Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа государственного экзамена↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Программа государственного экзамена
Русская л и т е ратура Взаимодействие литературы и фольклора. Фольклорные жанры, образы, сюжеты и мотивы в творчестве русских писателей XIX –XX веков. Влияние фольклора на литератур у – важная составная часть общего развити я русской литературы и коренная проблема происхождения самой литературы. Социально - исторические и эстетические факторы, влияющие на х арактер взаимодействия дв ух форм словесного творчества. Роль фольклора в эстетической системе различных литературных направлений. Индивидуальное творческое ис пользование фольклора. Сюжеты, мотивы, образы, восх одящие к фольклор у. Проблема арх етипа в литературе. Жанрово - стилистический фактор как регулятор контактов литературы с народным иск усством. Творчество А.С. П ушкина и фольклор: усвоение А.С. Пушкин ым-романтиком х удожественного опыта устной народной поэзии в поэме -сказке «Руслан и Людмила»; обращение поэта к жанровым и стилевым традициям фольклора в лирике («Песнь о вещем Олеге»), в прозе (роман «Капитанская дочк а»), авторских сказках («Сказка о мертвой царевне и о семи богат ырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.). Творчество Н.А. Некрасова и фольклор. Новаторство поэта в освоении композиционных, образно -х удожественных приемов и форм народных сказок, легенд, причитаний, лирических песен, баллад, загадок, пословиц, эпоса. Обращение Н.А. Некрасова к фольклору в лирике, в поэмах «Коробейники», «Мороз -Красный нос», в народной эпопее «Кому на Руси жить хорошо?». Изображение народного характера народнопоэтическими средствами. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина и фольклор. Тип ы и образы народных сказок в актуальной и политически конкретной интерпретации писателя («Сказки для детей изрядного возраста»). Народная сати ра (рассказы о дураках -пошехонцах, сатирические прибаутки) в «Истории одного города». Новаторство сати рика в освоении языка фольклора. Творчество Н.С. Лескова и фольклор: традиции устной народной прозы (сказки, легенды, притчи) и баллады в произведениях «Л евша» и «Л еди Макб ет Мценского уезда»; специфика обращения к фольклорной поэзии как способ у создан ия р ус ского национального х арактера в повести «Очарованный странник» и исторических х рониках («Соборяне» и др.). Творчество Л. Петр уш евской и фольклор: жанр сказки и суеверно го рассказа в прозе писательницы, влияние устн о -поэтической традиции на язык и стиль произ ведений. Творчество В.М. Шукшина и фольклор: фольклорные мотивы и образы в произведениях писателя («До третьих петухов», «Калина красная»); традиции фольклорного и литературного сказа в повествовательной манере прозаика. Основная литература 1. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество [Текст]. – М.: Академия, 2011. 2. История р усской литературы 19 века [Текс т]. Ч. 1: 1795 –1830-е годы / отв. ред. В.И. Коровин. – М., 2005. 3. История русской литературы 19 века [ Текст]. Ч. 2: 1840 –1860-е годы / отв. ред. В.И. Коровин. – М., 2005. 4. История р усской литературы 19 века [ Текст]. Ч. 3: 1870 –1890-е годы / отв. ред. В.И. Коровин. – М., 2005. 5. Шафранская, Э.Ф. Устное народное творчество [Текст]. – М., 2008. Дополнительная литература 1. Костюхин, Е.А. Лекции по русскому фольклору [Текст]. – М., 2004. 2. Кременцов, Л.П. Р усская литература 19 века. 1801 –1850 [Текст]. – М., 2005. 3. Лебедева, О.Б. История русской литературы 18 века [ Текст]. – М., 2003. 4. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Р усская литература 20 века (1950 –1990-е годы). – М., 2010. 5. Менделеева, Д.С. История литературы Древней Руси [Текст]. – М., 2008. 6. Травников, С.Н. История русской литературы. Древнерусская литература. – М., 2007.
