Особенности развития мирового медиапространства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития мирового медиапространства



Содержание

 

Введение

. Особенности развития мирового медиапространства

Медиапространство. Основные понятия. Роль телевидения в определении приоритетов в политической и социальной жизни общества

Особенности развития российского телевидения

Принципы формирования отношений между федеральными и региональными телеканалами в России

Глава 2. Региональные телевизионные СМИ Ростовской области. Социальная и коммерческая PR-политика

Специфика регионального телевидения в Ростовской области

2.2 Структура, особенности содержания и место информационных программ регионального телевидения

Социальная политика региональных телевизионных СМИ на примере медиагруппы «Южный регион». Варианты повышения эффективности само-PR-а

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 


Введение

В современном мире средства массовой коммуникации (СМК) являются активным актором формирования социального пространства. Они служат не только средством передачи информации, но и механизмом формирования особой реальности, которая формирует картину мира за пределами чувственного опыта индивида. Этот феномен, который возникает в результате взаимодействия СМК и аудитории, мы определяем как «медиапространство». Термин имеет интегральное качество, которое заключается в том, что позволяет рассмотреть возникающий социальный феномен в контексте социологической традиции изучения социального пространства. Медиапространство может быть позиционировано как особая реальность, являющаяся частью социального пространства и организующая социальные практики и представления агентов, включенных в систему производства и потребления массовой информации.

Изучение влияния массмедиа на социальное пространство особенно важно на современном этапе развития общества. В период его трансформации социальное пространство переходит в энтропийное состояние, испытывая сильные напряжения. Положение отдельных индивидов и целых социальных групп в социальном пространстве оказалось неопределенным, перспективы их общественного развития непонятны. В силу высокой энтропии социального пространства многократно увеличилась его зависимость от случайных факторов, влияющих на всю конфигурацию пространства и одну из ведущих ролей играет ни что иное как телевидение.

Развитие идей электрической передачи изображений с самого начала было интернациональным.

К началу ХХ в. В одиннадцати странах было выдвинуто не менее двадцати пяти проектов (из них пять - в России) под названиями «телефотограф», «электрический телескоп», «телефот» и т.п. В основе их лежали три физических процесса:

) деление передаваемой картинки на элементарные участки и последующее преобразование их в последовательность электрических сигналов;

) передача этой последовательности на приемный пункт;

) восстановление из принятого сигнала видимого изображения. Возможность осуществления этих процессов была подготовлена фундаментальными физическими открытиями, такими, как фотоэлектрический эффект (Г.Герц, А.Г.Столетов), электромагнитные волны (Дж.Максвелл, Г.Герц), «светоносные явления» - преобразование электричества в свет (В.В.Петров и др.).

Как яркое и непревзойденное явление культурной и духовной жизни современного общества телевидение несет человечеству великие блага свободы, просвещения, возможности обмена информацией, мнениями, сближает народы. Благодаря земным и неземным - в буквальном смысле слова - возможностям телевидение доставляет на дом информацию с другого конца света, от близких и дальних соседей. Рождается новая эпоха общения между людьми.

Телевидение сегодня - не только важнейший компонент средств массовой информации. Оно аудиовизуально и убедительно. Пожалуй, именно телевидение можно сравнить с высшей формой «визуальной материи». Новейшая история отечественного телевидения призвала нас быть свидетелями поистине революционных событий на «голубом экране», и даже в большей степени - происходящих по другую сторону. Только за два последних десятилетия (1991 - 2010 гг.) телевидение пережило третий передел телевизионной собственности. Сначала рухнула могущественная система Гостелерадио, затем наступила очередь делить «ингредиенты телевизионного пирога» - камеры, микрофоны, здания, студии и даже самое большое богатство - эфирное время, а впоследствии - эфирные частоты.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в последнее время в стране многое делается для формирования гражданского общества. Кроме того, назрела необходимость провести теоретический и эмпирический социологический анализ развития медиапространства в контексте происходящих в нашей стране преобразований. Медиапространство как открытая система PR-отношений производителей и потребителей массовой информации всегда принимает форму тех социальных и политических структур, в рамках которых функционирует. Поскольку медиапространсво является социальной системой, то все его структурные элементы: телепространство, радиопространство, пространство печати, Интернет и т.п. взаимосвязаны и подчиняются общим закономерностям развития целого.

