Особенности развития российского телевидения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития российского телевидения



 

Изменения, происходящие в системе отечественного телевизионного вещания, тесно и неразрывно связаны с процессами, происходящими в обществе. Телевидение, с одной стороны, подвержено влиянию этих процессов, а с другой - оно их освещает.

Исследователи выделяют два этапа реформирования отечественной телевизионной системы в переходный период: 1985-1991 годы и с 1991 года по настоящее время. Эксперты предполагают, что третьего этапа радикальных реформ в ближайшее время не предвидится.

Некоторые исследователи СМИ России классифицируют общие тенденции функционирования телевидения в советский период по следующим признакам:

.По характеру вещания:

- общегосударственная централизация телевизионного вещания;

-   многонациональный характер телевидения.

. По способу управления:

- возможность определенного преодоления стихийности в процессе развития, сбалансированности центробежных и центростремительных тенденций, аккумуляции и быстрого распространения опыта во всех областях: техники и технологии, организации производства и творческого процесса, совершенствования форм вещания и управления на основе централизованного руководства телевизионной системой;

-   жесткое регламентирование деятельности ТВ из центра, диктат местного партийного руководства.

3. По техническому обеспечению:

- унифицированная техническая система распространения телевизионных программ по всей территории страны (спутниковая связь, ретрансляционная сеть, тысячи километров радиорелейных линий).

4. По финансированию:

- федеральное финансирование;

-   отсутствие рекламы.

Кроме того, законодательства, регламентирующего деятельность телевидения, не существовало. Управление осуществлялось посредством директив и постановлений ЦК КПСС, Гостелерадио.

Центральное телевидение производило высококачественные информационные, научно-популярные, литературные, образовательные, детские программы, в то время как уровень местных программ был довольно низким, чем объясняется и низкий авторитет региональных телецентров.

В 1985 году произошли существенные изменения в политической, экономической, социальной жизни общества, которые не могли не повлиять на развитие отечественной телевизионной системы. Они были связаны с приходом к власти М.С. Горбачева и провозглашенным им новым политическим курсом «на “перестройку” и новое мышление», что в конце концов повлекло за собой распад такой сверхдержавы, как СССР. После более чем семидесятилетнего господства тоталитарного режима в стране новые политические условия предоставили средствам массовой информации возможность более свободно и открыто говорить о том, что раньше скрывали от широких масс «за семью печатями». Глобальные перемены, произошедшиев периодс 1985 по 1991 год, отразились на дальнейшем развитии телевидения в России. «На этапе, начавшемся в результате распада СССР, процессы демонополизации и децентрализации, с одной стороны, упростились до уровня деконцентрации (более мелкого территориального дробления), а с другой стороны - приняли явно дезинтеграционный характер».

В результате исследователи телевидения говорят о двух принципиально новых взаимосвязанных явлениях, получивших развитие на отечественном телевидении в постсоветский период. Во-первых, это переход от жесткой вертикали (система Гостелерадио) к горизонтальным связям между различными телеорганизациями. Во-вторых, освоение хорошо знакомого на Западе, но абсолютно нового для отечественной телесистемы сетевого принципа распространения телепрограмм. При этом на первый план все более настойчиво стали выходить экономические проблемы преобразования телевещания. Но, несмотря на экономический и политический кризисы в стране, Россия продолжала развивать техническую базу распространения телевизионного сигнала, увеличивая охват населения телевещанием.

С исчезновением государственной телемонополии, начинается слабо управляемое разделение на отдельные неравнозначные части единого производственно-вещательного комплекса, скреплявшегося рамками Гостелерадио СССР. Возникают телекомпании, специализирующиеся на отдельных телевизионных функциях: производстве программ, вещании, посреднических услугах.

В конце 80-х - начале 90-х гг. «на базе» студий (Главных редакций, творческо-производственных объединений) Центрального телевидения явочным порядком образуются первые телепроизводящие компании, не имеющие собственного вещания и сбывающие свою продукцию государственному ТВ: «ВиД», АТВ, ВКТ, «Амик», «Облик», «Репортер», «Игра» и др. Как правило, они существовали в тесном симбиозе со Студиями «Останкино» и его предшественников и не имели проясненного юридического статуса.

