Характеристика пространственных представлений у детей с дизартрией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика пространственных представлений у детей с дизартрией



 

Изучением пространственных представлений у детей с дизартрией занимались Р.И. Мартынова [36], Е.Ф. Архипова [4], Е.Н. Винарская [7].

Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей с дизартрией. Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов деятельности школьников: в играх, наблюдениях, трудовых процессах, в рисовании и конструировании.

Можно выделить следующие особенности мыслительной деятельности у детей с дизартрией:

·   отставание развития наглядных форм мышления;

·   трудности в формировании сферы образов-представлений;

·   сложность создания целого из частей и выделения частей из целого;

·   трудности в пространственном оперировании образами;

·   репродуктивный характер деятельности детей, снижение способности к творческому созданию новых образов;

·   замедлен процесс формирования мыслительных операций: дети затрудняются при сравнении предметов, производя сравнение по случайным признакам, при этом затрудняются даже в выделении признаков различия.

Р.И. Мартынова обращает внимание на то, что при дизартриях имеет место определенное соответствие характера и степени нарушения мышления и степени выраженности речевого дефекта. У детей с легкими формами дизартрии наблюдается лишь некоторое ослабление мыслительной деятельности, проходящее по типу астенизации с выраженным снижением функций внимания и памяти, а при тяжелых - задержка психического развития или даже олигофрения.

Говоря о состоянии таких психических функций как внимание, память, мышление у детей с дизартрией, можно отметить следующее своеобразие: для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, конструктивного праксиса.

Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина) Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предмета, что находит отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью.

Также дети затрудняются при сравнении предметов, производя сравнение по случайным признакам, при этом затрудняются даже в выделении признаков различия. Например, отвечая на вопрос: "Чем не похожи люди и животные?", ребенок произносит: "У людей есть тапочки, а у зверей - нет". Однако в отличие от умственно отсталых детей, после получения помощи, дети выполняют предложенные задания на более высоком, близком к норме уровне.

У детей с дизартрией замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки препятствуют овладению чтением, письмом. Недостаточность межсенсорного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок.

К концу четвертого года жизни у детей с дизартрией формируется такие знания о пространстве, как: форма (прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник), величина (большой, маленький, больше, меньше, одинаковые), протяженность (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, слева, справа), положение в пространстве и пространственная связь (посередине, справа, слева, ближе, дальше, спереди, сзади, за, перед).

Овладение указанным знаниями о пространстве предполагает: умение выделять и различать пространственные признаки, правильно их называть и включать адекватные словесные обозначения в экспрессивную речь, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных операций, связанных с активными действиями.

Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности.

Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.

Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями.

Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления. Большую роль в развитии пространственного восприятия играет конструирование и лепка, включение адекватных действиям детей словесных обозначений в экспрессивную речь.

Таким образом, пространственные представления у детей с дизартрией характеризуются замедленным формированием пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, конструктивного праксиса, трудности в усвоении представлений о величине, сравнении предметов. Развитие пространственной ориентировки происходит с расширением практического опыта детей. Также можно отметить, что у детей с дизартрией наблюдается пофрагментарная стратегия восприятия изображения.

 

Вывод по 1 главе

 

В данной главе мы рассмотрели понятие пространственного мышления, его формирование в онтогенезе. Пространственное мышление - это вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. Формирование пространственного мышления начинается еще во внутриутробном периоде и продолжается на протяжении всей жизни с получением нового жизненного опыта. Мы выяснили, что формирование пространственного мышления имеет вертикальную структуру развития, имеющую 7 уровней. Задержка или недоразвитие пространственного мышления на одном из уровней необратимо повлечет за собой отставание в усвоении каждого следующего уровня. Важно учитывать, что формирование пространственных представлений происходит не только за счет одного из полушарий, но и за счет тесного межполушарного взаимодействия. Пространственное мышление является важнейшим показателем умственного и сенсорного развития ребенка.

Также мы рассмотрели этиологию, симптоматику и механизмы дизартрии. Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Дизартрические нарушения наблюдаются при различных органических поражениях мозга, поражением нервной системы плода и новорожденного. Выделяют общие клинические симптомы такие как: нарушение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, нарушение голосообразования, нарушения дыхания, оральная апраксия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.006 с.)