Мотивы и факторы удовлетворенности профессиональной деятельности актеров озвучивания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивы и факторы удовлетворенности профессиональной деятельности актеров озвучивания



В среднем актеры озвучивания заняты на 5-10 студиях. В настоящее время актер не привязан к месту работы и работает на студиях, которые его зовут: «Мы же ведь все фрилансеры, тут нет (пауза) корпоративного чувства. Это не какая-то организация, в которую я хожу. Если я не могу, то позовут кого-то еще» [77]. Пятеро респондентов из десяти опрошенных совмещают озвучивание с другими видами актерской деятельности. Актеры старшего поколения рассматривают озвучивание как одну из составных частей работы актера: «Я всегда считаю, что эта профессия должна быть добавочной, но основная актерская работа – это, конечно, театр и кино. А то, что он может помимо того, это только говорит о его многогранности, о его многопрофильности» [78].

Озвучивание предоставляет большие возможности для самореализации. С этим утверждением согласны респонденты, относящиеся к разным возрастным группам: «Ты все время делаешь разное ты все время развиваешься. Тебе предлагают делать то, что ты никогда не делал» [79]. Респондент 8, увлекшийся озвучанием в момент учебы в вузе, подчеркивает: «Каждый фильм – это каждая маленькая новая жизнь, то есть пока ты работаешь над каким-то дубляжным фильмом… над ролью, то все равно вот эти часа два-три ты проживаешь маленькую жизнь» [80]. Актеру нравится пробовать себя в разных ролях: «Что можно быть маленькой девочкой, и взрослой женщиной, и бабушкой, что можно себя проявлять и находить себя тоже по-разному. Открытия делать в себе» [81]. Основное удовольствие приносит артисту возможность повторить все то, что сыграл другой актер: «Приходишь в кино и смотришь фильм. Ты слышишь, что идеально артист был подобран по темпераменту, по голосу – и ты понимаешь, что вот она гармония. И тут появляется другой артист, и ты сразу эту фальшь начинаешь чувствовать. Ты должен через себя это пропустить. Понять. Только тогда рождается правда. Это состояние абсолютного счастья!» [82]. Актерам сложно ответить на вопрос о преимуществах той или иной деятельности: «Все эти грани актерской профессии по-своему уникальны. И по-своему дополняют и раскрывают артиста. Счастливый человек – тот, который совмещает в себе и актера драмтеатра, актера кино и актера озвучки, но таких я знаю всего двух. Есть огромное количество артистов озвучки, они еще снимаются. Есть огромное количество артистов, еще больше, которые артисты драмтеатра, и они еще озвучивают, но тех, которые делают все три вещи, я знаю только двух» [83]. Респондент 9 после окончания актерского вуза зарабатывала деньги иным способом: «Как раз-таки я подрабатывала и поняла, что это все фигня, что так жить нельзя, невозможно. Что мне нужно обязательно заниматься чем-то творческим» [84].

Большинство актеров отдают предпочтения дубляжу, который на сегодняшний день является самым высокооплачиваемым видом деятельности: «В дубляже ты можешь раскрыться на сто процентов, раскрыть себя как актера в этой роли. В закадре тебе не позволяет жанр этого сделать. Мы немножко со стороны обо всем этом рассказываем, мы наблюдаем. Поэтому однозначно дубляж» [85]. Респондент 10, стаж работы которой приближается к 15 годам, обращает внимание на изолированность актера в момент дублирования: «Дубляж – это такое, знаете, творчество-исповедальня, потому что ты стоишь один в студии у микрофона и твоя героиня. Это такое серьезное погружение» [86]. Респондент 7 в своей деятельности чаще совмещает оба жанра: «Закадровая озвучка – немножечко другая история, от дубляжа отличная, потому что не все дубляжники могут писать закадр, не все закадровики могут писать дубляж. Дубляж – это более творческая работа, всколыхивает в тебе больше эмоций. Закадр – более тонкая работа такая, филигранная. Не все новые могут чесать закадры часами» [87].

