Глава 4. Иные способы реализации административных полномочий в сфере тэк 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Иные способы реализации административных полномочий в сфере тэк



Государственное регулирование субъектов естественных монополий может также осуществляться посредством применения следующих методов: определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию; установления минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в производимом (реализуемом) товаре.

Несмотря на то что перечень методов государственного регулирования, приведенный в ФЗ "О естественных монополиях", является закрытым, государство использует и другие правовые средства, которые можно отнести к методам регулирования.

Так, на основании ст. 4 ФЗ от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", к лицензируемым относятся виды деятельности, регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензионно-разрешительное производство является одним из основных видов административно-процедурного процесса, что предполагает выполнение ряда действий как со стороны соискателя лицензии, так и со стороны государственных органов, осуществляющих лицензирование. Ранее, в соответствии с указанным нормативно-правовым актом, основные сферы деятельности хозяйствующих субъектов естественных монополий ТЭК подлежали лицензированию.

Таким образом, лицензирование (лицензионно-разрешительное производство) является дополнительным способом публично-правового воздействия на деятельность субъектов естественных монополий.

Систему лицензирования можно рассматривать в качестве юридического механизма, с помощью которого государство оставляет за собой право по сдерживанию входа субъектов на рынок естественно-монопольных услуг, а также по текущему контролю за деятельностью, осуществляемой на рынке.

В качестве способа государственного воздействия на деятельность субъектов естественных монополий в ТЭК необходимо также назвать систему сертификации. Данная система включает совокупность правил выполнения работ для подтверждения соответствия объектов, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводам правил или условиям договоров.

Правовые основы проведения сертификации закреплены в ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (ред. от 01.12.2007) <35> (далее - ФЗ "О техническом регулировании").

Федеральным законом "О газоснабжении в РФ" особо установлено, что поставки газа потребителям осуществляются только при соответствии качества поставляемого газа государственным стандартам и при наличии сертификатов (ст. 19). На основании данного нормативно-правового акта утверждены Правила проведения сертификации газа, предназначенного для реализации на территории РФ.

Необходимой составляющей деятельности субъектов естественных монополий является организация производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах. Порядок и правовая основа осуществления данных мероприятий устанавливаются в ст. 11 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (ред. от 18.12.2006), а также соответствующих Правилах.

Помимо этого, в ТЭК разрабатываются и применяются специальные системы сертификации (например, система "ТЭКСЕРТ"). В рамках данной системы утверждаются правила, применяемые в том числе и в естественно-монопольных видах деятельности (например, в технологических процессах транспорта нефти и газа и др.).

Так же как и лицензирование, сертификация представляет собой публично-правовой механизм, действие которого, в отличие от лицензирования, направлено не на предпринимательскую деятельность субъектов, а на соблюдение прав потребителей субъектов естественных монополий в части качества товаров (услуг).

Содержание и отличительные особенности направленности стандартизации определяются ее целями, которые заключаются в обеспечении технической безопасности. Вместе с тем надо отметить, что поскольку стандартизация является деятельностью по разработке рекомендаций, предусмотренных в ст. 11 <consultantplus://offline/ref=D38ACB57843691673D04394F35E2B310198C060763E24B7E34A1BAAADE0C90B5A54F53D6CD7C31uCDFU> ФЗ "О техническом регулировании", ее цели не следует считать исчерпывающими. Несмотря на добровольный характер применения, стандартизация как вид деятельности сохраняет государственный характер. Данная особенность закрепляет возможность изменения статуса стандартов в зависимости от социально-экономических потребностей общества.

В сферах деятельности субъектов естественных монополий государственные стандарты подлежат обязательному применению, что вызвано сложностью технологических объектов и оборудования, а также повышенной их опасностью для окружающей среды, здоровья граждан. Перечни объектов, на которые разрабатываются стандарты, утверждаются федеральными органами исполнительной власти.

Перечисленные методы воздействия, осуществляемые в форме лицензирования, сертификации, стандартизации, носят регулятивный характер и представляют собой ограничения на ведение определенных видов деятельности, а также систему требований, предъявляемых к качеству товаров (услуг) и безопасности функционирования производственных комплексов субъектов естественных монополий.


Заключение

 

Подводя итог рассмотрению регулирования естественных монополий в ТЭК, необходимо отметить следующее.

Несмотря на то, что проблема публичности цен (тарифов) и правил их определения относится к основным направлениям государственной политики в сфере регулирования ТЭК, характер правовых норм, устанавливающих различные механизмы ценообразования, а также методы тарифного регулирования не обеспечивают оптимальный вариант уровня и структуры цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий.

