Познавательная деятельность туристов как фактор информационной мотивации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познавательная деятельность туристов как фактор информационной мотивации



Под вниманием понимается направленность психической деятельности человека и сосредоточенность ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость. Чтобы внимание экскурсантов было обращено только на материал экскурсии, экскурсовод должен правильно организовать их мыслительную деятельность. Но устойчивое внимание у экскурсантов возникает лишь тогда, когда объекты показа и рассказ, связанный с ними, обладают какой-либо новизной, содержательностью, доступностью, а тема экскурсии — актуальностью. Большое количество даже интересной информации приводит к ослаблению внимания, к появлению так называемых кризисов внимания. Периодичность и длительность кризисов внимания могут зависеть от множества причин: устаревших сведений, сообщаемых экскурсоводом, которые у всех уже «на слуху»; недостаточной образности речи или эмоциональности экскурсовода; отсутствия ярко выраженного показа, плохой связи его с текстом; особенностей группы, не распознанных экскурсоводом, и др. Ориентировочные сведения о времени наступления кризисов внимания можно почерпнуть из работ по методике лекционной пропаганды. Исследователи особенностей выступления ораторов перед аудиторией определили, что первый кризис внимания слушателей наступает на 14 — 18 минуте, второй — через 11 — 14 минут после первого, третий — через 9 — 11 минут, четвертый — через 8-9 минут, и далее интервалы между кризисами внимания следуют каждые 4 — 5 минут. Первые цифры показывают время наступления кризисов внимания у молодежной аудитории, вторые — у взрослых слушателей. Эти сведения в качестве приближенных можно использовать и экскурсоводам, без сомнения, относящимся к категории ораторов. Но их работа резко усложнена внешними раздражителями в сравнении, например, с выступлением лектора в помещении.

В экскурсии меняются экскурсионные объекты, внешний фон, что положительно сказывается на внимании экскурсантов. Но если изложение материала происходит непрерывно более 10 — 15 минут около одного экскурсионного объекта или по ходу движения автобуса без существенных изменений окружающей обстановки, когда отсутствует зрительный ряд, то наступление кризисов внимания — процесс объективный. И следует ожидать первые проявления кризиса внимания уже через 4 — 5 минут после начала рассказа у объекта, на что будут указывать участившиеся обращения экскурсантов друг к другу с вопросами, постепенно теряющееся внимание к рассказу, что можно заметить по выражению глаз; некоторые экскурсанты могут даже отойти от группы для самостоятельного знакомства с объектом. Для того чтобы преодолеть кризисы внимания и удержать его у экскурсантов на достаточно высоком уровне, экскурсоводу необходимо заранее продумать психолого-педагогические приемы активизации деятельности группы. Рекомендуются следующие методические способы поддержания внимания у экскурсантов[21, с.152].

К первым и основным следует отнести показ экскурсионных объектов.

Согласно методическим указаниям по проведению городской обзорной автобусной трехчасовой экскурсии, в нее может быть включено до 30 основных объектов показа. Это значит, что в среднем одному объекту будет соответствовать рассказ, по длительности равный 4 минутам. С учетом вышеприведенных рассуждений о кризисах внимания, 4 — 5 минут рассказа, соответствующих одному показу, следует принять за средний ориентировочный норматив при работе над экскурсией. Чтобы показ играл роль эффективного средства активизации внимания экскурсантов, он должен отличаться конкретностью, точностью, образностью, быть активным, логически последовательным, являться очередной ступенькой в раскрытии содержания темы. И нельзя забывать об опережающей роли показа, что представляет собой стержень экскурсионной методики, выражающийся в словах «от показа — к рассказу». Другим из рекомендуемых средств преодоления кризисов внимания у экскурсантов является использование наглядных пособий из «портфеля экскурсовода». Их применение особенно важно на участках маршрута, где объектов показа недостаточно и экскурсовод говорит непрерывно более 10 -15 минут. В это время и следует использовать наглядные пособия. Они могут присутствовать практически на всех типах экскурсий. Появление наглядного образа приковывает внимание экскурсантов и повышает интерес к рассказу. Происходит переключение слухового восприятия на зрительное, создается определенная разгрузка напряжения, что также положительно сказывается на активном восприятии материала экскурсии.

