Выявление мотивационной структуры работников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление мотивационной структуры работников



 

Исследование социально - физиологической мотивации начинается с выявления мотивационной структуры, под которой понимается совокупность мотивов - суждений с учетом степени их предпочтительности, характерной для каждого индивида.

Осознанные мотивы - суждения проявляются в форме желаний работника. Для их выявления можно использовать анкету 1 и три опросных листа по анкете 1 (с указанием номера респондента), приведенные в приложении.

Для каждого работника необходимо выявить мотивы, побуждающие его к выполнению работы и мотивационные установки, под которыми понимается совокупность осознанных мотивов - суждений. В психологии под установкой понимается состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Можно рекомендовать следующие виды установок и соответствующие им утверждения:

1) установка на успех (утверждение с номерами 1,4,5 и 10 по анкете 1);

2) установка на власть и лидерство (утверждения с номерами 6,12,14,18)

3) установка на профессионализм (утверждения 7,15,17,19);

4) установка на материальные блага (утверждения 3,8,11,20);

5) установка на конформизм (утверждения 2,9,13,16). Методика выявления доминирующих мотивов:

1) подсчитывается количество выборов по каждому утверждению и общее количество выборов в установке Кj;

2) для каждой j-й установки рассчитывается среднее число выборов по утверждениям, относящимся к данной установке по формуле:

Kicp = Кj: 4,                                                                (1)

3) определяется разница для i-го утверждения внутри j-й установки как:

DKi = Кij – Kicp x 1,1,                                                 (2)

4) выявляются доминирующие мотивы, у которых DKi > 0. Результаты расчетов отражены в таблицах 10, 11, 12.

Таблица 10

Респондент 1

Распределение выборов по анкете 1

Установка на успех

Установка на власть и лидерство

Установка на профессиона­лизм

Установка на материальные блага

Установка на конформизм

Номера утверждений и количество выборов

1 4 5 10 6 12 14 18 7 15 17 19 3 8 11 20 2

9

13

16

3 3 1 10 8 10 14 5 14|18 13 15 17 11 17 9 5

0

7

10

Итого Кj= 17

Итого Кj= 37

Итого Кj= 60

Итого Кj=54

Итого Кj= 22

 

 

-1,7 -1,7 -3,7 5,3 -2,2 -0,2 3,8 -5,2 -2,5 1,5 -3,5 -1,5 2,2

-3,9 2,2

-5,9

-1,1

-6,1

0,9

3,9
                                         

Таблица 11

Респондент 2

Распределение выборов по анкете 1

Установка на успех

Установка на власть и лидерство

Установка на профессиона­лизм

Установка на материальные блага

Установка на конформизм

Номера утверждений и количество выборов

1 4 5 10 6 12 14 18 7 15 17 19 3 8 11 20 2 9 13 16
5 7 7 15 15 2 11 3 13 17 8 5 9 9 18 16 0 5 18 7

Итого Кj= 34

Итого Кj= 31

Итого Кj= 43

Итого Кj= 52

Итого Кj= 30

Разница DКj== Кij - Кiср x 1,1

-4,4 -2,4 -2,4 5,7 6,5 -6,5 2,5 -5,5 1,2 5,2 -3,8 -6,8 -5,3 -5,3 3,7 1,7 -8,3 -3,3 9,8 -1,3

 

Таблица 12

Респондент 3

Распределение выборов по анкете 1

Установка на успех

Установка на власть и лидерство

Установка на профессиона­лизм

Установка на материальные блага

Установка на конформизм

Номера утверждений и количество выборов

1 4 5 10 6 12 14 18 7 15 17 19 3 8 11

20

2 9

13

16

10 4 3 17 11 13 2 6 11 15 3 12 11 16 18

9

4 0

17

8

Итого Кj= 34

Итого Кj= 32

Итого Кj= 41

Итого Кj= 54

Итого Кj= 29

Разница DКj== Кij - Кiср x 1,1

0,6 -5,4 -6,4 7,7 2,2 4,2 -6,8 -2,8 -0,3 3,7 -8,3 0,7 -3,9 1,2 3,2 -5,9

-4,0

-8,0

9,0

0,1
                                             

 

Далее необходимо проранжировать мотивы для определения доминирующих. Для этого используются данные таблиц 13, 14, 15.

