По теме: «Особенности осуществления административных полномочий в топливно-энергетическом комплексе» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По теме: «Особенности осуществления административных полномочий в топливно-энергетическом комплексе»



Курсовая работа

По теме: «Особенности осуществления административных полномочий в топливно-энергетическом комплексе»

 


 

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Задачи государственного регулирования ТЭК

Глава 2. Формы и методы реализации административно-правовых полномочий в области регулирования деятельности субъектов естественных монополий в ТЭК

.   Формы реализации административно-правовых полномочий

.   Методы реализации административно-правовых полномочий

Глава 3. Полномочия в сфере ценового регулирования деятельности субъектов естественных монополий в ТЭК

. Электроэнергетическая отрасль

. Транспортировка газа

. Транспортировка нефти и нефтепродуктов

Глава 4. Иные способы реализации административных полномочий в сфере ТЭК

Заключение

Список использованной литературы

 


 

Введение

 

Взаимное влияние и воздействие государства и экономического сектора исторически предопределено развитием общества. Поскольку, прежде всего, «связь между хозяйством и государством проявляется, прежде всего, в том, что государство, эта самая развитая форма общежития, возможно только на определенной экономической ступени». При этом экономические отношения представляют собой один из важнейших предметов правового регулирования, осуществляемого государством.

В советский период роль государства в регулировании экономического сектора была всеобъемлющей, а сама экономика носила плановый характер. В период перестройки и перехода к рыночным отношениям государство устранилось от регулирования экономики. Однако ни та, ни другая позиция не способствовали гармоничному развитию экономики России и привели ко многим экономическим потрясениям и катаклизмам.

Потому на сегодняшний день в России по-прежнему сохраняется актуальность поиска новых подходов к определению роли государства в экономическом секторе, необходимых для этого юридических и экономических инструментов, обеспечивающих одновременно ограничение государственного вмешательства в сферу интересов хозяйствующих субъектов и повышение эффективности государственного регулирования экономической сферы общества в интересах национальной безопасности и социальной справедливости. Любое государство должно в той или иной мере и форме воздействовать и влиять на производство и распределение в той или иной мере и форме, осуществлять управление, которое представляет собой форму реализации исполнительной власти. При этом государство, вне зависимости от типа экономики, не должно ориентироваться только на процессы саморегулирования, свойственные рыночным отношениям. Главная роль государства в области экономики - определение и установление основ ее функционирования и хотя у рынка есть собственные законы, эффективное государство не может их не учитывать. Главную роль должны играть государственные законы, установление которых для всех субъектов экономической деятельности создает определенные рамки и для государственных структур.

Основы государственного регулирования в экономической сфере установлены Конституцией РФ. В частности, ст. 8 Конституции провозглашает, что в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особо внимание уделяется гарантированию единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции. Конституция также закрепляет основные и наиболее принципиальные положения роли государства в определении политики экономического развития, координации и контроля в сфере экономики.

Определение соответствующих моделей регулирования государством экономической деятельности должно осуществляться не только по отношению к экономике в целом, но и применительно к отдельным ее отраслям и хозяйственным комплексам, которые отличаются спецификой функционирования. Именно на государство, в лице его органов, возлагается обязанность формировать и реализовывать политику в целях развития предпринимательства, защиты внутреннего рынка, предотвращения негативных последствий деятельности естественных монополий (в частности, формируя механизмы совершенствования тарифного регулирования в Российской Федерации) и проч.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является на сегодняшний день одной из наиболее развитых и бюджетообразующих отраслей в экономике Российской Федерации. Самые крупные отечественные предприятия, имеющие филиалы по всему миру, выходящие на IPO на всех самых крупных биржах мира, относятся к топливно-энергетическому комплексу. И данная отрасль, вслед за развитием науки и экономики в целом, развивается и модернизируется с каждым днем.

