Формы обучения русскому языку. Урок как основная организационная форма работы по русскому языку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы обучения русскому языку. Урок как основная организационная форма работы по русскому языку



Урок как основная организационная форма работы по русскому язык у. Типы и виды уроков. Структурные элементы урока. Варианты их построения. Требования к современному урок у р усского языка и его оценка. Типовые недостатки подготовки и проведения урока, приемы их предупреждения. Подготовка учителя к урок у. Технологическая карта урока. Методическое обоснование и конспект урока. Анализ и самоанализ урока. Нетр адиц ионные формы уроков.

Основная литерат ура

1. Сабаткоева Р.Б. Теория и практика обучения русском у язык у. – М.: Академия, 2008. – 336c.

2. Шатова Е.Г. Урок р ус ского языка в современной школе. – М.: Дрофа, 2008. – 253c

Дополнительная ли тература

1. Аниськина Н.В./сост. Методика об учения р усском у язык у. Часть 1. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017. – 91c.

2. Воителева Т.М. Теория и методика об учения р усском у язык у. – М.: Дрофа, 2006. – 319c.

3. Гац И.Ю. Методика р усского языка в задачах и упражнениях. – М: Дрофа, 2007. – 287c.

 

Список литературы для подготовки к экзамену

Русская литература

Основ н а я литература

1. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество [Текст]. – М., 2011.

2. Болдырева, Е.М. Материалы к изучению истории русской литературы рубежа 19–20 веков [Текст]. – Ярославль, 2002.

3. История р усской литературы 19 века [Текст]. Ч. 2: 1840 –1860-е годы / отв. ред. В.И. Коровин. – М., 2005.

4. История р усской литературы конца 19 – начала 20 века [Текст] / под ред. В.А. Келдыш. – М., 2007.

5. История р усской литературы конца 19 – начала 20 века [Текст] / под ред. В.А. Келдыш. – М., 2009.

6. Недзвецкий, В.А., Зыкова, Г.В. Русская литературная критика 18 –19 веков

[Текст]. – М., 2008.

7. Р усская литература 20 века [Текст]. Т. 1: 1917 –1940-е гг. / под ред. Л.П. Кременцова. – М., 2009.

8. Р усская литература 20 века [Текст]. Т. 1: 1920 –1930-е гг. / под ред. Л.П. Кременцова. – М., 2005.

9. Щенников, Г.К., Щенникова, Л.П. История русской литературы 19 века (70 –90-е годы) [Текст]. – М., 2005.

Дополнительная литература

1. Бирюков, С.Е. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма [Текст]. – М., 1994.

2. Гаспаров, М.Л. Избранные статьи [Текст]. – М., 1995.

3. Гинзб ург, Л. О лирике [Текст]. – Л., 1974.

4. Громов, П. А. Блок, его предшественники и современники. – Л., 1986.


5. Ермилова, Е.В. Теория и образный мир русского символизма [Текст]. – М., 1989. 6. Жирмунский, В.М. Преодолевшие символизм [Текст] // Теория литературы.

Поэтика. Стилистика. – Л., 1977.

7. Из истории русского реализма конца ХIХ – н ачала ХХ века [ Текст]. – М., 1986. 8. Колобаева, Л.А. Концепции личности в русской литературе рубежа ХIХ –ХХ

веков [Текст]. – М., 1990.

9. Литературно-эстетические концепции в России конца ХIХ –начала ХХ века

[Текст]. – М., 1975.

10. Максимов, Д. Русские поэты начала века [Текст]: очерки. – Л., 1986.

11. Мальцев, Ю. Иван Бунин [Текст]. – М., 1994.

12. Минералова, И.Г. Р усская литература серебряного века. Поэтика символизма [Текст]. – М., 2006.

13. Модерниз м: анализ и критика основных направлений [Текст]. – М., 1986.

14. Орлов, В. П ерепуть я: Из истории р усской поэзии начала ХХ века [ Текст]. – М., 1976.

15. Пайман, А. История р ус ского символизма [Текст]. – М., 1998.

16. Р усская литература рубежа веков (1890 - е – начало 1920-х годов) [ Текст]. Книга 1 и 2. – М., 2000–2001.

17. Сарычев, В.А. Эстетика русского модернизма [Текст]. – Воронеж, 1991.

