Анализ результатов исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ результатов исследования



 

Рассмотрим результаты теста «Рисунок человека». Тест «Рисунок человека» сначала анализировался нами как показатель общего психического развития детей обеих групп. Дети с ЗПР уступают по показателям общего психического развития своим нормально развивающимся сверстникам.

Далее мы смотрели по всем рисункам признаки наличия или отсутствия органического синдрома.

Все признаки органического синдрома в полном объеме не были обнаружены ни у одного из детей. У детей той и другой группы встречались единичные признаки, такие как прерывистые линии, проявления дрожания или неприсоединенные линии.

Результаты теста «Рисунок человека» с точки зрения эмоционально-личностных особенностей детей обрабатывались нами по следующим показателям:

) расположение рисунка на листе - вверху, в середине, в нижней части листа;

) размер фигуры человека;

) соответствие пола изображенного человека полу ребенка;

) эмоциональная выразительность рисунка с точки зрения экспертов.

Дети нормально развивающиеся расположили рисунок:

Вверху - 2

В середине - 15

Внизу - 13

Дети с ЗПР:

Вверху - 3

В середине - 17

Внизу - 10.

Результаты отражены на диаграмме на рисунке 2.

 

Рис. 2. Расположение на листе рисунка человека

 

Большинство детей обеих групп расположили своего человека в середине листа, но много детей (11 детей нормально развивающихся и 10 детей с ЗПР расположили человека в нижней части листа, что может свидетельствовать о заниженной самооценке, неуверенности, тревожности авторов.

По показателю размера фигуры человека, результаты оказались такими:

Дети нормально развивающиеся:

Большая фигура - 6

Средняя - 10

Маленькая - 14

Дети с ЗПР:

Большая фигура - 5

Средняя - 13

Маленькая - 12

Результаты отражены на диаграмме на рисунке 3.

 

Рис. 3. Размер фигуры человека

 

Также и по данному показателю статистически значимых различий не обнаружилось. Однако, интересно, что почти половина детей из двух групп (14 нормально развивающихся и 12 детей с ЗПР) нарисовали своего человека маленьким. Это может говорить о тревоге, эмоциональной зависимости, чувстве дискомфорта и скованности, о чувстве собственной малоценности и незначительности (Е.С. Романова, С.Ф. Потемкина, 1992).

По показателю соответствия пола ребенка той фигуре, которую он изобразил, результаты таковы. Не совпал пол у четырех детей из нормальной группы и у двух детей из группы ЗПР.

Все эксперты оценили «Рисунок человека», выполненный каждым ребенком с точки зрения эмоциональной выразительности.

Несмотря на то, что статистически значимых различий между выражением эмоций в двух группах детей обнаружено не было, интересно отметить, что положительно эмоционально окрашенными были 54 % рисунков человека у детей нормально развивающихся и 33 % у детей с ЗПР, что на 21 % меньше. Негативных рисунков было 19 % и 24 % соответственно и смешавших - 27 % и 43 %, что на 16 % больше у детей с ЗПР.

По показателю интенсивности выраженных эмоций оценка экспертов была в целом высокой: 77 % и 91 % рисунков с интенсивно выраженными эмоциями соответственно. Таким образом, у детей с ЗПР было на 14 % больше рисунков с интенсивно выраженными эмоциями.

Эмоции были сложными в рисунках у 88 % и 85 % детей соответственно.

Показатель «принятия себя» различий также не выявил.

Результаты по показателю «принятие себя» показаны в таблице 2.

 

Таблица 2 «Принятие себя»

Принятие себя да нет смешанное
Нормально развиваюающиеся 62 % 15 % 23 %
Дети с ЗПР 52 % 19 % 29 %

 

Данные результатов по методике «Рисунок человека» говорят о том, что у детей обеих групп существуют сходные психологические особенности и проблемы в эмоционально-личностной сфере.

Рассмотрим результаты теста «Рисунок семьи».

Итак, расположение членов семьи на листе оценивалось как верхнее, если все фигуры располагались выше средней линии листа, а нижнее, если положение фигур располагалось ниже средней линии листа. Остальные положения считались средними.

