Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Незрелость эмоциональной сферы у детей ЗПРСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Остановимся подробнее на описаниях ЗПР, в которых рассматриваются признаки незрелости эмоциональной сферы. Преобладающими в психическом облике и модусе поведения этих детей отчетливо выступают черты личностной незрелости: доминирование эмоциональной мотивации поведения и неспособность к волевому усилию, непосредственность и малая глубина переживаний, лабильность настроения, несамостоятельность и внушаемость. При этом не наблюдается яркости восприятия, богатых ассоциаций, выразительных и разнообразных эмоциональных реакций, той активной радости познания и творчества, которыми так привлекательна детскость здорового ребенка. Здесь эта детскость отмечена печатью органической неполноценности ЦНС, смещающей инфантильность в сторону проявлений, наиболее близких к симптомокомплексу, обозначаемому И.А. Юрковой (1959) термином «органический инфантилизм». Внешнюю живость и психическую активность имитируют возбудимость и психомоторная расторможенность. Нередки суетливость, порывистость, малая целенаправленность движений сочетается с неловкостью, плохой днфференцированностью более тонких и сложных движений. Неадекватные веселость и «жизнерадостность», нередко расценивавшиеся воспитателями и родителями как проявление непосредственности и наивности, скорее указывают на некритичность, неумение оценить обстановку и настроение окружающих. Подражательность и внушаемость отмечены своеобразной «избирательностью», приватом чувственных переживаний, так называемой «сенсорной жаждой», что затрудняет формирование социально-этических установок и приводит к дезадаптированным формам поведения. Особенно отчетливо признаки органической неполноценности ЦНС наблюдаются в недоразвитии произвольной деятельности этих детей. Игры, требующие сосредоточенности внимания, устойчивости намерений, строгой последовательности действий отличаются недостаточной целенаправленностью, несамостоятельностью и малым элементом творчества из-за выраженной истощаемости и пресыщаемости, непоследовательности поступков. Однако если ребенка удастся заинтересовать посильной работой, он обнаруживает достаточную сообразительность, становится более активным, стараясь заслужить хорошую оценку и похвалу. Успех в учебе, как правило, улучшает и поведение.
Нередко учитель и воспитатель, наблюдающие ученика в разное время дня, расходятся в его оценке: первый считает его поведение более или менее благополучным, а второй жалуется на непослушание, неорганизованность, неумение следовать правилам игры, расторможенность и драчливость, либо наоборот, робость и безынициативность и т.п. Такую неустойчивость в деятельности и поведении детей можно объяснить нарастанием в течение дня астенических явлений и необходимостью разрядки повышенного психомоторного напряжения при ослаблении режимных условий во второй половине дня. Неустойчивость психофизического состояния сочеталась с достаточными компенсаторными возможностями. Большинство этих детей (около 70%) в условиях специального обучения и адекватной медикаментозной терапии успешно адаптировались к школьным условиям. Несмотря на вышеизложенную общность детей этой группы, внутри нее исследователями выделены две подгруппы, отличающиеся некоторыми особенностями эмоционально-волевой сферы и темперамента: 1) органический инфантилизм по типу психической неустойчивости и 2) органический инфантилизм по типу психической тормозимости. Подробную личностную характеристику детей этих групп дала И.Ф. Марковская (1993). При органическом инфантилизме по типу психической неустойчивости преобладает повышенный фон настроения с оттенком эйфории. Несмотря на чрезвычайную подвижность мышц лица, мимика детей довольно однообразна и маловыразительна; при болтливости и громкости голоса - речь недостаточно модулированная; движения редкие и размашистые, но неточные. Дети часто неряшливо одеты, плохо причесаны, постоянно разбрасывают и теряют свои вещи и игрушки, не умеют содержать в порядке учебники и тетради, плохо заправляют постель. В классе они часто нарушают дисциплину. В начале урока слушают учителя и удовлетворительно отвечают на вопросы, но затем становятся невнимательными, теряют интерес к занятию, начинают играть, расчерчивать учебники, опускаться под парту, зевать, задавать посторонние вопросы. Несмотря на общительность, эти дети не имеют глубоких при вязан (гостей. Со взрослыми ласковы и даже назойливы, но в конфликтных ситуациях нередко крикливы и грубы; легко поддаются дурному влиянию. Чувства раскаяния и обиды неглубоки и кратковременны. Они охотно берутся за выполнение поручений, но, быстро теряя интерес, забывают об обещаниях и обязанностях, начатого дела до конца не доводят.
При органическом инфантилизме по типу психической тормозимости, наряду с чертами психической незрелости, проявляющейся, в виде преобладания игровой мотивации над учебной, внушаемости, дети отличаются плаксивостью, тревожностью, робостью, несамостоятельностью, тормозимостью и медлительностью. Они долго привыкают к школе: скучают по дому, плачут, избегают шумных и подвижных игр. На уроках эти дети редко поднимают руку, даже если знают правильный ответ. Плохие оценки, строгие замечания педагога часто вызывают слезы. Дома они капризны, часто переходят от радости к слезам. Их привязанность к родителям имеет симбиотическнй оттенок: лишь немногие действительно внимательны и заботливы. Сочетание несамостоятельности, нерешительности, с выраженной эмоциональной истощаемостью и робостью, склонностью к фиксации на неприятных переживаниях, способствует формированию малодушия, безволия и безинициативности, реакции ухода от трудностей. Таким образом по данным клиницистов и по наблюдениям педагогов у детей с ЗПР церебрально-органического генеза, которые составляют большинство детей этого типа нарушенного развития, отмечаются выраженные недостатки не только познавательной деятельности, но и эмоционально-личностного развития.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.214 (0.011 с.) |