18. Соколов, А.Г. Исто ри я р усской литерат уры конца 19 – начала 20 века [Текст]. – М., 2006.

19. Эткинд, Е. Там, вн утри. О русской поэзии ХХ века [Текст]. – СПб., 1995.

 

М е то д ика обучения литературе

а) основная литератур а

1. Романичева Е.С., Сосновская И.В. Введение в методику об учения литературе. – М., 2012. - 18 экз.

2. Тех нологии и методики об учения литерат уре / под ред. В.А. Кох ановой. – М., 2011. – 12 экз.

3. Пранцова Г.В., Роман ичева Е.С. Методика преподавания литерат уры. Практи к ум. М., 2012. – 18 экз.

б) д ополнительная литература

1. Методика преподавания литерат уры / Под ред. О.Ю. Богдановой. -М.,2004. – 40 экз.

2. Методика преподавани я литературы / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. - М.,1995. – 2 экз.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.,2000. – 8 экз. 4. Новые педагогические и информационные технологии / Под ред. А.Е.

Полат. – М., 2003. – 10 экз., 2005 – 8 экз., 2001 – 6 экз.

5. Маранцман В.Г. Из учение литературы в 9 классе. – М., 1992. – 4 экз.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс ] // http://www.standart.edu.ru

 

Р ус ский язык

Основная литература

1. Бельчиков, Ю. А. Пр актическая стилистика современного русского языка [ Текст]

/ Ю.А. Бельчиков. – М., 2007.

2. Боб унова, М. А. Русская лексикография XXI века [Текст] / М. А. Боб уно ва. – М.: Флин та, Наук а, 2009.

3. Ганиев, Ж. В. Сов ременный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпи я [ Текст] / Ж. В. Ганиев. – М.: Флин та, На ука, 2012.



4. Григорьева, Т. М. Русский язык: Орфоэпия. Графика. Орфография. История и современность [ Текст] / Т. М. Григорьева. – М.: Академия, 2004.

5. Гридина, Т. А. Словообразование: теория, алгоритм анализа, тренинг [Текст] / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова. – М., 2007.

6. Камчатн ов, A. M. Истори я р усского литерат ур ного языка: 11 – пер вая половина 19 века [Текст] / А. М. Камчатнов. – М., 2005.

7. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка [Текст] / М. Н. Кожина, Л. Р. Дускаева, В. А. Салимовский. – М., 2008.

8. Колесов, В. В. Историческая грамматика русского языка [Текст] / В. В. Колесов. – М., 2009.

9. Колесов, В. В. История русского языка [Текст] / В. В. Колесов. – М.; СПб., 2005. 10. Крысин, Л. П. Современный русский язык: Лексическая семантик а.

Лексикологи я. Фразеология. Лексикография [ Текст] / Л. П. Крысин. – М., 2007.

11. Куликова, И. С. Введени е в языкоз нание [Текст] / И. С. К уликова, Д. В. Салмина. – М.:Юрайт, 2013.

12. Лекант, П. А. Современный русский язык. Синтаксис [Текст] / П. А. Л екант. – М., 2010.

13. Осипова, А. И. Морфология современного р усского языка [Текст] / И. А. Осипова. – М., 2010.

14. Современный р усски й язык: в 3 -х т. [Текст] / под ред. С.М. Колесни ковой. – М.

:Юрайт, 2015.

15. Современный р усский язык. Теория. Анализ языковых единиц: в 2 -х ч. [Текст] / под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2011.

Дополнительная литература

1. Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке [ Текст] / Н. С. Валгина. – М.: Логос, 2001.

2. Валгина, Н. С. Синтаксис современного русского языка [Текст] / Н. С. Валгина. – М., 1991.

3. Горшкова, К. В. Историческая грамматика русского языка [Текст] / К. В. Горшкова, Г. А. Хабургаев. – М., 1981.

4. Дускаева, Л. Р. Стилистика официально -деловой речи [Текст] / Л. Р. Дускаева, О.В. Протопопова. – М.: Академия, 2011.

5. Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование [Текст] / Е. А. Земская. – М., 2008.

6. Иванов, В. В. Историческая грамматика русского языка [Текст] / В. В. Иванов. – М., 1990.

