Ж анр романа в т ворческой практике И.С. Тургенева: основные проблемы, система образов, способы выражения авторской позиции, стилевое своеобразие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ж анр романа в т ворческой практике И.С. Тургенева: основные проблемы, система образов, способы выражения авторской позиции, стилевое своеобразие.



Культурно-идеологическая и политическая позиция писателя. И.С. Тургенев как западник–либерал, отношение к консерваторам и революционерам -радикалам, становление художественного метода писателя.

Романы 1850-х гг. («Р удин», «Дворянское гнездо», «Накан уне»): осмыслени е современной проблематики, философская позиция автора, центральные герои романов как герои–идеологи, мотив испытания д уховной состоятельно сти героя любовью, связь романов с п ушкинско -лермонтовской традицией, поэтизация любви, музыки, природы, сочетание лирико-элегического и сатирического начал, особенности композиционной структур ы, приемы псих ологической ин троспекции. Личный и общественно - политический кризис Тург енева в конце 1850 -х гг., разрыв с редакцией журнала «С овременник».

Роман «Отцы и дети»: специфи ка конфликта (общественный, полити ческий, нравственный, философский), диалог -спор как главный структ урный элемент идеологического романа, Базаров в обр азной системе романа, способы выраж ения авторского отношения к герою, «тайный» психологизм, сюжетно -композиционные повторы и аналогии, принцип «концентри ческих» кр угов в построении произведения. Роман «Отцы и дети» в отз ывах критиков (М. Антонович, Д. Писарев, Н. Страх ов).

Отражение идеологической позиции писателя в романах 1860 –1870-х гг. «Дым» и «Новь». Типологи ческие особенности т ург еневского романа: общественная значимость проблематики, детерминированность героя идеологическим движением эпохи, учет к ультурного контекста, значимость вневременных образов и мотивов (природа, искусство, любовь), стр укт урные принципы (объективный тон повествования, лаконизм, «ст упенчатость» ко мпозиции, лирическое описание пейзажа, использование лейтмотивных деталей).

Ос н овная литература

1. История р усской литерат уры 19 века [Текс т]. Ч. 2: 1840 –1860-е годы / отв. ред. В.И. Коровин. – М., 2005.

2. Недзвецкий, В.А., Зыкова, Г.В. Русская литературная критика 18 –19 веков. –М., 2008.

3. Щенников, Г.К., Щенникова, Л.П. История русской литературы 19 века (70 –90-е годы). – М., 2005.

Дополнительная литература

1. Батюто, А.И. Тургенев-романист [Текст]. – Л., 1972.

2. Буданова, Н.Ф. Достоевский и Тургенев: Творческий диалог [ Текст]. – Л., 1987. 3. Бялый, Г.А. Р усский реализм: От Тургенева к Чехову [Текст]. – Л., 1990.


4. Маркович, В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века (30 –50 годы) [Текст]. – Л., 1982.

5. Маркович, В.М. Человек в романах И.С. Тургенева [Текст]. – Л., 1975.

6. Чичерин, А.В. Очерки по истории русского литературного стиля [ Текст]. – М., 1986.

7. Шаталов, С.Е. Художественный мир Тургенева [Текст]. – М., 1979.

 

«Преступление и наказание» («Идиот») Ф.М. Достоевского: проблематика, особенности сюжетно-композиционного пост роения, система образов, стилевая организация.

Общественно -политическая позиция писателя в 1860 -х годах, публицистическая и редакторская работа в журналах «Время» и «Эпоха». Создание философских романов в 1860–1880-х годах.

Роман «Преступление и наказан ие»: х удо жественная структура, сопряжение социальной конкретики и метафизической абстракции, условность повествования, его интеллектуальная напряженность, изображение «ландшафта идеи», принцип сквозного драматического действи я, система образов персонажей, особенности повествовательной организации, своеобразие хронотопа произведения, понятие полифонического романа, х удожественная значимость символических образов и мотивов, интертекстуальный аспект романа, концепция личности и характер психологизма (внимание к кульминационным проявлениям душевных состояний, функция исповеди, внутренний монолог, изображение жизни подсознания, роль приемов недосказанности и загадочности).

Роман «Идиот»: история замысла, образ князя -Христа; постановка проблема и реализация идеи «человек-мир» в стр уктуре философского романа; уровень социальной конкретики и нравственно -этической проблематики; просветительская традиция и взгляд писателя на природ у человека, принципы освещения внутреннего мира персонажа (портретные характеристики, соотношение монологической и диалогической речи, литерат урные аллюз ии и реминисценции); соотношение нравственно -этических и религи озно-философских аспектов проблемы «чело век -приговор»; способы х удожественн ой реализации философской идеи (образы -лейтмотивы, приемы предметной символизации, особая риторика романа); основные метафизически е вопросы, поставленные в романе; разрешени е проблемы «чело век – вечн ость мироздания» в концепции произведения; способы художественного воплощения идеи (значение живописных образо в, организация времени и пространства, роль внесюжетных элементов); проблема «положительно прекрасного человека».

«Р еализм в высш ем смысле» – творческое открытие Достоевского. Осмысление наследия писателя в критике, философских стать ях, литературо ведении.

Основная литература

1. История русской литерат уры 19 века [Текс т]. Ч. 2: 1840 –1860-е годы / отв. ред. В.И. Коровин. – М., 2005.

2. История р усской литерат уры 19 века [Текст]. Ч. 3: 1870 –1890-е годы / отв. ред. В.И. Коровин. – М., 2005.

3. Недз вецкий, В.А., Зыкова, Г.В. Р усская литерат урная критика 18 –19 веков

[Текст]. – М., 2008.

4. Щенников, Г.К., Щенникова, Л.П. История русской литературы 19 века (70 –90-е годы) [Текст]. – М., 2005.

Дополнительная литература

1. Бахти н, М.М. Проблемы творчеств а Досто евского [Текст]. – Киев, 1994.

2. Карякин, Ю.Ф. Достоевский и кан ун XXI века [ Текст]. – М., 1989.

3. Мочульский, К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский [Текст]. – М., 1995.

4. Одиноков, В.Г. Тип ология образов в х удожественной системе Ф.М. Достоевского [Текст]. – Новосибирск, 1981.


5. Померанц, Г. Открытость бездне. Встречи с Достоевским [Текст]. – М., 1990.

6. Селезнев, Ю.И. В мире Достоевского [Текст]. – М., 1980.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.005 с.)