Мотивация выбора профессии актеров театра и кино 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивация выбора профессии актеров театра и кино



Мотивация профессиональной деятельности актеров представляется сложнее и разнообразнее по сравнению с проблемой мотивации любой другой профессиональной категории.

Труд в сфере искусства и развлечений относится специалистами к одной из десяти лучших отраслей экономики по уровню удовлетворения от занимаемых рабочих мест[32]. Творческие типы работников, работающие в области кино, относятся к сфере искусства и развлечений. В рамках индекса счастья на рабочем месте актерская профессия определяется как одна из самых полезных профессий:

1. Налоговый консалтинг и аудит

2. Людские ресурсы и укомплектование штатов, набор персонала

3. Консультирование

4. Информационные технологии и сетевая безопасность

5. Научные исследования и разработки, наука

6. Искусство и развлечения

7. Интернет-медиа

8. Совершение покупок

9. Маркетинговые исследования

10. Начальное и среднее образование.

Область искусства, культуры и развлечений является, по мнению специалистов, одной из самых дружественных и инклюзивных рабочих сред. Люди в этой отрасли, как правило, удовлетворены своей работой. В идеале она призвана наиболее полно содействовать раскрытию личности. Вследствие этой особенности представители профессий, связанных с культурой и искусством, позитивны и особенно увлечены тем, что они делают.

Профессия актера театра и кино является достаточно престижной и социально привлекательной. Актерами могут становиться люди, не обладающие высокой профессиональной мотивацией, однако мотивы их деятельности в той или иной мере могут удовлетворяться в работе в этом качестве.

Актерство — деятельность, в которой история рассказывается посредством актера или актрисы, которые принимают на себя роль действующего лица или персонажа в театре, на телевидении, в кино, на радио[33]. Существует различие между профессиональной и любительской актерской игрой. Профессиональный актер получает вознаграждение за свой труд. Профессиональные актеры иногда выполняют неоплачиваемую работу по разным причинам, в том числе в образовательных целях или на благотворительных мероприятиях.

Для того, чтобы работать актерами в кино, на телевидении или в театре, необходимо пройти через четырехлетнее профессиональное обучение по всем аспектам актерского мастерства, которое предлагают театральные институты. Поэтому выработка мотивации к актерской профессии происходит с момента прихода к осознанию своего профессионального выбора, связанного с поступлением в театральный вуз, либо на театральный факультет, где начинающие артисты осваивают сценическое движение, сценическую речь, вокал, танец.

По сравнению с другими творческими профессиями актерской профессии постоянно сопутствует высокое психоэмоциональное напряжение. Актер получает эмоции от взаимодействия с партнерами по сцене и от контакта со зрительным залом. Актерская профессия требует постоянной работы над собой, помогает избавиться от страхов, связанных с выступлением перед публикой, и заставляет поверить в свою социальную необходимость. Мотивация побуждает актера к действию на сцене и продолжает его в ходе уже начатого сценического действия.

С. Стрелков приводит классификацию мотивов актерской деятельности. Основным психологическим мотивом, побуждающим человека пойти в актеры, является чувство удовлетворения от участия в творческих мероприятиях[34]. К непосредственным мотивам также относятся:

1. Особое чувство удовлетворения от психоэмоциональной активности

2. Эстетическое наслаждение от владения голосом и телом

3. Стремление к признанию своего актерского мастерства и желание проявить себя при выполнении творческих задач.

Становление на путь актерского мастерства подразумевает собой общение с режиссерами, работу с разносторонними людьми. На начальном этапе Стрелков выделяет такие причины прихода человека в актерскую профессию[35]:

1. Желание славы и успеха

2. Стремление к узнаваемости

3. Стремление к самовыражению и самоутверждению

4. Стремление к совершенствованию в профессии

5. Династийный призыв

6. Удовлетворение духовных, творческих и материальных потребностей.

Отмечается, что в зависимости от типа личности для каждого человека в отдельности каждая из перечисленных причин может иметь большую или меньшую ценность. Мотивация предстает сложным процессом управления интенсивностью прилагаемых усилий. Достижение успеха будет зависеть от того, где и в какой области будет работать артист и насколько это соотносится с его внутренними устремлениями. Сфера выбора деятельности актера может быть ограничена конкретными условиями, жизненными обстоятельствами и спецификой выбранного им занятия.

Мотивация успеха Стрелковым определяется как попытка увеличить или сохранить максимально высокими творческие способности личности[36]. Качественное выполнение задач способно повлиять на субъективный запрос актера на более высокий уровень притязаний. Чувство удовлетворенности раскрытием своего потенциала может в равной степени мотивировать актера на достижение новых целей и привести к формирования мотива избегания неудач. Мотив избегания неудач изначально подталкивает актера выбрать тот вид деятельности, в котором шанс преуспеть будет наиболее высок.

Мотивация — это осознание актером своей нужности, его понимание смысла достижения наивысшего результата в работе[37]. Адекватная мотивация может быть сформирована только благодаря представлениям актера о своей востребованности. Достаточно распространенным способом мотивации актеров театра и кино является премирование. Как правило, оно осуществляется на основании соответствующего Положения, в котором руководство определяет порядок и показатели премирования. Используемая система премирования в этом виде не может увеличивать мотивацию работника по ряду причин. Одной из главной является существенная доля субъективности в оценке деятельности работников. Помимо вознаграждений, есть и другие внешние факторы, которые могут придать смысл мотивации.