7. Козырев, В. А. Русская лексикография [Текст] / В. А. Козырев, В. Д. Черняк. – М.

: Дрофа, 2004.

8. Козырев, В. А. Современная языковая ситуация и речевая культура [Текст] / В. А. Козырев, В. Д. Черняк. – М.: Флинта, Наук а, 2012.

9. Котюрова, М.П. Стилистика научной речи [Текст] / М. П. Котюрова. – М.: Академия, 2010.

10. Краткий справочник по современному русскому языку [Текст] / под ред. П. А. Леканта. – М., 1995.

11. Лютикова, В. Д. Р усский язык: Нормы произношения и ударения [Текст] / В.Д. Лютикова. – М.: Флинта, Наук а, 2009.

12. Немченко, В. Н. Современный русский язык: морфемика и словообразование [Текст] / В. Н. Немченко. – Нижний Новгород: Изд -во Нижегородского ун -та, 1994.

13. Николенко, Л. В. Лексикологи я и фразеология современного русского языка [Текст] / Л. В. Николенко. – М.: Академия, 2005.

14. Панов, М. В. Современный русский язык. Фонетика [Текст] / М. В. Панов. – М., 1979.


15. Рахманова, Л. И. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология [Текст] / Л. И. Рахманова, В Н. Суздальцева. – М.: Аспект -Пресс, 2007.

16. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка [Текст] / Д. Э. Розенталь. – М.: Высш ая школа, 1987.

17. Современный р усский литературный язык [Текст] / под ред. П. А. Леканта. – М., 2004.

18. Современный р усский язык [Текст] / под ред. В. А. Белошапковой. – М., 1997. 19. Современный р усски й язык [Текст] / п од ред. П. А. Леканта. – М., 2001.

20. Современный русск ий язык: Теория. Анализ языковых единиц: в 2 -х ч. [Текст] / под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001.

21. Солганик, Г. Я. Стилистика современного русского языка и культура речи [Текст] / Г.Я. Солганик, Т. С. Дроняева. – М., 2004.

22. Солганик, Г. Я. Практи ческая стили стика русского языка [Текст] / Г. Я. Солганик. – М.: Академия, 2010.

23. Штрекер, Н. Ю. С овременный русски й язык: историческое комменти рование [Текст] / Н. Ю. Штрекер. – М., 2005.

Интернет-ресурсы

1. Атлас «Р усский язык» [Электронный ресурс] // Режим дост упа: http://gramota.ru/book/rulang/. – (Дата обращ ения: 22.03.2016).

2. Вопросы языкоз нания: ж урнал [Электронный ресур с] // Режим доступ а: http://www.ruslang.ru/agens.php?id=vopjaz_ archive. – (Дата обращ ени я: 22.03.2016).

3. Грамота.р у: Справочный информационный портал // Режим доступа: http://www.gramota.ru. – (Дата обращ ени я: 22.03.2016).

4. Р усская речь: ж урнал [Электронный ресур с] // Режим доступ а: http://russkayarech.ru/. – (Дата обращ ения: 22.03.2016).

5. Р усская фонет ика [Электронный ресурс] // Режим доступ а: http://fonetica.philol.msu.ru/index1.htm. – (Дата обращени я: 22.03.2016).

6. Р усский филологический портал // Режим дост упа: http://www.philology.ru. –

(Дата обращ ени я: 22.03.2016).

7. Р усский язык в научном освещении: журнал [Электронный ресурс] // Режим дост упа: http://www.ruslang.ru/agens. php?id=rjano. – (Дата обращ ени я: 22.03.2016).

8. Экология языка и коммуникативная практика: журнал [Электронный ресурс] // Режим доступ а: http://ecoling.sfu-kras.ru/332-2/. – (Дата обращения: 22.03.2016.

 

Примеры для филологического анализа т екст а в приложении к

Экзаменационному билету

Приложение к экзаменационному билету №____

– Ну, племянн иц а! – крикнул дядюшка, взмахнув к Наташе рукой, оторвавшей аккорд.

Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, – эта графинечка, воспитанная эмигранткой -француженкой, – этот д ух, откуд а взяла она эти приемы, которые pasdechale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, р усские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро -весело, первый страх, который ох ватил было Николая и всех присут ствующих, с трах, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею.

