Анализ методик диагностики пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ методик диагностики пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией



 

В настоящее время в литературе вопрос о пространственных представлениях детей четвертого года жизни с дизартрией мало освещен, вследствие чего методик диагностики не разработано. Однако можно сказать, что некоторые авторы в своих работах все же поднимали этот вопрос и включили в свои диагностические методики элементы обследование пространственных представлений. Рассмотрим не которые из них более подробно.

Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи Г.А. Волковой [8] представляет собой схемы обследования детей с дислалией, дизартрией, алалией, заиканием. Обследование детей с дизартрией включает в себя сбор анкетных данных, общего анамнеза, данных о развитии речи, логопедическое обследование. Логопедическое обследование проходит по следующим критериям:

·   исследование слухового внимания,

·   исследование зрительного восприятия,

·   исследование пространственного праксиса,

·   исследование произвольной мимической моторики,

·   исследование общего звучания речи, произношения звуков (фонематический слух),

·   исследование состояния фонематического анализа, синтеза,

·   исследование фонематических представлений,

·   исследование воспроизведения слоговой структуры слова и звуконаполняемости слова,

·   исследование слоговой структуры слова,

·   исследование словаря,

·   исследование грамматического строя речи.

Исследование пространственного праксиса включает в себя следующие виды заданий:

·   пробы Хэда;

·   показ предметов, находящихся вверху, внизу, впереди, позади, слева, справа;

·   складывание картинки из 2-4 частей, разрезанных по горизонтали, по вертикали;

·   складывание фигурок из палочек по образцу, затем по памяти.

Критерии оценки и баллы в данном пособии не представлены. Цели и описания заданий не прописаны.

Рассматривая диагностическую методику А.В. Семенович [47] мы можем увидеть схему нейропсихологического обследования детей, которая включает в себя сбор анамнестических данных, исследование латеральных предпочтений, методы нейропсихологического обследования, нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития. Непосредственно само обследование состоит из:

·   обследования двигательных функций,

·   обследования тактильных и соматогностических функций,

·   обследования зрительного гнозиса,

·   обследования пространственных представлений,

·   обследования слухового гнозиса,

·   обследования памяти,

·   обследования речевых функций,

·   обследования интеллектуальных функций,

·   обследование письма, чтения и счета.

Остановимся на обследовании пространственных представлений. В данном разделе предлагается обследовать пространственные представления по следующим направлениям направлениям:

·   пространственный гнозис;

·   самостоятельный рисунок;

·   копирование.

Стоит отметить, что задания в данной методике представлены для детей от 7 лет.

Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова [18] представили свой вариант речевой карты обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет), который включает в себя сбор анкетных данных, анамнеза, раннего психомоторного развития, раннего речевого развития. Само обследование проводилось по следующим параметрам:

·   исследование неречевых психических функций,

·   исследование фонетической стороны речи,

·   исследование фонематической стороны речи,

·   исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи,

·   лексики и грамматического строя экспрессивной речи,

·   исследование состояния связной речи.

Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса представлено в разделе "исследование неречевых психических функций" и состоит из следующих видов заданий:

·   ориентировка в пространстве (вверху-внизу, впереди-сзади);

·   складывание разрезных картинок (из2-3 частей);

·   складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки).

В данной методике представлены задания для обследования, но не указана хотя бы примерная схема качественной и количественной обработки результатов.

Е.А. Стребелева [44] предлагает свой вариант психолого-педагогической диагностики развития детей раннего и дошкольного возраста, в котором обследование пространственных представлений у детей четвертого года жизни представлено в виде конкретных заданий:

·   коробка форм;

·   разбери и сложи матрешку;

·   группировка игрушек;

·   сложи разрезную картинку;

·   достань тележку.

Результаты обследования предлагается оценить по четырехбальной шкале.

Тестовая диагностика Т.В. Кабановой, О.В. Домниной [24] представляет собой методику обследования речи и моторики детей четвертого года жизни. Пространственные представления обследуются посредством следующих заданий:

·   исследование понимания падежных конструкций с предлогами (на, в, за, под);

·   исследование употребления предложно-падежных конструкций;

·   исследование словаря прилагательных (определений);

·   исследование пространственной ориентации по подражанию.

В пособии представлена качественная и количественная обработка полученных результатов, но нет примерных вариантов заданий.

Л.В. Лопатина [32] предлагает схему обследования ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия, дизартрия, ринолалия). Обследование пространственных представлений предлагается проводить посредством следующих заданий:

·   показ правой, левой руки;

·   показ предметов впереди, позади, вверху, внизу;

·   складывание разрезных картинок из 2, 4, 6 частей;

·   складывание фигурки из палочек (по образцу, по памяти).

Качественной и количественной оценки выполнения заданий не представлено.