Поэма Н.В. Гоголя «Мерт вые души»: нравственно -философская (религиозно - этическая) проблематика, сюжетно -композиционная организация, сист ема образов, жанровое своеобразие, повествовательная организация и стиль произведения. Замысел «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. Ориентация на архитектоник у «Бо жественной комедии» Данте. История создания. Нравственно -философское содержани е. Жанровое своеобрази е. Взаимосвязь поэмы Гоголя с различными традициями: народной культуры (пословиц, обрядовой поэзии), плутовского романа, учительной литературы, житийной традиции и т.д. Интерпретация и оценка Гоголем замысла поэмы. Смысл названия. Композиция поэмы. Лиризм повествования. Символы - лейтмотивы. Символическое значение образов дороги и России (Руси). Функция притчи в «М ертвых д ушах». Моти вы омертвения и воскрешения как ключевые в поэме Гоголя. Их двоякий смысл и реализация в композиционной структуре и сюжетном движении, в изображении героев и авторских монологах, в символическом и образном строе. Автор и герой в «Мертвых душах». Из менение творческого метода автора от первого ко второму том у. Развити е метода психологического анализа. Принципы типизации, социальная обобщенность и индивидуальная конкретность героев поэмы. Роль портрета и характерной детали в создании образа. Роль диалога в обрисовке героев, их речевые характеристики. Чичиков. Типичность и историческая новизна образа. Основная литература 1. История русской литерат уры XIX века. В 3 ч. Ч. 1 (1795 -1830 годы): учебник для ст уд. вузов / под ред. В. И. Коровина. - М.: ВЛАДОС, 2005. 2. История русской литературы XIX века: 1800 –1830-е годы [Текст]. Т.2 / под ред. В.Н. Аношкин ой, Л.Д. Громовой. – М., 2001. – С. 221–230. Дополнительная литература 1. Виноградов, И.А. Гоголь – х удожни к и мыслитель: Христианские основы миросозерцания [ Текст]. – М., 2000. 2. Воропаев, В.А. Н.В. Гоголь: жизнь и творчество [Текст]. – М., 1998. 3. Манн, Ю.В. Поэтика Гоголя [Текст]. – М., 1995. 4. Смирнова, Е.А. Поэма Гоголя «Мертв ые души» [Текст]. – Л., 1987.
Феномен «деревенской» прозы в литературе 1970 -х годов. Истори ческая судьба Ро ссии, русской культ уры и создание русского народного национального характера – основная проблематика «деревенской прозы». Анализ одного из произведений В. Б елова, В. Ра спут ина, В. Шук шина, В. Астафьева («Последний поклон») (по выбору). «Де ревенская проза»: т ема деревни, биография писателей как основа их творчества. Нравств енная проблематика «деревенской» прозы. Ориентация писателей на традиции русской классической литерат уры, на тр адиции сказа, отказ от модернистских принципов письма. Тема р усского национального х арактера в повести В. Белова «При вычное дело». Отказ от идеализации главного героя. Создание народного национального х арактера в рассказах В. Ш укшина (шукшинские «ч удики»). Циклизация как принцип композиции: «С ельские жители», «Характеры», «Зе мляки» и др. Псих ологизм прозы. Черты творческой индивид уальности В. Р асп утина. Сочетание философско - нравственной и социальной проблематики в повестях «Последний срок», «Пр ощание с Матерой». Конфликт межд у поколениями в повестях В. Расп ути на. Женские образы писателя. Мастерство псих ологизма (использование несобственно -прямой речи при характеристике положительных героев, роль пейз ажа, его символика). Прием контраста в ци кле В. Астафьева «Последний поклон»: идеализация деревенской жизни (1 част ь) – разрушительная сила города, утрата в нем человечности и нравственности (2 часть). Использование сказа, его своеобразие (понятие «полифонического» сказа – Н. Лейдерман, М. Липовецкий). Образ ребенка в «Последнем поклоне». Основная литература 1) Лейдерман, Н.М., Липовецкий, М.Н. Современная р усская литература: 1950 - 1990-е годы. Т. 2: 1968 –1990. – М., 2006. 2) Р усская литерат ур а 20 века. Т. 2: 1950 –2000-е гг. / под ред. Л.П. Кременцова. – М., 2009. Дополнительная литература 1. История русской литературы. ХХ век [Текст]. Ч. 2 / под ред. В.В. Агеносова. – М., 2007. 2. Ланщиков, А.П. Виктор Астафьев [Текст]. – М., 1992. 3. Семенова, С. Г. Валентин Расп утин [Текст]. – М., 1992.
