается – немного переместить зонд назад или вперёд.      Питание поступает под силой тяжести в течение 8-10 минут.

14. При достижении молоком устья шприца, шприц отсоединить, закрыть заглушку зонда.

15. Удалить катетер быстрыми движениями через 3-5 минуты, пережав просвет катетера возле рта (2-3 см) (предупреждение срыгивания)

16. Придать ребёнку (если позволяет состояние) вертикальное положение, затем уложить его на бок с возвышенным головным концом, создать охранительный режим.

17. Снять перчатки, вымыть и осушить руки

Гигиеническая ванна

Цель:

§ соблюдение гигиены тела;

§ формирование навыков чистоплотности;

§ закаливание ребёнка.

Оснащение:

§ ванночка для купания;

§ пелёнка для ванны;

§ кувшин для воды;

§ водный термометр;

§ махровая или фланелевая рукавичка;

§ детское мыло

§  флакон с 5% раствором перманганата калия;

§ большое махровое полотенце;

§ чистый набор для пеленания, расположенный на пеленальном столике;

§ стерильное вазелиновое масло или детская присыпка;

§ дезинфицирующий раствор, ветошь;

§ мешок для грязного белья.

Обязательные условия:

§ гигиенические ванны проводятся ежедневно до 6 месяцев и с 6  - до 12 месяцев через день.

§  гигиеническая ванна до заживления пупочной ранки проводится кипячёной водой;

§ не купать сразу после кормления;

§ при купании обеспечить в комнате температуру 22-24ОС (для недоношенных 24-260С);

§ определять температуру воды для купания только с помощью термометра (не допускается определение температуры воды путём погружения локтя в воду)

Алгоритм выполнения:

1. Объяснить маме/родственникам цель и ход проведения процедуры.

2. Поставить ванночку в устойчивое положение.

3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

4. Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезинфицирующим раствором (вымыть ванночку щёткой, ополоснуть кипятком).

5. Протереть пеленальный столик дезинфицирующим раствором и постелить чистый набор для пеленания.

6. Положить на дно ванночки пелёнку, сложенную в несколько слоёв (края пелёнки не должны заходить на боковые стенки ванночки).

7. Положить в ванну водный термометр.  Наполнить ванну водой на 1/2 

или  1/3     t = 36-37ОС (для   недоношенных 38-390С)

Примечание: при необходимости добавить в ванну несколько капель 5% раствора перманганата калия до бледно-розового окрашивания воды или отвары противовоспалительных трав.

8. Набрать воду в кувшин для ополаскивания ребёнка. За время купания вода в кувшине остывает на 1-2ОС и обеспечивает закаливающий эффект.

9. Раздеть ребёнка (при необходимости подмыть под проточной водой).

10. Сбросить одежду в мешок для грязного белья.

11. Новорождённого ребёнка обернуть в тонкую пелёнку (предупреждение попадания воды в слуховые ходы ребёнка, глаза). Взять ребёнка на руки, поддерживая одной рукой спину и затылок, другой  – ягодицы и бёдра.

12. Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, затем – верхнюю половину туловища). Вода должна доходить до линии сосков ребёнка, верхняя часть груди остаётся открытой.

13. Освободить  свою одну руку, продолжая другой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребёнка над водой.

14. Надеть на свободную руку «рукавичку» (при необходимости намылить её детским мылом) и помыть ребёнка в следующей последовательности: голова (ото лба к затылку) – шея – туловище -                                                          конечности (особенно тщательно промыть естественные складки кожи). Последними обмыть половые органы и ягодичную область.    

15. Снять «рукавичку».  Приподнять ребёнка над водой.  Перевернуть ребёнка лицом вниз.  Ополоснуть малыша водой из  кувшина. Примечание: желательно иметь помощника.

16. Накинув полотенце, положить ребёнка на пеленальный столик.    Осушить кожные покровы промокательными движениями.

17. Обработать пупочную ранку, естественные складки кожи.

18. Одеть ребёнка и уложить в кроватку.

19. Пелёнку с пеленального стола и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья («рукавичку» обязательно прокипятить)

Слить воду из ванночки и  сполоснуть её. Обработать внутреннюю

поверхность ванны и рабочую поверхность пеленального стола

дезинфицирующим  раствором.

20. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

 

Оснащение:

- резиновые грелки 3 шт.;

- вода температуры 60-700 С;

- пелёнки 3 шт.;

- одеяло

- термометры (для измерения температуры тела и температуры воздуха под одеялом).

