Глава 1. Особенности эмоционально-личностной сферы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Особенности эмоционально-личностной сферы



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Особенности эмоционально-личностной сферы

Анализ подходов к определению эмоций

Виды эмоционального реагирования

Физиологические механизмы эмоциональных реакций

Глава 2. Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР

Общая характеристика детей с ЗПР

Незрелость эмоциональной сферы у детей ЗПР

Особенности личности и эмоциональной сферы детей с ЗПР

Глава 3. Экспериментальное исследование эмоционально-личностной сферы у детей с ЗПР

Методы и объект исследования

Анализ результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность дипломной работы определяется тем, что, согласно данным исследований конца 90-х гг. XX века, количество детей с задержкой психического развития постоянно увеличивается. Этому можно дать несколько объяснений: во-первых, объективно растет число факторов, способных стать причиной нарушения развития; во-вторых, усложняющиеся школьные программы оказываются посильными для все меньшего количества учеников; и в-третьих, совершенствующиеся методы диагностики позволяют точнее определять уровень развития ребенка, отделяя не только "норму" от "не нормы", но и выявляя разные формы и степени нарушенности.

Уточняются и усложняются задачи, стоящие перед специалистами, работающими с этой категорией детей. Традиционно сложившаяся система работы с этой категорией детей в основном направлена на коррекцию и развитие познавательной сферы. Однако очевидно, что коррекция познавательной сферы без системы общеукрепляющих воздействий, целенаправленного формирования коммуникативных навыков, коррекции эмоциональной сферы не приводит к желаемому результату.

Дополнительной трудностью является высокая степень неоднородности рассматриваемой категории детей. Один и тот же ребенок может характеризоваться дефицитарностью одних функции с одновременной сохранностью других. Такая неравномерность нарушенности делает тяжелую форму ЗПР в ряде случаев похожей на умственную отсталость. В то же время легкая форма ЗПР до начала систематического обучения может остаться незамеченной. В ранней диагностике задержки психического развития должны принимать участие не только специалисты: психологи, дефектологи, врачи, но и родители, и воспитатели дошкольных учреждений. Таким образом, в настоящее время самый широкий круг людей сталкивается с необходимостью знания и понимания психологических особенностей детей с ЗПР.

Особенности формирования и функционирования эмоциональной сферы в дошкольном возрасте давно признаны психологами важной проблемой. По мнению А. Валлона, эмоции в генезисе психической жизни проявляются раньше всего: «Ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям. Именно эмоции объединят ребенка с его социальным окружением, через эмоции ребенок обретает опору для своей биологии, в эмоции осуществляется симбиоз органического и психического, происходит как бы «переливание» одного в другое». А. Фрейд отмечала, что настроение матери, ее эмоционально с отношение к ребенку оказывает на него решающее влияние: «Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери, и что ею оживленнее всего приветствуется». Собственно эмоциональное развитие ребенка осуществляется под прямым «давлением» эмоциональности матери. Л.С. Выготский считал, что влияние среды меняется в процессе развития ребенка, определяясь его переживаниями. Он ввел понятие «ключевое переживание» - комплекс осознаваемых и неосознаваемых ребенком отношений с важными элементами окружающей среды. Д.Б. Эльконин подчеркивал важность эмоционально-положительного фона вокруг ребенка как фактора благополучного психического и физического развития. Принцип, «единства интеллекта и аффекта» обоснован в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Ж. Пиаже, рассматривая «детский эгоцентризм» как особую познавательную позицию, характеризующуюся зависимостью мышления ребенка от непосредственных впечатлений, считал, что он («эгоцентризм») сохраняется вплоть до начала систематического обучения. Д.Б. Эльконин полагал, что децентрация мышления ребенка осуществляется постепенно, а пик этого процесса приходится на возраст 7 лет.

Современные исследования свидетельствуют, что эмоциональность сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Если ребенок свыкся с состоянием уныния, если он постоянно расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его жизнерадостный сверстник, склонен к активному любопытству, к исследованию окружающей среды. Имеются данные Е.И. Ликиной (1999 г.), что уровень развития интеллекта выше у дошкольников с преобладанием положительных эмоций и ниже - с преобладанием отрицательных. Е.И. Ликина отмечает, что нарушения в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста ведут к тому, что ребенок не может использовать другие способности, в частности интеллект, для дальнейшего развития.