Своеобразие художественного творчества А.И. Солженицына. Основные темы в прозе писателя. Ранние рассказы А.И. Солженицына. Тема репрессий в рассказе «Один день Ивана Денисовича». Тема русского национального характера в рассказе «Матренин двор». Своеобразие языка и стиля. Мастерство детализации. Автобиографизм прозы А.И. Солженицына. Соединение в его произведениях художественного и публицистического начал. Тема репрессий – основная тема творчества писателя («Один день Ивана Денисовича», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ»). Проблема свободы в «Одном дне Ивана Денисовича» (соотношение свободы личной и общественной, физической и духовной, внешней и внутренней) и насилия, жизни и существования. Смысл противостояния человека лагерной (шире – тоталитарной) системе. Иван Денисович как воплощение русского национальног о характера. Пространственно-временная организация рассказа; хронотоп лагеря. Роль детализ ации. Способы проявлени я авторской позиции. Автобиографическое и док ументальное начало в рассказе. Обр аз рассказчика, учителя Игнатьича, ег о жизнь в доме Матре ны Вас ильевны Захаровой. Переплетение в рассказе разных времен: биографического (прошлое рассказчика), исторического (характеристика сталин ско -х рущ евской эпох и), календарного (смена б удней и праздников) и космического (представление о вечности). Смысл загл авия; многозначность и символичность образа двора. Проблема праведничества и своеоб разие ее решения в рассказе Солженицына. Основная литература 1. Лейдерман, Н.М., Липовецкий, М.Н. Современн ая русская литератур а: 1950 - 1990-е годы. Т. 2: 1968 –1990. – М., 2006. 2. Р усская литерат ура 20 века. Т. 2: 1950 –2000-е гг. / под ред. Л.П. Кременцова. – М., 2009. Дополнительная литература 1. История русской литерат ур ы. ХХ век [Текст]. Ч. 2 / под. ред. В.В. Агеносова. – М., 2007. 2. Гол убков, М.М. Александр Солженицын [ Т екст]. – М., 1999. 3. Нянковский, М.А. А.И. Солжениц ын [Текст]. – М., 2001. 4. Урманов, А.В. Твор чество А. Солженицына [Текст]. – М., 2003.
Художест венный процесс в русской литерат уре 1980 – 1990–х годов как реализация «взрывной т енденции» в развитии ку льтуры ХХ века. Ра сцвет массовой беллет ристики, ее литературные особенност и. Кризис и переосмысление реалистической т радиции. Постреализм как новая художественная сист ема. Анализ одного – двух произведений (по выбору студент а). Обострение литератур ной поле мики, размежев ание литерат урных сил (противостояние журналов, объединений и др.). Постмодерниз м: от неоавангарда, неоф ут уризма и конц епт уализма 1960 –х к московскому конц ептуализму и необарокко 1990–х (Д. Пригов, И. Жданов и др.). Постмодернисткая проза, ее тематиче ское и х удожественн ое разнообрази е (творчество Т. Толстой, В. Пьец уха и др.). Проблемати ка и специфика кон фликта в постмодернистской драме: пьесы Вен. Ер офеева и Н. Сад ур. Реалистическая проза конца ХХ века: идейно –х удож еств енное своеобразие, разн овидности реалистического романа, трансформация реалистической стратегии (роман Г. Владимова «Г енерал и его армия»). Неонат урализм и неосенти ментализм: мотивы и образы (С. Каледин, «женская проза»). Пост реализм в литерат уре 1980 – 1990–х годов («миры» Л. Петр ушевской и И. Бродского). Основная литература: Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литерат ура: 1950 – 1990–е годы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 т. Т.2: 1968 – 1986. М., 2003. История р усской литерат уры ХХ века (20–90 –е годы). Основные имена. Учебное пособие для филологических факультетов ун иверситетов / Отв. ред. С.И. Кормилов. М., 1998. Р усская литература ХХ века. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Под ред. В.В. Агеносова: В 2 ч. М., 1999. С. 283 – 298, 335 – 337. Дополнительная литература Баевский В.С. Бродский // Баевский В.С. История русской поэзии:1730 – 1980. Смоленск, 1994. С. 269 – 280. Лотман Ю.М. К ульт ур а и взрыв. М., 1992. Скоропанова И.С. Р усская постмодернистская литерат ура: новая фило софия, новый язык. СПб., 2001.