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина [29] предлагают включить в обследование детей: обследование интеллекта, слуха, внимания и памяти, общей и мелкой моторики, обследование речи. Пространственные представления предлагается диагностировать по следующим критериям:

·   знание частей тела, лица;

·   ориентировка в сторонах собственного тела;

·   зеркальное отображение;

·   дифференцирование пространственных понятий (выше-ниже, дальше-ближе, справа-слева, впереди-сзади, в центре);

·   собрать предмет из функционально значимых частей;

·   складывание разрезных картинок из 2-3-4 частей (по вертикали, по горизонтали);

·   складывание матрешки;

·   складывание пирамидки;

·   кубики-вкладыши;

·   складывание фигур из палочек.

Качественный и количественный анализ результатов не представлен.

Таким образом, мы видим, что диагностических методик для обследования пространственных представлений детей четвертого года жизни нет, но есть рекомендации по проведению такого обследования, которыми мы воспользуемся в нашей работе.

 


2.2 Анализ методических рекомендаций по коррекции пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией

 

Несформированность пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности. Поэтому поиски специальных методических путей и средств формирования пространственных представлений имеют особое значение для воспитания и обучения этих детей. Вместе с тем, мы видим, что в специальной литературе не в полной мере отражено содержание логопедической работы по развитию пространственных представлений у детей. Однако, мы можем найти рекомендации по проведению коррекционной работы в данном направлении.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста, по мнению Е.Ф. Архиповой [3] строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Такая работа отличается тем, что в ней предусматривается развитие всех сторон: эмоциональной, сенсорной, познавательной, голосовой активности, манипулятивной функции рук, то есть создает необходимую сенсомоторную базу для развития речевой, психической и двигательной деятельности ребенка. Коррекционно-педагогическая работа, по мнению автора, должна включать в себя:

·   комплекс упражнений по развитию слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха;

·   комплекс упражнений по формированию представлений о цвете, форме и величине;

·   комплекс упражнений по формированию пространственных представлений;

·   комплекс упражнений по стимуляции речевой активности;

·   комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук.

Комплекс упражнений по формированию пространственных представлений состоит из упражнений по формированию представлений о схеме тела и лица, упражнений на расширение пространственных представлений, упражнений на развитие конструктивного праксиса.

Программа логопедической работы Л.В. Лопатиной, Г.Г. Голубевой, Л.Б. Баряевой [29] рассчитана на 3 ступени развития:

ступень: младший дошкольный возраст (3 (3,5) - 4 (4,5) лет);

2  ступень: средний дошкольный возраст (4,5 - 5,5 лет);

    ступень: старший дошкольный возраст (5,5 - 6,5 (7) лет).

Рассмотрим более подробно 1 ступень. Основное внимание здесь уделяется созданию условий для стимулирования речевой активности детей на специальных логопедических занятиях. Коррекционная работа проводится в 2 этапа: подготовительный и основной.

Содержание коррекционного обучения подготовительного этапа:

·   формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти;

·   формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;

·   формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;

·   формирование слухо-зрительного и слухо-моторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур, развитие импрессивной речи;

·   вызывание речевого подражания, потребности подражать слову взрослого.

Содержание коррекционного обучения основного этапа:

·   воспитание общих речевых навыков;

·   развитие импрессивной речи;

·   формирование предметного, предикативного, адъективного словаря экспрессивной речи;

·   формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи;

·   формирование синтаксических стереотипов и усвоение синтаксических связей в составе предложения;

·   формирование связной речи; коррекция нарушений фонетической стороны речи.

Развитие пространственных представлений проходит на подготовительном этапе и включает в себя:

·   знакомство с различными свойствами предметов на основе операций с ними (форма, величина, цвет);

·   освоение объемных и плоскостных фигур и форм предметов (круг, квадрат, треугольник, круглый, квадратный, треугольный);

·   освоение величины предметов, выделение разных его измерений (большой, маленький, средний, самый большой, самый маленький, длинный короткий, высокий, низкий, широкий, узкий, толстый, тонкий);

·   различение предметов по величине и измерениям.

Здесь же предлагается примерный перечень рекомендуемых игр.

В основе методики коррекционно-воспитательного воздействия, предложенной Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [22], лежит принцип системного взаимодействия между различными компонентами языка, необходимого для понимания закономерных связей между различными проявлениями речевой недостаточности и предвидения системного дефекта педагогического воздействия. Обучение включает в себя:

·   развитие понимания речи;

·   развитие фонематического слуха;

·   формирование словарного запаса;

·   формирование грамматического строя;

·   формирование связной речи;

·   формирование звукопроизношения и слоговой структуры слов.

Развитие пространственных представлений включено в раздел формирование понимания речи. Используя специальные дидактические игры, детей учат различать пространственные отношения предметов, выраженных предлогами: в, на, под, из, около, действия, сходных по внешним признакам. Логопед наглядно демонстрирует, как изменяется значение слова, обозначающее действие, в связи с изменением его начальной части (приставки).

