Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимосвязь психологических особенностей личности с эффективностью деятельности в особых условиях
1. Достаточно большое число работ посвящено исследованию различных аспектов профессионализма сотрудников ОВД. Так Е.А. Климов определяет профессионала в любом виде деятельности как специалиста, способного достичь мастерства в результате реализации своего природного потенциала, благодаря гармонизации врожденных возможностей с требованиями, предъявляемыми профессией. Поэтому «на любом этапе становления профессионала, особенно на этапе профессионального отбора и этапе обучения, знание индивидуальных психологических особенностей является ключевым условием для будущего профессионала» [17, с. 24]. Ц.М.Гуревич предложил в основу методического подхода к проблеме положить изучение индивидуально-типологических особенностей высшей нервной деятельности. На типологическом уровне В.М.Мельников и Л.Т.Ямпольский выделяют следующие качества: экстра-интроверсию, определяющую, в том числе коммуникативные особенности личности; волевые качества, становящиеся впоследствии базой формирования организаторских способностей, а также регуляцию поведения, включающую наличие определённого уровня тревожности. На фундаменте типологических качеств формируются способности и профессионально важные качества. Под профессиональными способностями А.Н. Леонтьев понимал «структуру (совокупность) достаточно стойких, но изменяющихся под влиянием воспитания, обучения и тренировки свойств (черт) личности, определяющих успешность обучения и совершенствования в конкретной деятельности». Отсюда можно сделать вывод о том, что диагностируя, определяя особенности поведения и некоторые личностные характеристики, правомерно прогнозировать в дальнейшем скорость и качество формирования необходимых для сотрудника профессионально важных свойств и способностей. Обязательным является использование методов исследования, в максимальной степени отражающих деятельность человека с учётом влияния профессиональных факторов, характерных для конкретной специальности. Представляется весьма вероятным наличие тесной связи между определённым стилем поведения и наличием определённых личностных свойств сотрудников с успешностью их профессиональной деятельности. Существует группа личностных качеств, являющихся общими для многих специальностей и видов деятельности. К числу этих качеств, прежде всего, относятся служебно-профессиональная направленность (мотивация), ответственность, интеллект, дисциплинированность, эмоционально-волевая и нервно-психическая устойчивость. Эти психологические качества во многом определяют эффективность труда и уровень профессионализма сотрудников ОВД. Поэтому их оценка обязательно проводится при приёме сотрудников на службу в ОВД в ходе психологического отбора, который осуществляют Центры психофизиологической диагностики МВД России (далее - ЦПД).
При этом каждая профессия, а точнее специальность или вид (профиль деятельности), диктует свои специфические требования к личностным свойствам. Это особенно верно в отношении сотрудников специальных подразделений полиции. Поэтому отбор, проводимый в ЦПД, будет недостаточным для полноценного комплектования спецназа. Требуется особая процедура, позволяющая отсеивать кандидатов, по своим поведенческим и личностным особенностям не способным к службе в ОМОН. Высокий уровень нервно-эмоциональной напряженности - норма профессиональной психической деятельности сотрудников спецподразделений. В экстремальных условиях каждый сотрудник спецподразделения испытывает эмоциональное напряжение. Эта особенность оперативно-служебной деятельности требует от личного состава ОМОН выдержки, самообладания, дисциплинированности, умения принимать правильные решения в быстро меняющейся обстановке, способность сохранять работоспособность при больших физических и нервно-психических нагрузках. Так же необходим высокий уровень профессионализма, обеспечение которого достигается за счет формирования профессиональной, физической и психологической подготовленности. Эти компоненты являются базой для профессионализма. Вместе с тем, его уровень зависит и индивидуальных особенностей конкретного человека. Служба в специальных подразделениях ОВД предполагает выполнение профессиональных обязанностей не только в обычных, но и в экстремальных условиях жизнедеятельности, связанных с постоянной психической напряженностью, угрозой жизни и здоровью сотрудников, неблагоприятным режимом труда и отдыха.