Вопросы по методике обучения литературе
Р у сский язык
1. Звуки речи. Акустические и артикуляционные х арактеристики звуков. Понятие фонемы. Точка зрения на фонему в Московской и Петербургской (Ленин градской) фонологически х школах. Состав и система фонем русского языка. 2. Слово как основная номинативная единица язы ка. Лексическое значение слова, его структура. Семантическая структура многозначного слова. Типология лексических значений. 3. Системные отношения в лексике русского языка. Парадигматические отношения слов в лексике русского языка: синонимия, антонимия, паро нимия, гиперо- гипонимические отношения, семантические объединения слов. Синтагматические и деривационные отношения на лексическом уровне. 4. Лингвистические и энциклопедические словари. Типы лингвистических словарей. Толковые словари русского языка. 5. Морфема, типы морфем. Способы словообразования в современном русском языке. 6. Система част ей речи в современном русском языке. 7. Имя с уществительное как часть реч и. Классифицирующие и словоизменительные грамматические категории существительного в современном р усском языке. 8. Глагол как часть речи. Морфологические категории и словоизменение глагола в современном русском языке 9. Служебные части речи в современном русском языке. 10. Словосочетание как синтаксическая единица 11. Предложение как основная синтаксическая едини ца. Главные члены предложения 12. Односоставные предложения 13. Структурно -семантическая классификация сложноподчиненных предложений. 14. Изменения в фонети ческой системе и фонетико -морфологическом строении слова в связи с падением редуцированных в древнерусском языке. 15. Формирование современных трех типов склонения имен существительных и появление вариантов падежных окончаний в результате разрушения древнерусской системы склонения. 16. Методика преподавания русского языка как наук а. 17. Принципы организации обучения русском у языку в средней школе. 18. Методы обучения и контроля на уроках русского языка. 19. Упражнения как теоретико -практический метод обучения р усскому яз ык у. 20. Формы об учения русскому язык у. Урок как основная организационная форма работы по русскому язык у.
Системные отношения в лексике русского языка. Парадигматические отношения слов в лексике русского язык а: синонимия, антонимия, паронимия, гиперо-гипонимические отношения, семантические объединения слов. Синт агматические и деривационные отно шения на лексическом уровне. Системные отношения в лексике русского языка. Парадигматические отношения на лексическо м уровне. Синони мические отношения в лексике. Синонимы, их типы: абсолютн ые синонимы, семантические (идеографические), синонимы; стилистические синонимы; семантико-стилистические синонимы. Синонимический ряд. Доминанта син онимического ряда. Общеязыковые и контекст уальные синонимы. Функци и синонимов в речи. Антонимические отношения в лексике. Антонимы, их тип ы: однокорневые и разнокорневые антонимы; вн утрисловные (эн антиосемия) и межслов ные антонимы. Общеязыковые и контекст уальные антонимы. Функции антон имов в речи. Омони мические отношения в лексике. Омонимы. Разграничени е омонимии и полисемии. Широкое и узкое понимание явления омонимии. Типы лексических омонимов (полные / неполные), причины их появления в языке. Омофоны (фонетические омонимы). Омографы (графические омонимы). Омоформы (грамматические омонимы). Функции омонимов в речи. Паронимические отношени я в лексике. Парони мы. Функция паронимов в речи. Гиперо-гипонимические отношения в лексике р усском языке. Понятия гиперонима и гипонима. Типы семантических объединений слов. Лексико -семанти ческое поле. Тематическая группа. Лексико -семантическая группа. Ассоциативное поле. Синтагматические отн ошения межд у словами. Лексико -семантическая сочета емость слов. Понятие валентности слова. Основная литератур а 1. Крысин, Л. П. Современный русский язык: Лексическая семантика. Лексикологи я. Фразеология. Лексикография [Текст] / Л. П. Крысин. – М., 2007. – С. 64–84, 89–108. 