Необходимость повышения квалификации структуры органа местного самоуправления Совета депутатов г. Мурманска 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимость повышения квалификации структуры органа местного самоуправления Совета депутатов г. Мурманска



 

В условиях реформирования местного самоуправления рельефно обозначилась, как весьма актуальная и острая, проблема профессионального образования депутатов представительных органов местного самоуправления. Какое муниципальное образование ни взять, в большинстве из них дает о себе знать специфика формирования представительного органа местной власти. Это особенно заметно в ходе подготовки и проведения выборов депутатов.

Персональный состав избираемого депутатского корпуса в профессиональном отношении слабо предсказуем. Субъектам муниципальной кадровой политики - председателям советов, главам местных администраций, руководству субъектов Федерации приходится лишь мечтать о качественной профессиональной подготовленности к сложной и ответственной роли депутата в органе местного самоуправления, его высокой профессиональной компетентности.

Тем не менее с учетом российского опыта развития местного самоуправления, включая проведение выборных кампаний, вероятность качественного пополнения депутатского корпуса может быть спрогнозирована при использовании методов научного анализа кадровых процессов на местном уровне.

Учитывая сложившуюся практику избирательных кампаний, можно ожидать, что, как и в прошлые годы, предпочтение в ходе выборов избиратели могут вновь отдать руководителям предприятий и организаций, предпринимателям и бизнесменам, работникам сферы образования, здравоохранения и культуры, а также активистам политических партий и общественных объединений. Нельзя исключать, что в числе депутатов окажется и «народник» - ретивый «борец за правду», «непримиримый» оппонент местной власти.

Поскольку органы муниципального управления заинтересованы в формировании лояльного им представительного органа, то с большой вероятностью они могут сполна использовать имеющийся в их распоряжении административный ресурс. Ведь подобная практика буквально расцвела в период, когда глава местного самоуправления избирался населением, а затем отдавал предпочтение совмещению этой роли с должностью главы администрации. Да и показатели качественного состава депутатского корпуса во многих муниципальных образованиях вполне могли демонстрировать профессионализм избранных депутатов, степень обладания опытом управленческой деятельности.

Формальные показатели квалификации не означают, что, будучи избранными в представительный орган местной власти, все без исключения депутаты с полной самоотдачей, высоким желанием и повышенной ответственностью возьмутся за непосредственное исполнение депутатских полномочий, отдавая этому должностное предпочтение. Обладая общими навыками управления, многие из впервые избранных в состав депутатского корпуса депутатов слабо представляют специфику и задачи органов местного самоуправления. Отдельные народные избранники оказываются не готовыми к этому ответственному виду общественной деятельности.

Поэтому, как и в период советской власти, значительная часть полномочий, задач и функций во властных структурах местного уровня будет реализовываться муниципальными служащими - работниками местных администраций. Как и прежде, именно этим работникам предстоит заниматься в большинстве своем всем диапазоном разнообразных вопросов: от подготовки рабочих материалов, аналитических справок, записок к заседаниям сессий представительного органа и комиссий совета до разработки проектов решений органа местного самоуправления.

Не является редкой и ситуация, при которой отдельные кандидаты в депутаты стремятся быть избранными и попасть в представительный орган, преследуя свои личные цели и интересы. Впоследствии это появляется в конфликте интересов ситуации, при которой личная заинтересованность депутата влияет или может повлиять на объективное исполнение им депутатских обязанностей. При этом может возникнуть противоречие между интересами депутата и законными интересами граждан, общественных организаций, социальных групп населения, конкретного муниципального образования в целом.

Нередко причиной возникновения конфликтных ситуаций в структуре власти становится не только проявление амбиций со стороны отдельных личностей, но и слабая профессиональная компетентность, неосведомленность депутата в содержании депутатской деятельности, отсутствие опыта и навыков в работе представительного органа власти. Здесь становится особенно важной и необходимой роль руководителей органов местного самоуправления. Именно они в первую очередь должны проявлять осмысленный подход к профессионализации депутатского корпуса, стремление к разработке программ профессионального развития кадров аппарата (муниципальных служащих) и депутатского корпуса, реализовать меры по укреплению морально-психологического климата в муниципалитете. Должностные лица местных органов власти должны быть настоящими политическими и духовными лидерами муниципальных сообществ.

