Общая характеристика детей с ЗПР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика детей с ЗПР



 

Комплексное изучение детей с ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в стране и 60-е годы. Исполняя государственный заказ, НИИ дефектологии АПН СССР (ныне институт коррекционной педагогики) начал в 1967 году проводить систематические медико-психолого-педагогические исследования сравнительного характера, направленные на изучение общего и специфического в развитии детей с выраженными стойкими трудностями в обучении, умственно отсталых и нормально развивающихся (возглавил работу проф. В.И. Лубовский). Первые обобщения этих данных и общие рекомендации по коррекционной работе с такими детьми были даны Т.А. Власовой и М.С. Певзнер в книге «О детях с отклонениями в развитии» (1971).

Результаты современных исследований говорят о том, что у детей с таким общим диагнозом как «задержка психического развития» природа, характер нарушений, их проявления очень различны. Также очень индивидуальны возможности компенсации негативных тенденций психического развития. Однако существуют общие критерии для определения данного понятия. Задержка психического развития - это парциальный, обратимый, недостаток развития, занимающий промежуточное положение между психической нормой и умственной отсталостью. При данном типе нарушений развития могут обнаруживаться недостатки интеллекта, его предпосылок, речи, моторной сферы и личности (инфантилизм). Дети с ЗПР, несмотря на значительную вариабельность, характеризуются рядом признаков, позволяющих отграничить это состояние как от педагоги ческой запущенности, так и от олигофрении: они не имеют нарушений отдельных анализаторов, не являются умственно отсталыми, у них формируется абстрактное мышление, им свойственна относительно высокая обучаемость, но в то же время без специальной коррекционной работы, они стойко не успевают в массовой школе вследствие полиморфной клинической симптоматики - незрелости сложных форм поведения, информированности целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, низкой работоспособности.

В настоящее время существуют несколько классификаций вариантов задержки психического развития. Первая клиническая классификация предложена Т.А. Власовой и М.С. Певзнер (1967). В практике работы более широко используется классификация К.С. Лебединской (1980), разработанная на основе этиопатогенетического подхода. В соответствии с данной классификацией различают четыре основных варианта задержки психического развития:

) церебрально-органического генеза (71 % наблюдений). При этом варианте сочетаются черты незрелости и различной степени поврежденности ряда психических функций. Органический инфантилизм (термин И.А. Юрковой, 1959) характеризуется отсутствием живости и яркости эмоций; бедностью воображения и творчества в игре, ее монотонностью и однообразием, преобладанием в ней компонента двигательной расторможенности. Повышенная внушаемость отражает органический дефект критики. В.В. Ковалев (1973) отмечает, что при церебрастеническом инфантилизме в клинической картине эмоциональная незрелость сочетается с повышенной интеллектуальной истощаемостью, утомляемостью, низкой работоспособностью, сомато-вегетативными расстройствами;

) по типу конституционального (гармонического) психического и психофизического инфaнтилизмa (3 % наблюдений). При данном варианте на первый план в структуре дефекта выступают черты эмоциональной и личностной незрелости. Инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с «детскостью» мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Такие дети проявляют творчество в игре, эта деятельность для них наиболее привлекательна, в отличие от учебной. Заниматься они не любят и не хотят. Перечисленные особенности затрудняют социальную адаптацию. Отечественные клиницисты, характеризуя неосложненные формы так называемого гармонического инфантилизма, обращают внимание на гармоничность сомато-психического облика: инфантильно-грациальиое телосложение, яркость и выразительность эмоций, непосредственность и наивность, преобладание эмоциональной мотивации поведения, предпочтение игровой деятельности, отличающейся изобретательностью и активностью. Принято считать, что возникающие у этих детей незначительные затруднения в обучении, как и явления школьной дезадаптации, прежде всего связаны с несформнрованностью учебной мотивации и слабостью волевых установок на то, чтобы перестроить свое поведение в соответствии со школьными требованиями. Сохранность интеллекта, общая гармоничность облика, а также данные наследственности позволяют предполагать конституциональную природу незрелости эмоционально-волевой сферы (А.Ф. Мельникова, 1936; Г.Е. Сухарева, 1965; И.А. Юркова, 1971; М.С. Пелзнер, 1971; К.С. Лебединская, 1980 и др.);

) соматогенного происхождения (с явлениями соматогенной астении и инфантилизма) (9 % наблюдений). Такая задержка возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями сердца, почек, эндокринной системы и др. Детей характеризуют явления стойкой физической и психической астении, что приводит к снижению работоспособности и формированию таких черт личности как робость, боязливость. Дети растут в условиях ограничений и запретов, сужается круг общения, недостаточно пополняется запас знаний и представлений об окружающем. Нередко возникает вторичная инфантилизация, формируются черты эмоционально-личностной незрелости, что наряду со снижением работоспособности и повышенной утомляемостью не позволяет ребенку достичь уровня возрастного развития;

) психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфантилизация) (17 % наблюдений). При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов могут возникать стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности. В условиях безнадзорности может наблюдаться развитие личности по неустойчивому типу: у ребенка преобладают импульсивные реакции, неумение тормозить свои эмоции. В условиях гиперопеки формируются эгоцентрические установки, неспособность к волевым усилиям, труду. В психотравмирующих условиях происходит невротическое развитие личности. У одних детей при этом наблюдаются негативизм и агрессивность, истерические проявления, у других - робость, боязливость, страхи, мутизм. При названном варианте задержки на первый план выступают нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижение работоспособности, информированность произвольной регуляции поведения.