В постсоветский период сложилась классификация российского телевидения:

. По способу трансляции:

а) эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя);

б) спутниковое (например, «Космос-ТВ», 4 канала «НТВ-плюс»);

в) кабельное (компания «КТВ-1», кабельные сети в городах России).

. По охвату аудитории:

а) общероссийские (РТР);

б) межгосударственные (ОРТ);

в) региональные («Дон-ТР»);

г) местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона).

. По форме собственности:

а) государственные;

б) негосударственные:

частные («Рен-ТВ»);

акционерные общества: открытого типа (Центр коммерческого телевидения), закрытого типа («2х2 Телемаркет»);

общества с ограниченной ответственностью (Агентство «Парадиз»);

товарищества с ограниченной ответственностью (Екатеринбург, «Арт Home Video»);

в) смешанные компании с участием зарубежных инвесторов («ТВ-6 Москва», СТС, АОЗТ Российско-Британская творческая ассоциация «Ист - Вест»).

Однако несмотря на принадлежность главных телеканалов к государству, по мнению многих исследователей - все телевидение современной России, формировавшееся на пороге нового века - явление коммерческое. Иллюстрацией этого может служить, например, тот факт, что государство свой же государственный канал «Россия» оплачивает всего на одну треть. Остальные расходы российское телевидение покрывает за счет рекламы и с трудом сводит концы с концами. А так называемое общественное телевидение (ОРТ) на 51% принадлежит капиталу, выражая и поддерживая точку зрения, зачастую очень далекую по своей сути от общественной, народной.

Коммерциализация - одна из основных черт развития средств массовой коммуникации на современном этапе. Демократические преобразования в нашей стране полностью изменили облик отечественного телевидения. Сложно себе представить, что немногим более двадцати лет назад телевидение спокойно обходились без рекламы, в то время как на Западе, начиная уже с середины 1930-х годов, она считалась «американской формой искусства». Поэтому восприятие рекламы большей частью российской аудитории, познакомившейся с ней в зрелом возрасте, явно отличается от восприятия рядового американца, родившегося с «соской во рту» от Johnson & Johnson. Реклама произвела фурор в нашем обществе «закрытого типа». Она явилась мощным фактором воздействия на сознание людей, привыкших к дефициту товаров и преклонению перед всем «фирменным», приоткрыв двери в красивую жизнь и идеальный мир. Да, действительно, сейчас уже сложно представить наш телевизионный эфир без рекламных роликов. Также сложно представить себе хотя бы один телеканал, который бы мог существовать без рекламы. На сегодняшний день - это основной доход, как у федеральных, так и у региональных средств массовой информации.

Заинтересованность размещения рекламы и PR-материалов в наиболее эффективном размещении своих рекламных роликов, а телекомпании в наиболее выгодной продаже рекламных возможностей эфира, уже в начале 90-х гг. привели к возникновению феномена медиаметрических исследований и рейтинговых измерений. К середине 90-х гг. устанавливается относительно устоявшийся прайс-лист для телевизионного эфира, в зависимости от канала, времени суток и популярности передачи, в которых она размещена. Так, например, максимальные цены за минуту рекламного времени достигают десятков тысяч долларов (вечерний прайм-тайм на «Первом» и «России»), а минимальная цена на низкорейтинговых каналах бывает в десятки раз меньше (например, в дневном эфире телеканала «Звезда»).

Особенностью телевизионного рекламного рынка России стало то, что ключевую роль на нем играли продавцы. До августа 1998 г. Всего 2 рекламных агентства («Видео Интернешнл» и «Премьер СВ») контролировали практически весь рынок. В результате дефолта «Премьер СВ» фактически был выведен из игры, и группа «Видео Интернэшнл» оказалась в положении близком к монопольному. На сегодняшний день, «Видео Интернешнл» продает рекламные возможности «Первого» канала, канала «Россия», «СТС», телеканала «Домашний», и с января 2010 г. Телеканала «РЕН ТВ РОСТОВ», единственный ее конкурент на ростовском теле-рынке ЗАО «Алькасар», локомотивом которого является телеканал «ТНТ».