Известно, что порой причиной конфронтации между представительным органом и исполнительной властью является стремление депутатов любым путем выполнить свои предвыборные обещания. Первое разочарование приходит во время «битвы за бюджет», поскольку бюджетная обеспеченность нередко явно недостаточна для решения вопросов местного значения, острых проблем жизнедеятельности местного сообщества.

Далеко не на все острые вопросы можно получить ответы как в федеральном, так и в региональном законодательстве, регулирующем сферу местного самоуправления. Поэтому от представительного органа требуется разрешение острых проблем на местах, используя возможности муниципального представительного органа, продуманной профессиональной подготовки депутатского корпуса. И вряд ли здесь могут быть приемлемы административные рычаги. Нужны педагогические методы, проявления такта и заинтересованности в реальной организационно-методической и ресурсной помощи депутатам в вопросах их профессиональной ориентации, повышении компетентности и компетенции. Ведь представительный орган по своему профессионализму не должен уступать исполнительному, а депутаты -муниципальным служащим местной администрации.

Многие проблемы местного самоуправления не решаются именно из-за более слабой компетенции в практических вопросах управления представительного органа по сравнению с исполнительным. А ведь депутаты представительного органа должны выступать не только в роли носителей общественного мнения, но и экспертов предлагаемых нормативно-правовых актов муниципального образования, программ социально-экономического развития, целевых комплексных программ, бюджетного процесса, управления имуществом, что особо выделено в Федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Как известно, на представительные органы муниципалитета в функциональном отношении возложены задачи контроля деятельности местной администрации в вопросах реализации полномочий органов местного самоуправления. Если к тому же глава местного самоуправления - одновременно руководитель представительного органа, то и весь объем, полномочия и роль данной ветви власти существенно возрастают.

Подготовка и профессиональное развитие работников муниципальных органов и депутатского корпуса - необходимое условие развития и повышения эффективности органов местного самоуправления, результативности муниципальной службы. На местах затянулись ожидания правового определения статуса депутата, члена выборного органа и должностного лица местного самоуправления. Все более неоправданной становится абсолютизация самостоятельного регулирования муниципальных отношений субъектами Федерации.

Выработка и правовое закрепление единого подхода и законодательного механизма к решению принципиальных вопросов профессионального развития депутатов и муниципальных служащих, как и задач повышения качества муниципальных услуг могли бы в значительной мере способствовать институциональной организации местного самоуправления, эффективности его представительных и исполнительных органов.

 

3.2 Мероприятия по совершенствованию структуры органов местного самоуправления на примере Совета депутатов

 

Основные направления по совершенствованию работы депутатов:

. Определение категорий депутатов представительных органов местного самоуправления и форм организации обучения.

. Повышение квалификации депутатов, работающих на освобожденной основе.

. Повышение квалификации и организация переподготовки муниципальных служащих:

обеспечивающих исполнение полномочий представительных органов местного самоуправления, лиц, замещающих муниципальные должности;

обеспечивающих исполнение полномочий как представительных, так и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления (совместная подготовка).

. Организация обучения депутатов муниципальных образований, поселений, входящих в состав муниципальных районов, работающих на неосвобожденной основе, депутатов муниципальных районов, городских округов, работающих на неосвобожденной основе.

. «Территориальное зонирование» и организационно-правовое закрепление центров повышения квалификации депутатов и муниципальных служащих на базе действующих органов местного самоуправления. При этом должны учитываться такие факторы, как:

географическое расположение;

уровень развития инфраструктуры муниципального образования, в том числе транспортная доступность;

уровень организации работы органов местного самоуправления, чей опыт мог бы стать предметом изучения, обобщения и распространения;

уровень материально-технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления, в том числе выход в Интернет;

потенциальная готовность органов местного самоуправления и высших должностных лиц выступить в качестве Центров квалификации депутатов и муниципальных служащих.