Алгоритм выполнения:

1. Объяснить маме/родственникам цель и ход проведения процедуры.

2. Заполнить грелку горячей водой температуры 60-700 С на 2/3 объёма.

3. Вытеснить воздух из грелки, нажав на неё рукой, плотно закрыть пробкой.

4. Опрокинуть грелку горловиной вниз и убедиться в её герметичности.

5. Аналогичным способом приготовить ещё 2 грелки.

6. Обернуть каждую грелку пелёнкой сложенной в 4 слоя.

7. Уложить грелки горловиной вверх на расстоянии примерно 10 см от ребёнка, завёрнутого в пелёнки: одну на уровне стоп, две другие – вдоль туловища с обеих сторон.

8. Накрыть ребёнка одеялом (температура воздуха под одеялом должна быть 28-300 С).

9. Смену воды в грелках проводить по мере её остывания обязательно поочерёдно.

10. Вылить из грелок воду.  Обработать их наружную   поверхность дезинфицирующим    раствором.

11.  Вымыть и просушить руки.

 

Применение пузыря со льдом

Показания: лихорадка, травмы черепа, ушибы, укусы насекомых.

Общие сведения: сухой холод снижает потребность в кислороде, приводит к сужению кровеносных сосудов кожи, а также более глубоко расположенных органов и тканей, уменьшает чувствительность периферических рецепторов.

Оснащение:

- пузырь для льда;

- кусковой лёд;

- деревянный молоток;

- вода 14 – 160С;

- пелёнки (2-3 шт.);

- медицинский термометр;

- часы.

Обязательное условие: при проведении гипотермии необходимо осуществлять контроль температуры через 30 минут и проводить коррекцию мероприятий с учётом данных повторной термометрии.

Алгоритм выполнения:

 

1. Объяснить маме цель и ход проведения процедуры, получить согласие.

2. Вымыть и осушить руки.

3. Поместить кусковой лёд в пелёнку. Разбить его на мелкие части (размером 1-2 см) молотком.

4. Наполнить пузырь льдом на 1/2 объёма и долить холодной воды (14-160 С) до 2/3 его объёма. Тающий лёд поддерживает температуру воды 10-120С.

5. Вытеснить воздух из пузыря нажатием руки, расположив его на твёрдой поверхности.

6. Завернуть пузырь в сухую пелёнку.

7. Приложить пузырь со льдом к голове ребёнка на расстоянии 2-3 см. Проверить расстояние между пузырём и головой ребёнка, расположив между ними ребро ладони (оно должно свободно проходить).

8. Зафиксировать время.

Примечание: длительность процедуры не более 20 –30 минут. При необходимости её повторения перерыв должен составлять не менее 10-15 минут.

По мере таяния льда сливать воду из пузыря и подкладывать в него новые кусочки льда.

9. Через 20-30 минут убрать пузырь. Обработать наружную поверхность пузыря дезинфицирующим раствором.

10. Вымыть и осушить руки

Комплекс массажа № 1

Выполнение процедуры.

1. Объяснить маме цель и ход проведения процедуры, получить согласие.

2. Массаж рук – поглаживание в направлении от кисти к плечу. Повторить 5-6 таких движений на каждой руке.

 

 

3. Массаж ног – поглаживание в направлении от стопы к паховой области. Внутреннюю область бедра массировать не рекомендуется. Повторить 5-6 таких движений на каждой ноге.

 

4. Укладывание ребёнка на живот на 15 - 20 секунд.

5. Массаж спины – поглаживание. Производят тыльной или ладонной поверхностью по направлению от ягодиц к плечам и в обратном направлении. Повторить 4-6 поглаживаний.

 

6. Разгибание позвоночника – рефлекторное упражнение. При проведении большим и указательным пальцами по паравертебральной линии снизу вверх у ребёнка происходит рефлекторное разгибание позвоночника. Выполняется по 1 разу на левом и правом боку.

7. Массаж живота – круговое поглаживание ладонью по ходу часовой стрелки. Повторить 4-6 таких движений.

 

 


 

8. Массаж живота – поглаживание косых и прямых мышц живота, производят одновременно двумя ладонями. Повторить 3-4 таких движений.

9. Укладывание ребёнка на живот на 15-20 секунд.

10.  Ползание, повторить 1-2 раза.

 

 

 

11. Массаж рук – поглаживание.

12. Массаж ног – поглаживание.

