Электроэнергетическая отрасль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Электроэнергетическая отрасль



 

В электроэнергетической отрасли можно выделить два способа установления цены, которые в рамках ценового регулирования применяются в ТЭК: установление предельной величины тарифа; определение фиксированной цены. Следует отметить, что в научной, учебной литературе, нормативных правовых актах употребляются понятия: "цена" и "тариф". Интерес представляет вопрос о соотношении приведенных терминов, так как в различных источниках данные определения употребляются неединообразно. Вместе с тем наиболее точной и правильной представляется позиция, в соответствии с которой понятие "цена" является общим и может применяться для обозначения денежного эквивалента, как в отношении товаров, так и в отношении работ, услуг. Тариф - понятие специальное, сфера его применения - это только область работ и услуг. Употребление в нормативном акте общего ценового регулирования термина "цена" является достаточным и не требует дополнительного употребления термина "тариф". Если же сферой регулирования акта являются услуги или работы, может применяться только понятие "тариф" как разновидность цены. Таким образом, в случае если действие определенного нормативного правового акта распространяется как на товары (электрическая энергия, газ), так и на услуги (услуги по передаче электрической и тепловой энергии), возможно применение двух терминов с учетом приведенного выше разграничения.

Достаточно полно понятие «тариф» определено в Основах ценообразования. В данном нормативном акте тарифы рассматриваются как система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию и тепловую энергию, а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность. Понятие "тариф" (применительно к услугам по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам) устанавливается в Правилах государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 980. В соответствии с Правилами под тарифом следует понимать систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за оказываемые услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

Следует также отметить, что легальное определение понятия предельных уровней тарифов применительно к электроэнергетической отрасли в законодательстве не приводится. Вместе с тем, исходя из понятия регулируемой цены, приведенного в Постановлении Правительства РФ от 02.04.2002 N 226, под которой понимается цена, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на эту цену путем установления (в том числе) ее предельной или фиксированной величины, представляется, что предельный уровень тарифов - это цена, определяемая специально уполномоченным органом исполнительной власти путем закрепления в нормативном акте ее предельной величины.

Из приведенного определения можно также выделить два способа установления цены в рассматриваемом секторе, применяемых в рамках данного метода: установление предельной величины; установление фиксированной величины.

В соответствии со 2 ФЗ "О естественных монополиях" указано, что регулирование деятельности субъектов естественных монополий не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Таким образом, приведенная норма, в части применяемого метода, корреспондирует ст.2 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ". На основании указанной статьи ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" публичное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в указанном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию или их предельных уровней. Такое определение ценового регулирования представляется весьма жестким. В последующем, с принятием ФЗ "Об электроэнергетике" формулировка, изложенная в ст.2 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", претерпела некоторые изменения: посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней, и получила, таким образом, более широкое толкование.

Помимо ценового регулирования в условиях естественной монополии, рассматриваемый метод может применяться и в других сферах деятельности, определяемых федеральным законом. Так, в электроэнергетической отрасли государством осуществляется регулирование цен на виды услуг, исчерпывающий перечень которых приведен в п. 2 ст. 23 ФЗ "Об электроэнергетике".

Регулирование в конкретной области общественных отношений основывается на ключевых принципах, которые содержатся в источниках правовой регламентации отдельной сферы хозяйствования. Поэтому в неразрывной связи с методом ценового регулирования деятельности естественных монополий находятся принципы установления тарифов (цен), а также их предельных уровней.

В качестве основных принципов государственного регулирования тарифов, во исполнение норм ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", требуется соблюдение принципа обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии, определения экономической обоснованности планируемых себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов, обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии и др.

Приоритетным, имеющим наибольшее значение в правоприменительной практике, в естественно-монопольном секторе является принцип экономической обоснованности устанавливаемых тарифов, а также их предельных уровней. Законодательное закрепление данный принцип получил в Постановлении Правительства РФ от 13.10.1999 N 1158.

На основании приведенных нормативных правовых актов, определяющих основы государственного регулирования в сфере электроэнергетики, а также материалов судебной практики, можно заключить, что при определении тарифов и (или) предельных уровней в совокупности должно оцениваться их соответствие основным принципам, закрепленным в ст. 4 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ".