Результаты оказанием таким. Дети нормально развивающиеся:

Вверху - 1

В середине - 19

Внизу - 10

Дети с ЗПР:

Вверху - 3

В середине - 21

Внизу - 6

Результаты отражены на диаграмме на рисунке 4.

 

Рис. 4. Расположение членов семьи на рисунке

Таким образом, по данному показателю статистически значимых различий, как и в «Рисунке человека» не обнаружилось. Большинство детей нарисовали членов своей семьи в середине листа, без значительных отклонении вверх или вниз. Хотя достаточное количество детей нормально развивающихся (10 человек) и 6 человек с ЗПР нарисовали свою семью в нижней части листа.

Показатель размера фигур членов семьи.

Дети нормально развивающиеся:

Большая фигура - 1

Средняя - 19

Маленькая - 10

Дети с ЗПР:

Большая фигура - 11

Средняя - 10

Маленькая - 9.

Результаты отражены на рис. 5.

 

Рис. 5. Размер фигур членов семьи

Таким образом, оказалось, что статистически различия обнаружились в размере изображенных фигур. Больших фигур у детей с ЗПР оказалось 11, а у нормально развивающихся всего одна. Средних же фигур у детей нормально развивающихся было на 9 больше. Большие, занимающие весь лист фигуры могут рисовать импульсивные дети. Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувством небезопасности.

Нам было важно то, с кем расположился автор рисунка, к кому он психологически ближе. По мнению, Т.Г. Хоментаускаса (1985) ребенок может выражать эмоциональные связи в рисунке посредством физических расстояний между изображаемыми лицами.

Выделились такие группы: только с мамой, со взрослыми, с братом или сестрой, отдельно. Располагавшимися отдельно считались дети, которые находились над всеми членами семьи или же были отделены от всех «компасами», или же расстояние между автором и остальными членами семьи было больше, чем между всеми членами семьи. Эти результаты выглядят следующим образом на рис. 6 и рис. 7.

 

Рис. 6. Расположение автора с членами семьи - нормально развивающиеся дети (в %)

Рис. 7. Расположение автора с членами семьи - дети с ЗПР (в %)

 

Статистически значимые различия между двумя группами обнаружились в расположении с братьями и сестрами. В группе нормально развивающихся детей по результатам опроса родителей имелось 10 семей, в которых были старшие или же младшие братья и сестры. Однако только один ребенок изобразил себя рядом с младшей сестрой. 12 семей детей с ЗПР имеют братьев и сестер. Себя рядом с ними изобразили себя 6 детей. Только с мамой расположили себя больше на 14 % нормально развивающихся детей по сравнению с детьми с ЗПР. Это может говорить о том, что эмоциональная связь с братьями и сестрами для детей с ЗПР более важна, чем для детей из нормальной выборки.

Если ребенок рисует себя отдаленно от других членов семьи, это указывает на чувство невключенности, отчужденности. Также, если ребенок не рисует себя вообще, то это свидетельствует об отсутствии чувства общности, или о том, что ребенок чувствует отвержение.

ребенка нормально развивающихся и 7 детей с ЗПР не изобразили себя на рисунке.

По нашим данным из 30 детей нормально развивающихся исказили реальный состав семьи 11 человек, т.е. 37 % детей. 4 ребенка (13 %) не нарисовали себя. Пририсовали бабушек и дедушек, которые не проживают вместе с детьми, но видимо оказывают достаточное влияние - 2 ребенка (7 %). 3 ребенка не нарисовали бабушек, несмотря на то, что живут вместе (10 %). 4 ребенка не нарисовали братьев и сестер (13 %).