. Определение проблем, формулирование целей и постановка задач в сфере решения вопросов местного значения.

. Создание (формирование) синергетического эффекта в процессе организации повышения квалификации.

. Организация «обучения в действии» (иные аналогичные формы) с целью решения конкретных вопросов местного значения с привлечением муниципальных служащих, обеспечивающих исполнение полномочий представительного органа местного самоуправления.

. Организация «обучения в действии» с целью решения конкретных вопросов местного значения с привлечением муниципальных служащих, обеспечивающих исполнение полномочий исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.

. Определение вида обучения (профессиональная переподготовка, повышение квалификации, проведение целевых семинаров и т.п.) депутатов, муниципальных служащих, обеспечивающих их решение. Определение образовательных технологий «обучение в действии» или иных, обеспечивающих решение конкретных вопросов местного значения, задач, стоящих перед органами местного самоуправления, например:

обучение технологии разработки муниципальных правовых актов как общеобязательных правил на территории муниципального образования, разработка муниципальных правовых актов по конкретным вопросам местного значения (правила подготовки к зиме, порядок содержания мест захоронения, правила содержания дорог, правила организации водо-, теплоснабжения в границах муниципального образования и т.п.);

обучение технологии разработки и оценки перспективных, целевых и иных программ социально-экономического развития муниципального образования, решения конкретных вопросов местного значения, в том числе выносимых на обсуждение представительного органа;

обучение технологии управления муниципальной собственностью в решении вопросов местного значения, оценки эффективности ее использования;

обучение технологии обсуждения бюджета, ориентированного на результат;

обучение «искусству ведения диалога, поиска компромисса, принятия коллективного решения» и т.д.

Это позволит не просто научить, но и оценить уровень готовности и способности муниципальных служащих, органов местного самоуправления решать вопросы местного значения, быть уверенным, что выделяемые средства в рамках долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований, субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований будут исполнены надлежащим образом.

. Разработка технических заданий, обеспечивающих подготовку конкурсной документации, отвечающей интересам представительных органов местного самоуправления:

формулирование перечня проблем, которые будут положены в основу разработки технических заданий авторских семинаров, целевых программ обучения, повышения квалификации, организации профессиональной подготовки, нацеленных на решение конкретных проблем органов местного самоуправления;

определение перечня проблем, решение которых будет основано на подготовке технологов муниципального управления, в том числе технологов организации деятельности представительных органов местного самоуправления, технологов деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, технологов решения конкретных вопросов местного значения, технологов решения вопросов местного значения по направлениям деятельности (управление муниципальной собственностью, управление муниципальным хозяйством, управление социальной сферой, управление бюджетными организациями и муниципальными предприятиями, бюджет и бюджетный процесс, бюджет, ориентированный на результат, и т.п.);

формулирование цели, задач, ожидаемых результатов обучения, изменений, которые должны произойти в депутате, муниципальном служащем, форм проверки ожидаемого результата, изменения;

определение требований к формам проведения обучения, которые призваны и будут способствовать получению «нужного результата»: мастер-классы, группы быстрого реагирования, мозговой штурм, тренинги, иные активные формы образовательных технологий. Определение формы контроля усвоения знаний, приобретения первичных умений, навыков, в том числе прохождения тестов, иных форм контроля;

разработка технических заданий организации повышения квалификации, профессиональной подготовки, авторских семинаров и иных форм, которые будут востребованы для получения «нужного результата», в «нужное» для органов местного самоуправления время, достижения ожидаемого результата, исполнение которого будут осуществлять «нужные специалисты» «нужной квалификации» для решения «нужного вопроса местного значения»;

формулирование, с учетом положений ФЗ-94, требований к участникам конкурса, в том числе весовых и иных коэффициентов, рейтинга определения победителей конкурса;

разработка конкурсной документации, объявление и проведение конкурса.