Востребованность в профессии по-разному варьируется в зависимости от стажа и возраста актера: «Я начал в 2005. Сказать о том, что я востребован и да, это источник моего дохода, я смог спустя года три плотной работы в озвучке. Потому что постоянства не было, я мог месяц ничего не делать. Ну, я был тогда один и мне было по фигу. Килограмм риса купил и ем его» [88]. Респондент 3, который пришел в озвучивание позже остальных, резюмирует: «Это собственно истинна актерской профессии. Любой. Хоть озвучания, хоть кино, театр. То есть зовут – нормально зарабатываешь, хорошо, прекрасно все хватает. Не зовут – ну, не так много. И так вот от месяца к месяцу варьируется» [89]. Респондент 6, относящийся к старшей возрастной группе, отмечает сокращение числа предложений: «Работа как раз нестабильная, но, в принципе, она дает возможность жить и помогать детям и внукам. Нету на твой голос вот на данный момент, на сегодня востребованности – значит, нету» [90]. Рассчитывая в дальнейшем найти дополнительные источники дохода, чтобы снять нагрузку на семейный бюджет, респондент 7 завел свое собственное дело, не связанное с его основной профессией: «Это дает мне отдушину. Бывает, что я неделями здесь не появляюсь, потому что это деньги. Потому что у меня семья, двое детей, съемная квартира» [91]. Респондент 5, работающая актрисой не по выбранной специальности сообщает, что в жизни ей чаще приходится полагаться на себя: «Вот я заболела. Я следующий месяц доедаю слово из трех букв с солью, если, конечно, сбережений нет. Ты должен искать варианты, которые платят каждый месяц. Короче, крутиться постоянно, вертеться» [92].

Среди участников интервью оказалось большинство респондентов с актерским образованием, совмещающих или совмещавших различные направления актерской профессии. Занятость в кино предстает менее регулярной и предсказуемой: «По преимуществу перед съемками – это регулярность. Съемки не такие регулярные, как озвучание» [93]. Основным препятствием для молодых актеров, желающих сочетать разные виды деятельности, становится отсутствие времени или возможность его нерационального использования. Возможность стабильной работы в озвучании привлекает большую часть опрошенных. Респондент 1, принадлежащий к последнему поколению советских актеров, указывает на возможность приобретать товары длительного пользования и чувствовать себя уверенно в завтрашнем дне: «Озвучка – это постоянная величина, и ее много, нежели кино. У некоторых вообще нет кино, и в театр идти уже поздно. Озвучка никогда не подведет, то есть можно попасть в какой-то сериал, в хороший, и, в общем, достаточно какое-то время стабильно жить. Позволять себе и отдых копить» [94]. Участвующий в озвучивании респондент 2 полагает это одним из доводов в пользу этой профессии: «Вообще, среди актерской среды это… ну, хорошее подспорье, так сказать, к основной работе. Это отличное подспорье к театральное работе» [95]. Вместе с тем респондент 7 обращает внимание на трудности, с которым сталкивается актер в театре: «Я сам оттуда ушел, потому что встал вопрос ребром: либо озвучка, либо театр. Да, у меня были хорошие перспективы. Людям нравилось, но восемь тысяч зарплата на тот момент не нравилась никому. Совместить не получилось, очень сложно. Если ты репетируешь с утра до ночи… но все упирается в бабло. Надо выбирать» [96].

Респондент 4, работающая на меньшем количестве студий, свидетельствует о том, что стабильность работы на дубляже отличается от закадра: «В дубляже вообще непредсказуемо. Сегодня тебя режиссер взял, завтра он тебя пять месяцев не берет. Единственно, мне кажется, у гурщиков стабильная работа. Они несколько раз в неделю приходят» [97]. С этой оценкой согласен молодой респондент 8, тратящий на озвучание по 10-12 часов в сутки: «У всех по-разному. У кого-то загруженность в плане разных проектов больше, у кого-то меньше. А в плане стабильности заработка – это точно не про нас. Может быть так, что сегодня твой голос нужен для каких-то проектов… Какие-то роли, подходящие под тебя, а завтра просто могут быть другие фильмы другие режиссеры. Нет, какая-то уверенность есть. Конечно, есть! На этой неделе я работал шесть дней в неделю с 10 до 10, а на следующей неделе у меня может быть четыре рабочих дня по шесть часов каждый. Конечно, у начинающих артистов, которые только-только вливаются в этот поток, меньше» [98]. Относительно устойчивое положение актеров, занятых в спектаклях, носит двоякий характер: «Стабильность, что ты с 10 до 15 репетируешь. Стабильно? Да, стабильно. Но нет возможности регулировать, допустим, свой собственный доход. Ты полностью зависишь от театра, от его репетиций, от спектаклей – от всего… И тогда тебе приходится, видимо, вот в эти промежутки втыкать озвучку. Но ты ж не можешь сам ее туда воткнуть. Тебя либо позовут, либо нет» [99]. Такая практика существовала в условиях советской системы, поскольку озвучивание не носило характер конвейера и происходило в несколько смен. Это позволяло вызывать любых актеров и принимать в расчет занятость каждого. Работу отличали меньшие объемы по сравнению с сегодняшним днем.