В конце XX века специальная психология и педагогика располагают рядом исследовании, посвященных изучению психологических особенностей детей с ЗПР: памяти (Н.Г. Лутопян, 1977; В.Л. Подобед, 1981; Н.Г. Поддубная, 1975); речи (Ш.О. Борякова, 1983; В.И. Лубовский, 1978; Е.С. Слепович, 1978); мышления (С.А. Домишкевич, 1987; Т.В. Егорова, 1975; И.А. Коробейников, 1980; Т.А. Стрекалова, 1982); игровой деятельности (Л.В. Кузнецова, 1984; Е.С. Слепович, 1990); учебной деятельности (Г.И. Жаренкова, 1975; С.Г. Шевченко, 1994); личности (Е.Н. Васильева, 1994; Е.Е. Дмитриева, 1990; Г.Н. Ефремова, 1997). И все же на сегодняшний день психолого-педагогический аспект многих проблем задержки психического развития дошкольников продолжает оставаться мало разработанным.

Особенности эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР изучались недостаточно. Многие авторы отмечают такие характерные для этой группы детей черты как эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, повышенная утомляемость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, проблемы в формировании нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально "теплым" отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Все эти особенности существенно снижают эффективность коррекционной работы с такими детьми, создавая дополнительные трудности на пути выправления и без того «нарушенного» развития.

Цель работы: изучить особенности развития эмоционально-личностной сферы дошкольников с задержкой психического развития. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи исследования:

. Рассмотреть теорию эмоций.

. Проанализировать развитие детей с ЗПР.

. Показать особенности развития эмоционально-личностной сферы у детей с ЗПР.

Объект исследования - эмоциональная сфера дошкольников с задержкой психического развития.

Предмет исследования - компоненты эмоциональной сферы и их структурные связи, специфичные для дошкольников с ЗПР.

Гипотеза исследования: дошкольники с ЗПР имеют специфические особенности эмоциональной сферы, влияющие на их когнитивные характеристики и важные с точки зрения организации коррекционной работы.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведено изучение проявлений эмоциональных состояний у дошкольников с задержкой психического развития, в сравнении с нормально развивающимися сверстниками в ситуациях свободного выражения этих состояний.

Такими ситуациями являлись задания изображения человека и семьи, где регламентировалось общее содержание рисунка, но не передача эмоционального состояния.

Поскольку оценки эмоциональных проявлений в детских рисунках учеными еще не разработаны, использовались экспертные оценки, которые давали практические психологи с большим опытом диагностической и коррекционной работы с детьми.

Анализ полученных материалов показывает, что по большинству выбранных параметров, характеризующих проявления эмоций и личности в целом, статистически значимых различий между старшими дошкольниками с ЗПР и нормально развивающимися детьми достоверно отсутствуют.

По результатам применения методики «Рисунок человека» данные экспертных оценок свидетельствуют о преобладании положительно эмоционально окрашенных рисунков у нормально развивающихся детей при лишь третьей части таковых у детей с ЗПР.

Вместе с тем у последних заметно больше рисунков с интенсивно выраженными эмоциями.

Сходную картину дает анализ «Рисунка семьи». Кроме того, выполнение этого рисунка обнаружило, что для детей с ЗПР эмоциональные связи с сиблингами значимее, чем для нормально развивающихся детей

В целом, результаты исследования свидетельствуют о том, что по проявлениям эмоциональной сферы в изобразительной деятельности дошкольники с ЗПР не отличаются значительно от нормально развивающихся детей.

Значительные отличия обнаруживаются в вербальных средствах обозначения эмоций и в технике изобразительной деятельности, которая вместе с недостатками интеллектуального развития, сказывается на содержательной стороне рисунков. Детям с ЗПР свойственна также меньшая устойчивость эмоциональных состояний, высокая их лабильность, что, как можно предположить, связана с недостатками их регуляции. Эта лабильность в повседневном поведении детей и создает, вероятно, впечатление глубокого недоразвития эмоциональной сферы.

На основании анализа материалов, полученных в ходе исследовании, можно сделать следующие выводы:

. В отличие от распространенных представлений о значительных нарушениях эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития недостатки эмоциональной сферы, обнаруживаемые в изобразительной деятельности, оказываются незначительными.

. У детей обеих групп существуют сходные психологические особенности и проблемы в эмоционально-личностной сфере.