Из детей с ЗПР 14 детей, т.е. 47 % исказили реальный состав своей семьи. 7 детей не нарисовали себя (23 %). Пририсовали бабушек 2 человека (6 %). 2 мальчика нарисовали отцов, которых у них нет (6 %). Одна девочка вместо отца нарисовала выдуманного брата. Один мальчик не нарисовал отца, сказав, что он на работе. Один мальчик нарисовал племянника, о котором не упомянула в анкете его мать. Один мальчик включил в состав семьи двух дядей и одну тетю. Что интересно, что все дети с ЗПР нарисовали своих братьев и сестер, у кого они есть - 12 человек. Только близнец Алеша Баранов не нарисовал себя и своего брата-близнеца (причем двоих других старших братьев нарисовал), а его брат-близнец Дима нарисовал себя, но забыл Алешу. Этих двух детей мы включили в общее количество детей как нарисовавших своих старших братьев.

Таким образом, статистически значимые различия выявились в рисовании братьев и сестер в составе семьи (различия достоверны на 5 % уровне значимости). Это говорит о том, что братья и сестры играют очень важную роль в эмоциональной жизни ребенка-дошкольника с ЗПР.

Ощущение места автора в семье нами анализировалось по показателю того, на каком месте он себя рисует по порядковому номеру. Себя на первом месте нарисовали 7 детей нормально развивающихся и 4 ребенка с ЗПР.

Других членов семьи на первом месте дети располагали так:

Дети нормально развивающиеся:

Маму - 12

Папу - 10

Другого - 1

Дети с ЗПР:

Маму - 11

Папу - 7

Другого - 8.

Сравнительные результаты показаны на рисунке 8.

 

Рис. 8. Первая изображенная фигура

 

Первым ребенок изображает наиболее значимого, главного и эмоционально близкого человека.

По данным Г.Т. Хоментаускаса около 38 % детей первой рисуют мать, 35 % себя, 17 % отца, 8 % братьев и сестёр. По нашим данным 40 % детей нормально развивающихся и 37 % детей с ЗПР первыми нарисовали мать, 24 % и 13 % соответственно нарисовали себя и 33 % и 23 % соответственно отца. Такое частотное распределение обусловлено исторической ролью женщины в нашей культуре, как выполняющей наиболее важные функции в семье. Хотя приближение числа детей нормально развивающихся, рисующих первыми отца (40 %) к тем, кто рисует первой мать (33 %) говорит о том, что эти роли имеют тенденцию к уравниванию по общему психологическому влиянию на ребенка.

Данные о рисовании на первом месте «другого» подтверждают влияние братьев и сестер на дошкольников с ЗПР. Только один ребенок из «нормальной» выборки нарисовал первым старшего брата (10 % от детей, имеющих сиблингов). У детей же с ЗПР на первом месте были 4 старших брата, 2 старших сестры (50 % от детей, имеющих сиблингов). Остальными оказались два дедушки в семьях» где дети росли без отца.

По третьему аспекту интерпретации рисунка семьи с точки зрения его эмоциональной выразительности по мнению экспертов, результаты оказались следующими. Все эксперты оценили рисунок семьи с точки зрения эмоциональной выразительности. Ни один не сказал, что эмоциональность в рисунке отсутствует.

Позитивно эмоциональные рисунки были у 21 % детей, негативные у 17 %. Остальные рисунки эксперты оценили как смешанные по эмоциональности - 62 %. У подавляющего большинства детей интенсивность выражения эмоций была высокой - 83 %, Сложные проявления эмоций отмечены в 87 % случаев. Принятие себя было у 33 % детей. 37,5 % детей не принимали себя на рисунке. У остальных, с точки зрения экспертов, принятие себя было неоднозначным.

По сравнению с нормально развивающимися сверстниками, значимых различий в интенсивности, сложности выражения эмоций и принятии себя у детей с ЗПР выявлено не было. У нормально развивающихся детей позитивных рисунков было почти в два раза больше - 46 % (у детей с ЗПР - 21 %), а с неопределенной эмоциональностью было всего 28 % (против 62 % у детей с ЗПР) - различия достоверны на 5 % уровне значимости.