Актеры, занимающиеся дублированием на киностудиях с советских времен, указывают на то, что профессия выбирала их сама[100]. В отсутствии конкретных учителей в освоении профессии помогали обстоятельства. Респондент 1 вспоминает: «Как штатный актер я обязан был ходить на озвучивание фильмов. Это и гуры были, и эпизоды. Потом к ним добавились и пробы, и утверждения, и главные роли. По факту моего пребывания на киностудии Горького я был обязан озвучивать фильмы. Потом полюбил это дело» [101]. Многие актеры изначально не планировали заниматься озвучиванием или не имели о нем представления: «Я помню, что я начала с интернетных всяких заказов. Сначала озвучивала аудиосказки сама для себя, потом слушала, как это все звучит. Потом уже я поступила на курсы в Москве у Стаса Стрелкова. Когда я училась, я об этом даже не думала, но меня интересовало, потому что я знала, что есть такая вещь, как аниме» [102]. В равной степени это относится к респонденту 10: «Вообще не следила за нашими дубляжами. Я абсолютно потихоньку так попадала в дубляж, то есть я не могла предположить, что это станет огромной частью моей жизни. Я очень театральная, скажем, артистка. На тот момент была. А это у меня было как ответвление это начиналось» [103]. Попасть в озвучивание помогает такой лифт как получение актерского образования. В двух ведущих театральных вузах существует предмет «Озвучивание». Респондент 7, окончивший ВГИК, указывает на теоретическую направленность курса: «2004 год. У нас был предмет озвучание, но он не имел ничего общего с процессом работы. Это было где-то около» [104]. В Щепкинском ВТУ подготовка желающих, предшествующая работе на дубляже, осуществляется в рамках факультатива, где происходит знакомство студентов с процессом дублирования и исполнителями. Курс ведет актер и режиссер дубляжа Всеволод Кузнецов. Одним из его учеников, актер озвучания, отмечает: «Собственно, выпускники, которые посещали факультатив, работают. Не все, конечно... Это, как говорится, как повезет, и насколько будет готов артист. — И.: То есть актер, который хочет заранее себя с этим связать и изучал вопрос, скорее пойдет в Щепку? — Необязательно. Просто в ВТУ им. М. С. Щепкина появилась такая возможность. С нового потока, по-моему, один работает. Мы просто занимались с более ранних курсов. И с конца второго курса уже двое работали. Мало-мало, но работали» [105]. Дальнейший путь артиста будет зависеть от способностей и от случая: «В нашей профессии 80 процентов зависит от удачи, твоего успеха. В один прекрасный момент Александр Владимирович (Александр Клюквин – прим.) сказал: Ребята, у меня короче есть знакомый режиссер дубляжа, и он очень любит молодые голоса. Озвучка случайно появилась. Этот случай меня даже принудил, потому что я его (пауза) упустил. Я тогда подрабатывал, потому что надо было на что-то жить, и я помню, отказался. И так было несколько раз… Это не то, что талант, а способность к этому. Если этой способности нет, хоть ты расшибись, будь ты талантливейшим актером кино и театра, но в озвучке ты не сможешь работать» [106].

На первых порах артисты часто учатся у каждого из своих коллег. Респондент 7, который впоследствии оставил театр, указывает на усилия, которые приходится прилагать новичку: «Когда новенький попадается, артисты даже сейчас неохотно идут вообще на эту историю. Но потом я понял, что я должен спрашивать совета. Но с этого момента до момента, как я начал это делать круто и профессионально прошло... ну, года два точно» [107]. Респондент 7 подчеркивает, что в дальнейшем учился у разных режиссеров: «Каждый режиссер – это какая-то школа, и я постоянно чему-то учусь. Это бесконечный процесс» [108]. С этим согласна и респондент 10, пришедшая в озвучивание спустя 9 лет работы актрисой:
«Я училась от работы к работе. Я сама с театральным образованием, работать душой умею, а технические навыки – их всего лишь набить руку и приобрести. Кому-то надо на курсы походить или еще что-то, ведь есть же много каких-то курсов обучающих. Мне этого было не нужно» [109]. Обучение профессии может происходить в рамках дополнительных специальных курсов. Станислав Стрелков считает это направление в будущем перспективным: «(Я планирую) запустить несколько курсов одновременно, дальше создать свою полноценную школу по озвучиванию фильмов, по привитию молодым актерам важных навыков, как то художественное слово. И эту школу ориентировать на то, чтобы создавать высококлассных специалистов или же помогать людям, которые рассчитывают после этих курсов научиться разговаривать, стать уверенными в себе» [110].