. Проявление эмоций и чувств в рисунке у детей с ЗПР по некоторым качественным показателям отличается от нормально развивающихся сверстников (по показателям выражения негативных эмоций, по положительному «принятию себя»). Можно сказать, что в актуальном состоянии дети с ЗПР выразили более негативный фон эмоциональности, чем дети нормально развивающиеся, затем при дальнейшей работе с красками эти различия почти исчезли. Следовательно, можно говорить о большей динамике эмоциональности у детей с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися дошкольниками, что с одной стороны связано с недостаточностью эмоциональной регуляции, а с другой говорит о гибкости и возможности успешной коррекции эмоциональной сферы таких детей.

. Братья и сестры играют значительно более важную роль в эмоциональной жизни ребенка-дошкольника с ЗПР, чем у нормально развивающихся сверстников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982. - 125 с.

2. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. - М.: Педагогика, 1982. - Кн. 1 - 2.

.   Анохин П.К. Эмоции / Психология эмоций. - М.: Московский университет, 1993. - С. 181 - 188.

.   Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М., 2000. - 62 с.

.   Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. - М., 1990. - 342 с.

.   Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М: Изд-во Владос-Пресс, 2003. - 160 с.

.   Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976. - 376 с.

.   Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.

.   Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

.   Выготский Л.С. Психология искусства. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 480 с.

.   Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т 4.: Детская психология Под. ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1983. - 432 с.

.   Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5 Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. - М.: Педагогика, 1983. - С. 34 - 49.

.   Грег М. Ферс. Тайный мир рисунка: Пер, с англ. - СПб.: Европейский Дом, 2000. - 176 с.

.   Денисова З.В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. - Л.: Наука, 1974. - 158 с.

.   Дети с временными задержками развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1971. - 290 с.

.   Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цылиной. - М.: Педагогика, 1984. - 255 с.

.   Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: АРКТИ, 2001. - 224 с.

.   Дилео Дж. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. - М.: Апрель Пресс, изд-во Эксмо, 2002. - 272 с.

.   Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. - СПб.: Сотис, 2002. - 256 с.

.   Жарепкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. - 1972. - Вып. 4. - С. 29

.   Запорожец А.В. Психология. - М.: Просвещение, 1965. - 240 с.

.   Запорожец А.В. Взаимосвязь развития когнитивных и эмоциональных процессов у детей // Тезисы научных сообщений советских психологов в XXI Международному психологическому конгрессу. - М., 1976. - С. 123 - 125.

.   Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у детей // Вопросы психологии. - 1974. № 6. - С. 59 - 73.

.   Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980. - 440 с.

.   Ильин Е.Л. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.

.   Котырло В.К. Об особенностях формирования эмоционально-волевой сферы дошкольника // Дошкольное воспитание. - 1968. - № 2. - С. 41 - 44.

.   Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

.   Лебединская К.С. Клинические варианты задержек психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1980. №3. - С. 407 - 412.

.   Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Московский университет, 1981. - 584 с.

.   Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций. - М.: Московский университет, 1993. - С. 171 - 180.

.   Лосева В.К. Рисуем семью. Психологическая помощь и консультирование. - М., 1995. - 123 с.

.   Маховер К. Проективный рисунок человека. - М.: Смысл, 1996. - 160 с.

.   Симонов П.В. Информационная теория эмоций / Психология эмоций. - М.: Московский университет, 1993. - С. 188 - 195.

.   Смирнов А.А. Детские рисунки // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М., 1980. - С. 53 - 63.

.   Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 536 с.

.   Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990. - 180 с.

.   Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Н. Новгород, 1994. - 228 с.

.   Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996. - 192 с.

.   Хвигозова Т.А. Педагогическая коррекция эмоциональных нарушений у дошкольников средствами рисования: Автореф. дис.... канд. педагог. наук. - М., 1996. - 20 с.

.   Хоментаускас Г.Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи. Автореф. дисс.... канд. психол. наук. - М., 1985. - 24 с.

.   Шестилетние лети: проблемы и исследования. Межвузовский сборник научных трудов. Н.Новгород, 1993. - 125 с.

.   Янкина Е.И. Эмоции в развитии интеллекта ребенка дошкольного возраста Ананьсвские чтения - 99: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1999.- С. 238-239.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Особенности эмоционально-личностной сферы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.034 с.)