Ж изнь и т ворчест во М.А.Шолохова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ж изнь и т ворчест во М.А.Шолохова.



Основные этапы жизни и творчества писателя. Мифотворчество Шолох ова и о Шолох ове: жизнь как миф (историко -литератур ный контекст возникновения «версии» о плагиаторе), «Тихий Дон»: проблема авторства. Своеобразие х удожественного мира М.Шолох ова (на примере анализа одного из произведений по выбору экзаменующего ся: «Донские рассказы», «Тих ий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека»): проблематика, жанровые особенности, сюжетная организация, принципы


конструирования художественного пространства, авторская концепция истории, наиболее яркие и значимые с точки зрения сюжета персонажи и способы их репрезентации, специфика портретных и речевых характеристик героев, своео бразие шолох овских пейзажей, отношения природы и человека в художественном универс уме Шолох ова, символический смысл образов-доминант (степь, земля, река, дорога, дом, небо, солнце) и смысл заглавия, интертекстуальные аспекты произведения, диск уссии о произведении в современном литерат ур оведении и критике.

Основная литература

1. Истори я русской лит ерат уры ХХ века. В четырёх книгах. Кн. 1 -2. 1910-1930-е годы / Под ред. Л.Ф. Алексеевой. – М.: Высшая школа, 2005.

2. Кременцов Л.П./ред. Русская литерат ур а 20 века.В 2 -х т.Т.1:1917-1940-е г.г. - М.: Академия, 2009.-528с

3. Кременцов Л.П. Русская литерат ура в ХХ веке. Обретения и утраты. Учебное пособие. М.,Флинта, 2011

4. Чалмаев В., Мих айлов О. Шайтанов И."Истори я р усской литератур ы ХХ -начала XXI века. Уч ебное пособие для в узо в. В 2 ч. Ч. 1. 1890 - 1930-е". – М.. Просвещение, 2014

Дополнительная литература

1. Бирюков Ф.Г. Худо жественные открытия М. Шолохова. – М., 1995.

2. Ермолаев Г.С. Мих аил Шолох ов и его творчество. – СПб., 2000.

3. Кр углов Ю.Г., Т.Н. Владимирова, Говоркова О.Н., Смирнова Т.В. «Тихий Дон» в кривом зеркале анти шолох оведов. – М., 2007

4. Колодный Л. Кто написал “Тих ий Дон”. – М., 1995

5. Макаров А.Г., Макарова С.Э. Вокр уг «Тих ого Дона»: от мифотворчества к поиск у истины. – М., 2000.

6. М уравьева Н.М. Онтологически е инт уиции М.А. Шолох ова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Г уманит арные на уки. – 2005. – № 4.

7. Чалмаев, В.А. Но велли стика Мих аила Шолох ова. «Вн утренние сюжеты», нравственные проблемы, поэтика // Литератур а в школе. – 2003. – №6

 

Лирика 1960–1970-х годов как ист орико-культурный феномен. Причины активизации лирического н ачала в литературе этого периода, мотивы и образы «оттепельной» лирики. «Эстрадная поэзия» и «тихая лирика», основные представители. Анализ 1 -2 произведений (по выбору студент а).

Общая характеристика эпохи «оттепели» (1956 –1968): разоблачение культа личности Сталина, влияние исторических процессов на изменение сознания общества. Отражение социально -исторических процессов в литературе: активизация интереса к личности обычного человека, осознание свободы как ценности.

«Эстрадная поэзия»: характеристика творчества Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной. Утверждение активной жизненной позиции человека в их лирике, гражданственный пафос раннего творчества, публицистический пафос поэзии «шестидесятников», отношения паритетности с историей и эпохой, стремление отразить многообразие современной жизни и духовной жизни своего современника («свобода выразить себя…»). Экспериментаторство, игра со словом, метафоричность стиля, экспрессивность и ассоциативность образной системы. Традиции поэзии «серебряного века» (В. Маяковского, Б. Пастернака).