Дети с задержкой психического развития рисовали в целом более схематично, одежда у фигур почти во всех рисунках отсутствовала, половые различия были отмечены только с помощью наличия разного расположения волос на голове (у женщин волос на голове больше, чем у мужчин и они более длинные), тела-овалы у мужчин, тела-треугольники - у женщин, а в 37% рисунков и эти различия отсутствовали. Деталей, одежды и украшений практически не наблюдалось.

Спектр эмоций, которые выражали дети обеих групп с точки зрения экспертоп, был огромен. От уверенности, надежды, радости, чувства общности, сплоченности, близости, размеренности, спокойствия, доверия, умиротворенности, удовлетворения, активности, напора до смущения, сомнения, пассивности, связанности, тревоги, одиночества, равнодушия, отчужденности, разобщенности, грусти, незащищенности, неопределенности, беспомощности, бессилия, усталости, недоверия, настороженности, изолированности, замкнутости, опустошенности, напряжения, негативизма, страха, угрозы, агрессии, злости, гнева.

Средства, которыми пользовались дети, были не просто карандаш и бумага. Об эмоциональном фоне рисунка говорили характер линий (толстые, тонкие), нажим, штриховка, цвет, пятна, ритм. Расположение персонажей между собой и на листе в целом, их размер, детали и прорисовка играли большую роль. Исполнение могло быть примитивным или же это был целый сюжет. Некоторые рисунки отличались очень уверенным исполнением (по характеру штрихов и линий).

Таким образом, можно говорить, что все обследуемые дети выражали эмоции и чувства через рисунок семьи.

задержка психический развитие эмоция дошкольник


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведено изучение проявлений эмоциональных состояний у дошкольников с задержкой психического развития, в сравнении с нормально развивающимися сверстниками в ситуациях свободного выражения этих состояний.

Такими ситуациями являлись задания изображения человека и семьи, где регламентировалось общее содержание рисунка, но не передача эмоционального состояния.

Поскольку оценки эмоциональных проявлений в детских рисунках учеными еще не разработаны, использовались экспертные оценки, которые давали практические психологи с большим опытом диагностической и коррекционной работы с детьми.

Анализ полученных материалов показывает, что по большинству выбранных параметров, характеризующих проявления эмоций и личности в целом, статистически значимых различий между старшими дошкольниками с ЗПР и нормально развивающимися детьми достоверно отсутствуют.

По результатам применения методики «Рисунок человека» данные экспертных оценок свидетельствуют о преобладании положительно эмоционально окрашенных рисунков у нормально развивающихся детей при лишь третьей части таковых у детей с ЗПР.

Вместе с тем у последних заметно больше рисунков с интенсивно выраженными эмоциями.

Сходную картину дает анализ «Рисунка семьи». Кроме того, выполнение этого рисунка обнаружило, что для детей с ЗПР эмоциональные связи с сиблингами значимее, чем для нормально развивающихся детей

В целом, результаты исследования свидетельствуют о том, что по проявлениям эмоциональной сферы в изобразительной деятельности дошкольники с ЗПР не отличаются значительно от нормально развивающихся детей.

Значительные отличия обнаруживаются в вербальных средствах обозначения эмоций и в технике изобразительной деятельности, которая вместе с недостатками интеллектуального развития, сказывается на содержательной стороне рисунков. Детям с ЗПР свойственна также меньшая устойчивость эмоциональных состояний, высокая их лабильность, что, как можно предположить, связана с недостатками их регуляции. Эта лабильность в повседневном поведении детей и создает, вероятно, впечатление глубокого недоразвития эмоциональной сферы.

На основании анализа материалов, полученных в ходе исследовании, можно сделать следующие выводы:

. В отличие от распространенных представлений о значительных нарушениях эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития недостатки эмоциональной сферы, обнаруживаемые в изобразительной деятельности, оказываются незначительными.

. У детей обеих групп существуют сходные психологические особенности и проблемы в эмоционально-личностной сфере.