В связи с проводимыми преобразованиями в отраслях ТЭК, в последнее время все чаще высказывается мнение о возможности отмены государственного (главным образом, тарифного) регулирования в естественно-монопольных секторах экономики. В частности, такая позиция высказана экспертами одной из ведущих аудиторско-консалтинговых компаний, которые утверждают, что "рыночное регулирование тарифов как альтернатива госрегулированию в целом является более эффективным механизмом, позволяющим параллельно с учетом интересов потребителей услуг естественных монополий и государства качественно развиваться самим естественным монополиям".

Несомненно, в настоящее время существует потребность в поиске новых правовых форм и инструментов регулирования, направленных на дальнейшую законодательную регламентацию альтернативных методов ценообразования, позволяющих хозяйствующим субъектам действовать в зависимости от конкретно сложившейся экономической ситуации.

Вместе с тем, учитывая функционирование ТЭК в условиях переходного периода, сохранение прямых методов государственного регулирования остается актуальным. Необходимость интенсивного вмешательства государства в отдельные секторы ТЭК обусловлена недостаточно высокими регулирующими возможностями в сфере естественных монополий, которые осложнены конфликтом интересов публичных органов исполнительной власти, с одной стороны, и корпоративного бизнеса - с другой.

Отсутствие в сферах естественных монополий действенных конкурентных механизмов ставит перед государством задачу по созданию особой системы регулирования их деятельности, которая включает в себя правовую и организационную составляющие.

Таким образом, на современном этапе развития экономики задачи административно-правового регулирования в сфере естественных монополий заключаются:

в создании правил функционирования ТЭК, главным образом нефтегазового комплекса, отвечающих основным направлениям концепции реформирования;

в формировании тарифной политики с учетом долгосрочных параметров;

в поиске и правовой регламентации альтернативных методов ценообразования;

в законодательном закреплении четких пределов компетенции публичных органов исполнительной власти (в отношении установления тарифов или их предельных уровней).


Список использованной литературы

Библиография

)   Айзенберг Н.И. Теоретические основы регулирования естественных монополий. Препринт. Иркутск: Ин-т систем энергетики им. Л.А. Мелентьева, 2011.

2) Беляева О.А. Предпринимательское право России: Курс лекций <consultantplus://offline/ref=D38ACB57843691673D04364320E2B3101F84090262E24B7E34A1BAAADE0C90B5A54F53D6CC7A3EuCDEU>. М.: Юстицинформ, 2006.

)   Галичанин Е.Н. Законодательное решение проблем развития трубопроводного транспорта в России с учетом расширения его экспортных возможностей // НефтьГазПромышленность. 3 (31).

4) Демидов И.Л. Административно - правовое регулирование экономических отношений в российской федерации (на примере топливно - энергетического комплекса). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2008 г.

5) Еллинек Г. Общее учение о государстве. - СПб.. 2008.

6) Ерина Е.Н. Формы и методы административно-правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе. "Реформы и право", 2009, N 1.

)   Козлов Ю.М. Овсянко Д.М., Попов Л.Л. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2005.

)   П.Г. Лахно. Энергетика и право. М., «Юрист», 2012 г., с.324

)   Романова С.И. Ценовое регулирование естественных монополий (на примере электроэнергетики): Монография. М.: Полиграф Сервис, 2006;

)   Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. М.: 2005;

)   Шуплецов А.Ф., Янков Ю.П. Естественные монополии в переходной экономике: особенности регулирования. Иркутск: Фед. агентство по образованию; Байкальский государственный ун-т экономики и права, 2009;

Нормативные акты

)   Правила проведения сертификации газа, утверждены Постановлением Госстандарта России от 21 августа 2000 г. N 60 (ред. от 11.03.2002) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 11.12.2000. N 50;

)   Приказ ФСТ России от 05.07.2005 N 275-Э/4 "Об утверждении Методических указаний по индексации предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов и тарифов на продукцию (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность";

14) Распоряжениее Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года»;

15) Система сертификации "Нефтепромхим". Приказ Минтопэнерго России от 15.04.2000 N 117 "О сертификации химпродуктов, применяемых в технологических процессах добычи и транспорта нефти";

)   Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях";

)   Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "Об электроэнергетике".

Судебная практика

)   Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.12.2002, дело N А33-10361/00-С3а-Ф02-3463/02-С1;

)   Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.05.2003, дело N А33-8752/02-С3а-Ф02-1478/03-С1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.01 с.)