К середине 90-х гг. стало ясно, что государство так и не сумело превратиться в эффективного собственника в сфере СМИ. Информационный рынок все больше притягивает внимание частных финансовых групп. Те, кто первым оценил преимущества контроля над СМИ, активно скупают акции ведущих российских телеканалов и создают новые, собственные средства массовой информации. В прошлом году завершилась сделка по приобретению контрольного пакета акций сети РЕН ТВ, собственником стала «Национальная Медиа Группа», в активы которой входит газета «Коммерсант», телеканал «Санкт-Петербург 5 канал» и с 2010 г. Крупнейший медиаселлер России -сеть «Видео Интернешнл».

Парламентские, а вслед за ними и президентские предвыборные PR-кампании подтвердили, что вкладывание денег в СМИ оборачивается надежным политическим капиталом. В период президентских выборов, и политики, и владельцы СМИ определяют единую стратегию действий, в которой контролируемым ими СМИ, в особенности телевидению, отводится роль главного механизма в успешном проведении кампании. Такое объединение оказалось решающим фактором в победе Б.Н. Ельцина, В.В.Путина.

Всеобщая коммерциализация неотвратимо создает образ нового российского телевидения, что на деле означает существенное ограничение завоеванных свобод, прямое или косвенное выражение интересов крупного капитала -его, телевидения, реального собственника. Превращая программу в товарный конвейер (первичность рекламы и вторичность экранных произведений), такое телевидение вынужденно ориентируется на массовый спрос, азначит, чуть ли не автоматически управляется рейтингом.

Однако каждый вид все же имеет свои особенности обусловленные организационной структурой, поставленными задачами, финансированием. Поэтому считаю необходимым остановиться на каждом «классе» отдельно.

Государственное телевидение - частично финансируется из госбюджета, контролируется государством, стоит на страже интересов власти. Классический пример такой организации - телевидение Советского Союза. Однако в развитых странах таких примеров сейчас почти нет. Подобная форма телевидения не имеет конкурентов и в дополнение к бюджетным ассигнованиям может оплачиваться абонементами зрителей.

На государственном телеканале, по мнению некоторых специалистов, можно попытаться сохранить то, что невозможно сохранить на коммерческом - театр, музыку искусство. Многие эксперты сходятся в том, что при всех недостатках - роль государственного телевидения в том, чтобы защищать российские традиции, историю и культуру… Государственный канал должен быть более респектабельным. Не должно быть порнографии, минимум жестокости и насилия.

Отечественный государственный телеканал - «Россия» - систематически недополучает предусмотренные бюджетом средства, а потому вынужден вести интенсивную предпринимательскую деятельность. Объем рекламы в структуре его программ (а значит, и зависимость от рекламодателей) -на уровне других каналов, ничем существенно не отличаются и способы ее включения, содержание и характер рекламных вставок: прерывание передач, резкое увеличения звука и т. п.

Но с другой стороны сегодня государственное телевидение выступает как некая самостоятельная, значительная сила, выражает общесоциальный тонус и общесоциальные тенденции. На постсоветском телевидении стала складываться, пусть не всегда рационально, полноценная система средств массовых коммуникаций. После распада Гостелерадио СССР рождение независимого, альтернативного российского телевидения воспринималось как зримая примета наступления новой, прекрасной жизни. Что мы сами думаем о себе и что представляем собой, лучше всего видно на телеэкране и по тому, как телевидение реагирует на самые значимые события общественно-политической жизни страны.

В месте с тем государственное телевидение делает власть предельно зрелищной и публичной. Социокультурная роль телевидения в полной мере обнаружила себя в тот период, когда телевизионная аудитория из точечной или экспериментальной превратилась достаточно быстро в массовую, а затем - всеобщую. И как следствие этого - падение уровня телевидения, потому что телевизионные компании все чаще вынуждены заполнять эфир сенсациями, лишь бы привлечь публику. Но сенсационные передачи редко бывают глубокими. Как считал немецкий социолог К.Поппер: «Демократия не выживет, если телевидение не будет поставлено под контроль. Она не долго продержится, если власть телевидения не будет полностью разъяснена».