13. Массаж стоп – поглаживание. Производят большими пальцами по тыльной стороне стопы в направлении от пальцев ног к голеностопным суставам и вокруг этих суставов. Повторить 6-8 раз для каждой стопы.

14. Сгибание и разгибание пальцев ног. При лёгком нажиме на кожу подошвы вблизи пальцев ног у ребёнка рефлекторно сгибаются пальцы ног, при надавливании на кожу подошвы в области пятки – разгибаются. Повторить 2-3 раза для каждой стопы.

 

15. Общая продолжительность комплекса 5-7 минут.

Антропометрия

Показания: оценка естественной прибавки веса, физического развития, определение антропометрических показателей при различных заболеваниях, для расчёта объёма питания, дозы лекарственного средства.

Общие сведения: измерение массы тела проводится в утренние часы, предпочтительно, чтобы ребёнок был обнажён. Для оценки физического развития ребёнка, полученные данные сопоставляются с расчётными долженствующими величинами или используя центильные таблицы.

Массу тела у детей до 2-х лет измеряют на весах электронных или чашечных

 

Оснащение:

- весы электронные;

- пелёнка;

- ёмкость с дезинфицирующим раствором;

- пеленальный стол;

- ветошь.

Алгоритм выполнения:

  1. Объяснить маме/ребёнку цель и ход проведения процедуры, получить согласие
  2. Установить весы на неподвижной поверхности.
  3. Обработать поверхность весов дезинфицирующим раствором.
  4. Вымыть и просушить руки.
  5. Включить вилку в сеть, при этом на цифровом индикаторе засветиться рамка. Через 30-40 секунд на табло появятся цифры (нули).
  6. Положить на платформу весов пелёнку – на индикаторе высветится её вес. Сбросить вес пелёнки, нажав кнопку, на индикаторе появятся нули.
  7. Раздеть ребёнка.
  8. Осторожно уложить на платформу. На индикаторе высветится значение массы ребёнка.
  9. Через 5-6 сек можно сбросить полученный результат.
  10. Снять с весов пелёнку.
  11. Обработать весы дезинфицирующим раствором.
  12. Вымыть и осушить руки.

 

Измерение длины тела горизонтальным ростомером (до 1 года)

Оснащение:

- горизонтальный ростомер;

- пелёнка;

- дезинфицирующий раствор, ветошь;

- бумага, ручка.

Алгоритм выполнения:

1. Объяснить маме/ребёнку цель и ход проведения процедуры, получить согласие

2. Подготовить необходимое оснащение.

3. Установить горизонтальный ростомер на ровной устойчивой поверхности шкалой «к себе».

4. Обработать рабочую поверхность ростомера дезинфицирующим раствором.

5. Вымыть и осушить руки.

6. Постелить пелёнку (она не должна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки).

7. Уложить ребёнка на ростомер головой к неподвижной планке.

8. Выпрямить ноги малыша лёгким нажатием на колени.

9. Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом, подвижную планку ростомера.

10. Убрать ребёнка с ростомера.

11. Записать результат.

12. Убрать пелёнку с ростомера.

 

Измерение окружности головы

Оснащение:

- сантиметровая лента;

- 70% этиловый спирт;

- марлевая салфетка;

- бумага, ручка.

Алгоритм выполнения:

1. Объяснить маме/ребёнку цель и ход проведения процедуры, получить согласие

2. Подготовить необходимое оснащение.

3. Обработать сантиметровую ленту спиртом с помощью салфетки.

4. Уложить или усадить ребёнка.

5. Наложить сантиметровую ленту на голову ребёнка по ориентирам:

          - сзади – затылочный бугор;

          - спереди – надбровные дуги.

Примечание: следить, чтобы палец исследуемого не находился между лентой и кожей головы ребёнка.

6. Определить показатели окружности головы  

7. Записать результат.

 

Подсчёт частоты дыхательных движений (ЧДД)

Цель: определить основные характеристики дыхания.

Оснащение:

-   часы;

- ручка;

- температурный лист.

Обязательное условие: считать строго за 1 минуту, в состоянии покоя.

Примечание:

· ЧДД у детей раннего возраста лучше считать во сне.

· Для подсчёта фонендоскоп подносят к носу ребёнка и считают дыхательные шумы в течение 1 минуты.

Алгоритм выполнения:

1. Успокоить ребёнка или подождать когда он заснёт.

2. Придать ребёнку удобное положение (сидя или лёжа).

3. Сесть лицом к лицу с ребёнком.