Респондент 10 сообщает о неосведомленности людей и отсутствии явного и понятного механизма попадания в профессию: «Действительно, меня именно позвали через кого-то кто-то. Как сарафанное радио. Ведь ищут всегда новые голоса. У меня, вот, никогда не было (пауза) умения или случая идти и самой стучаться в дверь. У меня так сложилось, что меня куда-то раз пригласили, два – и как-то колесо завертелось. Потому что ко мне, например, тоже обращаются через соцсети» [111]. Респондент 4, которая работает на небольших студиях, полагает, что попадание в дубляж будет зависеть от направленных человеком усилий и качеств характера: «Я лично, возможно, не очень такой пробивной человек. То есть среди наших коллег есть люди, которые вот так вот хватают режиссеров, добиваются от них. Сначала эпизодик, а потом это, это и это. Вот я так не могу, то есть я никогда не буду, там… высылать резюме какие-то кому-то» [112]. Сложности в освоении профессией возникают для людей без актерского образования. Им необходимо дополнительно подтверждать свою компетенцию. Так, недостаток самореализации заставляет респондента 5 двигаться к достижению конечной цели: «Лично у меня, например, есть определенные предпочтения, естественно, актерские. И какие-то вещи, которые я хочу… ну, считаю, что мне дадутся лучше. Я люблю острохарактерность, и у меня есть определенные желания. Как все хотят сыграть Гамлета…» [113].

Особенности голоса располагают актера к этому виду деятельности, ограничивая работу исполнителя в определенном жанре озвучивания: «Мне всегда нравилось подражать, и.. постепенно-постепенно я ушла из театра. Я занялась праздничной деятельностью, анимацией, и потом поняла, что мне чего-то не хватает. И попросила своего молодого человека найти мне, вот… Вот мультики хочу озвучивать. Потому что у меня смешной голос» [114]. Респондент 8, для которого дублирование стало первым опытом актерской работы, признает значение голосовых данных: «Мне еще со школы и в институте говорили: У тебя красивый голос. Я обращал на это внимание и потом в какой-то момент подумал: Действительно, а почему бы не попробовать?» [115]. Респондент 6 с многолетним стажем работы в дубляже отмечал в себе способность к перевоплощению и пародии: «Дубляжный профиль возник совершенно случайно. Меня привел попробовать замечательный характерный актер Театра Вахтангова. Он знал, что я пародирую. Так сказать, наблюдаю за людьми, за характерами» [116].

Если родители-актеры занимались озвучиванием, то у молодого человека возникает мотивация работать именно в этой сфере после окончания вуза. На это указывают ответы респондента 3: «Актер озвучания? Так получилось. Я просто всегда туда хотел, потому что у меня папа – мэтр дубляжа, актер, известный человек в узких кругах. В общем, так вышло, что я всегда… засматривался, папе завидовал по-хорошему, потому что у него очень интересная работа» [117]. В то же время этот мотив является определяющим в выборе актерской профессии в целом: «Сам выбор профессии начинается с того, что выбрана была актерская профессия. Это все было интуитивно благодаря моей среде, в которой я вырос, семье. Родители были артисты балета, бабушка с дедом были артисты цирка. У меня другого варианта не было (смеется). Так я оказался в театральном училище, правда я выбрал драматический профиль» [118].

Сегодняшние реалии, определяющие степень и характер занятости актера и одновременно требующие его должной вовлеченности, приводят к тому, что не всегда материал на дубляже способен удовлетворить творческие и эстетические потребности артиста: «Начинаю анализировать и понимаю, что со мной что-то происходит. И я начинаю даже туго соображать от этой фигни» [119]. В этой связи характерно суждение молодого респондента 9: «Я думаю, что есть люди, которые интересуются, что они пишут, а я в основном соглашаюсь. — И.: У вас азарт зарабатывания денег творческим методом? — Возможно, кстати говоря» [120]. Каждодневная занятость, выступающая мерой его востребованности, связана с понятием «обоймы», выпадение из которой влечет определенные риски для актера: «Если ты в обойме дубляжа, ты имеешь возможность проживать множество жизней – от нищенки до королевы. Во-первых, у меня не сразу стало получаться, а теперь я достигаю своих целей. Мне вообще везло в дубляже, я недолго была в массовке. Я просто занимаюсь своим любимым делом, поэтому меня абсолютно ничего не напрягает» [121].