2. Современный р усский язык: в 3 -х т. [Текст] / под ред. С. М. Колесниковой. – М. :Юрайт, 2015. – Т. 1. – С. 111–115, 132–148. Дополнительная литература 1. Современный р усский язык: Теория. Анализ языковых единиц [Текст]. Ч. 1 / под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001. – С. 185–191, 233–269. 2. Шанский, Н. М., Иванов, В. В. Современный русский язык [ Текст]. Ч. 1: Введ ени е. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография / Н. М. Шанский, В. В. Иванов. – М., 1987. – С. 17–29. 3. Шмелев, Д. Н. Современный русский язык. Лексика [Текст] / Д. Н. Шмелев. – М., 1977. – С. 183–232. Односоставные предло жения Односоставные предло жения как самостоятел ьный стр укт урно -сем анти ческий тип простого предложения. Система глагольных односоставных предложени й Стр укт урно - семантические признаки определённо -личных, неопределённо -личных, обобщённо - личных, безличных, инфинити вных предложений. С убстантивные односоставные предложения. Стр укт урно -семанти ческие признаки номин ативных предложени й. Основная литература 1. Лекант П.А. Современный русский язык. Синтаксис [Текст]. – М.: Академия, 2010. – С. 127-142. Дополнительная литература 1. Современный русский язык / под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2001. – С. 423- 439. 2. Современный р усский язык. Теория. Анализ языковых единиц [Текст]. – М.: Академия, 2011. – С. 287-304.
Р ус ский язык Основная литература 1. Бельчиков, Ю. А. Пр актическая стилистика современного русского языка [ Текст] / Ю.А. Бельчиков. – М., 2007. 2. Боб унова, М. А. Русская лексикография XXI века [Текст] / М. А. Боб уно ва. – М.: Флин та, Наук а, 2009. 3. Ганиев, Ж. В. Сов ременный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпи я [ Текст] / Ж. В. Ганиев. – М.: Флин та, На ука, 2012. 4. Григорьева, Т. М. Русский язык: Орфоэпия. Графика. Орфография. История и современность [ Текст] / Т. М. Григорьева. – М.: Академия, 2004. 5. Гридина, Т. А. Словообразование: теория, алгоритм анализа, тренинг [Текст] / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова. – М., 2007. 6. Камчатн ов, A. M. Истори я р усского литерат ур ного языка: 11 – пер вая половина 19 века [Текст] / А. М. Камчатнов. – М., 2005. 7. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка [Текст] / М. Н. Кожина, Л. Р. Дускаева, В. А. Салимовский. – М., 2008. 8. Колесов, В. В. Историческая грамматика русского языка [Текст] / В. В. Колесов. – М., 2009. 9. Колесов, В. В. История русского языка [Текст] / В. В. Колесов. – М.; СПб., 2005. 10. Крысин, Л. П. Современный русский язык: Лексическая семантик а. Лексикологи я. Фразеология. Лексикография [ Текст] / Л. П. Крысин. – М., 2007. 11. Куликова, И. С. Введени е в языкоз нание [Текст] / И. С. К уликова, Д. В. Салмина. – М.:Юрайт, 2013. 12. Лекант, П. А. Современный русский язык. Синтаксис [Текст] / П. А. Л екант. – М., 2010. 13. Осипова, А. И. Морфология современного р усского языка [Текст] / И. А. Осипова. – М., 2010. 14. Современный р усски й язык: в 3 -х т. [Текст] / под ред. С.М. Колесни ковой. – М. :Юрайт, 2015. 15. Современный р усский язык. Теория. Анализ языковых единиц: в 2 -х ч. [Текст] / под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2011. Дополнительная литература 1. Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке [ Текст] / Н. С. Валгина. – М.: Логос, 2001. 2. Валгина, Н. С. Синтаксис современного русского языка [Текст] / Н. С. Валгина. – М., 1991. 3. Горшкова, К. В. Историческая грамматика русского языка [Текст] / К. В. Горшкова, Г. А. Хабургаев. – М., 1981. 4. Дускаева, Л. Р. Стилистика официально -деловой речи [Текст] / Л. Р. Дускаева, О.В. Протопопова. – М.: Академия, 2011. 5. Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование [Текст] / Е. А. Земская. – М., 2008. 6. Иванов, В. В. Историческая грамматика русского языка [Текст] / В. В. Иванов. – М., 1990. 7. Козырев, В. А. Русская лексикография [Текст] / В. А. Козырев, В. Д. Черняк. – М. : Дрофа, 2004. 8. Козырев, В. А. Современная языковая ситуация и речевая культура [Текст] / В. А. Козырев, В. Д. Черняк. – М.: Флинта, Наук а, 2012. 9. Котюрова, М.П. Стилистика научной речи [Текст] / М. П. Котюрова. – М.: Академия, 2010. 10. Краткий справочник по современному русскому языку [Текст] / под ред. П. А. Леканта. – М., 1995. 11. Лютикова, В. Д. Р усский язык: Нормы произношения и ударения [Текст] / В.Д. Лютикова. – М.: Флинта, Наук а, 2009. 12. Немченко, В. Н. Современный русский язык: морфемика и словообразование [Текст] / В. Н. Немченко. – Нижний Новгород: Изд -во Нижегородского ун -та, 1994. 13. Николенко, Л. В. Лексикологи я и фразеология современного русского языка [Текст] / Л. В. Николенко. – М.: Академия, 2005. 14. Панов, М. В. Современный русский язык. Фонетика [Текст] / М. В. Панов. – М., 1979. 15. Рахманова, Л. И. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология [Текст] / Л. И. Рахманова, В Н. Суздальцева. – М.: Аспект -Пресс, 2007. 16. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка [Текст] / Д. Э. Розенталь. – М.: Высш ая школа, 1987. 17. Современный р усский литературный язык [Текст] / под ред. П. А. Леканта. – М., 2004. 18. Современный р усский язык [Текст] / под ред. В. А. Белошапковой. – М., 1997. 19. Современный р усски й язык [Текст] / п од ред. П. А. Леканта. – М., 2001. 20. Современный русск ий язык: Теория. Анализ языковых единиц: в 2 -х ч. [Текст] / под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001. 21. Солганик, Г. Я. Стилистика современного русского языка и культура речи [Текст] / Г.Я. Солганик, Т. С. Дроняева. – М., 2004. 22. Солганик, Г. Я. Практи ческая стили стика русского языка [Текст] / Г. Я. Солганик. – М.: Академия, 2010. 23. Штрекер, Н. Ю. С овременный русски й язык: историческое комменти рование [Текст] / Н. Ю. Штрекер. – М., 2005. Интернет-ресурсы 1. Атлас «Р усский язык» [Электронный ресурс] // Режим дост упа: http://gramota.ru/book/rulang/. – (Дата обращ ения: 22.03.2016). 2. Вопросы языкоз нания: ж урнал [Электронный ресур с] // Режим доступ а: http://www.ruslang.ru/agens.php?id=vopjaz_ archive. – (Дата обращ ени я: 22.03.2016). 3. Грамота.р у: Справочный информационный портал // Режим доступа: http://www.gramota.ru. – (Дата обращ ени я: 22.03.2016). 4. Р усская речь: ж урнал [Электронный ресур с] // Режим доступ а: http://russkayarech.ru/. – (Дата обращ ения: 22.03.2016). 5. Р усская фонет ика [Электронный ресурс] // Режим доступ а: http://fonetica.philol.msu.ru/index1.htm. – (Дата обращени я: 22.03.2016). 6. Р усский филологический портал // Режим дост упа: http://www.philology.ru. – (Дата обращ ени я: 22.03.2016). 7. Р усский язык в научном освещении: журнал [Электронный ресурс] // Режим дост упа: http://www.ruslang.ru/agens. php?id=rjano. – (Дата обращ ени я: 22.03.2016). 8. Экология языка и коммуникативная практика: журнал [Электронный ресурс] // Режим доступ а: http://ecoling.sfu-kras.ru/332-2/. – (Дата обращения: 22.03.2016.