Личностная трансформация, наблюдающаяся под длительным воздействием боевого стресса, на протяжении последних десятилетий была предметом интенсивного рассмотрения со стороны многих авторов в самых различных аспектах - клиническом, социально-психологическом. Однако, несмотря на важность этих вопросов и достаточно подробное феноменологическое описание, до сегодняшнего дня отсутствует единая точка зрения на эти расстройства, включая отсутствие устоявшейся терминологии. Наиболее часто приходится встречать термин «комбатантные изменения личности», включающих «комбатантную акцентуацию» и «комбатантную психопатию» в соответствии со степенью выраженности. Однако ещё ранее подобные изменения описывались под названиями «послефронтовая нервность», «военный психотравматизм» (Гиляровский В.А., 1934; Шевалёв Е.А., 1937). Одной из первых работ по исследованию последствий участия в боевых действиях на личность как пролонгированного воздействия боевого стресса считается работа P.S. Boume 1970 года. В частности, он выделил среди ветеранов тех, кто успешно преодолевает последствия травмы и дезадаптантов. Наиболее полным определением «комбатантной акцентуации» можно считать следующее (Литвинцев С.В. и др., 1999): это совокупность приобретенных в результате непосредственного участия в боевых действиях и ранее существовавших личностно-характерологических особенностей, динамика которых определяется спецификой боевых и мирных условий существования, а проявление - различными вариантами взаимодействия собственно комбатантных и изначально присущих характерологических черт, обуславливающих их различную социальную адаптацию. Необходимо помнить, что комбатантные акцентуации - это варианты нормы, личности, у которых отдельные характерологические черты были усилены или трансформированы опытом участия в военных действиях, результатом этого стала их повышенная уязвимость к вполне определенным психогенным воздействиям, в то время как к другим факторам психического порядка может выявляться даже повышенная устойчивость. В случаях, когда речь идёт о клинически выраженной патологии характера, вызывающей тотальную и стойкую дезадаптацию, говорят о комбатантной психопатии. Многие авторы подчёркивают специфичность воздействия боевой ситуации как стрессогенного фактора для её активных участников по сравнению с катастрофами для их жертв. Достаточно указать, что в отличие от жертв катастроф, участники боевых действий оказываются непосредственно вовлечёнными в эту стрессогенную ситуацию, перед ними стоят две основные задачи, одновременно взаимосвязанные и конкурирующие - выжить и выполнить боевое задание (Зеленова М.Е., 2000). По мнению большинства исследователей, в основе формирования комбатантной акцентуации лежит трансформация личности под воздействием длительного пребывания в условиях боевого стресса. Характеризуя развитие комбатантных личностных изменений как специфической акцентуации В.В. Нечипаренко и др. (2004) выделяют следующие моменты: во-первых, приобретенные в боевых условиях новые характерологические черты личности, как правило, затрудняют реадаптацию комбатантов к мирной жизни, однако в зависимости от условий (боевых, небоевых) комбатантная акцентуация может быть конструктивной и способствовать адаптации, а может быть деструктивной и вызывать дезадаптацию;
во-вторых, боевая трансформация личностных изменений происходит значительно быстрее по времени, чем формирование акцентуаций в мирное время, и вызывает парциальную дисгармонию личности комбатанта, проявляющуюся преимущественно поведенческими девиациями. Трансформирующее воздействие боевого стресса начинается ещё при подготовке к участию в боевых действиях, так как их ожидание само по себе является значительным стрессором, и продолжается на протяжении всего времени пребывания в боевой обстановке. Отражая адаптацию личности, эта трансформация в боевой ситуации может носить как конструктивный характер с формированием нового динамического стереотипа, способствуя выживанию и выполнению боевых задач, так и деструктивный. В последнем случае она отражает проявления дисстресса, в виде склонности к депрессивным, эксплозивным или истерическим реакциям, которые тоже могут закрепляться на личностном уровне в качестве стрессорных реакций (Китаев-Смык Л.А., 2001). Нужно добавить, что необходимость адаптации к географическим, этническим и социально-психологическим условиям региона, с которыми приходится сталкиваться сотрудником ОМОН при выполнении служебно-боевых задач, повышает требования к личности бойцов специальных подразделения. Также важно то, что служебно-боевая деятельность полицейских, в отличие от военных действий, осуществляется в иных правовых условиях, что также накладывает отпечаток на поведение сотрудников. Также они гораздо чаще сталкиваться с другими, не боевыми экстремальными ситуациями социального, техногенного или экологического характера (Мельников В.М., 2006). По результатам исследований деятельности подразделений ОВД в ходе проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе 1993-95 гг., как непосредственно участвовавших в боевых действиях, так и выполнявших общие задачи обеспечения режима чрезвычайного положения, Никоновым В.П. с соавторами были выделены следующие варианты личностных трансформаций. Тревожно-астенический вариант: плохо переносят психические нагрузки, характерны избегания трудностей и задач (уход из ситуации), неосознанно ощущаемых как невыполнимые. Тревожны, из-за нерешительности многократно перепроверяют правильность понимания приказа либо полученной информации. Иногда с преувеличенной уверенностью дают указания, бросаются исполнять поручения, однако целенаправленность и результативность быстро сменяются тревожной неуверенностью. В обычных условиях работоспособность длительно остается в пределах личностной нормы. В экстремальной же ситуации уже в первый период адаптации нарушаются сон, аппетит, снижается настроение, обнаруживаются явления раздражительной слабости, ослабевает концентрация внимания, снижается способность к продуктивной деятельности. Одной из особенностей данного варианта является выраженная фиксация на собственном здоровье с частичным уходом от действительности, проявляющимся наличием жалоб соматического плана. Резкие декомпенсации невротического характера обычно возникают при неожиданных и интенсивных эмоционально-стрессовых воздействиях. Использование сотрудников, относящихся к этому типу, на службе, связанной с высокой ответственностью и опасностью (например, вероятность огневых контактов), нецелесообразно ввиду возможности возникновения реакции растерянности в острых ситуациях.