Однако современная наука административного права и теория управления не способны гибко и быстро изменяться в соответствии с динамичными переменами в сфере ТЭК и не располагают достаточными теоретическими разработками, способными в полном объеме оказать влияние на эффективность его деятельности. Существующие теоретические разработки об органах управления в сфере топливно-энергетического комплекса и их взаимодействии с органами государственной власти, средствах и методах их воздействия на ТЭК, не удовлетворяют потребностей современной экономики и несовершенного правового регулирования.

Таким образом, исследование особенностей осуществлений административных полномочий и регулирования экономических отношений в Российской Федерации в области ТЭК затрагивает важные политические, правовые и научные проблемы, нуждающиеся в серьезном теоретическом исследовании, и представляет собой большой научный интерес.

 


 

Транспортировка газа

 

ФЗ "О газоснабжении в РФ" предусмотрено положение, на основании которого органы регулирования естественных монополий определяют методы регулирования, предусмотренные данным Законом, применительно к конкретному субъекту. В развитие данной нормы в ФЗ "О газоснабжении в РФ" установлено, что по решению Правительства РФ регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено введением цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций. Порядок установления указанных цен определяется Правительством РФ.

В соответствии с ФЗ "О газоснабжении в РФ" Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 утверждены Основные положения государственного регулирования цен на газ, определяющие принципы формирования цен на газ, добываемый на территории РФ, и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям.

Возвращаясь к определению предельного уровня тарифа, необходимо отметить, что в соответствии с дополнениями, внесенными в Основные положения государственного регулирования цен на газ Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 333, установлены понятия: "оптовая цена на газ, определяемая в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен", "предельный максимальный уровень оптовых цен на газ", "предельный минимальный уровень оптовых цен на газ".

Несомненным плюсом нормативно-правового урегулирования является то, что указанные понятия закреплены законодателем через договорные отношения. Установлены четкие пределы компетенции органов исполнительной власти по определению предельного уровня тарифа (цены), с одной стороны, и участников договора поставки газа по определению договорной цены - с другой.

На основании ст. 21 ФЗ "О газоснабжении в РФ" при государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций - собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа. На данный вид деятельности субъектов естественной монополии также распространяет свое действие Постановление Правительства РФ от 13.10.1999 N 1158 "Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий".

Таким образом, условие экономической обоснованности, несмотря на то что оно не выделено в отдельный принцип государственной политики в рассматриваемой области регулирования, является также необходимым для определения законности тарифа на услуги по транспортировке газа.

Методология и особенности расчета тарифов (ставок тарифов) на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, основные методы, а также состав тарифов определены соответствующей Методикой. На основании указанного нормативного акта государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам осуществляется путем установления их фиксированных уровней.

Заключение

 

Подводя итог рассмотрению регулирования естественных монополий в ТЭК, необходимо отметить следующее.

Несмотря на то, что проблема публичности цен (тарифов) и правил их определения относится к основным направлениям государственной политики в сфере регулирования ТЭК, характер правовых норм, устанавливающих различные механизмы ценообразования, а также методы тарифного регулирования не обеспечивают оптимальный вариант уровня и структуры цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий.

В связи с проводимыми преобразованиями в отраслях ТЭК, в последнее время все чаще высказывается мнение о возможности отмены государственного (главным образом, тарифного) регулирования в естественно-монопольных секторах экономики. В частности, такая позиция высказана экспертами одной из ведущих аудиторско-консалтинговых компаний, которые утверждают, что "рыночное регулирование тарифов как альтернатива госрегулированию в целом является более эффективным механизмом, позволяющим параллельно с учетом интересов потребителей услуг естественных монополий и государства качественно развиваться самим естественным монополиям".

Несомненно, в настоящее время существует потребность в поиске новых правовых форм и инструментов регулирования, направленных на дальнейшую законодательную регламентацию альтернативных методов ценообразования, позволяющих хозяйствующим субъектам действовать в зависимости от конкретно сложившейся экономической ситуации.