В Ростове-на-Дону, например, хорошо разработан «портфель экскурсовода» на маршруте в станицу Вешенскую, где жил и творил великий писатель современности М.А. Шолохов. Путь от Ростова до Вешенской не близок, почти 400 км. Путевая информация построена так, что связывает событие романов писателя с населенными пунктами, которые встречаются на пути. Для оживления рассказа, лучшего его восприятия активно используются репродукции рисунков художников, иллюстрировавших произведения М.А. Шолохова фотографии актеров, игравших в художественных кинофильмах «Тихий Дон» и «Поднятая целина». Кроме того, туристов знакомят с казачьими песнями — важной частью куль туры донских казаков. С целью преодоления кризисов внимания в экскурсионный текст рекомендуется включать яркие факты, впечатляющие эпизоды, выгодно окрашивающие ту или иную часть экскурсии. Хороший эффект дает включение в рассказ различного цифрового материала, поданного в сравнении. А.А. Малышев (1980) описывает в качестве положительного примера следующий образец преподнесения цифрового материала в обзорной экскурсии по Новосибирску: «Отмечая, что Новосибирск — город-миллионер, экскурсовод сказала: "Киеву для того, чтобы достичь населения в один миллион человек, понадобилось 900 лет, Москве — 750, Нью-Йорку - 200, Чикаго — 85, а Новосибирску — лишь 69 лет». Подобное сравнение звучит выразительно и хорошо воспринимается экскурсантами.

Используемые для удержания внимания экскурсантов яркие факты, конкретные примеры должны логично вписываться в структуру экскурсии, не быть оторванными от темы или одной из ее подтем. Если же факты избыточны, а тем более слабо связаны с темой экскурсии, не соответствуют ее задачам, они могут даже погасить интерес к ней. Это обязательно следует учитывать при работе над текстом экскурсии. Хороший результат в борьбе с кризисами внимания дают шутки, юмор в рассказе. Юмор снимает умственное и физическое напряжение у экскурсантов, дает разрядку, отдых, всегда вызывает положительные эмоции у слушателей. Ценность юмора заключается еще и в том, что он создает атмосферу душевной близости и взаимного доверия между экскурсоводом и группой, а это дает возможность вызвать желаемую реакцию экскурсантов на утверждаемые экскурсоводом положения. Применяя юмор для активизации внимания группы, экскурсовод должен всегда учитывать такие важные требования к нему, как строгое чувство меры, такт и высокий художественный вкус. Удачными приемами организации внимания экскурсантов являются вопросно-ответный метод изложения материала и риторические вопросы. Они дают возможность поддерживать внимание аудитории на должном уровне. Но все же основным средством борьбы с кризисами внимания на экскурсиях является хорошо продуманный показ, точный, конкретный, достаточный [17, с. 53].

Турист, готовясь к путешествию и в его процессе, нуждается в дополнительной информации о месте пребывания, нормах, правилах и обычаях данной местности и страны, детальным описанием достопримечательностей, схемах и картах местности, схемах транспортных магистралей. Древние путеводители (дорожники) известны со времен Римской империи. В средние века путеводители составляли паломники. Первые путеводители в нашем современном понимании были изданы более двухсот лет назад. Это и описание европейского Grand Tour, путеводители Томаса Кука по европейским гостиницам, а также классические и издающиеся до наших дней путеводители Бедекера, от отсутствия которых страдали путешествующие классики русской литературы, совершая свои поездки по глубинке России. Описания путешествий и туристских приключений издаются в виде популярной и специальной литературы и побуждают потенциальных туристов к предприятию путешествий и приключений. В современной индустрии туризма большое внимание уделяется изданию красочных буклетов, проспектов, бесплатно раздаваемых потенциальным туристам. Туристская отрасль генерирует примерно в три-пять раз больше рекламы, чем иная другая. Все крупные туристские центры издают информационные CD-диски для туристов и работников туризма. Большое значение имеют современные электронные средства информации, в частности сеть Интернет, в которой многие тысячи и миллионы сайтов предлагают пользователям детальное описание туристских центров, туристских услуг, достопримечательностей и даже виртуальные путешествия, в том числе по электронным музейным экспозициям. По сети Интернет можно не только выбрать себе путешествие и туристское агентство, но и забронировать туристскую поездку, билеты на перевозку, осуществить платеж на услуги[5, с. 105]. При формировании комплексного тура необходимо подготовить рекламно-информационные издания: листовки, буклеты, брошюры, каталоги. Все эти виды изданий являются рекламными и дают представление о возможностях продвижения тура.

