Методы математико-статистической обработки данных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы математико-статистической обработки данных



 

Для решения поставленных в работе задач, при обработке и анализе полученных в результате исследования данных использовались современные методы математической статистики - сравнительный и корреляционный анализ данных. Производились расчёты первичных статистик (значения средних, дисперсии).

Так как распределение полученных данных соответствовало нормальному, о чём свидетельствовали показатели ассиметрии и эксцесса (производился расчёт ошибки репрезентативности), то для сравнительного анализа независимых выборок использовался критерий Стьюдента. Расчёт коэффициента корреляции производился с помощью критерия Пирсона.

Данные эмпирического исследования обрабатывались с помощью компьютерной программы обработки данных SPSS и программы Microsoft Excel.


Выводы по главе II

 

1. Выборка исследования составила 54 человека, которые были распределены на две группы: «успешные» сотрудники (34 человека) и «менее успешные» (20 человек). Отбор в группы произведён с помощью методики экспертного оценивания. В качестве экспертов выбрано командование оперативных рот: командир роты, заместитель командира (по службе) и заместитель командира (по работе с личным составом).

2. В исследовании был использован метод тестов. Психодиагностический комплекс состоял из следующих психодиагностических методик:

· Калифорнийский психологический опросник (CPI);

· Опросник Шмишека (Опросник определения акцентуаций характера).

· Опросник Басса-Дарки (Опросник уровня агрессивности);

· Тест К. Томаса (стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации);

· Методика диагностики социального интеллекта (Дж. Гилфорд, М. Салливан).

3. Для обработки результатов использовались следующие методы математической обработки данных - описательная статистика, критерий Стьюдента, корреляционный анализ Пирсона. С этой целью были использованы специализированные программные средства SPSS и Microsoft Excel в среде Windows XP.


Глава III. Результаты исследования и их обсуждение

Результаты сравнительного анализа

Результаты по методике Экспертное оценивание

В нашей работе для определения профессиональной успешности сотрудников применена методика экспертных оценок.

После статистической обработки по каждой оцениваемой позиции получена комплексная оценка профессиональной успешности сотрудника в баллах. Результаты представлены в таблице 3.1.1.

 

Таблица 3.1.1 Результаты сравнительного анализа по методике экспертных оценок

Шкалы группы М Стандартное отклонение T P
  Успешность 1 44,29 2,02 11,60 0,001
    2 36,75 2,73    

 

Примечание:

Группа 1 - сотрудники с высокой оценкой профессиональной успешности;

Группа 2- сотрудники с невысокой оценкой профессиональной успешности.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что по параметру «Успешность профессиональной деятельности» в двух исследованных группах поучены достоверные различия на уровне р=0.001.

Средние оценки представителей 1 группы достоверно выше аналогичных показателей во 2 группе.

Необходимо отметить, что разделение сотрудников ОМОН по параметру «Успешность» в определённой мере представляется условным, поскольку первую группу составили те сотрудники, которые объективно имеют высокие показатели уровня профессиональной успешности, а во вторую группу вошли те сотрудники отряда, которые имели некоторые отклонения от «идеала». В ходе реформирования органов внутренних дел, которое проходило с марта 2011 года все «неуспешные» в профессиональном плане сотрудники отряда были уволены по различным основаниям. Таким образом, в ОМОН УМВД России по Ивановской области остались «высоко успешные» и «средне успешные» сотрудники, которые в настоящее время продолжают свою службу.

Результаты по тесту CPI

Для целостного психологического описания личности применялся Калифорнийский психологический опросник, разработанный Х. Гоу. Полученные результаты представлены в таблице 3.1.2. и на рисунке 3.1.2.

 

Таблица 3.1.2 Результаты сравнительного анализа по тесту CPI

Шкалы группы М Стандартное отклонение T P
  Do (Доминирование) 1 51,85 11,17 0,50 -
    2 50,20 12,80    
  Cs (Способность к статусу) 1 51,68 9,14 0,33 -
    2 50,80 10,08    
  Sy (Общительность) 1 56,71 10,45 1,47 -
    2 51,60 15,12    
  Sp (Социальное присутствие) 1 53,24 9,11 0,71 -
    2 51,25 11,18    
  Sa (Самопринятие) 1 49,47 7,87 1,17 -
    2 47,00 6,88    
  In (Независимость) 1 52,88 6,23 1,53 -
    2 49,70 9,07    
  Em (Эмпатия) 1 55,06 8,36 2,24 -
    2 49,15 10,92    
  Re (Ответственность) 1 52,47 8,44 0,84 -
    2 50,40 9,16    
  So (Социализация) 1 56,56 6,85 3,48 0,001
    2 49,90 6,71    
  Sc (Самоконтроль) 1 55,44 5,29 2,99 0,01
    2 50,75 6,03    
  Gi (Хорошее впечатление) 1 57,68 7,51 2,82 0,01
    2 51,55 8,00    
  Cm (Обычность) 1 43,65 15,51 0,54 -
    2 41,20 17,32    
  Wb (Чувство благополучия) 1 52,21 6,94 2,73 0,01
    2 44,80 13,03    
  To (Терпимость) 1 51,79 8,14 0,22 -
    2 51,25 10,19    
  Ac (Достижение через подчинение) 1 51,26 8,17 0,02 -
    2 51,20 11,43    
  Ai (Достижение через независимость) 1 51,76 7,50 1,56 -
    2 47,80 11,22    
  Ie (Интеллектуальная эффективность) 1 52,56 7,27 1,99 0,05
    2 48,90 11,84    
  Py (Психологический склад ума) 1 52,38 6,36 -0,29 -
    2 53,10 11,77    
  Fx (Гибкость) 1 48,56 7,48 1,99 0,05
    2 52,30 10,47    
  F/M (Женственность /Мужественность) 1 48,32 8,13 0,03 -
    2 48,25 6,80    