Ценовое регулирование выражается в установлении экономически обоснованных тарифов и (или) их предельных уровней. При этом ФЗ <consultantplus://offline/ref=D38ACB57843691673D04394F35E2B31016870E0363E24B7E34A1BAAAuDDEU> "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", а также ФЗ <consultantplus://offline/ref=D38ACB57843691673D04394F35E2B31016870E0467E24B7E34A1BAAAuDDEU> "Об электроэнергетике" данный принцип распространяется и на сферы, выходящие за рамки регулирования субъектов естественных монополий, действующих в электроэнергетике.

Критерии оценки экономической обоснованности затрат посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) или их предельных уровней на электрическую и тепловую энергию, газ, нефть, установление основ ценообразования в сфере регулируемых цен, правил государственного регулирования и применения тарифов, определяющих принципы и методы расчета тарифов, отнесены к полномочиям Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 устанавливаются принципы и методы регулирования, а также основания и порядок регламентации тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию и соответствующие услуги в электроэнергетической отрасли.

При установлении тарифов применяются различные методы регулирования, в том числе: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала; метод индексации тарифов. При установлении тарифов или их предельных уровней учитываются различные показатели, среди которых необходимо выделить прогнозы социально-экономического развития РФ на очередной год, методики расчетов, действующие в соответствующие периоды времени, прогноз уровня инфляции и многие другие параметры.

Методология индексации предельных уровней тарифов и тарифов на продукцию (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, определяется соответствующими Методическими указаниями.

Методы корректировки тарифов основаны на положении о том, что рост цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий не должен превышать прогнозируемого Минэкономразвития России уровня индексов - дефляторов цен на соответствующий период. Основное назначение прогнозных значений индексов - дефляторов цен - это расчет стоимостных показателей прогноза социально-экономического развития и параметров проекта бюджета. Однако следует отметить, что индекс - дефлятор цен не является директивным показателем для изменения уровня цен на конкретную продукцию (услуги), устанавливаемую органом регулирования деятельности естественных монополий.

 

Транспортировка газа

 

ФЗ "О газоснабжении в РФ" предусмотрено положение, на основании которого органы регулирования естественных монополий определяют методы регулирования, предусмотренные данным Законом, применительно к конкретному субъекту. В развитие данной нормы в ФЗ "О газоснабжении в РФ" установлено, что по решению Правительства РФ регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено введением цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций. Порядок установления указанных цен определяется Правительством РФ.

В соответствии с ФЗ "О газоснабжении в РФ" Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 утверждены Основные положения государственного регулирования цен на газ, определяющие принципы формирования цен на газ, добываемый на территории РФ, и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям.

Возвращаясь к определению предельного уровня тарифа, необходимо отметить, что в соответствии с дополнениями, внесенными в Основные положения государственного регулирования цен на газ Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 333, установлены понятия: "оптовая цена на газ, определяемая в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен", "предельный максимальный уровень оптовых цен на газ", "предельный минимальный уровень оптовых цен на газ".

Несомненным плюсом нормативно-правового урегулирования является то, что указанные понятия закреплены законодателем через договорные отношения. Установлены четкие пределы компетенции органов исполнительной власти по определению предельного уровня тарифа (цены), с одной стороны, и участников договора поставки газа по определению договорной цены - с другой.

На основании ст. 21 ФЗ "О газоснабжении в РФ" при государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций - собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа. На данный вид деятельности субъектов естественной монополии также распространяет свое действие Постановление Правительства РФ от 13.10.1999 N 1158 "Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий".

Таким образом, условие экономической обоснованности, несмотря на то что оно не выделено в отдельный принцип государственной политики в рассматриваемой области регулирования, является также необходимым для определения законности тарифа на услуги по транспортировке газа.

Методология и особенности расчета тарифов (ставок тарифов) на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, основные методы, а также состав тарифов определены соответствующей Методикой. На основании указанного нормативного акта государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам осуществляется путем установления их фиксированных уровней.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.011 с.)