Оценка эффективности уроков физической реабилитации и физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня санаторной школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка эффективности уроков физической реабилитации и физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня санаторной школы



Качество лечебных и реабилитационных мероприятий определяется, прежде всего эффективностью, как отдельных средств комплексной терапии, так и лечения в целом. Возможность такой оценки становиться реальной при конкретизации лечебных задач, так как при этом возникают критерии определения эффективности по достижению поставленной цели. Врачебная оценка самого занятия (как и других форм) и исследование некоторых объективных данных позволяют с большой достоверностью судить о правильности подбора средств и сдвигах в организме больного ребенка.

Врач или специалист по физической реабилитации получает необходимые данные во время врачебного контроля и педагогического наблюдения. Неправильная методика проведения занятия, использование средств, хотя и применяемых для реабилитации учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, но не соответствующих возрасту или подготовленности учеников, не могут дать ожидаемого лечебного эффекта.

Оценке подлежит конспект урока (его построение), хронометраж и физиологическая кривая урока.

Перед посещением урока физической реабилитации врач убеждается в наличии конспекта предстоящего урока, проверяет правильность его составления. Во время самого урока следует убедиться, соответствуют ли проводимые упражнения плану-конспекту, при отклонениях – установить, насколько они оправданы. Построение урока оценивается врачом с медико-биологических позиций.

Медработник следит также за тем, учтены ли специалистами по физической реабилитации особенности детского организма при выполнении с ними физических упражнений, соблюдается ли деление занятий на вводную, подготовительную, основную и вспомогательную части, как изменяется нагрузка в каждой из них.

Хронометраж учитывает общее время занятий, время, затраченное на каждое упражнение, и паузы между ними, а также время, затраченное на объяснение последующих упражнений и т. д.

При проведении хронометража врач (медсестра) избирает для наблюдения одного ученика и при помощи секундомера регистрирует отрезки времени, затраченного на действительную работу в каждом упражнении, записывая всякий раз цифры на листке бумаги. Сумма этих цифр дает общую продолжительность рабочего времени на уроке. Отдельно отмечается время, затраченное на весь урок, от сигнала к построению, до команды «конец урока». К действительной работе в каждом упражнении причисляется и статическое напряжение в процессе его выполнения.

Время же затраченное на объяснение, а также на ожидание очереди у снаряда, на котором выполняется упражнение, считается простоем и в расчет действительной работы не входит.

Отношение суммы времени, затраченного непосредственно на физические упражнения, к общей длительности всего урока, характеризует плотность или насыщенность урока активной работой. Чем больше плотность урока, тем более интенсивным будет его физиологический эффект. Плотность во многом зависит от организации занятия, поэтому специалист по физической реабилитации до его начала должен подготовить инвентарь, продумать способы организации детей, расстановку оборудования и тренажеров. Оптимальной для знаний можно считать плотность не ниже 60%. Она увеличивается при индивидуальных занятиях и уменьшается при групповых. При хронометраже удобно пользоваться заранее подготовительной картой хронометража (табл.3.1).

Пример. Общая продолжительность действительной работы 26 минут. Длительность урока 40 минут. Плотность урока = 26/40*100=65 %.

 

Таблица 3.1 ‑ Карта хронометража урока

 

                                     Дата «_______» ________200___г

Время проведения от________до__

Ф. И. ученика__________________

Часть занятия Время от и до Перечень упражнения и их характеристика Количество повторений Время не занятое упражнениями
Водная   Строевые упражнения    
Подготовительная   ОРУ, упражнения на внимание    
Основная   Специальные упражнения, подвижные игры, массаж    
Восстановительная   Дыхательные упражнения. Самомассаж    

Учитель_______________________

 

 

Общая длительность занятий в мин______________________

Время, свободное от упражнений в мин.__________________

Плотность занятия в %________________________________

Водная часть______ мин ________________% времени урока

Восстановительная часть _____ мин. _____% времени урока

Соответствие конспекту _________________________

Выводы_______________________________________

Подпись врача__________________________________

Физиологическая кривая – так принято называть графическое изображение изменений частоты сердечных сокращений во время разного рода лечебных занятий и упражнений.