Информационное вещание государственного телевидения уделяет достаточно много времени представительной ветви власти. Такая ситуация, по мнению Л. Ефимовой, свидетельствует о глубоком кризисе отечественного телевидения, отсутствии реальной гарантированной свободы слова в электронных СМИ. Основным условием обеспечения свободы слова в средствах массовой информации является их защита от давления исполнительной власти. Именно в целях обеспечения свободы слова Великобритания отказалась от создания государственного телевидения, и уже на первых этапах развития телевидения право вещания было предоставлено общественной телекомпании Би-Би-Си. В Федеративной республике Германия ведущая роль тоже принадлежит общественному телевидению, имеющему управляющий и контролирующий орган - общественный наблюдательный Совет, в котором представлены политические партии, общественные и религиозные организации и который назначает директора телекомпании и контролирует программную политику, обеспечение плюрализма в вещании, а также финансовую деятельность. В ряде европейских стран, например, в Италии и Финляндии, деятельность телевидения контролирует парламент через формируемую им специальную комиссию.

В нашей же стране создалась беспрецедентная ситуация, когда президент России фактически держит под контролем все ведущие центральные телеканалы без каких-либо консультаций с Федеральным Собранием и общественностью. А когда исполнительная власть перестает считаться с мнением представительной ветви..

Это и есть, по сути самая главная проблема - конкурентоспособность государственного телевидения в свете вышестказанного. Конкурентоспособность в данном случае означает способность сохранить устойчивый интерес массовой аудитории к программам нашего государственного телевидения. По мнению Р.А. Борецкого, государственное телевидение возможно (а в определенной ситуации - необходимо) там, где государственная, народом избранная и признанная власть сильна, знает, к чему стремится и куда ведет страну. Она - инструмент национальной консолидации, сохранения и упрочения статус-кво. Либо там, где «одно государство, один народ, один вождь», - там, где народ и партия едины. Только в первом случае государственное телевидение - одно из …, во втором же - единственное.

Однако в регионах, можно сказать государственное телевидение, несмотря на единую систему, довольно разнообразно и по разному обособлено от власти. В большей или меньшей степени, в зависимости от политики руководства. Региональные ГТРК становятся свободными в определении объемов и содержательной структуры вещания. Его продолжительность можно будет существенно увеличить, поскольку расширение числа источников формирования программ снимает проблему создания собственного значительного творческого и технического потенциала.

По данным опроса 1996 года, большинство региональных ГТРК предполагает переход на собственный канал распространения к 2000 году со значительным увеличением объемов вещания. При этом ряд регионов предпочитает оставить некоторую часть объема вещания на канале «Россия» до создания собственной сети, равноценной ему по охвату телезрителей. Значительная часть региональных компаний ориентируется на спутниковые каналы.

Телевизионная программа «Россия» (ВГТРК) - основная общественно-политическая, информационная, культурно-просветительская и художественная программа Российской Федерации. Объем вещания - 17,3 часа в сутки. Программа распространяется на пять вещательных зон в виде основной программы и четырех дублей. Для вещания используется сеть наземных и спутниковых каналов связи, телевизионных передатчиков и ретрансляторов, которая обеспечивает возможность приема программы для 98,7 процента населения страны. Программа телеканала «Россия» ретранслируется также в государствах ближнего зарубежья: Азербайджане, Таджикистане, Кыргызстане, Узбекистане, Белоруссии, Армении, Грузии в полном объеме и Казахстане, Украине в сокращенном объеме.

Однако не смотря на обеспечение государством, в регионах, коммерческая и соревновательная составляющая никуда не девается. На момент становления средств массовой коммуникации и, конечно, всей системы в целом происходило и происходит в условиях жесткой конкуренции, стимулирующей развитие новых форм и методов работы, а также плодотворного взаимовлияния и взаимопроникновения СМИ. Этот процесс происходит не без влияния коммерциализации.