Патогенетической базой этих симптомов является перенесенное ребенком органическое поражение центральной нервной системы (ЦНС) и ее резидуально-органическая недостаточность. Другой причиной может быть функциональная незрелость ЦНС.

Можно выделить две категории детей с задержкой церебрально-органического генеза (И.Ф. Марковская, 1993).

Группа А - преобладают черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма, т.е. в психологической структуре сочетаются информированность эмоционально-волевой сферы (эти явления преобладают) и познавательной деятельности, выявляется негрубая неврологическая симптоматика.

Группа Б - доминируют симптомы поврежденности: выявляются стойкие энцефалопатические расстройства, парциальные нарушения корковых функций, в структуре дефекта преобладают интеллектуальные нарушения.

В обоих случаях страдают функции регуляции психической деятельности: при первом варианте в большей степени страдает звено контроля, при втором - звено контроля и звено программирования, что обусловливает низкий уровень овладения детьми всеми вилами деятельности (предметно-манипулятивной, игровой, продуктивной, учебной, речевой). Дети не проявляют устойчивого интереса, деятельность недостаточно целенаправленна, поведение импульсивно.

По мнению У.В. Ульецковой (1994), в плане компенсации большое значение имеет возраст ребенка, состояние его здоровья, специфика микросоциальной среды, характер задержавшейся в развитии функции, се сочетание с другими психологическими особенностями ребенка, своевременность организации коррекционно-педагогической работы с ним.

Наибольшее практическое значение для специальной педагогики и психологии имеет церебрально-органический инфантилизм, клинические проявления которого отражают повреждение нервной системы вследствие патологии беременности и родов, нейроинфекций и интоксикаций в первые годы жизни ребенка. В этих случаях признаки органической поврежденности и незрелости нервной системы тесно переплетены между собой и пронизывают структуру как эмоциональных расстройств, так и нарушений интеллектуальных функций. Таким детям свойственны недостаточная дифференцированность эмоций, однообразие игровой деятельности из-за бедности воображения, неразвитость познавательных интересов, пониженная способность устанавливать более сложные причинно-следственные связи. Различные исследователи по-разному оценивают общую структуру нарушений познавательной деятельности у этой группы детей. Одни из них полагают, что церебрально-органический инфантилизм чаще сочетается с более выраженным дефектом интеллектуальных функций, склоняясь к целесообразности рассмотрения его в рамках умственной отсталости (С.С. Миухин, 1961; Е.С. Иванов, 1967; Д.Н. Исаев, 1976, 1982 и др.). Их оппоненты исходят из того, что один и тот же тип эмоциональных расстройств может сочетаться с различными по структуре интеллектуальными нарушениями. А поэтому, находя качественное отличие структуры познавательной деятельности при олигофрении и ЗПР церебрально-органического генеза, они настаивают на более независимой оценке характера эмоционально-волевых и интеллектуальных расстройств (Е.Н. Самодумская, 1971; И.Ф. Марковская, 1977; К.С. Лебединская, 1980 и др.) Существует мнение, основанное на данных некоторых катамнестических исследований, что по мере взросления ребенка наблюдаемые у него черты органического инфантилизма имеют тенденцию к смягчению, в то время как на первый план более отчетливо начинают выступать признаки интеллектуальной недостаточности (И.А. Юркова, 1959; М.Г. Рейдибойм, 1972; И.Л. Крьгжановская, 1978).

Разновидностью органического инфантилизма является церебрально-эндокринный инфантилизм, своеобразие которого определено спецификой этиологии и патогенеза поражения мозга (церебральный гипогенитализм, субнанизм, синдромы Шерешневского-Тернера и Клайнфельтера). При этом в клиническом варианте инфантилизма черты эмоциональной незрелости сочетаются со склонностью к рассуждательству, наивной и нелепой манерностью в подражании взрослым людям (Г.Е. Сухарева, 1959; К.С. Лебединская, 1969; М.М. Райская, 1971 и др.).

В ряде зарубежных исследований при описании детей, негрубо отстающих в развитии, прослеживается связь интеллектуальной недостаточности с эмоциональными расстройствами, не включающими компонента инфантилизма. К ним относятся отклонения, определяемые как клиническими понятиями (дисфоричность, возбудимость, заторможенность, эмоциональная лабильность либо уплощенность и т.д.), так и психологическими (эгоизм, несамостоятельность, впечатлительность, равнодушие и т.п.), а также чисто феноменологическими (дерзость, лень, не послушность, упрямство, драчливость и т.п.). На основании факторного анализа этих проявлений производились попытки их объединения в отдельные синдромы нарушенного поведения: «агрессивное», «заторможенное», «гиперактивное», «гиперкинетическое», «гипоактивное». Отечественные исследователи (Г.Е. Сухарева, 1959; С.С. Миухин, 1961, 1968; В.В. Ковалев, 1979 и др.) рассматривают эти явления в рамках энцефалопатнческих расстройств, осложняющих задержку интеллектуального развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.01 с.)