Физиологическая кривая дает примерное представление о величине и характере физических усилий и представляет собой графическое изображение напряжений всего урока в целом. В простейшем виде физиологическую кривую урока воспроизводят по наблюдениям за изменением частоты пульса как признака, более или менее объективно отражающего усиление деятельности кровообращения и всего организма.

Для наблюдений избирают одного-двух учеников, в зависимости от поставленной задачи. Перед началом урока, при построении, определяют у них обычным способом, по десятисекундным интервалам, частоту пульса в покое и приводят к одной минуте. Далее определяют частоту пульса в конце вводной, затем подготовительной части урока, после наиболее интенсивного упражнения основной части урока и, наконец, по окончании урока.

Всякий раз частоту пульса сосчитывают сразу по окончании упражнения и приводят к одной минуте. Эти данные изображают графически в виде кривой.

Физиологическая кривая должна представлять собой плавную линию, поднимающуюся в основной части урока до 75 % ‑ 80 % исходной частоты пульса в покое и заметно снижающуюся к концу урока.


Незначительный подъем и плоская форма кривой свидетельствует о недостаточной нагрузке (рис.3.1). Резкое повышение и отсутствие выраженной тенденции к понижению в конце урока указывает на чрезмерную нагрузку (рис. 3.2).

Рисунок 3.1 ‑ Физиологическая кривая  Рисунок 3.2 ‑ Физиологическая

при недостаточной нагрузке                кривая при чрезмерной нагрузке

 

Если наблюдение проведено над несколькими учащимися однородной группы, то физиологическая кривая, составленная из средних величин, может до некоторой степени характеризовать влияние урока на всю группу в целом. 

Для построения графика физиологической кривой пользуются таблицей. Определение плотности урока и физиологической кривой дают врачу школы и специалисту по физической реабилитации ценные дополнительные данные врачебного контроля, педагогического анализа, а также позволяют оценить эффективность уроков физической реабилитации.

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня санаторной школы устанавливается медработниками совместно со специалистами физической реабилитации по следующим критериям.

1) Положительная динамика функциональных показателей:

Ø реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку;

Ø проба Генчи;

Ø проба Ромберга II;

Ø ортостатическая проба;

Функциональные показатели определяются специалистами физической реабилитации школы согласно годовому графику три раза в год и вносятся в журнал функциональных проб и карточку (см. приложение).

2) Самостоятельное выполнение учениками физических упражнений, посещение школьных секций и кружков:

Ø утренняя гигиеническая гимнастика (ежедневно)

Проведения утреней гимнастики и контроль за ней возлагаются на воспитателей школы. В конце каждой четверти они дают каждому ученику положительную или отрицательную оценку, которая вносится в карточку.

Ø Посещение школьных секций и кружков

В санаторной школе желательно, чтобы работали секции общей физической подготовки (ОФП), корригирующей гимнастики. Занятия в секции общей физической подготовки проводятся в течение круглого года по 2 раза в неделю как внешкольный компонент. Все занятия ОФП имеют комплексный характер и зависят от возраста учащихся. Помимо практических занятий в секции ОФП проводятся и теоретические занятия по вопросам гигиены, самоконтроля. В зимний сезон основными видами в занятиях секций будут лыжи, коньки, санки.

Систематические занятия корригирующей гимнастикой помогают устранить дефект позвоночника, способствующий развитию двигательной активности и мышечной выносливости. Ученики, имеющие нарушения в осанке, посещают занятия под строгим контролем воспитателя группы.

Кружок «партерной» гимнастики проводится для девочек. Выполнение специально подобранных упражнений из различных исходных положений (сидя, лежа) способствует укреплению мышц живота и устранению нежелательных явлений (застой крови в нижних конечностях и брюшной полости).