Общественное телевидение возникло в США как альтернатива коммерческому. Это телевидение свободно от рекламы и существует, например, на пожертвования общества или поддерживается абонентной платой владельцев телевизоров.

Пример общественного телевидения в нашей стране, на первый взгляд, - телекомпания ОРТ. Как она возникла?

Указом Президента за № 1019 от 6 октября 1995 года телевизионная компания «Останкино» была окончательно ликвидирована. На ее руинах - на первом и главном канале - возникло так называемое общественное телевидение Российской Федерации, ОРТ, созданное Указом Президента в ноябре 1994 года. Спустя почти полгода, в апреле 1995 года, ОРТ начало показывать свои программы на первом телевизионном канале. Но ОРТ, обозначенное как телевидение общественное, «на деле создает прецедент, мировой практике неведомый: гибрид властных структур - 51% акций и частного банковского капитала - 49% акций». Более того, реальным владельцем, определявшим политику крупнейшего в стране телеканала, стал (с 12% акций) и по 2000 год оставался (уже с 49%) Борис Березовский. Возникло парадоксальное уравнение: магнат равен обществу! А нынешний статус «общественного» телевидения России вообще выглядит непонятно: после перехода пакета акций от Б. Березовского к Р. Абрамовичу - чье оно и кто им правит на самом деле?

По мнению многих исследователей, канал ОРТ был создан для того, чтобы использовать уникальные возможности телевидения в плане воздействия на сохранение стабильности, поддержание существующего положения в стране. Остается лишь загадкой - почему такое телевидение названо общественным? Как из сложения «государства» и «частного капитала» может получиться нечто общественное? Как истинным хозяином общественного телеканала может быть банкир-бизнесмен, владеющий к тому же 16% акций? Л. Ефимова пишет, что «так называемое Общественное Российское Телевидение (ОРТ) не имеет ничего общего с тем, что понимается в развитых демократических странах под общественным вещанием. Практически ОРТ - это обыкновенная коммерческая акционерная телекомпания, с той особенностью, что большой долей ее акций владеет государство. Она не имеет представительного общественного Совета, который бы реально отражал интересы различных слоев общества».

По мнению А. Троицкого, «нельзя быть немножко беременной. Нельзя быть немножко государственным телевидением и немножко негосударственным. Если это общественное телевидение (ОРТ) - значит, оно должно получать деньги от общества, как, допустим, во Франции».

ОРТ как «новая система» окончательно «похоронило старинного монстра» - монополиста (вначале - Гостелерадио СССР, затем - «Останкино»). Произошли изменения организационные и кадровые -в творческом составе компании. Но со сменой владельца монополия власти не исчезла, лишь усложнились ее задачи.

Итак, странный гибрид власти государства и частного капитала не может породить «дитя общества», каковым должно являться общественное телевидение. Общественное телевидение в своем «чистом» виде должно либо «не пускать» рекламу в эфир вообще, либо тщательно отбирать ее и выпускать в эфир отдельными от программ блоками, между передачами. Оно должно быть свободно от каких-либо отношений с государством и реальной властью. Наше же ОРТ, по мнению большинства исследователей ТВ, не соответствует вышеуказанным признакам общественного телевидения.

Коммерческое телевидение существует исключительно за счет рекламы и PR-материалов. Главная фигура -рекламодатель-спонсор. Содержание коммерческого телевидения ориентировано лишь на запросы и потребности массовой аудитории. От числа аудитории зависит количество рекламы на телеканале и, следовательно, его финансовое благополучие. Реклама - один из столпов, на котором зиждется коммерческое благополучие ТВ. В основе привлечения прибыли “из воздуха” - смесь “сенсаций”, круто замешанных на сексопатологии и насилии, с особо хищной и навязчивой телерекламой. Цель такой финансовой политики - деньги, и частые последствия ее -неизбежное снижение качества программ

По мнению многих экспертов, НТВ сегодня - лучший российский коммерческий телеканал, где работает целое «созвездие» профессионалов. Стержень всякого телевидения - новости. На НТВ, как на любом коммерческом телеканале, согласно «закону жанра» существуют разнообразные викторины, ток-шоу, телешоу при проведении которых погоня за прибылью приходит в столкновение со вкусом. Укрепляют престиж канала многочисленные циклы (например, «Криминальная Россия», «Профессия - репортер», «Служба спасения», «Совершенно секретно», «Очная ставка», «Путешествия натуралиста», «Растительная жизнь»), документалистика, исторические хроники Л.Парфенова.

