Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

Поиск

В покое замеряется частота пульса. Затем выполняется нагрузка: 20 приседаний за 30 сек. Повторный замер пульса – через 3 минуты. Разность между величиной пульса (после нагрузки и в покое) должны составлять:

не более 5 ударов – хорошая;

от 6 до 10 ударов – удовлетворительная;

более 20 ударов – неудовлетворительная.

Проба Генчи.

Эта проба отражает состояние сердечно-сосудистой дыхательной системы. Проба заключается в задержке дыхания после выдоха. Выполняется глубокий вдох (2 – 3 раза), после чего следует спокойный выдох и задержка дыхания (зажав пальцами нос) с контролем времени. Оценка производится следующим образом:

свыше 30 секунд – хорошая;

20 – 25 секунд – удовлетворительная;

менее 15 секунд- неудовлетворительная.

Ортостатическая проба.

Данная проба отражает качество деятельности вегетативной нервной системы, регулирующей работу организма. Для ее проведения нужно лечь на спину, после 3-5 минутного отдыха подсчитать частоту пульса лежа. Затем спокойно встать, побыть в позе стоя 1 минуту и опять подсчитать пульс. Разница в частоте пульса между положением лежа и стоя будет говорить о состоянии нервной системы:

6-10 ударов – хорошая;

13-18 ударов – удовлетворительная;

более 20 ударов – неудовлетворительная.

Проба Ромберга II.

Используется для детей и подростков с 8 до 16 лет. Пробу Ромберга часто используют при определении функционального состояния вестибулярного анализатора. Ученик стоит так, чтобы ноги его были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой, глаза закрыты руки вытянуты вперед, пальцы несколько разведены. Время устойчивости определяется до потери равновесия.

Результаты пробы определяются следующим образом:

31-60 секунд – хорошая;

15-30 секунд – удовлетворительная;

менее 15 секунд – неудовлетворительная.

Результаты оправданы при условии, что дрожание век и пальцев рук отсутствует.

Проводить описанные выше пробы рекомендуется систематически, согласно учебному графику, оценивая динамику результатов вместе с врачом школы.

 

Самоконтроль

 

Самоконтроль является прекрасным дополнением к врачебному контролю, а также имеет большое воспитательное и педагогическое значение. Самоконтроль помогает ученикам на уроках физической реабилитации познать себя, приучает следить за собственным здоровьем, прививает грамотное и осмысленное отношение к занятиям реабилитационной физической культурой. Самоконтроль осуществляется на основании субъективных и объективных показаний.

Субъективные показания основаны на личных ощущениях, на умении их понимать. С помощью субъективных ощущений можно оценить настроение, самочувствие, аппетит, боль, работоспособность, желание заниматься, состояние желудочно-кишечного тракта, потоотделение и т. д. Оценка субъективных показаний осуществляется по трехбалльной системе. Субъективные ощущения предупреждают о переутомлении, переохлаждении, перегревании и т.п.

Объективные показания выражаются цифровыми данными: частотой, пульса, дыхания, продолжительностью сна и т. д. Сюда можно отнести и антропометрические показания: динамометрию, вес, артериальное давление, частоту дыхания за 1 минуту.

Для более глубокого и надежного самоконтроля полезно вести дневник самоконтроля (табл. 2.1.2.1), записывая три раза в неделю основные показатели субъективных и объективных оценок состояния организма перед занятием, во время занятий и после него. Для этого каждый ученик санаторной школы обязан иметь дневник самоконтроля, в котором он записывает свои основные показатели за весь период обучения в школе. Дневник самоконтроля проверяется при каждом посещении врача школы. Воспитатели школы оказывают помощь учащимся в ведении дневника. Для дневника рекомендуется использовать тетрадь, которая будет нужна в течение всего года. Это позволит врачу школы и специалисту по физической реабилитации проследить процесс оздоровления по возрастным особенностям учащихся.

Таблица 2.1.2.1 – Дневник самоконтроля ученика санаторной школы

_________________________________

Фамилия, Имя, Отчество

_________                                                                                                        ______________

класс, год рождения                                                                                         название школы

 

Показатели

Дата записей

           

субъективные

Настроение

           

Самочувствие

           

Аппетит

           

Болевые ощущения

           

Работоспособность

           

Желание заниматься

           

Нарушение режима

           

Потоотделение

           

Состояние желудка

           

объективные

Сон

           

Дыхание

           

Индивидуальная гимнастика

           

Водные процедуры

           

Пульс

утром лежа            
перед занятием            
в средине занятий            
в конце занятия            
вечером перед сном            

Замечания воспитателя

           

Запись врача

           

Показатели дневника самоконтроля и индивидуальной карточки (см. приложение) дают возможность врачу школы определить, насколько правильно проводятся занятия по физической реабилитации и как они влияют на оздоровление и общее состояние учащихся. Дневник самоконтроля содержит следующие показатели.