Для современного общества характерны информационные обмены и развитие информационных систем. Знания и информация становятся рычагом реализации власти, управления общественными процессами. Все это открывает новую страницу в истории развития публичных коммуникаций. Согласно М.Шишкиной, публичными признаются коммуникации, нацеленные на передачу информации, затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного статуса.

Процесс построения гражданского общества - это двусторонний взаимосвязанный процесс, который невозможно построить ни «сверху» - актами государственной власти, ни «снизу» - развитием институтов непосредственной демократии; только взвешенный баланс обеих составляющих позволяет надеяться на эффективный результат.

Этот результат во многом определяется спецификой и степенью развития региональных телевизионных каналов в настоящее время, обусловленной процессами коммерциализации телевидения и экспансией федеральных телевизионных каналов на региональные, а также сокращением «окон» регионального вещания.

Степень изученности регионального телевидения и особенностей PR в этой сфере не велика. Эту проблему изучают, скорее, с критической стороны, так как региональные средства массовой информации, в частности и телевидение, находятся намного ниже уровня федерального. Хотя борьба за высокие рейтинги и долю телесмотрения присуща и регионам.

Цель дипломной работы - проанализировать деятельность основных телевизионных каналов нашего города и на примере медиагруппы «Южный регион» определить методы использования PR-технологий как с целью повышения собственной конкурентоспособности на медийном рынке, так и партнеров и инвесторов. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть основные тенденции развития телевидения на рубеже XX-XXI вв.

Рассмотреть специфику развития региональных коммерческих и государственных телеканалов.

проанализировать медиа-рилейшнз как технологию формирования собственного информационного поля в региональном информационном пространстве;

Выявить PR-потенциал медиагруппы «Южный регион».

Рассмотреть особенности использования новостных программ как инструмента PR.

сформулировать рекомендации по повышению эффективности PR-деятельности медиагруппы «Южный регион».

Структура дипломной работы обусловлена поставленной целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первой главе рассматриваются история мирового и российского телевидения, особенности федеральных и региональных каналов после 90-х г.г. XX в. Определяются причины и последствия коммерциализации телевидения в целом. Здесь же автором описана специфика развития регионального телевидения в Ростове-на-Дону, и особенности PR региональных программ в регионах. Теоретическую основу составляют труды Борецкого Р.А., Засурского И.И., Корнилова Е.А., Овсепян Р.П., Рукавишникова Л.А., Бурдье П., Андрунас Е.Ч., Богомоловой Н.Н., Вартановой Е.Л. и др.

Во второй главе проанализирован рынок региональных телевизионных СМИ, а также деятельность медиагруппы «Южный регион», его появление в медиа пространстве Ростовской области. Представлено своеобразие содержания, программирования и вещательной политики. Также показана структура, особенности информационных программ телевизионного канала Южный регион, рассмотрены вопросы их использования в качестве инструмента формирования информационного поля вокруг данного телеканала. Перечислены PR-инструменты, использование которых возможно при помощи социальных программ телеканала «Южный регион». Представлен PR-инструментарий, используемый информационными программами.

В заключение подведен итог проведенного анализа системы Ростовского телевидения. Представлен комплексный и системный взгляд вещательной политики медиагруппы «Южный регион», проанализирована практика использования PR-инструментов при помощи региональных программ.