Вместе с тем, учитывая функционирование ТЭК в условиях переходного периода, сохранение прямых методов государственного регулирования остается актуальным. Необходимость интенсивного вмешательства государства в отдельные секторы ТЭК обусловлена недостаточно высокими регулирующими возможностями в сфере естественных монополий, которые осложнены конфликтом интересов публичных органов исполнительной власти, с одной стороны, и корпоративного бизнеса - с другой.

Отсутствие в сферах естественных монополий действенных конкурентных механизмов ставит перед государством задачу по созданию особой системы регулирования их деятельности, которая включает в себя правовую и организационную составляющие.

Таким образом, на современном этапе развития экономики задачи административно-правового регулирования в сфере естественных монополий заключаются:

в создании правил функционирования ТЭК, главным образом нефтегазового комплекса, отвечающих основным направлениям концепции реформирования;

в формировании тарифной политики с учетом долгосрочных параметров;

в поиске и правовой регламентации альтернативных методов ценообразования;

в законодательном закреплении четких пределов компетенции публичных органов исполнительной власти (в отношении установления тарифов или их предельных уровней).


Список использованной литературы

Библиография

)   Айзенберг Н.И. Теоретические основы регулирования естественных монополий. Препринт. Иркутск: Ин-т систем энергетики им. Л.А. Мелентьева, 2011.

2) Беляева О.А. Предпринимательское право России: Курс лекций <consultantplus://offline/ref=D38ACB57843691673D04364320E2B3101F84090262E24B7E34A1BAAADE0C90B5A54F53D6CC7A3EuCDEU>. М.: Юстицинформ, 2006.

)   Галичанин Е.Н. Законодательное решение проблем развития трубопроводного транспорта в России с учетом расширения его экспортных возможностей // НефтьГазПромышленность. 3 (31).

4) Демидов И.Л. Административно - правовое регулирование экономических отношений в российской федерации (на примере топливно - энергетического комплекса). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2008 г.

5) Еллинек Г. Общее учение о государстве. - СПб.. 2008.

6) Ерина Е.Н. Формы и методы административно-правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе. "Реформы и право", 2009, N 1.

)   Козлов Ю.М. Овсянко Д.М., Попов Л.Л. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2005.

)   П.Г. Лахно. Энергетика и право. М., «Юрист», 2012 г., с.324

)   Романова С.И. Ценовое регулирование естественных монополий (на примере электроэнергетики): Монография. М.: Полиграф Сервис, 2006;

)   Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. М.: 2005;

)   Шуплецов А.Ф., Янков Ю.П. Естественные монополии в переходной экономике: особенности регулирования. Иркутск: Фед. агентство по образованию; Байкальский государственный ун-т экономики и права, 2009;

Нормативные акты

)   Правила проведения сертификации газа, утверждены Постановлением Госстандарта России от 21 августа 2000 г. N 60 (ред. от 11.03.2002) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 11.12.2000. N 50;

)   Приказ ФСТ России от 05.07.2005 N 275-Э/4 "Об утверждении Методических указаний по индексации предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов и тарифов на продукцию (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность";

14) Распоряжениее Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года»;

15) Система сертификации "Нефтепромхим". Приказ Минтопэнерго России от 15.04.2000 N 117 "О сертификации химпродуктов, применяемых в технологических процессах добычи и транспорта нефти";

)   Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях";

)   Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "Об электроэнергетике".

Судебная практика

)   Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.12.2002, дело N А33-10361/00-С3а-Ф02-3463/02-С1;

)   Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.05.2003, дело N А33-8752/02-С3а-Ф02-1478/03-С1.