4. Взять его руку в области пульса.

5. Положить руку ребёнка ему на грудь (живот, в зависимости от возраста) вместе со своей рукой. Тип дыхания зависит от возраста ребёнка: до 1 года – брюшной тип дыхания, с 1 года до 7 лет – смешанный, с 7-8 лет у мальчиков – брюшной, у девочек – грудной.

6. Подсчитать количество дыхательных движений за 1 минуту.

7. Сравнить результат с возрастной нормой (учащение – тахипноэ, урежение – брадипноэ, одышка – диспноэ)

 

Возраст ребёнка ЧДД
Новорожденный 40-60
12 месяцев 30-35
4-6 лет 25-30
12-16 лет 18-20

 

ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ

МАНИПУЛЯЦИИ

Единицы выражения

1,0 г – 1000 мг – 1 000 000 ЕД

0, 5 г – 500 мг – 500 000 ЕД

0,25 г – 250 мг – 250 000 ЕД и т. д.

1% - 10 мг – 10 000 ЕД в 1 мл

  1. Рассчитать необходимое количество растворителя в мл.

Разведение 1: 1.

       (В 1 мл раствора будет содержаться 100 000 ЕД антибиотика)

1 000 000 + 10 мл растворителя

500 000 + 5 мл растворителя

250 000 + 2,5 мл растворителя

Разведение 1: 2.

      (В 1 мл раствора содержится 200 000 ЕД антибиотика)

1 000 000 + 5 мл растворителя.

500 000 + 2,5 мл растворителя.

250 000 + 1,25 мл растворителя.

  1. Рассчитать количество раствора в мл.

Количество антибиотика рассчитывают по формуле:

Количество в мл = доза антибиотика, назначенная врачом:

                         на дозу антибиотика, содержащегося в 1 мл.

Пример1. Ребёнку врач назначил 300 000 ЕД. Во флаконе сухого вещества 0,5 г.

Для разведения 1:1 сухого препарата необходимо взять 5мл.

0,5г=500 000 ЕД

500 000 – 5 мл, т. е в 1 мл содержится 100 000 ЕД

300 000:100 000=3 мл – необходимо ввести ребёнку.

Пример 2. Ребёнку назначено ввести 20 мг антибиотика. В ампуле 2 мл 4% раствора.

Т. е. в ампуле содержится 80 мг, так как 4%=40 мг в 1 мл.

Поэтому для введения ребёнку необходимо набрать 20:40=0,5 мл раствора антибиотика.

Алгоритм выполнения набора лекарственного вещества в шприц и техника внутримышечного введения у детей не отличается от таковых у взрослого человека.

Примечание: У детей с недостаточно выраженным подкожно-жировым слоем (у маловесных, недоношенных, страдающих гипотрофией) перед внутримышечным введением – собрать кожно-мышечную складку. Иглу вводить в ткани под углом 300 .

Единицы выражения

1,0 г = 1000 мг

0, 5 г = 500 мг

0,25 г = 250 мг и т. д.

  1. Рассчитать необходимое количество препарата.

Пример1. Ребёнку назначено 20 мг лекарственно препарата. В 1 таблетке содержится 0,04 г. Какую часть таблетки необходимо дать?

В 1 таблетке содержится 0,04 г или 40 мг. Поэтому ребёнку дадим 1/2 часть таблетки.

Закапывание капель в глаза.

 

Показания:  профилактика инфекционных заболеваний глаз у новорождённых, конъюнктивиты, травмы конъюнктивы, диагностические исследования.

Общие сведения: Для введения капель в глаза используются глазные пипетки. Лекарственные препараты должны иметь комнатную температуру, так как холодные капли вызывают нежелательный спазм век. При закапывании капель с расстояния более 2 см у больного возникают неприятные ощущения. Для закапывания применяются 20% раствор сульфацил-натрия, 0,25% раствор левомицетина, 0,1% раствор атропина и др.

Оснащение:

- глазные капли;

- антисептические растворы для промывания глаз (раствор фурацилина 1:5000);

- стерильные глазные пипетки;

- стерильные ватные шарики;

- лоток для оснащения;

- лоток для использованного материала;

- стерильный пинцет;

- перчатки.

Алгоритм выполнения:

1. Объяснить маме цель и ход проведения процедуры, получить согласие.

2. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

3. Обработать дезинфицирующим раствором пеленальный стол. Вымыть и осушить руки.

4. Приготовить необходимое оснащение.