Примеры для филологического анализа т екст а в приложении к Экзаменационному билету Приложение к экзаменационному билету №____ – Ну, племянн иц а! – крикнул дядюшка, взмахнув к Наташе рукой, оторвавшей аккорд. Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала. Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, – эта графинечка, воспитанная эмигранткой -француженкой, – этот д ух, откуд а взяла она эти приемы, которые pasdechale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, р усские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро -весело, первый страх, который ох ватил было Николая и всех присут ствующих, с трах, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею. Она сделала то самое и так точно, так впо лне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая т отчас подала ей необходимый для ее дел а платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эт у тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке. Ну, графинечка, чистое дело марш! – радостно смеясь, сказал дядюшка, окончив пляск у. Ай да племянница! Вот только бы муженька тебе молодца выбрать, чистое дело марш! Уж выбран, – сказал, улыбаясь, Николай. О? – сказал удивленно дядюшка, глядя вопросительно на Наташ у. Н аташа с счастливой улыбкой ут вердительно кивнула головой. Еще какой! – сказала она. Но как только она сказала это, новый строй мыслей и чувств подн ялся в ней. «Что значила улыбка Николая, когда он сказал: «уж выбран»? Рад он этому или не рад? Он как будто думает, что мой Болконский не одобрил бы, не поня л бы этой нашей радости. Нет, он бы все понял. Где он теперь?» – под умала Наташа, и лицо ее вдруг стало серьезным. Но это продолжалось только одн у сек ун д у. «Не думать, не сметь д умать об этом», – сказала она себе и, ул ыбая сь, подсела опять к дядюшке, прося его сыграть ещ е что-н иб удь.
Сделайте анализ отрывка из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Войн а и мир» (1868), опираясь на предложенные вопросы: 1. Чьи точки зрения органи з уют повествование (приведите конкретн ые примеры из отрывка)? Как бы вы объяснили отсутствие описания самого танца Наташи? Какие фрагменты заменили его? 2. С помощью каких средств писателю удается передать динамик у чувств героини? 3. Определите роль вн ут ренн его монолога Наташи в данн ом фрагменте. Можем ли мы утв ерждать, что для Наташи свойственно отношение к явлениям жизни как к объекту анализ а и оценки или ее переживание действительности основано на первой реакции, непроизвольно явившемся чувстве? 4. Охарактеризуйте лексико -син таксические особенн ости толстовского текста. Докажите или опровергните тезис о том, что ин дивид уальному стилю Толстого присуще столкновение и парадоксальное переплетение различных, подчас контрастных значений слова, которое в художественн ом контексте романа пол учает разнообразные семантические оттенки. С какой целью используют ся в эпи зоде языковые повторы? 5. Сформ улир уйте вопросы и составьте задания для организ ации исследования х удожественного текста (на примере текста из билета). Какие из них возможно использовать при угл убленном из учении русского языка? При работе с од аренными детьми. 6. Составьте вопросы и задания, которые позволят учащимся сделать наблюдения над средствами создания образа Наташи в данном эпизоде. 7. Покажите, как б удет организ овано выявление авторской пози ции, наблюдение над своеобразием мастер ства писателя. \ Приложение к экзаменационному билету № _____ Мороз и солнце; день чуд есный! Еще ты дремлешь, др уг прелестный – Пора, красавица, проснись: Открой сомкн уты негой взоры Навстреч у северной Авроры Звездою север а явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На м утном небе мгла носилась; Л ун а, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела – А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затоп ленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылк у б урую запречь?
Скользя по утреннем у снег у, Друг милый, предадимся бег у Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь г устые, И берег, милый для меня.
Сделайте анализ стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро” (1829), опираясь на предложенные вопросы: 1. Какова временная и пространственная перспектива стихотворения? Выделите и ох арактериз уйте основные временные и пространственные координаты. Какой тип связи между ними? 2. Как развивается в тексте мотив “блеска”? 3. Какими способами создается в стих отворении обр аз героини? Какие художественные возможности дает лирическом у герою обращение к героине и рассказ о ее состоянии? 4. Каковы функции стилистических сдвигов в стихотворении? Выделите и ох арактеризуйте конкретн ые п римеры. 5. Сформулир уйте вопросы и составьте задани я для органи зации исследования художественного текста (на примере текста из билета). Какие из них возможно использовать при угл уб ленном из учении русского языка? При работе с одаренными детьми. 6. Какие виды вступительного занятия уместны при изучении стихотво рени я? Обоснуйте ответ. 7. Какие приемы, развивающие воссоздающее и творческое воображение школьников, вы буд ете использовать при работе со стих отворением на уроке литерат уры? Программа государственного экзамена
Русская л и т е ратура
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.120.103 (0.018 с.) |