Она сделала то самое и так точно, так впо лне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая т отчас подала ей необходимый для ее дел а платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эт у тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и бархате


воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.

Ну, графинечка, чистое дело марш! – радостно смеясь, сказал дядюшка, окончив пляск у.

Ай да племянница! Вот только бы муженька тебе молодца выбрать, чистое дело марш!

Уж выбран, – сказал, улыбаясь, Николай.

О? – сказал удивленно дядюшка, глядя вопросительно на Наташ у. Н аташа с счастливой улыбкой ут вердительно кивнула головой.

Еще какой! – сказала она. Но как только она сказала это, новый строй мыслей и чувств подн ялся в ней. «Что значила улыбка Николая, когда он сказал: «уж выбран»? Рад он этому или не рад? Он как будто думает, что мой Болконский не одобрил бы, не поня л бы этой нашей радости. Нет, он бы все понял. Где он теперь?» – под умала Наташа, и лицо ее вдруг стало серьезным. Но это продолжалось только одн у сек ун д у. «Не думать, не сметь д умать об этом», – сказала она себе и, ул ыбая сь, подсела опять к дядюшке, прося его сыграть ещ е что-н иб удь.

 

Сделайте анализ отрывка из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Войн а и мир» (1868), опираясь на предложенные вопросы:

1. Чьи точки зрения органи з уют повествование (приведите конкретн ые примеры из отрывка)? Как бы вы объяснили отсутствие описания самого танца Наташи? Какие фрагменты заменили его?

2. С помощью каких средств писателю удается передать динамик у чувств героини?

3. Определите роль вн ут ренн его монолога Наташи в данн ом фрагменте. Можем ли мы утв ерждать, что для Наташи свойственно отношение к явлениям жизни как к объекту анализ а и оценки или ее переживание действительности основано на первой реакции, непроизвольно явившемся чувстве?

4. Охарактеризуйте лексико -син таксические особенн ости толстовского текста. Докажите или опровергните тезис о том, что ин дивид уальному стилю Толстого присуще столкновение и парадоксальное переплетение различных, подчас контрастных значений слова, которое в художественн ом контексте романа пол учает разнообразные семантические оттенки. С какой целью используют ся в эпи зоде языковые повторы?

5. Сформ улир уйте вопросы и составьте задания для организ ации исследования х удожественного текста (на примере текста из билета). Какие из них возможно использовать при угл убленном из учении русского языка? При работе с од аренными детьми.

6. Составьте вопросы и задания, которые позволят учащимся сделать наблюдения над средствами создания образа Наташи в данном эпизоде.

7. Покажите, как б удет организ овано выявление авторской пози ции, наблюдение над своеобразием мастер ства писателя.

\

Приложение к экзаменационному билету № _____

Мороз и солнце; день чуд есный!

Еще ты дремлешь, др уг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкн уты негой взоры

Навстреч у северной Авроры

Звездою север а явись!

 

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На м утном небе мгла носилась;

Л ун а, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно:

 

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

 

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затоп ленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылк у б урую запречь?

 

Скользя по утреннем у снег у,

Друг милый, предадимся бег у

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь г устые,

И берег, милый для меня.

 

Сделайте анализ стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро” (1829), опираясь на предложенные вопросы:

1. Какова временная и пространственная перспектива стихотворения? Выделите и ох арактериз уйте основные временные и пространственные координаты. Какой тип связи между ними?

2. Как развивается в тексте мотив “блеска”?

3. Какими способами создается в стих отворении обр аз героини? Какие художественные возможности дает лирическом у герою обращение к героине и рассказ о ее состоянии?

4. Каковы функции стилистических сдвигов в стихотворении? Выделите и ох арактеризуйте конкретн ые п римеры.

5. Сформулир уйте вопросы и составьте задани я для органи зации исследования художественного текста (на примере текста из билета). Какие из них возможно использовать при угл уб ленном из учении русского языка? При работе с одаренными детьми.

6. Какие виды вступительного занятия уместны при изучении стихотво рени я? Обоснуйте ответ.

7. Какие приемы, развивающие воссоздающее и творческое воображение школьников, вы буд ете использовать при работе со стих отворением на уроке литерат уры?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.056 с.)