Опыт работы и голосовая узнаваемость приводят к повышению статуса его обладателя, но в определенный момент проявляют себя ограничения в работе актера озвучивания: «Голос у меня ничем не выдающийся, если там сравнить мой голос с (называет имена). Он серый, а у них цветной. Он у них яркоокрашенный» [122]. Актеры, покинувшие пределы своего голосового возраста, уступают место молодым коллегам. Одновременно отсутствие соотнесенности голоса с конкретным артистом может становиться препятствием: «Естественно, у меня уже есть какие-то штампы. Мой голос на слуху, он уже применим ко многим персонажам» [123]. Респондент 6 оценивает степень интенсивности деятельности по озвучиванию фильмов в предшествующие годы: «Было очень много материала. Сейчас такого материала нет. Идет другая работа: в основном, это какие-то рекламные ролики, анонсы. Она, конечно, более скучновата» [124]. Актеры, сочетающие главные роли на дубляже с театром, чаще оказываются на виду. В соответствии со сложившейся еще в советские годы практике[125], отвечающих сегодняшним требованиям театральных артистов продолжают вызывать дубляж. Участие таких актеров сокращается в пользу интересных и более выгодных проектов: «В дубляже, я так смотрю, берут именно актеров, либо которые очень со стажем, либо которые в театре работают. Их видят. Если честно, я не особо об этом переживаю. Все впереди» [126]. Респондент 6 сравнивает предшествующий современному этапу период 1990-х с сегодняшним положением: «Сейчас вот у многих актеров появился в глазах доллар. Это уже не то, а тогда, собственно говоря, были, думали о том, как дожить до зарплаты следующей» [127]. Уровень заработной платы актеров озвучивания существенным образом отличался не в пользу тех, кто идет работать в профессию сегодня.

Освоение профессии на начальном этапе является немаловажным аспектом, поскольку актер с меньшей вероятностью будет готов оставить любимое занятие: «Случились удачные встречи, которые познакомили меня с режиссерами, которые нуждались во мне. И я это понимал, и они это понимали. И… раз все так складывается хорошо, какой дурак перестанет этим заниматься» [128]. С такой установкой в мотивации согласна и респондент 4, которая занимается только озвучиванием: «Ну, я поняла, что стало получаться, и.. меня стали звать на разные студии. То есть, если бы меня не звали, я бы, наверное, подумала, что мне надо заняться чем-то еще» [129]. Респондент 10 оценивает перспективы работы актера, который выбирает себе занятие в условиях недостатка времени: «Есть люди, у которых складывается в кино. И зачем им дубляж? Понимаете, тут надо знать, что у тебя сейчас зашло. Я люблю все очень разное Я люблю сцену… (пауза) у меня двигается также дубляж, если у меня стоит спектакль. Всему свое время. У тебя должно освободиться одно место, чтобы ты на это место привнес, допустим, что-то еще» [130].

Актеры, стремящиеся заниматься только озвучиванием, готовы реализовывать себя творчески в разных направлениях внутри профессии. Для таких респондентов озвучка является стилем жизни: «Куда позовут, потому что я получаю удовольствие просто от самого факта, что я в этой профессии и что я работаю. Дубляж – интересно, закадр – тоже интересно» [131]. Намерение заниматься профессией располагает к тому, чтобы выстраивать отношения работодателем: «Это очень облегчает жизнь. ИП. Дает большую свободу именно в том, что я не переживаю, что что-то в будущем будет не так. И, насколько я знаю, когда ты платишь физическому лицу, тебе нужно переплачивать. Это ощутимые деньги, этого хватит еще на одного актера. Я всех своих коллег агитирую завести» [132]. Актеры все чаще становятся самозанятыми, заводят ИП, или с ними работают как с физическими лицами: «Я – ИП, я решил никому голову не морочить. Когда только начинал работать, пошел в налоговую, оформил себе ИП и работаю как ИП со всеми студиями. Я это знал еще, когда мы учились в институте. И для съемок он нужен и для всего. Сейчас еще появилась такая штука как самозанятый. Когда я оформлял ИП, ее не было» [133]. Среди актеров до 40 лет таких оказалось подавляющее большинство: «ИП я завел, плюс 10 процентов к сумме и не вопрос. Мне тоже хорошо. Потому что раньше налом все платили (в 90-е годы – прим.). Чернуха была» [134]. Создание основы для доверительных отношений приводит к работе с постоянными заказчиками: «Я стараюсь работать с тем, кого уже знаю и доверяю. А если с кем-то новым работать, то обязательно проверка существует. Где-то доверяешь. Как правило все-таки это зарплата бывает с оформленными документами, но сейчас, как у нас принято говорить, если ты работаешь, то с тебя снимают надбавки. Это влияет на пенсию, у меня срезают пенсию. Я как работающий пенсионер» [135]. Молодые актеры, которые не являются самозанятыми, не думают о пенсии и своей защищенности: «Не знаю. Наверное, копить буду. Вообще, на студиях не на всех есть вот эта вот вещь. Договор. Насчет конкретного проекта, который ты пишешь, ты будешь подписывать. — И.: А Вас не отталкивает такая непрозначность? — Наоборот, это очень даже приталкивает. Это ни к чему тебя не обязывает, во-первых. Мы только не о разглашении подписываем» [136]. Договор является средством защиты актера от произвола со стороны студий: «На каждый проект подписываем договор о неразглашении, о передаче прав. Больше никак. Я подписываю договор в основном после оплаты. Если на больших студиях, им нет резона мне не платить деньги. Если приду к их заказчику, я скажу: Это мой голос, мне за него не заплатили. Я запрещаю его использовать в этом произведении. Я привык доверять людям, но это рычаг, если что» [137].

