Система логопедических занятий по развитию пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система логопедических занятий по развитию пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией



 

Цель формирующего эксперимента - повышение уровня сформированности пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией.

После проведения обследования пространственных представлений у детей четвертого года жизни нами был намечен план коррекционной работы, который включал в себя два этапа: подготовительный, основной и заключительный (закрепляющий).

Цель подготовительного этапа: формирование навыков ориентировки в собственном теле.

Цель основного этапа: развитие навыков ориентировки на плоскости и в пространстве.

Цель заключительного этапа: обобщение и закрепление навыков ориентировки в собственном теле, на плоскости и в пространстве.

Занятия проводились с детьми, вошедшими в экспериментальную группу в течение четырех месяцев. Занятия проводились один раз в неделю, в первой половине дня в подгрупповой форме. Длительность занятия 15-20 минут. Всего было проведено 15 занятий. Календарно-тематическое планирование приведено в приложении Б.

Для достижения цели каждое занятие было подчинено следующим требованиям:

.   всесторонне развивать личность ребенка;

2. добиваться, чтобы обучение носило воспитывающий характер;

.   учитывать возрастные особенности детей и в соответствии с этим подбирать доступный материал;

.   осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

.   добиваться прочности приобретенных знаний и навыков;

.   использовать наглядность;

.   строить свои занятия в соответствии с программой образовательного учреждения.

На подготовительном этапе мы провели 2 занятия, направленных на уточнение схемы собственного тела, частей тела, так как на наш взгляд ориентировка в собственном теле является основой навыков ориентировки в пространстве.

Основной этап состоял из 11 занятий, направленных на формирование и развитие навыков ориентировки на плоскости листа, в пространстве от себя, от сидящего напротив.

Основным содержанием занятий стали игровые и дидактические упражнения, главной задачей которых является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т.д.), умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении "от себя”.

Умение ориентироваться "на себе” - предпосылка, необходимая для перехода к следующей программной задаче - учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Ребенок как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах. Скажем, дети рассматривают игрушки, активно действуют ими. В ходе беседы педагог фиксирует их внимание на характерных деталях. Например, рассматривается машина: спереди кабина, кузов − сзади, внизу − колеса, передние и задние. Умение выделять противоположные стороны сначала на себе, а затем на другом человеке, на предметах позволит ребенку овладеть в дальнейшем ориентировкой не только "от себя”, но и от любых других объектов, от другого человека.

Также можно сказать, что эти знания и умения необходимы для распознавания пространственных отношений между предметами, о которых мы судим на основе их соотнесенности к сторонам - передним (лицевым), боковым, верхним и т.д. Следует добавить, что ориентировка в пределах даже весьма ограниченного пространства (групповая комната или часть помещения, площадь стола, лист бумаги и др.) предполагает знание основных направлений. Это новая программная задача. С полным основанием ее можно назвать центральной в содержании всей работы.

Мы учили детей различать основные группы направлений (вперед - назад, вверх - вниз, направо-налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа "Куда показывает флажок?". Дети должны ответить, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад). Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства.

Ориентировка от себя предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект, а ориентировка от объектов требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов. Для этого необходимо уметь вычленить различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю.

Ориентировки "на себе ”, "от себя”, применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как в, под, на, за. Предлог на обычно ассоциируется с верхней плоскостью предмета (на столе, на стуле); предлог под - с нижней стороной; предлог в воспринимается как указание на расположение внутри какого-либо объекта.

Освоение системы отсчета и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.

Направление "вверх - вниз” ("вверху - внизу”) позволяет ребенку уяснить такие ориентировки, как "над" и "под”, "посередине” и "между" при расположении группы предметов по вертикальной линии.

Направления "направо - налево” ("справа - слева”) помогает лучше понять пространственные отношения, определяемые словами рядом, посередине и между, сбоку или с краю.

Направление "вперед - назад" ("впереди - сзади”) способствует уяснению таких пространственных отношений, как "впереди”, "перед”, "напротив”, "за”, "позади”, "посередине” и "между" при расположении предметов по фронтальной линии от исходной точки отсчета.

Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по изодеятельности, на индивидуальных занятиях, фронтальных и подгрупповых занятиях, на музыкальных и физкультурных. Так же пространственные представления у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх.

Обучение на занятиях - одна из основных форм прямой передачи знаний в определенной системе и последовательности, важное звено умственного воспитания в детском саду. На своих занятиях мы осуществляли не только образовательные задачи, но и решали воспитательные. Мы знакомили детей с правилами поведения, воспитывали у них старательность, активность, аккуратность, самостоятельность, организованность, привычку к точности, сдержанность, настойчивость, целеустремленность, активное отношение к собственной деятельности (умение выделять в ней цель и способы действия) и другие. Работа по развитию у детей четвертого года жизни с дизартрией была организована на подгрупповых занятиях 1 раз в неделю. На своих занятиях мы использовали различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры и др.). Также мы широко использовали разнообразный наглядный материал: раздаточный и демонстрационный.