Курсовая работа

по теме: «Особенности осуществления административных полномочий в топливно-энергетическом комплексе»

 


 

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Задачи государственного регулирования ТЭК

Глава 2. Формы и методы реализации административно-правовых полномочий в области регулирования деятельности субъектов естественных монополий в ТЭК

.   Формы реализации административно-правовых полномочий

.   Методы реализации административно-правовых полномочий

Глава 3. Полномочия в сфере ценового регулирования деятельности субъектов естественных монополий в ТЭК

. Электроэнергетическая отрасль

. Транспортировка газа

. Транспортировка нефти и нефтепродуктов

Глава 4. Иные способы реализации административных полномочий в сфере ТЭК

Заключение

Список использованной литературы

 


 

Введение

 

Взаимное влияние и воздействие государства и экономического сектора исторически предопределено развитием общества. Поскольку, прежде всего, «связь между хозяйством и государством проявляется, прежде всего, в том, что государство, эта самая развитая форма общежития, возможно только на определенной экономической ступени». При этом экономические отношения представляют собой один из важнейших предметов правового регулирования, осуществляемого государством.

В советский период роль государства в регулировании экономического сектора была всеобъемлющей, а сама экономика носила плановый характер. В период перестройки и перехода к рыночным отношениям государство устранилось от регулирования экономики. Однако ни та, ни другая позиция не способствовали гармоничному развитию экономики России и привели ко многим экономическим потрясениям и катаклизмам.

Потому на сегодняшний день в России по-прежнему сохраняется актуальность поиска новых подходов к определению роли государства в экономическом секторе, необходимых для этого юридических и экономических инструментов, обеспечивающих одновременно ограничение государственного вмешательства в сферу интересов хозяйствующих субъектов и повышение эффективности государственного регулирования экономической сферы общества в интересах национальной безопасности и социальной справедливости. Любое государство должно в той или иной мере и форме воздействовать и влиять на производство и распределение в той или иной мере и форме, осуществлять управление, которое представляет собой форму реализации исполнительной власти. При этом государство, вне зависимости от типа экономики, не должно ориентироваться только на процессы саморегулирования, свойственные рыночным отношениям. Главная роль государства в области экономики - определение и установление основ ее функционирования и хотя у рынка есть собственные законы, эффективное государство не может их не учитывать. Главную роль должны играть государственные законы, установление которых для всех субъектов экономической деятельности создает определенные рамки и для государственных структур.

Основы государственного регулирования в экономической сфере установлены Конституцией РФ. В частности, ст. 8 Конституции провозглашает, что в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особо внимание уделяется гарантированию единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции. Конституция также закрепляет основные и наиболее принципиальные положения роли государства в определении политики экономического развития, координации и контроля в сфере экономики.

Определение соответствующих моделей регулирования государством экономической деятельности должно осуществляться не только по отношению к экономике в целом, но и применительно к отдельным ее отраслям и хозяйственным комплексам, которые отличаются спецификой функционирования. Именно на государство, в лице его органов, возлагается обязанность формировать и реализовывать политику в целях развития предпринимательства, защиты внутреннего рынка, предотвращения негативных последствий деятельности естественных монополий (в частности, формируя механизмы совершенствования тарифного регулирования в Российской Федерации) и проч.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является на сегодняшний день одной из наиболее развитых и бюджетообразующих отраслей в экономике Российской Федерации. Самые крупные отечественные предприятия, имеющие филиалы по всему миру, выходящие на IPO на всех самых крупных биржах мира, относятся к топливно-энергетическому комплексу. И данная отрасль, вслед за развитием науки и экономики в целом, развивается и модернизируется с каждым днем.

Однако современная наука административного права и теория управления не способны гибко и быстро изменяться в соответствии с динамичными переменами в сфере ТЭК и не располагают достаточными теоретическими разработками, способными в полном объеме оказать влияние на эффективность его деятельности. Существующие теоретические разработки об органах управления в сфере топливно-энергетического комплекса и их взаимодействии с органами государственной власти, средствах и методах их воздействия на ТЭК, не удовлетворяют потребностей современной экономики и несовершенного правового регулирования.

Таким образом, исследование особенностей осуществлений административных полномочий и регулирования экономических отношений в Российской Федерации в области ТЭК затрагивает важные политические, правовые и научные проблемы, нуждающиеся в серьезном теоретическом исследовании, и представляет собой большой научный интерес.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.051 с.)