Организация обучения депутатов представительных органов местного самоуправления различных форм муниципальных образований могут быть положены в основу политики субъекта Федерации для определения готовности и способности муниципальных служащих, органов местного самоуправления решать вопросы местного значения в рамках образуемых субъектом Федерации фонда муниципального развития, фонда софинансирования социальных расходов. Это позволит быть уверенными, что выделяемые средства в рамках долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований, субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований будут исполнены надлежащим образом.

 


3.3 Особенности содержания эффективных образовательных программ для депутатов

 

Анализ опыта работы представительной власти позволяет конкретизировать постановку задачи в виде заказа на обучение депутатов. Отвечая на вопрос: чему учить депутатов, можно указать на предметность, которая актуальна сегодня. Эта предметность относится к освоению техники, формирующей умение работать с рамочными документами (законами), которое позволяет создавать и нормативно закреплять процедуры их исполнения.

Важным моментом является и то, что представители от народа - депутаты - обязаны в своей деятельности опираться на знание специфики места. Специфику места определяют уклад и традиции, сложившиеся на каждой конкретной территории. Депутатский корпус должен быть обеспечен знанием в области обозначенного предмета ведения (“вопросы местного значения”), то есть его конструктивных возможностей с последующем закреплением их в виде нормативных документов. Использование этих знаний - залог продуктивного диалога между депутатами и населением, который в свою очередь, обеспечивает становление правовой культуры представительной власти.

Обучающие программы для депутатов должны отбираться на конкурсной основе, что будет способствовать повышению их качества. Не должно быть барьеров, ограничивающих доступ участников образовательного рынка к профессиональной подготовке депутатов. В то же время для соблюдения требуемого уровня предоставления образовательных услуг необходимо разработать, апробировать и закрепить в нормативных правовых актах стандарты учебных программ, разработать и внедрить систему контроля их качества. Учебные программы должны быть разработаны с учетом потребностей органа местного самоуправления, условий и отраслевой специфики района.

Достичь цели реального значительного повышения уровня профессиональных знаний депутатского корпуса возможно только через организацию целостной системы обучения, состоящей из нескольких стадий. Предполагаемые контуры этой системы могли бы выглядеть следующим образом.

Первая стадия должна включать общий курс для впервые избранных в представительный орган депутатов и состоять из предметов, абсолютно необходимых всем им. Сюда относятся такие области знаний, как конституционное право, основы экономики, политологии, этики.

Особое внимание должно быть уделено необходимому для всех, с точки зрения совершенствования законодательного процесса, освоению процедур подготовки и принятия правовых актов, методике подготовки и оформления проектов законов и иных нормативных актов, составлению ежегодных и перспективных программ законотворчества, разъяснению и толкованию актов и их норм (легальному, доктринальному).

Серьезное внимание следует уделить и таким вопросам, как определение предмета законодательного регулирования, виды законов, разработка концепции закона, способы изложения норм, юридическая техника, язык закона. Должны знать критерии «приоритетности» законов, хорошо ориентироваться в процессе формирования законодательной системы государства, в том числе в вопросах согласованности и преодоления противоречий федеральных законов и законов субъектов, способах их реализации; изучить нормативно-правовые системы Федерации и ее субъектов, типологию правовых актов, знать проблемы формирования и развития отдельных отраслей законодательства. Полезным представляется также ознакомление с опытом развития законодательства в других странах.

В рамках данной ступени обучения депутаты могли бы получать и познания в области депутатской этики, ораторского искусства.

Помимо личного состава и профессиональных характеристик депутатского корпуса, эффективность деятельности представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и повышение депутатского профессионализма в значительной мере зависит от работы аппарата, особенно его правовых и аналитических подразделений. В них должны быть сосредоточены квалифицированные кадры.