телевизионный канал медийный


Медиапространство. Основные понятия. Роль телевидения в определении приоритетов в политической и социальной жизни общества

 

Согласно видению большинства исследователей, медиапространство имеет три формы репрезентации: физическое пространство, пространство социальных отношений и символическое пространство. В нем можно выделить следующую структуру:) масс-медиа, составляющие материальную, физическую основу производства и передачи массовой информации;)социальные отношения агентов медиапространства, связанные с производством и потреблением массовой информации;) информационный символический продукт, в форме которого распространяется массовая информация.

Медиапространство является частью социального пространства, посредством которого оно репрезентирует самого себя. Телевидение является наиболее активным и самым влиятельным агентом медиапространства, который образует собственное пространство. Телепространству присущи такие характеристики, как дискретность, неравномерность, способность программировать медиапространство и влиять на все остальное социальное пространство.

Масс-медиа, транслируя тексты, создают и воссоздают социальное пространство в микро-макро и объективно-субъективных континуумах. Репрезентативность отражения реальности в масс-медиа подвергается сомнению такими авторами как М. Маклюэн, Ж. Борийяр, М. Кастельс, Н. Луман. С точки зрения автора, медиапространство - это не просто отражение реальности, это социально конструируемое понимание мира, отражающее и конституирующее социальное пространство.

На микросубъективном уровне медиапространство превращается в гипертекст, воссоздающий социальное пространство в этом измерении. При этом индивиды имеют очень ограниченный доступ к иной реальности, кроме той, которую конструируют массмедиа. В этом смысле гипертекст сообщений массмедиа представляется мировоззренческой конструкцией, которую социальная элита, имеющая доступ к производству массовой информации, позиционирует между индивидом и реальностью, способствуя актуализации лишь тех аспектов реальности, которые производитель информации признает в качестве значимых. Следовательно, медиапространство в символическом выражении на микросубъективном уровне - это определенная репрезентация социального пространства, формируемая в интересах социальной элиты, то есть - ни что иное как PR правящего класса, создание положительного имиджа, жизненной модели и вкусовых предпочтений индивида.

Современное медиапространство представляет собой систему, организованную по сетевому принципу. Это повышает ее адаптивность, дает ей возможность гибко реагировать на запросы рынка. Организация медиапространства в единую сеть становится возможной благодаря Интернету. Интернет, с точки зрения представленных в нем контентов, является репрезентацией всего медиапространства. Архитектоника медиапространства в настоящее время обрела довольно сложную композицию, отвечающую запросам современных потребителей информации. Поскольку медиапространсво является социальной системой, то все его структурные элементы: радиопространство, пространство печати, Интернет и т.п. подчиняются общим закономерностям развития целого. Элементы этого пространства различаются по степени влияния и массовости, но все они взаимосвязаны. Изменения в одном элементе системы оказывают влияние на все остальные.

Телепространство является самым доступным для пользователей и самым малодоступным для производителей информации. Из-за высокой стоимости телеоборудования и прохождения сигнала войти в него в качестве вещателей могут только акторы, обладающие значительным экономическим или политическим капиталом. Это свойство телепространства способствует тому, что ведущими акторами этого пространства становятся представители социальной элиты. Они фактически программируют развитие телепространства, а через него влияют на все медиапространсво. Поэтому медиапространство защищает в большей степени интересы экономической и политической элиты, отдельных групп влияния и в гораздо меньшей - интересы граж­данского общества, простых граждан.

Как считал известный философ и политолог Э., самой эффективной является такая власть, которая получает одобрение свободного человека, а точнее «свободное одобрение свободного человека». Способствование свободному одобрению гражданами действий и политики структур власти, поддержка властей конкретными действиями граждан и их объединений, является главной целью и критерием эффективности работы. Ведь в современном обществе понятие «демократия» наполняется новым содержанием. Граждане хотят принимать активное участие не только в качестве избирателей членов законодательных органов, но и быть включенными в обсуждение актуальных проблем, вопросов, что до последнего времени было исключительной прерогативой органов власти. Это порождает потребность в совершенно новых формах и механизмах взаимодействия органов государственной власти и гражданских объединений. И поскольку власть зависит от общества, общество имеет возможность давления на власть. Для этого, по сути, и создаются различные общественные организации. Чтобы требования исходили не от отдельного индивида или расплывчатого понятия «гражданское общество», а от конкретной организации. Однако, только ее многочисленности может быть недостаточно. Организация должна казаться значимой в глазах всего общества и властных структур в частности. И не важно так это или нет. Важно чтобы воздействие на информационное поле давало необходимый результат.