Информационное сопровождение тура включает (приложение Д):

· Тексты памяток для туристов составляются в особых, необходимых случаях, например при организации специализированных туров (приключенческих, спортивных - по снаряжению, сохранению здоровья и безопасности во время путешествия и т. д.) или в случае направления туристов в эндемические страны. Каждому туристу, выезжающему в страны, неблагополучные ввиду наличия там опасных инфекций (чумы, холеры, желтой лихорадки, ВИЧ-инфекции, малярии), необходимо выдать индивидуальные памятки, заверенные подписью туроператора и печатью фирмы. Наличие таких памяток у туристов в обязательном порядке проверяется при таможенном досмотре в аэропортах.

· Справочные материалы по маршруту - это различные справочники, буклеты, расписание движения транспорта, работы музеев, адреса гостиниц, пути проезда к ним и другие материалы, освещающие особенности тура.

· Рекламные проспекты и буклеты предназначены для туристов с целью их ознакомления, информирования и рекламы возможностей туроператора по путешествиям (систематизированная рекламная информация по направлениям поездок с соответствующими реквизитами).

· Прайс-листы. Для каждой туроператорской компании прайс-лист является одним из важнейших рабочих документов. От того, насколько лаконично и грамотно изложена в нем информация, во многом зависит успех сотрудничества с турагентами. Прайс-листы могут иметь форму листовок, буклетов и каталогов (развернутые ценовые предложения). В любом случае - это информация о ценах на различные туристские услуги.

· В листовках информация излагается сжато, а цены турпакетов указаны лишь на небольшой срок. В отдельных случаях - это специальные предложения турфирм на один или несколько вылетов.

· Развернутые ценовые предложения представляют собой объемные издания (каталоги, буклеты) и включают не только полный перечень сезонных расценок предлагаемых туров, но и дополнительную информацию рекомендательного и разъяснительного характера: перечни необходимых документов для оформления тура, правила оформления визы и бронирования (с приложением листа бронирования), расписание авиаперелетов, информацию о расценках, условиях аренды автомобилей и особенностях отелей.

В международном туризме стало практикой оказывать туристам следующие знаки внимания:

· приветственный сувенир - каждому туристу. В отличие от гостиничного обслуживания, где таким сувениром может быть даже конфета на подушке, на турах требуется предметность сувениров (в зависимости от типа тура и цели путешествия). Например, для деловых туров это могут быть деловые проспекты, сувенирные образцы интересующей продукции, специальные вымпелы и так далее; для фольклорных туров - мелкие сувениры национального характера и так далее;

· выдача туристам после завершения туров специально разработанных дипломов (приложение Ф), грамот, значков о пройденном маршруте и т. п.;

· рекламные листы, буклеты, путеводители и справочники о месте отдыха должны быть доступны туристам и бесплатны;

· в один из первых дней отдыха (путешествия) необходимо провести встречу туристов с гидом для получения информации и разъяснений по запланированным и дополнительным услугам. Хорошо, если эта встреча сопровождается видеоинформацией и угощением туристов местными напитками.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.174.248 (0.012 с.)