Каждый депутат нуждается в прямом доступе к источнику точной информации и квалифицированного анализа, который был бы независим. Для решения сложных общественных проблем необходимо экспертное знание. Депутаты не всегда могут, да по своему статусу и не обязаны быть такими экспертами. Вместе с тем, наличие постоянной потребности в профессиональных экспертах, законоразработчиках, настоятельно требует организовывать на государственном уровне их специальную подготовку в высших учебных заведениях. Силами профессионального аппарата возможно и необходимо осуществлять систематический учет и анализ законодательства, информационное обеспечение деятельности представительного органа, составление программы законопроектных работ, а также иную работу, обусловленную необходимостью разработки и принятия законов.

Таким образом, в третьей главе были рассмотрены причины по которым возникла необходимость повышения квалификации депутатов, предложены рекомендации по совершенствованию работы депутатов и раскрыты особенности содержания образовательных программ для депутатов. Итак, лишь на основе конструктивной интеграции методологически обучающих мероприятий по профессиональной подготовке депутатского корпуса и последующего оперативного взаимодействия их с квалифицированными экспертами и аналитиками из числа сотрудников структур аппарата представительного органа власти можно говорить о реальном построении целостной системы действенного повышения эффективности деятельности депутатов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью работы являлась разработка рекомендаций для совершенствования работы депутатов Совета депутатов города Мурманска.

На основе исследования проблемы совершенствования деятельности Совета депутатов было выявлено следующее.

Местное самоуправление действует в городах, районах, селах или иных территориальных единицах. В его компетенцию входит утверждение местного бюджета, управление муниципальной собственностью, охрана общественного порядка и иные социально-экономический вопросы местного значения, которые не исключены из его введения не переданы государственным органам. Согласно Конституции местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами в различных организационных формах. В решении вопросов местного значения значительная роль отводится органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления. Органы местного самоуправления - это представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Необходимость повышения квалификации депутатов определяется тем, что у депутатов не сложилось понимание кардинально изменившихся требований современного законодательства к решению вопросов местного значения; уровень квалификации депутатов не всегда соответствует требованиям современного управления, облеченного в рамки кардинально изменившегося законодательства, регулирующего решение вопросов местного значения.

Вторая глава работы была посвящена анализу деятельности Совета депутатов города Мурманска. Совет депутатов состоит из 30 депутатов. Совет депутатов самостоятельно определяет свою структуру, которую возглавляет председатель, избираемый Советом депутатов из своего состава тайным голосованием на весь срок полномочий Совета депутатов. В компетенцию Совета депутатов входит широкий спектр полномочий. Основной организационной формой деятельности Совета депутатов города Мурманска являются заседания Совета депутатов города Мурманска, на которых рассматриваются вопросы, отнесенные к компетенции Совета депутатов города Мурманска. Заседания Совета депутатов города Мурманска проводятся гласно, открыто и освещаются в средствах массовой информации.

Также был проведен качественный и количественный анализ состава Совета депутатов города Мурманска третьего и четвертого созывов в результате которого было выявлено, что наблюдается тенденция к увеличению в составе Совета депутатов присутствия работников коммерческой сферы, практически все депутаты имеют высшее образование, 37 % депутатов не имеют опыта работы в данной сфере в связи с чем обусловлена необходимость повышения квалификации депутатов Совета депутатов города Мурманска.

На основе результатов, полученных в ходе исследования, для депутатов Совета депутатов был разработан комплекс рекомендаций по совершенствованию их работы:

-  Определение категорий депутатов представительных органов местного самоуправления и форм организации обучения.

-  «Территориальное зонирование» и организационно-правовое закрепление центров повышения квалификации депутатов и муниципальных служащих на базе действующих органов местного самоуправления.

-  Определение проблем, формулирование целей и постановка задач в сфере решения вопросов местного значения.

-  Создание (формирование) синергетического эффекта в процессе организации повышения квалификации.

-  Разработка технических заданий, обеспечивающих подготовку конкурсной документации, отвечающей интересам представительных органов местного самоуправления.