Настроение –очень существенный показатель, отражающий психическое состояние ученика. Занятия реабилитационной физической культурой должны доставлять удовольствие. Настроение можно считать:

Ø хорошим – когда ученик уверен в себе, спокоен и жизнерадостен;

Ø удовлетворительным – при неустойчивом моральном состоянии;

Ø неудовлетворительным – когда ученик растерян, подавлен.

Самочувствие. Ухудшение самочувствия может быть следствием различных неприятных ощущений, связанных с чрезмерной физической нагрузкой.

При хорошем самочувствии отмечается ощущение бодрости, сил.

При удовлетворительном – небольшая вялость.

При плохом самочувствии могут быть выражены слабость, снижение работоспособности, угнетенное состояние.

Аппетит. Следует учитывать состояние аппетита утром. Если утром, через 30-40 минут после пробуждения ученик испытывает потребность в приеме пищи, то это вполне нормальное явление. Ослабленность или отсутствие аппетита наступает в результате утомления или болезненного состояния. В дневнике даются следующие оценки.

Ø хороший;

Ø пониженный;

Ø отсутствие аппетита.

Состояние желудочно-кишечного тракта и аппетит взаимосвязаны. Расстройство пищеварения, потеря аппетита, усиление жажды могут является одним из признаков переутомления ученика.

Болевые ощущения. Этот показатель в определенной мере субъективен. Чаще всего бывают боли в мышцах, в области правого подреберья, сердца и головные боли. Особенно серьезно надо относиться к появлению неприятных ощущений или болей в области сердца, желудка, кишечника. Здесь обязательна консультация школьного врача. В дневнике самоконтроля необходимо отметить, при каких упражнениях (или после каких упражнений) появляются боли, их силу, длительность и т.п.

Работоспособность. Зависит от общего состояния организма, настроения, утомления после физической нагрузки. Работоспособность записывается в дневник как:

Ø хорошая;

Ø обычная;

Ø пониженная.

Желание заниматься. Если ученик не хочет заниматься, а иногда ощущает и отвращение к физическим упражнениям, то это является признаком явного переутомления. В дневнике самоконтроля делается запись:

Ø с удовлетворением;

Ø безразлично;

Ø нет желания.

Нарушение режима сказывается на всех показаниях самоконтроля. При нарушении режима ученик долго не может заснуть, утром встает с трудом, весь день хочет спать, аппетит плохой, работоспособность на уроках пониженная. При нарушении режима показатели пульса, спирометрии, дыхания ниже обычного. В дневнике делается запись:

Ø да;

Ø нет.

Потоотделение. У одних учеников оно бывает более обильным, что зависит от индивидуальных особенностей и функционального состояния организма. В дневнике самоконтроля потоотделение отличается:

Ø большое;

Ø умеренное;

Ø пониженное.

Состояние желудочно-кишечного тракта. При нарушении функции желудочно-кишечного тракта в дневнике самоконтроля записывается:

Ø усиленная жажда;

Ø изжога;

Ø тяжесть в желудке;

Ø боли.

Сон. В дневнике записывается длительность и характер сна:

Ø крепкий;

Ø неспокойный;

Ø бессонница.

Переутомление вызывает бессонницу, сон становится прерываемым, состояние утром не отличается бодростью.

Дыхание – также один из показателей самоконтроля. Частота дыхания весьма индивидуальна. Она зависит от возраста, здоровья, подготовленности ученика. Частота дыхания в норме равна 12-18 вдохов и выдохов в 1 минуту, во время физической нагрузки увеличивается до 30-40 раз. После 3-5 минутного покоя дыхание должно восстановиться. Частоту дыхания определяют по движению грудной клетки в течении 20 или 30 секунд. Полученные результат умножают на 3 или на 2 соответственно числу дыхательных движений за 1 минуту. Вдох и выдох считаются одним дыхательным движением. В дневнике самоконтроля делается запись:

Ø дыхание хорошее;

Ø одышки нет;

Ø дыхание плохое.

Пульс. Этот показатель дает важную информацию о деятельности сердечно-сосудистой системы. В норме пульс у тренированного ученика колеблется в пределах 60-70 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 ударов ниже, чем в положении стоя.

Контролировать сердечную деятельность путем подсчета пульса следует всем занимающимся на уроках физической реабилитации. Пульс рекомендуется замерять перед началом занятия (в состоянии покоя), в процессе занятия, при получении наибольших нагрузок, и после его завершения. Подсчитывая частоту пульса, нужно одновременно обращать внимание на его ритмичность. При установлении нарушения нормального режима сокращений сердца (аритмия) следует обратиться к врачу.

 У детей частота пульса значительно больше, чем у взрослых; с возрастом пульс снижается.