Однако мнение ряда исследователей если не диаметрально вышесказанному, то по крайней мере значительно отличается в ряде аспектов. Примером может служить исследования PR-моделей политического продвижения. П. Лазарсфельд пришел к выводу, что средства массовой информации не являются единственным источником политического и социального информирования, межличностное общение здесь не менее важно. Кроме того, П. Лазарсфельд заключил, что политические предпочтения избирателей объясняются с помощью социально детерминированных характеристик, таких как социальный статус, доход, профессия, религиозная принадлежность и другие, а средства массовой информации при этом работают на усиление уже существующих, ранее сформированных политических установок и ориентаций. Таким образом, П. Лазарсфельд заложил основы «социологической» концепции поведения, в зависимости от принадлежности индивида к той или иной социальной группе. Понятно, что предложенная Лазарсфельдом модель роли СМИ в формировании социальной позиции стала активно использоваться при анализе влияния СМИ на поведение людей в других сферах.

По заключению американских исследователей Т. Паттерсона и Р. МакКлюэ, сделанному по итогам исследования роли средств массовой информации в президентской предвыборной кампании в 1972 году, политический PR не несет избирателям новой информации о кандидатах. Кроме того, телевидение даже не продвигает кандидата и его имидж. Когда избиратель видит кандидата, которому он уже отдает предпочтение, то информация о нем воспринимается положительно, если же избиратель видит другого кандидата, то его имидж воспринимается отрицательно.

Медиапространство является не просто социальной системой, а системой, акторы которой объединены в социальную сеть. Причем сетевой принцип организации действует как на микро, так и на макро уровне этой системы. В медиапространстве получают приоритет информационные сети и сетевой способ воспроизводства информации. На примере телевидения, которое является ведущим актором медиапространства, рассмотрены сети различных видов, в которые объединились телекомпании. В сетевом пространстве телевидения наиболее крупными узлами являются центральные телеканалы. Именно они концентрируют в себе основные ресурсы и программируют цели развития для всей сети. Но их благополучие зависит от существования сети как таковой. Федеральные телекомпании вынуждены подчиняться логике развития сетевой организации и перераспределять часть ресурсов в пользу региональных телекомпаний. Таким образом, современное телепространство полностью вписалось в сетевое общество, конституируя его основание и способствуя его динамичному развитию.

Развитие медиапространства как сетевой социальной системы осуществляется на основе социальных норм и нормативов. Современное российское медиапространство имеет развитую институциональную нормативную основу для своего функционирования. Но существующие практики организации и самоорганизации медиасообщества пока отстают от принятой нормативной основы. Процессы самоорганизации журналистского сообщества в отношении формирования эффективной системы проффесионально-этических норм выражены очень слабо. Профессиональное сообщество пока не сформировало систему санкций к тем журналистам, которые нарушают в своей деятельности профессионально-этические кодексы, принятые практически всеми медиасоюзами.

В современном медиапространстве государство является наиболее активным актором медиасети, располагающим значительными ресурсами, которые позволяют программировать работу сети. Прежде всего, оно институализирует необходимые ему социальные нормы. Кроме того, оно осуществляет финансовую подпитку отдельных медиаорганизаций. Лояльные, с точки зрения власти, средства массовой информации получают дотации из бюджета, льготные или безвозвратные кредиты, преференции в предоставлении информации, выгодные заказы во время избирательных кампаний и обязательное распространение в государственных структурах. Естественно в роли покровителей - внегласных учредителей выступают и финансовые корпорации, которые также вливают немалые средства для созданиея в медиапространстве сегмента выражающего их интересы.