Целью повышения квалификации депутатов является рост их компетентности и профессионализма, обогащение и обновление знаний, развитие творческого мышления, формирование у них управленческой культуры, современных подходов к профессиональной деятельности в органах государственного управления и местного самоуправления, ориентации на глубокий анализ и обобщение реализации экономических реформ, поиск путей гражданского согласия, консолидированной ответственности перед обществом и т.п.

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Нормативно - правовые и другие официальные документы

.   Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №36.

.   Конституция Российской Федерации. - СПб.: Альфа, 2004. - 64 с.

.   Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: ФЗ № 138 от 26.11.1996 (ред. 12.07.2006).

.   Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: ФЗ № 131 от 06.10.2003.

.   Специальная литература

.   Анимица, Е.Г. Основы местного само управления /Е. Г. Анимица, А. Т. Тертышный. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 208 с.

.   Бабун, Р.В. Самая близкая к народу власть (о местном самоуправлении). Пособие для населения общественных организаций / Р.В. Бабун, Н.В. Мальковец. - М.: Московский общественный научный фонд, 2001. - 58 с.

.   Барциц, К. Н. Актуальные вопросы развития муниципальных образований. / К. Н. Барциц, В. В. Бакушев. - -М.: Изд-во РАГС, 2008. - 300 с.

.   Васильев, А.А. Муниципальное управление: Конспект лекций / А. А. Васильев.- Н.Новгород: Издатель: Гладкова О.В., 2002.- 160 с.

2.5. Велихов, Л. А. Основы городского хозяйства / Л. А. Велихов. - Обнинск, 1995. - 480 с.

.   Воронин, А. Г. Основы управления муниципальным хозяйством / А. Г. Воронин, В. А. Лапин, А.Н. Широков. - М.: Дело, 2002. - 128 с.

.   Воронин, А.Г. Местное самоуправление в Российской Федерации (региональный аспект). / А. Г. Воронин. - М.: Московский общественный научный фонд, 2003. - 100 с.

.   Гладышев, А.Г. Муниципальное управление. / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов. - М.: Муниципальный мир, 2002. - 560 с.

.   Глазунова, Н.И. Система государственного управления. / Н. И. Глазунова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 632 с.

.   Зотов, В. Б. Система муниципального управления./ В. Б. Зотов.- СПб.: Лидер, 2005. - 493 с.

.   Игнатов, В.Г. История государственного управления России. / В. Г. Игнатов. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 608 с.

.   Игнатов, В.Г. Местное самоуправление./ В. Г. Игнатов, В. В. Рудой. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 480 с.

.   Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления / В. И. Кнорринг. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2003. - 528 с.

.   Ковешников, Е. М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия / Е. М. Ковешников. - М.: Издательство НОРМА, 2003. - 272 с.

.   Козбаненко, В.А. Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. В 2 т. Т. 2 / В.А. Козбаненко. - Изд. 2-е, с изм. и доп. - М:»Статут», 2002. - 592 с.

.   Кузнецова, Г.Ф. Экономика городского хозяйства / Г. Ф. Кузнецова. - СПб.: Государственная инженерно-экономическая академия, 1997. - 59 с.

.   Кутафин, О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник / О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев. - М.: Юристъ, 2004. - 559 с.

.   Оболонский, А. В. Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие. / А. В. Оболонский. - 2-е изд. - М.: Дело, 2002. - 440 с.

.   Савранская, О. Л. Становление местного самоуправления в Российской Федерации. / О. Л. Савранская. - М.: Московский общественный научный фонд, 1999. - 377 с.

.   Совет депутатов города Мурманска. - Мурманск: «Арт-Пресс», 2006. - 26 с.

.   Уткин, Э. А. Государственное и муниципальное управление / Э. А. Уткин. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2004. - 304 с.

.   Фетисов, Г. Г. Региональная экономика и управление / Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин. - М.: Инфра-М, 2007. - 416 с.

.   Цицин, П. Г. Проблемы устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и пути их решения. / П. Г. Цицин. - М.: «Изд. дом «НОВЫЙ ВЕК», 2002. - 364 с.

.   Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление / В. Е. Чиркин. - М.:Юристъ,2003. - 320 с.