При построении коррекционной работы Г.М. Вартапетова, Л.Л. Тычинина [6] опирались на следующие принципы логопедической работы:

·   принцип комплексного подхода (одновременное воздействие нескольких специалистов);

·   принцип дифференцированного подхода (возрастные и индивидуальные особенности детей);

·   системный подход при коррекции пространственного восприятия (учет структуры дефекта и воздействие на всю систему в целом);

·   принцип развития (учет ведущего вида деятельности).

Формирование пространственных представлений в следующей последовательности:

Во-первых, уточнение схемы тела и ориентировок в реальном пространстве: формирование способности к мысленному повороту на 180 градусов, усвоение пространственных отношений между предметами, различение величины, формы предметов;

Во-вторых, дифференциация правой и левой частей тела;

В-третьих, ориентировка на плоскости;

В-четвертых, уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения, развитие пространственной лексики.

Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми включает:

·   развитие собственно пространственных представлений (соматогнозис);

·   развитие квазипространственных представлений;

·   формирование серийной организации движений;

·   ориентировка на плоскости.

Авторы предлагают примерные упражнения для развития пространственных представлений.

Направления психологической коррекции, по мнению И.И. Мамайчук [34]:

·   Обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной величины, формы, цвета;

·   Обучение детей использованию вспомогательных предметов (орудийные действия)

·   Формирование наглядно-образного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.

Работа по развитию пространственных представлений включена в серию заданий по развитию зрительного восприятия и проводится от простого к сложному, по следующим направлениям: предметно-практические манипуляции с объемными формами; зрительное восприятие формы без предметно-практических манипуляций, запоминание форм. Автор предлагает примерный перечень игр.

Занятия состоят из 3 этапов:

·   практическое выделение величины;

·   зрительное восприятие величины;

·   запоминание предметов с учетом их величины.

А.В. Семенович [48] предлагает этапы коррекционной работы по развитию пространственных представлений:

·   Освоение телесного пространства;

·   Освоение внешнего пространства;

·   Двигательные диктанты и графические схемы;

·   Конструирование и копирование;

·   Квазипространственные (логико-грамматические) речевые конструкции.

Работа проводится с детьми с 5 лет, представлен примерный перечень игр.

Таким образом, мы видим отсутствие методик для развития пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией. Однако, есть методические рекомендации по работе над данным видом мышления, поэтому в своей работе мы будем опираться именно на них.

 

Выводы по 2 главе

 

Таким образом, мы рассмотрели диагностические методики, предложенные Г.А. Волковой, А.В. Семенович, Л.С. Соломаха, Н.В. Серебряковой, Е.А. Стребелевой, Л.В. Лопатиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, а также тестовую диагностику Т.В. Кабановой, О.В. Домниной.

Методика А.В. Семенович не подошла нам по возрастным требованиям. Предложенная методика предназначена для детей от семи лет.

Почти все из представленных методик не имеют схемы качественной и количественной обработки результатов (Г.А. Волковой, Л.С. Соломаха, Н.В. Серебряковой, Л.В. Лопатиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной).

В тестовой диагностике Т.В. Кабановой, О.В. Домниной представлена качественная и количественная обработка результатов, но нет хотя бы примерных вариантов заданий.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, разработанная Е.А. Стребелевой, представляет собой конкретные задания для диагностики пространственных представлений детей, а также включает в себя оценку результатов по четырехбальной шкале. На наш взгляд в этой методике недостаточное количество заданий, их результаты не могут в полной мере показать уровень развития пространственных представлений.

Также мы рассмотрели ряд коррекционных методик, включающих в себя развитие пространственных представлений у детей предложенных такими авторами как Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина, Г.Г. Голубева, Л.Б. Баряева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Г.М. Вартапетова, Л.Л. Тычинина, И.И. Мамайчук, А.В. Семенович.

Е.Ф. Архипова предлагает коррекционно-логопедическую работу строить поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Работа включает в себя развитие всех сторон личности ребенка, в том числе развитие пространственных представлений. Л.В. Лопатина разбивает работу на два этапа: подготовительный и основной. Развитие пространственных представлений проходит на подготовительном этапе. У Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной развитие пространственных представлений включено в раздел формирование понимания речи. Г.М. Вартапетова, Л.Л. Тычинина в своей работе указывают последовательность формирования пространственных представлений, а также предлагают примерные упражнения. И.И. Мамайчук работу по развитию пространственных представлений включает в серию заданий по развитию зрительного восприятия. А.В. Семенович предлагает этапы коррекционной работы, но, к сожалению, мы не можем ей воспользоваться, так как она предназначена для детей от пяти лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.041 с.)