5. Уложить ребёнка на спину.

6. При наличии гнойного отделяемого промыть глаза от наружного угла к внутреннему с помощью ватных шариков, смоченных в растворе фурацилина, отдельных для каждого глаза.

7. Набрать лекарственный раствор в пипетку, удерживая её вертикально (предупреждение затекания раствора в резиновую часть пипетки).

8. Руку с пипеткой расположить в области лба так, чтобы ребро ладони надёжно фиксировало голову ребёнка (для предотвращения травмирования роговицы глаза). Пипетку держать под углом 400.

9. Оттянуть ватным шариком нижнее веко. 

10. Выпустить из пипетки в глазную щель, ближе к внутреннему углу глаза, одну каплю лекарственного раствора. Через несколько секунд ввести вторую каплю. Конъюнктивальный мешок расположен у внутреннего угла глаза и в нём помещается только одна капля.

11. Промокнуть остатки капель у внутреннего угла глаза.

12. Сбросить шарик в лоток для использованного материала.

13. При закапывании второго глаза нижнее веко оттянуть другим шариком и ввести капли.

14. Использованные пипетки обеззаразить

15. Снять перчатки, вымыть и просушить руки.

 

Согревающий компресс на ухо

Цель: получение терапевтического эффекта.

Оснащение:

 - лекарственный раствор (этиловый спирт 400, камфорное (растительное) масло, масляно-спиртовой раствор 1:1);

- марлевая салфетка;

- компрессная бумага или полиэтилен;

- вата;

- бинт;

- ножницы;

- лоток для оснащения.

Обязательное условие: отсутствие повреждений на коже, проводить при температуре тела не выше 38С.

Алгоритм выполнения:

1. Познакомить ребёнка/маму с целью и ходом процедуры, получить согласие.

2. Вымыть и осушить руки.

3. Осмотреть кожные покровы на месте постановки компресса.

4. Приготовить три слоя компресса, соразмерные околоушной области ребёнка.

Примечание: влажный слой 6-8 - слоёв марли; изолирующий – компрессная бумага или полиэтилен, перекрывающий влажный слой на 1,5-2 см; утепляющий - вата толщиной 2-3 см, перекрывает все предыдущие слои на 1,5-2 см.

5. Сделать срединный разрез, соответствующий размеру уха, во влажном и изолирующем слоях (для лучшего контакта влажного и изолирующего слоев с околоушной областью).

6. Подогреть лекарственный раствор до температуры 38-390 С

Примечание: у детей до 3-х лет используется 20-250 этиловый спирт, у старших – 40-450.

7. Уложить ребёнка на бок так, чтобы больное ухо было сверху

Примечание: детям старшего возраста компресс делается в положении сидя.

8. Смочить салфетку в лекарственном растворе и положить на сосцевидную область, оставив ушную раковину свободной.

9. Положить сверху компрессную бумагу, оставив ушную раковину свободной.

10. Положить сверху вату.

11. Зафиксировать бинтом все слои компресса.

12. Зафиксировать время

Примечание: спиртовой компресс до 4-6 ч (масляный -6-8 часов)

13. Периодически контролировать правильную постановку компресса каждые 1,5-2 часа. Для этого провести указательный палец под влажный слой, не нарушая плотности наложения повязки. При правильно поставленном компрессе кожа и марлевая салфетка должны быть тёплыми и влажными.

14. Снять компресс, кожу протереть сухим ватным тампоном

15. Вымыть и осушить руки.

 

Закапывание капель в уши

 

Цель: обеспечение терапевтического эффекта

Оснащение:

- лекарственный препарат (отипакс, софрадекс, полидекса и др.);

- ёмкость с водой 50-600 С;

- пипетка;

- ватные шарики, жгутики;

- лоток для отработанного материала;

- шапочка;

Обязательное условие: учитывать возраст ребёнка. Температура капель 36-370 С

Алгоритм выполнения:

1. Объяснить маме/родственникам цель и ход процедуры, получить согласие.

2. Флакон с лекарственным препаратом поставить в ёмкость с водой (50-600 С) и подогреть до температуры тела.

3. Вымыть и осушить руки.

4. Уложить ребёнка, повернув голову на здоровую сторону.

5. При наличии отделяемого из уха – очистить слуховой ход ватными жгутиками.

6. Набрать капли в пипетку и капнуть одну каплю на тыльную поверхность своего лучезапястного сустава.

7. Выпрямить наружный слуховой проход:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 5542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.27 с.)