.   Периодическая печать

.   Авраменко, Н. Проблемы повышения качества образования управленческих кадров. / Н. Авраменко// Муниципальная власть. - 2006 - № 6. - С. 61 - 65.

.   Беспалова, М. Необходима государственная целевая программа по подготовке муниципальных служащих / М. Беспалова// Муниципальная власть. - 2007. - № 6. - С. 18 - 20.

.   Болтушкин, В. Е. Основные тенденции становления экономической основы местного самоуправления в Российской Федерации./ В. Е. Болтушкин. // Вестник МГТУ. - Том 2. - 1999. - №2. - С. 159 - 167.

.   Глазычев, В. О состоянии местного самоуправления в Российской Федерации / В. Глазычев// Муниципальная власть. - 2006. - № 5. - С. 12 - 30.

.   Клисторин, В.И. Роль института местного самоуправления в развитии федеративных отношений./ В. И. Клисторин, Т. В. Сумская // Регион: экономика и социология. - 2008. - № 1. - С. 58 - 74.

.   Окулич, И. П. О внедрении системы профессиональной подготовки парламентского корпуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации./ И. П. Окулич // Аналитик. - 2006. - № 2(3). - С. 5-8.

.   Пономаренко, Б. Как повысить профессиональный уровень депутатского корпуса местного самоуправления? / Б. Пономаренко, М. Серафимов// Муниципальная власть. - 2007. - № 4. - С. 60 - 62.

.   Проблемы реализации Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»// Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004. -№ 24 (244).

.   Салморбекова, Р. Местное самоуправление как социальный институт в период трансформации общества./ Р. Салморбекова // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2005. - № 3. - С. 178 - 185.

3.10. Смолий, С.И. Новая модель самоуправления в России: история становления. / С. И. Смолий // Вестник РУДН <http://www.ecsocman.edu.ru/rudn/>. - 2005. - №8. - С. 114-123.

.   Тощенко, Ж.Т., Развитие демократии и становление местного самоуправления в России / Ж.Т. Тощенко, Т Г. Цыбиков // Социс - 2003. - № 8. - С. 31-39.

4. Материалы практики

.   Устав г. Мурманска. Утвержден решением Совета депутатов г.Мурманска от 10.03.2006г. №20-235, с изм. и доп. от 31.05.2006г. №23-263, от 05.10.2006г. №24-298.

.   Электронные ресурсы

.   Анимица, Е. Г. Факторы и условия развития местного самоуправления в России./ Е. Г. Анимица// ЧиновникЪ/ - 2006. - №5. - Режим доступа: [http://chinovnik.uapa.ru/modern/article.php?id=688].

.   Гричук, А.Г. Концепция повышения квалификации депутатов представительных органов местного самоуправления и муниципальных служащих. / А. Г. Гричук// ЧиновникЪ. - 2007. - №5. - Режим доступа: [http://chinovnik.uapa.ru/modern/article.php?id=800].

.   Миронов, В. П. Местное самоуправление как форма публичной власти. / В. П. Миронов // ЧиновникЪ. - 2007. - № 5. - Режим доступа: [http://chinovnik.uapa.ru/modern/article.php?id=801].

.   Особенности осуществления муниципальной реформы в закрытых административно-территориальных образованиях. - Режим доступа: [http://www.duma.gov.ru/localcom/docs/meropriyatiya/murmansk_stenogramma.htm].

.   Федорова, Е. Первый мурманский горсовет./ Е. Федорова // Вечерний Мурманск. - № 37. - 2006. - Режим доступа: [http://www.b-port.com/info/smi/vm/?issue=1196&article=22755].

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

Сравнение состава Совета депутатов третьего и четвертого созывов по полу и возрасту

 


Приложение 2

 

Сравнение состава Совета депутатов третьего и четвертого созывов по сфере деятельности

 


Приложение 3

 

Сравнение состава Совета депутатов третьего и четвертого созывов по уровню образования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.240 (0.078 с.)