Методы и приемы обучения применялись, как правило, в различных сочетаниях. В наши занятия мы включали элементы логоритмики, элементы занятий по изодеятельности, где также обучали детей пространственным понятиям: правая, левая рука; вправо, влево, вперед, назад, вниз, вверх и так далее.

Важно самих детей побуждать к называнию частей тела и лица. Если дети недостаточно хорошо ориентируются, можно провести дидактические игры "Купание куклы”, "Укладывание куклы спать”, "Оденем куклу”. Важно, чтобы при проведении этих игр внимание детей было сосредоточено не только на самих процессах умывания, одевания; надо делать акцент на различение и называние частей тела и лица. Ребенку предлагают помыть кукле грудку, спинку, плечи и прочее. Конспекты занятий приведены в приложении В.

Структура развивающего занятия

Каждое занятие состоит из последовательности этапов.

.   Начало.

В начале занятия мы используем организационный момент, включающий в себя ритуал приветствия. После приветствия следуют упражнения, активизирующие внимание и активный словарь детей. Эти упражнения используются в качестве разминки и позволяют настроить детей на работу, активизировать внимание и интерес детей к занятию и друг другу.

.   Основная часть.

В основную часть занятия включены разнообразные упражнения, направленные на развитие пространственных, временных представлений, на развитие словарного запаса и обогащение фразовой и связной речи. Также в этой части включены физкультминутки, позволяющие сделать паузу в занятии и передохнуть. На физкультминутках мы использовали логоритмические разработки Железновых.

.   Заключительная часть.

Этот этап направлен на окончание работы, подведение итогов. Также на данном этапе проводилась раздача заданий на дом.

Для повышения мотивации к занятиям мы придерживались следующих правил:

.   Не сравнивать успехи учащихся между собой, так как достижения ребенка принадлежит только ему;

2. Следить за настроением детей, ободрять их и поддерживать, если они чувствуют неуверенность;

.   Поддерживать навыки, которым ребенок уже научился;

.   Поощрять детей в достижении самостоятельных успехов, даже маленькие достижения не следует оставлять без доброжелательного внимания;

.   Задания, предлагаемые детям должны постепенно усложняться;

.   Привлекать родителей для дополнительной работы дома.

Работа с родителями

Одним из условий лучшего усвоения учебного материала является обязательное выполнение домашних заданий родителей совместно с детьми. Задания на дом направлены на закрепление пройденной темы. Они выдаются один раз в неделю, на выходные. Задания представляют собой картинки, в которых нужно цветными карандашами показать нужное направление (например, раскрась красным то, что внизу, синим то, что вверху). Выполнения задания должно занимать не более 10 − 15 минут. В процессе выдачи домашнего задания, проводится инструктирование родителей о правилах проведения данного упражнения.

В своей работе мы использовали следующие игры:

.   "Угадай, кого загадали".

2. "Найди игрушку".

.   "Купание куклы"

.   "Укладывание куклы спать"

.   "Одевание куклы"

.   "Где звенит колокольчик?"

.   "Куда пойдешь и что найдешь"

.   "Флажки"

.   "Найди клад"

.   "Поиски"

.   "Репка"

.   "Бабушкин клубок"

.   "Калейдоскоп"

.   "Я еду на машине"

.   "Синхронное плавание"

.   "Новая походка"

.   "Новоселье"

.   "Отгадай где…"

.   "Магазин"

.   "Скажи наоборот"

.   "Части тела"

.   "Определи по следу"

.   "Что перепутано?"

.   "Капризный фотограф"

.   "Путаница"

.   "Царство животных"

.   "Матрешка"

.   "Складывание фигур из палочек".

Игры представлены в соответствии с приложением Г.

Главной особенностью наших занятий было то, что все новые навыки закреплялись на основе тактильных ощущений детей. Так, например, при изучении темы "верх − низ" дети поочередно залезали на стол и вставали на пол, при изучении темы "внутри − снаружи" дети залезали в большую коробку и вылезали из нее. Все это проводилось для того чтобы лучше понять эти направления, так как для детей данного возраста еще характерно пропускание всего нового материала "через себя"

Больше всего детям понравилось искать клад, потому что это было не обычное занятие в кабинете, а интересное приключение, в ходе которого мы выходили на улицу, ходили по детскому саду. Найденный клад был огромной радостью для детей в большей части из-за того что они были горды собой, что сами смогли его найти и разгадали тайну Старого пирата.

Заключительный этап включал в себя 2 занятия, на которых мы проверили, насколько усвоен материал детьми. Первое занятие было "Поход в цирк". В этот день в детский сад приезжал цирк. Детям была дана карта, по которой они пришли в музыкальный зал, где непосредственно их уже ждало представление. Во время второго занятия дети делали поделку по вербальной инструкции, в дальнейшем из них мы сделали выставку для родителей.

В данном параграфе мы рассмотрели систему логопедических занятий по развитию пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией. Мы выделили основное содержание и направление занятий, привели примеры игр для детей данного возраста и данного нарушения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.227.135 (0.103 с.)