Ø Выполнение индивидуальных занятий

Индивидуальные занятия, с помощью которых решается задача улучшения уровня здоровья, особенно эффективны в работе с учениками школьного и подросткового возраста, которые могут выполнять упражнения (задания) самостоятельно. От воспитателей требуется пристальное постоянное внимание за выполнением индивидуальных занятий учениками.

Ø Ведение дневника самоконтроля (см. табл.2.1)

Дневник самоконтроля помогает врачу своевременно выявить те нарушения в организме ученика, которые возникают в связи с нерациональной нагрузкой и по другим причинам и внести коррективы в занятия, одновременно принимая и другие необходимые меры.

6. Общешкольные оздоровительные мероприятия в режиме дня школы:

Ø Спортивные праздники являются итогом учебно-воспитательной и оздоровительной работы за учебную четверть, полугодие, год. Их содержание отражается в сценариях, определяющих оформление места проведения праздника, подготовку костюмов и спортивного инвентаря. Целесообразно использовать проведение «спортивных игр», девиз которых «красота действия и поступков дороже успеха».

Ø Дни здоровья проводят каждую четверть. Они стимулируют интерес к физической культуре, приобщая школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями, являются активным отдыхом, воспитывают морально-волевые качества учащегося.

- Экскурсии и походы (проводятся каждую четверть под руководством воспитателей групп.

- Ближний туризм (проводится три раза в год в начале учебного года – осенью; зимой – в основном на лыжах; весной – в конце учебного года).

Выступление учащихся в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня школы отмечаются в протоколах спортивных мероприятий, проводимых по плану, утвержденному директором школы. В плане четверти каждый ученик индивидуально получает положительную (+) или отрицательную (-) оценку, которая заносится в карточку ученика (см. приложение).

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оценка эффективности функционально-оздоровительной работы в санаторной школе имеет свои особенности. Прежде всего это обусловливается временным отрезком, ведь каждая группа детей находится в санаторной школе на протяжении одного года. Поэтому мы предлагаем описанную выше систему, которая отражается в «карточке годовой оценки эффективности физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме санаторной школы». (см. Приложение).

Медицинский работник в течение года ведет учет и контроль всех мероприятий с помощью специалиста по физической реабилитации и воспитателей групп. Карточка заводится для каждого ученика, и на основании полученных данных и их анализа делается запись, которая является оценочным результатом всего учебного года.

Если из семнадцати показателей таблицы четырнадцать изменились положительно (+), это свидетельствует о наличии оздоровительного эффекта всех мероприятий. Если положительная динамика выявилась в десяти и менее показателях, то оздоровительный эффект недостаточный (требуется выявление причин этого). Высокая эффективность двигательного режима в санаторной школе достигается рациональным сочетанием урока физической культуры, физической реабилитации, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школы; широким вовлечением учащихся в различные формы внеклассной и внешкольной работы по физической культуре; спортивными и подвижными играми, занятиями по туризму; внедреним физических упражнений в повседневную жизнь школьников; медико-педагогическим контролем; наблюдениями за организацией физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня школы, регулярным проведением необходимых коррекционных мероприятий.

Эффективность физкультурно-оздоровительных мероприятий зависит и от того, насколько удалось, с одной стороны, обеспечить реализацию индивидуальных физкультурных потребностей, а с другой – сформировать максимальный оздоровительный эффект. Такое сочетание предъявляет соответствующие требования к профессиональным качествам специалистов. Они должны уметь не только грамотно спланировать и провести оздоровительные мероприятия, но и способствовать формированию физкультурных мотивов и потребностей [6, с. 46]. 

Учитывая закономерности обучения и воспитания данного контингента детей, физическое воспитание в санаторной школе строятся с учетом специфических особенностей теории и методики физической культуры. Как показало наблюдение, извлечение лучшего из уже наработанного способно оказаться эффективным и перенести свои плоды. Поэтому обобщение опыта работы в санаторной школе поможет педагогам в организации физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня школ такого типа и в центрах физической реабилитации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.113 (0.018 с.)