Несмотря на официальный статус «коммерческого телевидения», сегодня на НТВ рекламы явный переизбыток, хотя именно реклама, по мнению многих исследователей, -смысл и форма существования такого типа телевидения.

Три сходных явления -пропаганда, реклама, масскульт -“работают” на среднестатистического массового потребителя. Два, три, ну, пять процентов “высоколобых” с их интеллектуальным уровнем и интеллигентскими привередливыми запросами, как правило, ими попросту игнорируются. Такова уж неизбежная закономерность, если угодно, способ бытия культуры, поставленной на почву коммерции. Таким образом, можно говорить о том, что телевидение «экспансирует» не только отдельные программы, рекламные ролики, музыкальные клипы, а то и целые каналы, но и культуру с чуждыми зрителю ценностными критериями.

Отельное внимание заслуживает и другой телеканал. Одной из первых полноценных частных телекомпаний в России стало товарищество Ren-TV, учрежденное Ириной и Дмитрием Лесневскими в сентябре 1991 г. (Начав с производства программ для «Останкино», Ren-TV через 5 лет получило возможности собственного канально-сетевого вещания).

В 1992 - 1993 гг. коммерческий интерес к телевидению начинает проявлять крупный иностранный и отечественный капитал. В те годы создаются две частные вещательные телекомпании: - «ТВ-6 Москва», учрежденная Московской независимой вещательной корпорацией (МНВК), Эдуарда Сагалаева и американской «Тернер бродкастинг систем» (Ти-би-эс) Тэда Тернера и НТВ, созданное на средства российских бизнесменов. (На момент создания: 65% акций - группа «Мост», 25% - «Альфа-капитал», 10% - «Инкомбанк»).

Их появление в эфире, по сути, завершило раздел метрового частотного диапазона между вещателями. Поэтому во второй половине 90-х гг. начинается активное освоение дециметровых частот и объединения региональных дециметровых станций в национальные телесети. В отличие от традиционных эфирных каналов они строились по сетевому принципу: центральная станция передает сигнал в регионы, где местные станции ретранслируют программы, а в оговоренные эфирные окна вставляют передачи собственного производства.

Одним из первых сетевое распространение своих программ стал осваивать ТВ-6 (наряду с каналом 2X2 и компанией АСТ). Таким же путем пошла телепроизводящая компания Ren-TV, которая в 1996 г. Заполучила 49-й московский дециметровый канал, а осенью того же года заключила контракт с Независимой вещательной системой (НВС), объединявшей 125 региональных негосударственных телекомпаний России и стран СНГ.

декабря 1996 г. В эфир вышла другая телесеть - СТС («Содружество телевизионных станций»), созданная на средства американской телекоммуникационной корпорации «Story-First». А в январе 1998 г. Начала вещание созданная «Медиа-МОСТом» сеть ТНТ.

Таким образом, новая система центральных каналов российского телевидения на рубеже ХХ-ХХI веков выглядела следующим образом: система Гостелерадио и Центрального телевидения трансформировалась в государственную телерадиокомпанию «Останкино», а затем, в так называемое, общественное Российское телевидение «ОРТ», которое на сегодняшний день представлено «Первым» каналом. Всероссийская государственная телерадиокомпания РТР, а ныне телеканал «Россия», формируется на базе второго канала, в её рамках транслируют свои программы региональные студии, которые обрели статус государственных телерадиокомпаний. Телеканал «НТВ» принадлежит с 2001 г. Компании «Газпром», сеть «СТС Медиа» шведской медиакомпании «Modern Times Group», сетевым каналом РЕН ТВ, наряду с «5 каналом Санкт-Петербург» владеет «Национальная Медиа Группа», телеканал ТНТ образует сеть «ТНТ-Телесеть».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.038 с.)