Многие актеры находят оплату несправедливой, но отношение к ней зависит от работы на конкретной студии и жанра озвучивания: «Мне кажется, у нас оплата справедливая, но не очень логичная. То есть она обратно пропорциональна усилиям. В закадре платят за количество минут, в рекламе – вот как с тобой договорятся. Были попытки нехороших студий высчитывать поминутно, кто что сказал, но были пресечены. А на дубляже ставки на роли идут главные и остальные. В основном, если у тебя главная роль, она сложная. А с эпизодниками чаще ничего не случается. В этом смысле нормально все сделали на дубляже» [138]. Принципы оплаты труда актеров озвучивания представляются не до конца обоснованными респонденту 9: «Вот в закадре, я думаю, что несправедлива совершенно. Тебя платят за конкретную серию, и неважно, сколько у тебя реплик, то есть заплатят всем одинаково. Хорошие студии раз в месяц платят, плохие – раз в несколько месяцев, но обычно такие студии понимают свой косяк и позволяют тебе косяковать» [139]. Респондент 10, нацеленная на достижение результата, подчеркивает возможности, которыми располагает актер: «Ты всегда имеешь право отказаться. У тебя всегда есть выбор. Обязательно нужно расти, стремиться и хотеть желать большего. Везде разные бюджеты. Тогда за тобой есть возможность выбора Ты никогда не знаешь, где ты найдешь, где потеряешь» [140].

Уровень доверия и взаимоотношения в коллективе выступают важнейшим показателем для респондента 3, который стремится к учету взаимных интересов: «Есть негласные такие расценки, допустим, сколько час записи того стоит, записи того. И как-то негласно все соблюдают это. Чтобы никто не обижался. чтоб все было честно» [141]. Важность сохранять благоприятные отношения с коллегами отмечает респондент 2, который стал заниматься озвучиванием недавно: «Ну, мы понимаем, что все в одной каше варятся, поэтому глупо портить отношения с кем бы то ни было» [142]. Респондент 9 предпочитает не иметь обязательств, но говорит о комфортных сторонах совместной работы: «Есть хорошие люди, которые в принципе зовут тебя на что угодно, потому что знают, как с тобой именно общаться по-актерски, как тебе объяснить – и ты сделаешь что угодно. Есть режиссеры, которые зовут, подходишь ли ты под эту роль, например. И поэтому важно со всеми иметь хорошие отношения, чтобы тебя в любом случае позвали. Уважать труд всех и не опаздывать» [143]. Несоблюдение соглашений может негативным образом сказаться на отношениях: «Мне нравится эта профессия тем, что она очень четкая. Тебе сказали вот: Мы договариваемся на 16:30. Насколько я нужен? Ну, там на пару часиков. И, значит, я на 19:30 могу уже назначить еще одну запись. И я точно знаю, что никто не опоздает. Что мы придем, сделаем свое дело. Я получу свои деньги и поеду дальше. Это же все деньги. Студия заказана у звукорежиссера, почасовая оплата… ну, и так далее» [144]. Способность располагать временем и умение следовать договоренностям является условием работы в озвучивании: «в 10 утра я начинаю, или в 9, и где-то к 10 или к 11 (вечера) заканчиваю работать, при этом это все со студии на студию. Это я считаю очень хорошо, потому что с тайм-менеджментом так называемым у меня проблем никогда нет, чтобы все успеть» [145].