Пульс измеряется всегда в одном и том же положении (лежа, сидя, стоя). Например, сразу после сна ученик измеряет пульс в состоянии лежа, на уроке физической реабилитации в сидячем состоянии, стоя. Дело в том, что сердечно-сосудистая система очень чувствительна к различным влияниям (эмоциональным, физическим нагрузкам) и др. В дневнике самоконтроля записывается число ударов пульса:

Ø 60-74 ударов в минуту – хорошая;

Ø 75-89 ударов в минуту – удовлетворительная;

Ø 90 ударов в минуту и более – неудовлетворительная.

Частота пульса во время урока физической реабилитации:

Ø 110-120 ударов в минуту – тонизирующая нагрузка;

Ø 130-140 ударов в минуту – нагрузка слабой интенсивности;

Ø 150-160 ударов в минуту – нагрузка средней интенсивности;

Ø 160-180 ударов в минуту – нагрузка большой интенсивности.

Когда в процессе уроков время восстановления пульса уменьшается, то это один из показателей правильной физической нагрузки на организм учащихся. Если утром (в постели) пульс реже, чем до отхода ко сну, значит сердце отдохнуло, и нагрузка прошедшего дня не была чрезмерной.

Регулярный самоконтроль помогает врачу школы и специалистам по физической реабилитации уточнить реакцию организма ученика на задаваемую нагрузку, а также выявить слабые места в физическом состоянии, например, слабость мышечной системы, нарушение осанки, плоскостопие и даже нарушения внутренних систем (сердечно-сосудистой, желудочно-кишечного тракта, дыхательной) во время занятий. Наблюдения показали, что во время занятий физической реабилитацией могут возникать отдельные симптомы переутомления, при этом бывает достаточно изменить режим занятий, снизить нагрузку, и нормальное состояние ученика восстанавливается. Значительно легче предупредить возможность развития перенапряжения. Для этого очень важно своевременно вносить коррективы в занятия в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Следует подчеркнуть особую важность самоконтроля в период занятий и после них. На основе данных самоконтроля можно сделать вывод о том, как переноситься повышенная нагрузка, и при необходимости своевременно принять меры.

Специалисту по физической реабилитации нужно добиваться, чтобы заданная ученикам физическая нагрузка и вообще занятия физической реабилитацией и самоконтроль за ними проводились осмыслено, чтобы ученик стремился не только к получению соответствующей дозы физической нагрузки, но и к нагрузке умственной. Все, что делают ученики на уроке физической реабилитации, должно быть для них понятно. Без усилий мысли мало чего стоят и сами занятия и самоконтроль за ними, даже если он хорошо организован.

Педагогическое наблюдение

 

Педагогическое наблюдение во время занятий имеет большое практическое значение. Наблюдение осуществляется прежде всего за психическим состоянием школьников, за их физическим развитием и физической подготовленностью.

Педагогическое наблюдение ведется воспитателями групп, учителями предметниками и специалистом по физической реабилитации.

Наиболее выраженные сдвиги в состоянии психического здоровья наблюдаются при поступлении детей в санаторную школу в начальный период адаптации, когда на учащегося начинает оказывать влияние комплекс факторов: изменение режима, детского коллектива и т.п. Наличие этих факторов приводит к утомлению, нервно-психическому напряжению и, как следствие, ухудшению функционального состояния центральной нервной системы.

Все это усугубляется травматизирующим влиянием последствий Чернобыльской катастрофы на психику учащихся. Причем отрицательные изменения являются не столько следствием прямого влияния радиации на центральную нервную систему, сколько результатом восприятия радиационной угрозы. При этом наблюдается повышение уровня ситуативной личностной тревожности, агрессивности, депрессии, апатии и др.

Следовательно, начало обучения в санаторной школе является для многих школьников стрессовой ситуацией. Поэтому задача педагогического наблюдения за психическим состоянием школьников заключается в том, чтобы своевременно определить симптомы развивающегося стресса и вовремя погасить их средствами физической культуры. Ведь важной особенностью влияния мышечных напряжений на центральную нервную систему является то, что при нагрузках после нескольких занятий начинает развиваться состояние повышенной резистентности как к специфическим, мышечным, нагрузкам, так и к неспецифическим, т. е. другим неблагоприятным воздействиям на организм [5, с. 12-13].

Педагогическое наблюдение, осуществляемое в процессе занятий физической реабилитацией, направлено на ведение наблюдений за динамикой физического развития и физической подготовленностью учащихся санаторной школы, а также на изучение построения занятий по физической реабилитации соответственно состоянию здоровья занимающихся, их физическому развитию; определение границ функциональной подготовленности организма к физическим нагрузкам; индивидуального учета реакций; получение максимального оздоровительного эффекта от занятий физическими упражнениями.

 

Физическое развитие

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.36 (0.008 с.)