. Проявление эмоций и чувств в рисунке у детей с ЗПР по некоторым качественным показателям отличается от нормально развивающихся сверстников (по показателям выражения негативных эмоций, по положительному «принятию себя»). Можно сказать, что в актуальном состоянии дети с ЗПР выразили более негативный фон эмоциональности, чем дети нормально развивающиеся, затем при дальнейшей работе с красками эти различия почти исчезли. Следовательно, можно говорить о большей динамике эмоциональности у детей с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися дошкольниками, что с одной стороны связано с недостаточностью эмоциональной регуляции, а с другой говорит о гибкости и возможности успешной коррекции эмоциональной сферы таких детей.

. Братья и сестры играют значительно более важную роль в эмоциональной жизни ребенка-дошкольника с ЗПР, чем у нормально развивающихся сверстников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982. - 125 с.

2. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. - М.: Педагогика, 1982. - Кн. 1 - 2.

.   Анохин П.К. Эмоции / Психология эмоций. - М.: Московский университет, 1993. - С. 181 - 188.

.   Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М., 2000. - 62 с.

.   Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. - М., 1990. - 342 с.

.   Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М: Изд-во Владос-Пресс, 2003. - 160 с.

.   Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976. - 376 с.

.   Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.

.   Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

.   Выготский Л.С. Психология искусства. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 480 с.

.   Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т 4.: Детская психология Под. ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1983. - 432 с.

.   Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5 Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. - М.: Педагогика, 1983. - С. 34 - 49.

.   Грег М. Ферс. Тайный мир рисунка: Пер, с англ. - СПб.: Европейский Дом, 2000. - 176 с.

.   Денисова З.В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. - Л.: Наука, 1974. - 158 с.

.   Дети с временными задержками развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1971. - 290 с.

.   Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цылиной. - М.: Педагогика, 1984. - 255 с.

.   Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: АРКТИ, 2001. - 224 с.

.   Дилео Дж. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. - М.: Апрель Пресс, изд-во Эксмо, 2002. - 272 с.

.   Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. - СПб.: Сотис, 2002. - 256 с.

.   Жарепкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. - 1972. - Вып. 4. - С. 29

.   Запорожец А.В. Психология. - М.: Просвещение, 1965. - 240 с.

.   Запорожец А.В. Взаимосвязь развития когнитивных и эмоциональных процессов у детей // Тезисы научных сообщений советских психологов в XXI Международному психологическому конгрессу. - М., 1976. - С. 123 - 125.

.   Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у детей // Вопросы психологии. - 1974. № 6. - С. 59 - 73.

.   Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980. - 440 с.

.   Ильин Е.Л. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.

.   Котырло В.К. Об особенностях формирования эмоционально-волевой сферы дошкольника // Дошкольное воспитание. - 1968. - № 2. - С. 41 - 44.

.   Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

.   Лебединская К.С. Клинические варианты задержек психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1980. №3. - С. 407 - 412.

.   Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Московский университет, 1981. - 584 с.

.   Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций. - М.: Московский университет, 1993. - С. 171 - 180.

.   Лосева В.К. Рисуем семью. Психологическая помощь и консультирование. - М., 1995. - 123 с.

.   Маховер К. Проективный рисунок человека. - М.: Смысл, 1996. - 160 с.

.   Симонов П.В. Информационная теория эмоций / Психология эмоций. - М.: Московский университет, 1993. - С. 188 - 195.

.   Смирнов А.А. Детские рисунки // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М., 1980. - С. 53 - 63.

.   Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 536 с.

.   Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990. - 180 с.

.   Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Н. Новгород, 1994. - 228 с.

.   Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996. - 192 с.

.   Хвигозова Т.А. Педагогическая коррекция эмоциональных нарушений у дошкольников средствами рисования: Автореф. дис.... канд. педагог. наук. - М., 1996. - 20 с.

.   Хоментаускас Г.Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи. Автореф. дисс.... канд. психол. наук. - М., 1985. - 24 с.

.   Шестилетние лети: проблемы и исследования. Межвузовский сборник научных трудов. Н.Новгород, 1993. - 125 с.

.   Янкина Е.И. Эмоции в развитии интеллекта ребенка дошкольного возраста Ананьсвские чтения - 99: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1999.- С. 238-239.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.106.69 (0.056 с.)