Работа делает зависимыми людей друг от друга и ставит исполнителя в жесткие рамки: «Один раз отказался, два раза отказался. Ну, где-то чего-то у тебя не получилось. Кто-то заболел, ты заболел… На третий раз уже могут не позвать на начальном этапе» [146]. Такое важное качество как обязательность связано с неизбежными для актера последствиями в случае невыхода на работу: «Если сорвешь смену… естественно, по неуважительной причине – об этом, во-первых, все узнают сразу же. И, естественно, будут санкции» [147]. Самодисциплина является следствием отсутствия непосредственного начальника: «Ну вот в этом преимущество, наверное, любой творческой профессии, что тут нет такого понятия. В здоровом коллективе такого нет. Творческом. Тут все друг от друга зависят» [148]. О пунктуальности как неотъемлемой черте профессии говорит респондент 7, который обеспечивает семью самостоятельно: «У меня уважительная причина на моей памяти, чтобы я не вышел на работу – у меня родилась дочка» [149].

Организация трудового процесса, если напрямую не зависит от интересов людей, всегда будет оставлять желать лучшего: «Я снимался у очень хорошего знакомого, тоже учился во ВГИКе. Мне это понравилось, это вот редко-редко в кино, когда все четко. Там вообще катастрофа, там такие разгильдяи. Правда. Там с ними планировать вообще ничего не реально. Дай Бог к вечеру выйдешь в кадр. На всякий случай зовут всех. Ты понимаешь, где ты? Ты в кино, а не где-то там. Вон сиди в автобусе и жди своей очереди» [150]. Респондент 6, стаж в озвучивании которого приближается к 30 годам, приводит рекомендации, способные облегчить жизнь артисту: «Есть правило трех “п”. Теперь я добавил четвертое туда. Пунктуальность, профессионализм, порядочность. И еще как некое вытекающее из этого – партнерство. При наличии вот этих трех уже по крайней мере человек должен цениться без всяких трудовых и санкционных подходов» [151]. Атмосфера на озвучивании располагает к общению и взаимопониманию: «А какие могут быть отношения между враждующими актерами? Это все будет чувствоваться, поэтому отношения всегда были теплые. Теплые» [152]. Респондента 10 характеризует активная жизненная позиция и прагматичный подход: «Если это дубляж мы рассматриваем, только если не заладились отношения с режиссером. Лучше тогда действительно встать и прервать запись. Не надо маяться, когда тебе не хочется с этим человеком работать. Потому что это союз должен быть. Творчество порождается на доверии, на взаимном обмене» [153].

Отношения в коллективе неизменно зависят от качеств самого коллектива, как отмечает респондент 8, который счастлив заниматься любимым делом: «Я с удовольствием обожаю в хорошем коллективе, с хорошим составом записать на одном дыхании какой-нибудь сериал. Если еще сериал хороший, так это вообще цены нет смене. Если это коллектив закадровый, то смысл в коллективе» [154]. Многие актеры получают удовлетворение от совместной работы. Респондент 6 как представитель старшего поколения актеров вспоминает: «Дубляж приносит удовольствие чисто актерское, когда смеются рядом и радуются твоим удачам коллеги, то это, конечно, очень приятно. Узок был круг этих людей, актеров, которые этим занимались, но тем не менее это были разные составы» [155]. Респондент 4, испытывающая трудности во взаимодействии с новыми людьми, тяготеет к жанру закадрового озвучивания, которое удовлетворяет потребность в коммуникации: «Но сам процесс люблю больше закадр. Во-первых, как-то у меня к нему больше душа лежит. Это веселее гораздо. Потому что не один в темном помещении с режиссером, а с компанией. Можем пообщаться, пошутить…» [156]. Чувство партнера помогало актерам поддерживать отношения в прошлом, но сегодня время работы у микрофона и количество контактов на записи сократилось. Современные технологии позволяют работать в домашних условиях: «Я документалки пишу вот сейчас даже у себя. Мне же не надо подстраиваться под видеоряд. Все зависит от того, какие условия предъявит та или иная компания. Есть те, кого дистанционно вполне удовлетворяет» [157].