«Тихая лирика» и ее представители (Н. Рубцов, Н. Тряпкин, С. Соколов и др.). Темы «малой» родины и русского национального хар актера. Ностальгия по уходящему: внимание к истокам и корням, мотив отчего дома, тема памяти и ощущение связи времен, обращение к нравственным ценностям. Стремление к простоте и ясности словесного выражения, национально акцентированная народность Н. Рубцов а: природные образы (ветра, вьюги, звезды, дороги, света, тьмы и т.п.) и их символика; ориентация на


классический «народный» размер, точную рифм у. Элегия как основной жанр «тихой» лири ки. Традиции С. Есенина.

Основная литература

1. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная р усская лите рат ура: 1950 - 1990-е гг.: в 2 т. – М., 2006.

2. Русская литерат ур а XX века. Т. 2: 1950 –1990-е / под ред. Л.П. Кременцова. – М., 2009.

Дополнительная литература

1. Зайцев, В.А., Гераси менко, А.П. История русской литерат уры 2 -ой половины ХХ века [Текст]. – М., 2004. (главы о А. Вознесенском и Н. Рубцове).

2. Зайцев, В.А. Николай Р убцов [Текст]. – М., 2002.

3. Коняев, Н.М. Николай Рубцов [Текст]. – М., 2001.

 

Феномен «деревенской» прозы в литературе 1970 -х годов. Истори ческая судьба Ро ссии, русской культ уры и создание русского народного национального характера – основная проблематика «деревенской прозы». Анализ одного из произведений В. Б елова, В. Ра спут ина, В. Шук шина, В. Астафьева («Последний поклон») (по выбору).

«Де ревенская проза»: т ема деревни, биография писателей как основа их творчества. Нравств енная проблематика «деревенской» прозы. Ориентация писателей на традиции русской классической литерат уры, на тр адиции сказа, отказ от модернистских принципов письма.

Тема р усского национального х арактера в повести В. Белова «При вычное дело». Отказ от идеализации главного героя.

Создание народного национального х арактера в рассказах В. Ш укшина (шукшинские «ч удики»). Циклизация как принцип композиции: «С ельские жители», «Характеры», «Зе мляки» и др. Псих ологизм прозы.

Черты творческой индивид уальности В. Р асп утина. Сочетание философско - нравственной и социальной проблематики в повестях «Последний срок», «Пр ощание с Матерой». Конфликт межд у поколениями в повестях В. Расп ути на. Женские образы писателя. Мастерство псих ологизма (использование несобственно -прямой речи при характеристике положительных героев, роль пейз ажа, его символика).

Прием контраста в ци кле В. Астафьева «Последний поклон»: идеализация деревенской жизни (1 част ь) – разрушительная сила города, утрата в нем человечности и нравственности (2 часть). Использование сказа, его своеобразие (понятие «полифонического» сказа – Н. Лейдерман, М. Липовецкий). Образ ребенка в «Последнем поклоне».

Основная литература

1) Лейдерман, Н.М., Липовецкий, М.Н. Современная р усская литература: 1950 - 1990-е годы. Т. 2: 1968 –1990. – М., 2006.

2) Р усская литерат ур а 20 века. Т. 2: 1950 –2000-е гг. / под ред. Л.П. Кременцова. – М., 2009.

Дополнительная литература

1. История русской литературы. ХХ век [Текст]. Ч. 2 / под ред. В.В. Агеносова. – М., 2007.

2. Ланщиков, А.П. Виктор Астафьев [Текст]. – М., 1992.

3. Семенова, С. Г. Валентин Расп утин [Текст]. – М., 1992.

 

Своеобразие художественного творчества А.И. Солженицына. Основные темы в прозе писателя. Ранние рассказы А.И. Солженицына. Тема репрессий в рассказе «Один день Ивана Денисовича». Тема русского национального характера в рассказе «Матренин двор». Своеобразие языка и стиля. Мастерство детализации.


Автобиографизм прозы А.И. Солженицына. Соединение в его произведениях художественного и публицистического начал. Тема репрессий – основная тема творчества писателя («Один день Ивана Денисовича», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ»).