К благоприятному психологическому климату на работе можно отнести хорошие отношения с коллегами. Сплоченность творческого коллектива являются важнейшим фактором удовлетворенности и значительной составляющей психологической мотивации творческого процесса.

Мотивация начинается с физиологической или психологической потребности в выборе актерской профессии, или недостатка реализации мотивов в других видах деятельности. Проведенный в теоретической части анализ дает основания для изучения феномена трудовой мотивации с позиции различных научных школ и крупных ученых, благодаря чему становится очевидным положение дел с мотивацией работников в сфере искусства, и в такой более узкой специализации как актер озвучивания.

Как показал опрос, проведенный среди студентов Театрального института им. Б. В. Щукина, указывает на то, почти 78% респондентов определилось выбором актерской профессии во время учебы в школе и перед поступлением в театральный институт (см. рис. 3).

 

 

Рис. 3.

 

Результат электронного опроса указывает на то, что этап осознания будущей профессии студентами ведущих московских театральных вузов приходится на период начальной и средней школы. Таких оказалось 45% от общего числа учащихся. Примерно 75% посещало в детстве театральную студию, однако уверенно сказать о том, что будущая профессия была выбрана ими тогда, смогли лишь менее 10% респондентов.

Свыше 90% опрошенных студентов Щукинского института, в семьях которых были профессиональные актеры, приобрели опыт участия в театральных постановках в детские годы. Почти 80% респондентов среди мотивов поступления в вуз называли желание заниматься деятельностью, соответствующей их склонностям и интересам. Осознание актерской профессии как своего признания выступает мотивацией для 65%. Менее половины участников опроса оказались согласны безраздельно служить искусству (см. рис. 4).


 

Рис. 4.

 

Более 70% респондентов, которые руководствовались стремлением получить славу и признание, не думали о выборе профессии актера в детстве. Наименее популярными вариантами ответов стали «убежденность в престижности профессии» и «легкость поступления в театральный вуз».

Подавляющее большинство опрошенных решение о поступлении принимали сами. Среди студентов Щукинского института таковых оказалось 84%. Следующим по популярности ответом стало мнение членов семьи (15%). Большинство молодых актеров привлекает содержание актерской профессии (85%), возможность заниматься творчеством (82%) и стремление сделать свою жизнь интересной (80%) (см. рис. 5 и табл. 3).


 

Рис. 4.

 

 

Таблица 3

Ранги ответов в порядке убывания (по пятибалльной шкале)

Наименование ответа

Оценка

Интересное содержание

4,765

Стремление сделать свою жизнь насыщенной и увлекательной

4,708

Возможность заниматься творчеством

4,707

Общение с интересными и творческими людьми

4,552

Осознание значимости профессии и желание приносить пользу общества

4,074

Стремление к красоте и гармонии

3,895

Возможность построить карьеру

3,453

Условия работы

2,948

Возможность трудоустроиться по профессии

2,469

Высокий уровень заработной платы

2,158

Возможность легко учиться

2,021

 

Среди голосовавших в интернете за предложенные варианты большинство участников опроса выбрали «возможность заниматься творчеством» (78%) и «стремление сделать свою жизнь насыщенной и увлекательной» (77%).

Основываясь на полученных данных обоих исследований, другую профессию готовы были бы выбрать всего 6-8 %. Актерская профессия позволяет респондентам получить интересную работу и иметь возможность заниматься любим делом. Меньше половины студентов Щукинского института (43%) во время обучения работают по выбранной профессии, при этом те, кто совмещает работу с учебой, чаще совмещает все виды деятельности (см. рис. 6). По результатам интернет-опроса, таковых оказалось около 60% респондентов, из них только 10 человек занимается озвучиванием.


 

Рис. 5.

 

Большая часть опрошенных играет на сцене театра и снимается в кино. Среди работающих студентов немногим менее половины заняты участием в праздничных мероприятиях. Это занятие характерно для учащихся на первых курсах. Поскольку 60% участников анкетного опроса составляют лица в возрасте 18-20 лет, можно сделать вывод о том, что озвучиванием в основном заняты студенты старших курсов, что объясняет различия между полученными показателями[38]. Среди тех, кто занимается озвучиванием, доля тех, кто хотел для себя выбрать путь актера, выше, чем среди общей совокупности респондентов.

Студенты, которые мечтали в детстве о другой профессии, демонстрируют меньшую заинтересованность относительно ведущих мотивов учащихся первой группы. Стремление к красоте и гармонии, желание приносить пользу обществу у последних вытесняет такие мотивы, как возможность трудоустройства по профессии и легко учиться. Респондентов, которые хотят построить карьеру, в этой категории на 14% больше. Возможность заниматься творчеством также менее привлекательна, однако выше доля тех, кто стремится общаться с интересными и творческими людьми.

Результаты проведенного исследования показали, что желание славы и успеха не является ведущим мотивом для людей, которые связывают свою жизнь с актерской профессией. Кроме того, мотивы успеха и признания проигрывают более высоким по степени значимости моральным мотивам, как служение служить искусству. Мотивы престижа выполняемой деятельности в представлении молодых актеров уступают эстетическим мотивам. Менее всего учащиеся подвержены утилитарным мотивам, которые свидетельствуют о практичном выборе профессии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 1556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.017 с.)