Естественно самые объемные средства идут на поддержку лояльности или откровенного выражения интересов по средством телевидения - самого массового и доступного СМИ.

Это и не удивительно. Ведь пришествие телевидения явилось третьей аудиовизуальной революцией, если первой считать изобретение кинематографа в конце прошлого века, а второй - приход синхронного звука на рубеже 20 - 30-х годов. Датировка этой революции связана, разумеется, не с техническим фактом изобретения видения на расстоянии - «телевидения» - еще в довоенный период. Этот факт скорее относится к предыстории того явлния, которому суждено было сыграть решающую роль в истории человечества в XX веке, ибо ТВ было знаменательно не столько самим фактом видения на расстоянии - это был такой же трюк, как и раннее ярмарочное кино, - и не своими чисто коммуникативными возможностями, по сей день не реализованными (сколько все эти годы говорили о видеотелефонах, но они так и не вошли в быт, в отличие от многих других технических новинок), а фактом массового распространения, у истоков которого лежит не только, я бы даже сказала - не столько, кинематограф, сколько периодическая печать. Социокультурная роль телевидения в полной мере обнаружила себя в тот период, когда телевизионная аудитория из точечной или экспериментальной превратилась достаточно быстро в массовую, а затем - всеобщую.

В США этот процесс «пошел» с начала 50-х годов, в Западной Европе - во второй половине того же десятилетия. У нас в стране решающими; оказались годы 60-е, но истоки восходили ко все той же «оттепели».

Что же сделало возможным качест­венный, абсолютно неосознанный современниками скачок в сфере массового сознания?

Во-первых, это генерализация непосредственного (неопосредованного печатным текстом и неподвижными фотографиями газет) общения с множеством самых разных людей в самых различных обстоятельствах Конечно, неопосредованность эта была иллюзорной, между зрителем и телевизионным изображени­ем стояла сложнейшая техническая структура, но она, как таковая, не осознавалась и выводилась за скобки. Если обратиться к классической и, пожалуй, по сей день оставшейся единственной в своем роде книжке Владимира Саппака «Телевидение и мы», то в центре феномена телевидения на ее страницах мы находим именно межличностное общение со всеми вытекающими отсюда эмоциями, вплоть до очевидной влюбленности авто­ра в Валентину Леонтьеву Конечно, взаимность этих чувств была условной, однако достаточно обратиться к эволюции образов телевизионных ведущих, вплоть до Светланы Сорокиной или нынешних «медиатических» политических деятелей, чтобы убедиться в том, какой сильной подчас бывает магия личности с экрана, личности, делающей вид, что она любит именно тебя. Вторым, несколько более поздним открытием было расширение границ мира. Конечно же, для узкого круга читающей и пишущей публики в советской России заграница всегда существовала если не реально, то виртуально. Особенность эта была не только нашей. В свое время, еще в 20 - 30-е годы, американские социологи заметили, какую решающую роль в изменениях обычаев, нравов, даже традиции, не говоря о манере поведения, сыграл голливудский кинематограф, обращенный к жителям замкнутых мирков провинциальных городов США. В случае телевидения это воздействие было еще сильнее, и как бы ни «причесывалась» действительность внутренняя и ни форсировалась неприглядность жизни «на стороне», главным был глобальный эффект существования большого мира, не сводившегося отныне к литературным образам и набившим оскомину идеологическим прописям. Повторю, речь в данном случае идет не только о процессах внутри нашей страны, но о некоторых глобальных сдвигах в мировосприятии значительных масс населения земного шара Дело в том, что пришествие телевидения нарушило монополию элит и интеллигенции (той самой читающей и пишущей публики) на широту кругозора. Отныне ребенок, подросток, юноша или девушка, любой человек, в том числе и даже в первую очередь не имеющий никакого отношения к интеллектуальному труду, мог без особых усилий вырваться в широкий мир. В пределах нашей системы этот процесс многократно усиливался за счет нескольких факторов. Первый из них - относительная либерализация политического режима, позволившая расширить контакты с внешним миром «Оттепель» для телевидения пришлась очень кстати Нельзя забывать и о том, что первым шагом в освоении дальнего тогда еще за­рубежья явилось победное шествие Советской Армии по Европе.