Актеры, занимающиеся одним озвучанием, тратят на него значительно больше времени, и мотивацией выступают сами условия работы на студии: «Каждому свое. Каждому удобнее разное. Ну, для меня, наверное, это самый удобный вариант, потому что это помещение, уют. Есть определенный кайф в том» [158]. Люди, в поведении которых преобладают другие установки, ценят в работе мобильность и возможность постоянного передвижения: «Нравится то, что ты не сидишь никогда на одном месте. Это вообще самое крутое, наверное, что это постоянно меняется… потом, что иногда попадаются интересные роли, с которыми круто работать. Просто иногда это утомляет, когда однообразие и много-много закадра несодержательного» [159]. Но равно для всех представителей свободных творческих профессий возможность работать на себя является одной из форм мотивации: «Еще почему я это выбрала: я выбираю сама, когда работать. То есть в театре, если я встаю утром… но чего-то вот мне сегодня в спектакле-то не хочется играть. Но я могу позвонить сказать: Ну, пусть второй состав сыграет, но, скорее всего, нет. Тут мне звонит человек. Я приезжаю и работаю» [160]. Каждый из актеров озвучивания сам планирует свое рабочее расписание в силу возможностей и в соответствии с собственными потребностями: «Я хочу соглашаюсь на смену, я не хочу не соглашаюсь и все. И я действительно принадлежу, грубо говоря, сам себе в отличие опять же от артистов театра, которым ставят репетицию в определенное время в определенный день, и хоть ты умри, но ты должен на ней быть. В нашем случае можно изменить ситуацию» [161].

Преимущества отсутствия фиксированной заработной платы в этой связи оценивает респондент 3, который занимается только озвучиванием: «Весь прикол, по моему скромному мнению, в том, что вот, допустим, в какой-нибудь день я могу заработать в два раза меньше, чем за тот же день зарабатывает мой товарищ, который сидит в каком-нибудь департаменте, а потом – фигак, и день когда у меня семь проектов. И за этот день я сделаю половину его месячной зарплаты. Я о деньгах не так часто думаю, только когда нужно платить за что-нибудь» [162]. Респондент 10 стремится освободить себе выходные и привести рабочие часы в соответствие с общепринятыми нормами, чтобы больше проводить время с семьей: «В плане работы я ответственная… ответственный человек. Ну, скажем так, я освободила для себя воскресенье и вторую половину субботы, потому что, когда ты мама, это нужно. Для ребенка, для семьи. Для моих личных целей. Мне все рады, поэтому нет, нет. Воскресенье – это обязательно выходной день и суббота. Я могу выйти на какую-то работу, если это имеет смысл» [163]. Обратная установка оказалась характерна для молодых людей, не имеющих обязательств перед другими лицами. Такое положение соответствует внутреннему ощущениям респондента 9, которая открывает для себя дополнительные возможности: «Мне это даже приятно, потому что мне всегда нравилось работать по выходным и отдыхать по будням. Я терпеть не могу вот этого вот. Все такое нормированное. Мне наоборот очень нравится, что здесь все такое гибкое» [164].

Респондент 3, проводящий большую часть времени на студии, говорит о ценности эффективного использования времени: «Желательно загодя знать, куда ты собираешься поехать, и заранее предупреждать студии, что тебя не будет. Если бы не предупреждал, пришлось бы переносить больше проектов, чем когда ты предупреждаешь. Это все очень удобно, потому что ты сам можешь определить себе выходные дни, в которые ты будешь говорить» [165]. Работа позволяет работать по своему личному графику, но одновременно требует вовлеченности от работника: «И.: Но Вы сами регулируете свой график, формируете его? Конечно, я ж фрилансер! Я могу забить на все и сказать: Ребята, я в отпуск! — Это классно, это хорошо? — Это круто, наверное. Ты ни от кого не зависишь, ты сам планируешь свое время, но нельзя злоупотреблять» [166]. В противном случае невольно возникают предпосылки для мягкого подсиживания со стороны коллег. Это происходит в условиях борьбы студий за своего заказчика: «Коллегу своего вчера встретил, он говорит: Чувак, я тут в отпуск уехал на десять дней и лишился вообще всех проектов. Но на первых порах ты даже не имеешь права на отпуск, если не закрепишься здесь» [167].

Актеры старшего возраста, совмещающие озвучивание и участие в съемках, говорят о неготовности оставить его в пользу кинематографа, учитывая наработанный годами опыт. Не относящиеся к молодежи представители возрастных групп скорее неохотно расстанутся с этим видом деятельности. Респондент 1, продолжающий сниматься в кино, заявляет: «Нет, озвучку я не оставлю никогда, потому что слишком много пережито, придумано, открыто, наработано. Я бы больше кино добавил в свою жизнь. Именно съемочного процесса» [168]. Респонденту 6, прежде связанному с театром, не хватает творческой самореализации в других формах деятельности актера: «Если бы нашлось что-то адекватное тому, что было, то это да, но там же все однозначно. Для меня лучше озвучить что-нибудь такое яркое и интересное, чем сниматься в каком-нибудь дурном сериале» [169].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.20 (0.019 с.)