 

Примечание:

Группа 1 - сотрудники с высокой оценкой профессиональной успешности;

Группа 2- сотрудники с невысокой оценкой профессиональной успешности

Достоверные различия по личностным особенностям в группах с разным уровнем успешности профессиональной деятельности получены в отношении следующих параметров:

Социализация - в результате анализа выявлен умеренно высокий показатель по этой шкале в первой группе (р=0,001). Это свидетельствует о том, что сотрудники организованы, добросовестны, легко принимают нормативные правила и подчиняются им. С такими сотрудниками редко происходят разного рода неприятности, им свойственны сознательность, прямота, честность, верность слову и надёжность. В тоже время им не присуща излишняя конформность и готовность слепо следовать правилам. Выявлено умеренное понижение этого показателя во второй группе. Это свидетельствует о том, что у сотрудников существуют некоторые затруднения в интернализации социальных норм, отмечается нечувствительность к чужому мнению и оценке. Сотрудники импульсивны, не склонны подчиняться, часто протестуют, их взгляды и установки отличны от принятых в коллективе отряда. От них можно ожидать неприятностей.

Самоконтроль - в результате анализа выявлено, что в первой группе (р=0,01) умеренно высокий показатель по этой шкале: сотрудники способны осуществлять контроль над своими эмоциями и поведением. В социально-значимых ситуациях они могут «владеть собой» и подавлять враждебные или эротические чувства. При этом самодисциплина не достигает у них уровня сверхконтроля за счёт включения механизмов подавления, и у них не происходит накопления аффекта. Показатель сотрудников второй группы средний: они испытывают сильные эмоции и чувства, при этом открыто проявляют их и не стремятся скрыть. С учётом пониженного показателя по шкале «Социализация» для них характерна повышенная конфликтность, эгоистичность. Проблемы у этих сотрудников возникают, в основном, из-за недостаточного контроля импульсивности.

Хорошее впечатление - анализ данных показал, что в первой группе (р=0,01) умеренно высокий показатель по этой шкале: сотрудники хотят производить на окружающих хорошее впечатление, для них значимо чужое мнение, они стремятся к сотрудничеству и взаимопомощи. Для сотрудников второй группы характерен средний показатель. Они часто не удовлетворены положением вещей, критикуют и предъявляют претензии, скептически относятся к своим более «правильным» сослуживцам.

Чувство благополучия - в результате анализа выявлено, что в первой группе (р=0,01) этот показатель несколько выше среднего. Это свидетельствует о том, что сотрудники отличаются хорошим физическим и психическим самочувствием, удовлетворены складывающимися жизненными обстоятельствами, жизнерадостны и с оптимизмом смотрят в будущее. Пониженный показатель во второй группе говорит о том, что для сотрудников характерно внутреннее беспокойство по поводу имеющихся проблем, чувство неуверенности и пессимизм. Возможны проблемы с физическим или психологическим здоровьем.

Интеллектуальная эффективность - в результате анализа выявлено, что в первой группе (р=0,05) этот показатель несколько выше среднего. Это свидетельствует о том, что «успешные» сотрудники эффективно используют свои интеллектуальные ресурсы, проницательны и находчивы.

Гибкость - анализ данных показал, что в первой группе (р=0,05) умеренно высокий показатель по этой шкале. Сотрудники обладают рядом положительных качеств: хорошее воображение, спонтанность, изобретательность, лёгкая приспособляемость к переменам.

Анализируя полученные результаты, можно заключить, что более профессионально-успешные сотрудники показывают более высокий уровень социально-значимых качеств, от которых зависит успешность взаимодействия с товарищами при выполнении служебно-боевых задач и «уживчивость» в коллективе. Сотрудники, включённые в группу «менее успешные», проявляют больше независимости и эгоистичности, для них характерно желание быть «самим собой» даже если это вызывает трения с сослуживцами и проблемы с командованием подразделения. Для многих из них характерно наличие хронических соматических заболеваний.

 

Рис. 3.1.2. Средние значения теста CPI

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.011 с.)