Опасность для сталинского режима представлялась столь могучей, что он вынужден, был тут же поставить преграду на пути «космополитизма» И, думается, если бы не было телевидения, эта плотина просуществова­ла бы значительно дольше. Не будем забывать о том, что сенатор Маккарти пытался сделать практически то же самое в США, и в те же 60-е годы его победа обернулась угрозой тотального поражения, из которой, правда, капиталистическая система вышла окрепшей, а наша - еще более уязвимой. По сути же своей речь шла о встречных процессах, в совокупности приводящих к ощущению своеобразного единства мира, вне зависимости от социального происхождения людей, от их пола, возраста, сферы занятий и мало ли там чего еще. Именно с помощью телевидения массовая культура стала всеобъемлющим общемировым явлением, по отношению к которому могли теперь самоопределяться самые различные общественные и ху­дожественные течения. Этот «переворот в мозгах» имел далеко идущие последствия и с точки зрения форм художественного мышления, и с позиций глобального соотношения сил. Телевидение постепенно, на протяжении 50 - 60-х годов, превращалось в общий фон всего того, что происходило у тебя на глазах. Хотел ты этого или не хо­тел, ты соотносил свои непосредственные жизненные ощущения с телевизионной еще не картиной, но картинкой мира. В силу этого и художественные направления стали самоопределяться по отношению к этой картинке. Кинематограф частично был ассимилирован телевидением, а частично пытался оттолкнуться от него, уходя в зрелищность сначала, в 50-е годы, неудачно, затем в 70 - 80-е - с триумфом или в интеллектуализм, обращаясь к мо­лодежи и интеллигенции, к той самой чи­тающей и пишущей публике, которая де­монстративно презирала малый экран. Эстетские и художественные авангардистские направления, начиная с поп-арта, подражали формам популярной культуры, а в конце 60-х - начале 70-х го­дов и вовсе растворились в постмодернистском море, образцом для которого, естественно, стало телевизионное вещание. Хочется подчеркнуть, что все эти процессы проходили как бы вне собственно телевидения. Само по себе, за редкими прозрениями, оно воспринималось как средство массовой информации и пропаганды, политическое оружие («четвертая власть») или же просто как источник сведений об окружающем мире, пусть на новом уровне достоверности. Реально в хаотическом брожении того, что можно было бы назвать причудливой смесью общест­венного сознания и коллективного бессознательного, наличие экрана-зеркала стремительно меняло многие ориентиры, причем происходило это вне, помимо и даже против воли корпорации вещателей. Существовавшая в те годы в большинстве стран мира, за исключением США, государственная монополия на телевизионное вещание, казалось бы, должна была свести «на нет» подрывной эффект малоуважаемого «ящика». Однако сегодня очевидно, что именно он стал катализатором стремительной трансформации множества взаимосвязанных социальных, PR, культурных и художественных процессов, которые привели к принципиально новому соотношению сил в мировом сообществе.

Одним из признаков этих изменений стал кризис чтения, когда письменное слово впервые за несколько веков уступило часть своих функций звукозрительному ряду. То, что лишь намечалось в кинематографе, оказалось возможным с пришествием телевидения, поставившего коммуникативный процесс с головы на ноги. Если в кино возобладал игровой полнометражный фильм как форма вымысла и преимущественно художественное явление, то на телевидении во главу угла стала коммуникация как таковая, допускающая и художественные формы, но отнюдь не сводимая к ним. И нынешняя структура телевизионных программ в многоголосии экранов свидетельствует о том, что расширение функций звукозрительного ряда идет стремительными темпами, буквально в геометрической прогрессии, «заглатывая» все новые и новые сферы действия естественного языка.