Проблема свободы в «Одном дне Ивана Денисовича» (соотношение свободы личной и общественной, физической и духовной, внешней и внутренней) и насилия, жизни и существования. Смысл противостояния человека лагерной (шире – тоталитарной) системе. Иван Денисович как воплощение русского национальног о характера. Пространственно-временная организация рассказа; хронотоп лагеря. Роль детализ ации. Способы проявлени я авторской позиции.

Автобиографическое и док ументальное начало в рассказе. Обр аз рассказчика, учителя Игнатьича, ег о жизнь в доме Матре ны Вас ильевны Захаровой. Переплетение в рассказе разных времен: биографического (прошлое рассказчика), исторического (характеристика сталин ско -х рущ евской эпох и), календарного (смена б удней и праздников) и космического (представление о вечности). Смысл загл авия; многозначность и символичность образа двора. Проблема праведничества и своеоб разие ее решения в рассказе Солженицына.

Основная литература

1. Лейдерман, Н.М., Липовецкий, М.Н. Современн ая русская литератур а: 1950 - 1990-е годы. Т. 2: 1968 –1990. – М., 2006.

2. Р усская литерат ура 20 века. Т. 2: 1950 –2000-е гг. / под ред. Л.П. Кременцова. – М., 2009.

Дополнительная литература

1. История русской литерат ур ы. ХХ век [Текст]. Ч. 2 / под. ред. В.В. Агеносова. – М., 2007.

2. Гол убков, М.М. Александр Солженицын [ Т екст]. – М., 1999.

3. Нянковский, М.А. А.И. Солжениц ын [Текст]. – М., 2001.

4. Урманов, А.В. Твор чество А. Солженицына [Текст]. – М., 2003.

 

Художест венный процесс в русской литерат уре 1980 – 1990–х годов как реализация «взрывной т енденции» в развитии ку льтуры ХХ века. Ра сцвет массовой беллет ристики, ее литературные особенност и. Кризис и переосмысление реалистической т радиции. Постреализм как новая художественная сист ема. Анализ одного – двух произведений (по выбору студент а).

Обострение литератур ной поле мики, размежев ание литерат урных сил (противостояние журналов, объединений и др.). Постмодерниз м: от неоавангарда, неоф ут уризма и конц епт уализма 1960 –х к московскому конц ептуализму и необарокко 1990–х (Д. Пригов, И. Жданов и др.). Постмодернисткая проза, ее тематиче ское и х удожественн ое разнообрази е (творчество Т. Толстой, В. Пьец уха и др.). Проблемати ка и специфика кон фликта в постмодернистской драме: пьесы Вен. Ер офеева и Н. Сад ур. Реалистическая проза конца ХХ века: идейно –х удож еств енное своеобразие, разн овидности реалистического романа, трансформация реалистической стратегии (роман Г. Владимова «Г енерал и его армия»). Неонат урализм и неосенти ментализм: мотивы и образы (С. Каледин, «женская проза»). Пост реализм в литерат уре 1980 – 1990–х годов («миры» Л. Петр ушевской и И. Бродского).

Основная литература:

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литерат ура: 1950 – 1990–е годы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 т. Т.2: 1968 – 1986. М., 2003.

История р усской литерат уры ХХ века (20–90 –е годы). Основные имена. Учебное пособие для филологических факультетов ун иверситетов / Отв. ред. С.И. Кормилов. М., 1998.


Р усская литература ХХ века. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Под ред. В.В. Агеносова: В 2 ч. М., 1999. С. 283 – 298, 335 – 337.

Дополнительная литература

Баевский В.С. Бродский // Баевский В.С. История русской поэзии:1730 – 1980. Смоленск, 1994. С. 269 – 280.

Лотман Ю.М. К ульт ур а и взрыв. М., 1992.

Скоропанова И.С. Р усская постмодернистская литерат ура: новая фило софия, новый язык. СПб., 2001.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.015 с.)