Респондент 1 стремится добиться признания и уважения, придерживается своего мнения и уважает мнения других, при этом старается быть независимым в принятии решений. Напряженные задания выполняет за дополнительное вознаграждение, обеспечить себе благополучное будущее. Желает повысить уровень мастерства и компетенции, иметь дружеские отношения с коллегами и руководством.

Респондент 2 стремится к дружеским отношениям с коллегами и руководством, занять руководящую должность, с помощью которой хочет добиться признания и уважения, повышать уровень мастерства и компетенции, развивать свой силы и способности. Желает обеспечить себе благополучное будущее и получать социальные блага за счет фирмы.

Респондент 3 стремится к дружеским отношениям с коллегами и руководством, добиться признания и уважения, обеспечить себе положение влияния. Желает повышать свой уровень мастерства, обеспечить себе благополучное будущее, зарабатывать на жизнь, не навязывать свое мнение другим.

Таблица 13

Респондент 1

Ранжирование доминирующих мотивов

Номер домини­рующего мотива

Установка на успех Установка на власть и лидерство Установка на профессиона­лизм Установка на материаль­ные блага Установка на конформизм

Разница DКj== Кij - Кiср x 1,1

10 5,3        
16         3,9
14   3,8      
3       2,2  
11       2.2  
15     1,5    
13         0.9

 


Таблица 14

Респондент 2

Ранжирование доминирующих мотивов

Номер домини­рующего мотива

Установка на успех Установка на власть и лидерство Установка на профессиона­лизм Установка на материаль­ные блага Установка на конформизм

Разница DКj== Кij - Кiср x 1,1

13         9,8
6   6,5      
10 5,7        
15     5,2    
11       3.7  
14   2,5      
20       1.7  
7     1,2    

 

Таблица 15

Респондент 3

Ранжирование доминирующих мотивов

Номер домини­рующего мотива

Установка на успех Установка на власть и лидерство Установка на профессиона­лизм Установка на материаль­ные блага Установка на конформизм

Разница DКj== Кij - Кiср x 1,1

13         9,0
10 7.7        
12   4,2      
15     3,7    
11       3,2  
6   2,2      
8       1,2  
16         0,02

 

Далее выявляются доминирующие мотивационные установки каждого из респондентов:

1) рассчитывается среднее количество выборов Ксру, приходящиеся на одну установку, по формуле:

Ксру = SKj: 5,                              (3)

2) определяется разница по формуле:

DKy = Кj – Ксру х 1,1,                  (4)

3) выявляются доминирующие установки, у которых DКу > 0 и ранжируются.

Наивысший ранг присваивается установке, имеющей наибольшее значение DКу из всех положительных разниц в разрезе доминирующих установок. Совокупность доминирующих установок образует мотивационное ядро работника.

Результаты расчетов приведены в таблицах 16, 17, 18.

Таблица 16

Респондент 1

Ранжирование доминирующих установок

Ранг (место) установки

Доминирующие установки

Установка на профессионализм Установка на материальные блага

Разница DКj== Кij - Кiср x 1,1

1 18,2  
2   12,2

 

Мотивационное ядро работника составляют установки на профессионализм и материальные блага. Разница между числом выборов по указанным установкам, несущественна, на основании чего можно сделать вывод о том, что мотивационная структура респондента является нейтральной. Наличие установки на профессионализм может объясняться большой конкуренцией на рынке труда, а также тем, что респондент занимает ответственную должность; причина установки на материальные блага объясняется семейным положением респондента, а именно - наличием в семье иждивенца.


Таблица 17

Респондент 2

Ранжирование доминирующих установок

Ранг (место) установки

Доминирующие установки

Установка на материальные блага Установка на профессионализм

Разница DКj== Кij - Кiср x 1,1

1 10,2  
2   1,2

 

Мотивационное ядро работника составляют установки на профессионализм и материальные блага. Разница между числом выборов по указанным установкам, довольно существенна, поэтому мотивационная структура респондента является однонаправленной. Причиной доминирования установки на материальные блага объясняется тем, что данный респондент работает на предприятии около двух месяцев, выплата зарплаты задерживается.

Таблица 18

Респондент 3

Ранжирование доминирующих установок

Ранг (место) установки

Доминирующие установки
Установка на материальные блага
Разница АК;= Кц - ^ ср * 1,1
1 12,2

2

 

Мотивационное ядро данного респондента составляет установка на материальные блага, таким образом мотивационная структура является однонаправленной. Это объясняется тем, что респондент имеет иждивенца и небольшой заработок.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.025 с.)