 

Многие исследователи отмечают бурное развитие регионального телевидения за последние десять лет и, как следствие этого, перспективность его дальнейшего становления, хотя еще в 1991 году было трудно представить, что развитие телевизионной индустрии пойдет подобным образом. Однако распад СССР, приведший к разрушению единого информационного пространства и ликвидации Гостелерадио, отмена политической цензуры, существование различных форм собственности в телевизионной сфере, разделение телекомпаний по типу деятельности явились предпосылками для возникновения рынка программ и появления конкуренции в этой области, которая послужила толчком для поисков новых способов укрепления позиций как государственного, так и негосударственного регионального телевидения страны.

Коммерческое негосударственное телевидение заняло свою нишу, и его дальнейшее развитие не вызывает сомнений. Этот период оказался плодотворным для появления и становления многих ростовских телекомпаний, наиболее конкурентоспособными из которых на сегодняшний день являются ГТРК «Дон-ТР» и ТРК «Южный регион». Одна - за счет богатого наследия прошлого (как творческого, так и технического), другая же - благодаря новому типу сетевого телевидения, а также современным подходам к вещательной политике телекомпании и свежим кадрам.

Наряду с традиционными качествами, характеризующими региональное телевидение, в связи произошедшими изменениями в телевизионной индустрии появляется ряд новых особенностей:

· формирование вещания регионального телевидения из собственного вещания и вещания центрального канала;

· существование своего графика выпуска новостей - в основном в вечернее время с 19 до 22 часов с утренними повторами;

· ангажированность местными властями (особенно, если администрация области является совладельцем или спонсором);

· отсутствие журналистского образования у большинства работников региональных, в особенности коммерческих телестудий;

· отличия в стиле и общей тональности вещания.

Многие исследователи уделяют особое внимание специфике информационных программ в периодических изданиях. Так, А. Вартанов, характеризуя сегодняшнее телевидение, пишет: «Тележурналисты подчиняются уже законам не только тех, кто властно заказывает музыку, но и законам творчества». И. Петровская среди основных причин популярности информационных программ называет такую, как «усиление внимания деталям и подробностям».

Возрастание роли регионального телевидения сегодня обусловлено, во-первых, большим доверием к нему населения по сравнению с центральными вещателями, а во-вторых, стоящей перед ним в современных условиях задачей - стать ключевым консолидирующим звеном в системе коммуникаций, объединяющим население региона на основе культурных ценностей, самобытных традиций. Местное телевидение сегодня заявило о себе на всей территории России, став не только новым источником развлечений, но и источником местной информации. Производство местных телевизионных новостей впервые дало возможность высказывать мнение и выражать интересы местной аудитории, а это важно для государства, которое традиционно опиралось на централизованные структуры. «Начиная с 1991 года, наблюдалось небывалое развитие всех секторов телевизионной индустрии России. Количество передающих станций и ретрансляторов в России увеличилось с 8 000 до 11 000, помимо государственного телевидения появились негосударственные станции, программы стали более разнообразными, увеличилось количество часов вещания. Потребители покупают больше телевизоров и видеомагнитофонов. Развивается рынок рекламы, появляются новые производственные мощности, станции и передатчики».

Сегодня региональная журналистика «представлена изданиями и программами территориального или национально-этнического характера, удовлетворяющими потребности аудитории в информации местного масштаба».

