Глава 1. Задачи государственного регулирования тэк 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Задачи государственного регулирования тэк



 

Топливно-энергетический комплекс России (ТЭК) играет основную роль в экономике государства, так как именно этот сектор обеспечивает жизнедеятельность и развитие всех других отраслей экономики, определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны.

Несмотря на развитие рыночных отношений, развитие свободы предпринимательства и конкуренции, государство, на мой взгляд, должно играть значительную роль в регулировании такого сектора экономики, как топливно-энергетический комплекс.

Основными задачами Минэнерго России как федерального органа исполнительной власти являлись:

формирование предложений по энергетической политике России и реализация этой политики;

организация обеспечения потребности экономики и населения в топливе и энергии, их рационального и безопасного использования;

государственный надзор и контроль над энергетическими объектами и эффективное использование энергоресурсов;

содействие созданию правовых и экономических условий, обеспечивающих эффективное и устойчивое развитие ТЭК, и некоторые другие.

Как известно, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 Министерство промышленности и энергетики было упразднено, а Минэнерго было создано вновь. Таким образом, все функции его предшественника были переданы Минэнерго.

Ведь для того, чтобы сохранить и использовать имеющийся производственный, научно-технический, кадровый потенциал ТЭК, заложить основы долгосрочного и стабильного обеспечения национального хозяйства и населения России всеми видами энергии, необходима долгосрочная энергетическая политика, реализуемая, прежде всего органами государственной власти.

Разработка новой энергетической политики России, учитывающей реалии перехода страны от одной социально-экономической формации к другой, можно сказать, завершилась к середине 90-х годов. В мае 1995 г. Указом Президента Российской Федерации были утверждены Основные направления энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года, а Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.95 г. № 1006 были одобрены основные положения Энергетической стратегии России.

Этими документами были определены основные направления энергетической политики и структурной перестройки ТЭК на перспективу, цели, приоритеты и механизмы их реализации.

Энергетическая политика Российской Федерации, определяя условия для конструктивного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций (в том числе некоммерческих) и предпринимателей в сфере энергетики, исходит из следующих приоритетов:

устойчивое обеспечение страны энергоносителями;

повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития;

создание надежной сырьевой базы и обеспечение устойчивого развития топливно-энергетического комплекса в условиях формирования рыночных отношений;

уменьшение негативного воздействия энергетики на окружающую природную среду;

поддержание экспортного потенциала топливно-энергетического комплекса и расширение экспорта его продукции;

сохранение энергетической независимости и обеспечение безопасности Российской Федерации.

В ходе продолжающихся реформ в России сложились во многом новые социально-экономические условия и возникла необходимость подготовки новой редакции Энергетической стратегии.

Работа по ее подготовке была возложена на Минэнерго России Распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года».

 

В соответствии с указанной Энергетической стратегией основными принципами энергетической политики являются:

последовательность действий государства по реализации

важнейших стратегических ориентиров развития энергетики;

заинтересованность в создании сильных, устойчиво развивающихся и готовых к конструктивному диалогу с государством энергетических компаний;

обоснованность и предсказуемость государственного регулирования, направленного на стимулирование частной предпринимательской инициативы в области реализации целей государственной политики, в том числе в инвестиционной сфере.

Стратегическими ориентирами долгосрочной государственной энергетической политики являются энергетическая и экологическая безопасность, а также энергетическая и бюджетная эффективность.

Главным инструментом осуществления указанной политики должен являться комплекс мер экономического регулирования: ценового, налогового, таможенного и антимонопольного. Создание непротиворечивой и гибкой системы экономического регулирования относится к числу важнейших предпосылок экономической эффективности энергетической политики.

При проведении энергетической политики государство в полной мере также будет использовать свои права собственника недр и активов в ТЭК. Для повышения эффективности этого процесса предусматриваются реструктуризация и акционирование государственной собственности в данной сфере с сосредоточением ее преимущественно в системообразующих секторах ТЭК (транспортная инфраструктура) и объектах повышенной опасности (атомная, гидроэнергетика и др.) с приватизацией других активов, прежде всего не находящихся под действенным контролем государства.

Основой реализации энергетической политики государства будет постоянно развивающаяся нормативно-правовая база. Ее совершенствование пойдет по пути дальнейшего формирования законодательства, обеспечивающего стабильность, полноту и непротиворечивость нормативно-правового поля этой важнейшей сферы жизнедеятельности общества. Однако, реализация энергетической стратегии потребует внесения изменений и дополнений в соответствующие законы, разработки и принятия новых нормативных актов.

Проблема правового регулирования в ТЭК, и прежде всего энергоснабжения, приобретает еще большую значимость в современных условиях реформирования электроэнергетики. Отрасль в целом состоит из субъектов естественных монополий. Принципиальные преобразования в содержании, функциях складывавшейся десятилетиями Единой энергетической системы России (ЕЭС России) обусловливают необходимость нового подхода к правовому регулированию отношений между субъектами, функционирующими на рынке электроэнергии.

Основу основных правовых преобразований составляет Федеральный закон «Об электроэнергетики», принятый в начале 2003 г. В целях реализации указанного закона Правительство Российской Федерации должно принять свыше 30 нормативных правовых актов, большая часть из которых уже были приняты.

Федеральный закон «Об электроэнергетике» устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

В целях обеспечения энергетической безопасности, технологического единства электроэнергетики, соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии, взаимной ответственности всех участников, действующих в сфере обращения электроэнергии, законом определены основные принципы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике. К ним, в частности, относятся:

обеспечение единства технологического управления Единой энергетической системой России, надежного и безопасного функционирования Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем;

обеспечение доступности электрической и тепловой энергии для потребителей и защита их прав;

обеспечение социальной защиты граждан Российской Федерации от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию;

создание необходимых условий для привлечения инвестиций в целях развития и функционирования российской электроэнергетической системы;

развитие конкурентного рынка электрической энергии и ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики;

обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы оптового рынка;

сохранение элементов государственного регулирования в сферах электроэнергетики, в которых отсутствуют или ограничены условия для конкуренции.

Для реализации и соблюдения этих принципов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделены достаточно широкими полномочиями.

Например, Правительство Российской Федерации утверждает правила оптового рынка, основные положения функционирования оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков:

утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы оптового рынка и правила оказания этих услуг;

утверждает примерные договоры поставки электрической энергии потребителям;

утверждает правила заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничных рынках;

принимает меры социальной защиты отдельных категорий граждан, в том числе в форме утверждения порядка предоставления таким гражданам обеспечения обязательств по оплате электрической энергии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

утверждает основы ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и др.

К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относятся следующие:

контроль за деятельностью гарантирующих поставщиков в части обеспечения надежного энергоснабжения населения;

установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по территориальным распределительным сетям в рамках устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по территориальным распределительным сетям;

установление тарифов на тепловую энергию, за исключением тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии и некоторые др.

Несмотря на достаточно широкие полномочия государственных органов, очевидно, что сфера государственного влияния на субъекты электроэнергетики сузится в связи с реформированием отрасли, однако представляется, что необходимым условием развития электроэнергетической отрасли является возможность выбора и применения мер государственного регулирования. Поскольку стабильная электроэнергетическая сфера является необходимым элементом нормального существования государства в целом.

Поэтому перед федеральными органами исполнительной власти, среди которых можно назвать Министерство энергетики Российской Федерации, Федеральное агентство по энергетике, Федеральную службу по технологическому надзору, Федеральную службу по тарифам, стоят серьезные задачи по реформированию электроэнергетики в частности и по реализации энергетической стратегии, направленной на реформирование ТЭК, в целом.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.019 с.)