В системе региональной журналистики наряду с прессой и радио функционирует телевидение, которое заняло доминирующее положение в системе средств массовой информации как на центральном, так и на региональном уровне. Несмотря на изменение положения регионального телевидения в общей системе СМИ, оно обладает следующими традиционными качествами:

· камерность (нацеленность на потребности жителя конкретного региона);

· ограниченность информационного поля (город, область или несколько близлежащих областей);

· дефицит социально значимой информации, что влечет за собой тяготение не столько к информативности, сколько к аналитичности (т.е. освещение фактов с комментарием).

С 1991 года в России начался бурный рост негосударственных телевизионных компаний. В столицах это НТВ, РЕН-ТВ, до недавнего времени - ТВ-6 и другие. В регионах параллельно развивалась сеть независимых телестанций. Сначала эти процессы не соприкасались, что прекрасно видно на примере НТВ, которое, вскоре после своего рождения в 1993 году, начало отбирать аудиторию исключительно у центральных телеканалов, в частности, у РТР. Абсолютно так же вело себя и ТВ-6. В результате рухнула прежде абсолютная монополия центральных государственных телеканалов.

А вот в регионах развитие шло принципиально иным путем. Как правило, здесь возникал один частный телевизионный канал, который сразу же концентрировал на себе внимание местной аудитории. Ее привлекала попытка канала давать независимую интерпретацию региональных событий.

Взаимные интересы у центральных и региональных телекомпаний появились в 1994 - 1995 годах. Это обусловило рождение не просто независимых частных компаний, но и возникновение национальных телевизионных сетей. «Одной из первых стала Независимая вещательная система (НВС). Она состояла из лидеров телевизионного вещания в городах России. Сначала контакты между ними были не коммерческими. Лидеры обменивались опытом и проходили совместное обучение в организации телекомпаний. Потом НВС преобразовалась в коммерческую организацию, которая централизованно строила сетки передач и централизованно работала с рекламодателями».

С появлением крупных источников рекламных средств сеть утвердилась в общенациональном масштабе. В 1996-1997 годах НВС нашла партнера в лице Рен-TВ.

Очень крупная сеть в настоящее время - это НТВ, сумевшее организовать эффективную географическую экспансию. Сегодня оно вещает более чем на 350 российских городов и охватывает порядка 86 млн населения. Это третий национальный телевизионный канал после ОРТ, РТР. «2х2», «Петербург - 5-й канал», «Санкт-Петербург - 6-й канал» также обзавелись региональными партнерами. Быстро возникли и утвердились другие сети. Были и такие проекты, которым не удалось реализоваться.

В принципе, существует минимум три правила, без выполнения которых невозможна организация региональных сетей:

важнейшая задача - поиск максимального числа партнеров в возможно большем числе городов;

отбор самых сильных партнеров среди тех, которые работают в данной местности;

обеспечение устойчивой ретрансляции своих передач в каждом городе.

Московские телекомпании реализовывали эту общую стратегию различными способами, опираясь, прежде всего, на стремление региональных телестанций к сотрудничеству со столичными партнерами. Основа такого стремления - возможность совместно решать важнейшие проблемы, стоящие перед провинциальными телевещателями: извлечение рекламных денег и наполнение сеток программ. Центральные телестанции нацелены на расширение географического ареала своего воздействия для увеличения доходов от рекламы. Местные станции получают при этом наполнение своих сеток вещания и финансовые средства для обеспечения дальнейшего существования.

Можно выделить 3 модели географического сотрудничества, которые используются сегодня:

прямая ретрансляция (ОРТ, НТВ), когда сигнал передается в конкретный город и местный партнер его ретранслирует на свою аудиторию в полном или почти полном объеме;

передача из столицы в регионы телевизионных блоков с обязательством местного партнера ретранслировать их в «прайм-тайм» (до 25 января 2002 года - ТВ-6, СТС). В этом случае московский партнер не занимает все телевизионное пространство, а сама его политика выглядит более гибкой, нежели в первом случае;

трансляция из Москвы пакета телевизионных программ с об



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.063 с.)