Ригидно-агрессивный вариант: можно разделить на две подгруппы: «успешные» и «неуспешные». Успешные - это активные, целеустремленные, уверенные в себе люди с гипертрофированным чувством собственного достоинства. Чрезвычайно напористы, ригидны, в своих притязаниях не щадят ни себя, ни других, из-за чего часто конфликтны в коллективе. Агрессивны, враждебны, все интересы подчиняют достижению какой-либо личной цели. Обладают резко выраженными лидерскими тенденциями, не считаются с чужим мнением, могут действовать без учёта возможности отрицательных последствий. Это авторитарные, решительные, но зачастую жёсткие и не всегда справедливые командиры, часто это бойцы, доминирующие в своих подразделениях. Их действия в боевой обстановке обычно успешны, четки, грамотны, однако они легко могут выходить за рамки полученного приказа, превышать меры необходимого физического воздействия. «Неуспешные» обследованные отличались, прежде всего, нереализованностью упомянутых тенденций и соответствующей фрустрацией, проявляющейся в системе негативного отношения ко всему происходящему, враждебностью и злобностью к окружающему, ощущением собственной обделённости и неоценённости. Они упрямы, мстительны, малообщительны, однако при этом легко вовлекаются во внутригрупповые конфликты. Могут являться постоянным источником пессимистической или негативной оценки происходящего. В эту группу попали старослужащие сержантского состава, давно рассчитывающие на повышение по службе, получение наград, привилегий и т.п. Психологическая защита у них нередко происходит по психосоматическому типу. Активность и «служебное рвение», как правило, невысоки, что длительно удерживает их от бурных внутриколлективных конфликтов на физическом уровне. В боевой обстановке также умеренно активны, считают себя людьми «ценными» и заслуженными. Не игнорируя приказа командира демонстративно, могут проявить пассивную неподчиняемость. В силу изложенных особенностей сотрудники, относящиеся к первой подгруппе («успешные»), могут быть продуктивно использованы при условии применения определенных поощрительных мер морального и материального характера, служба «неуспешных» в экстремальных условиях нежелательна ввиду значительного снижения продуктивности.
Истеро-аффективный вариант: в обычной обстановке демонстративно деятельны, активны, «кипят энергией», однако поверхностны, малопродуктивны, легко отвлекаемы. Основная цель поведения - привлечь внимание окружающих, казаться опытными, «стрелянными». Они легко вступают в мелкие конфликты в коллективе. В экстремальной ситуации у них нередко возникают состояния «боевой экзальтации» или неадекватной ажитации. В огневом контакте поведение малопредсказуемо, возможно неисполнение приказа вследствие сужения сознания. В целом работоспособность невысока из-за свойственных им инфантильного мышления и аффективной логики. Лица этой группы нередко становятся инициаторами внутригрупповых конфликтов, различных нарушений дисциплины и в целом к серьезной служебно-боевой деятельности малопригодны. Псевдоинициативный вариант: внешне активны, подвижны, деятельны, подчёркнуто бодры, оптимистичны, фон настроения приподнят, однако за внешней позой чувствуются тревожность, напряженность, усиленно подавляемые и замещаемые беззаботностью и неугомонностью. По поводу и без повода вспоминают события прошлых «боевых» командировок, оценивая нынешние события как значительно более спокойные и неопасные. В то же время их целенаправленная активность снижена, способность к планированию продуктивных действий и эффективной служебной деятельности невысока. Могут с энтузиазмом приниматься за выполнение необязательных, не главных дел. При малейших неудачах по службе резко снижается самооценка, возникает ощущение недостаточности собственных возможностей. В подобных обстоятельствах в экстремальной ситуации могут проявить нерешительность, замедленность в действиях, отсутствие инициативы, испытывать потребность в постоянных указаниях. Привлечение их к выполнению самостоятельных заданий нецелесообразно и чревато негативными последствиями, «неожиданными» срывами. Стенично-девиантный вариант: активны, решительны, рискованны, смелы, мужественны, бесшабашны, однако в большинстве случаев ещё до командировки в район событий обнаруживали склонность к девиантному поведению (алкоголизация, излишнее применению физической силы, превышение полномочий, неподчинение начальству и т.п.). Легко переходят в оппозицию, что сопровождается агрессивностью, обвинительными формами поведения, резко негативной оценкой деятельности окружающих. В боевой обстановке нередко обсуждают приказы, вступают в прения с командирами, легкомысленно пользуются оружием, склонны к демонстрации физической силы. Ненадежны в дисциплинарном плане, особенно в период служебной монотонии или бездеятельности. Успешно действуют только в условиях, требующих личной инициативы, смелости, решительности, в операциях наступательного характера. Такие сотрудники часто встречаются в подразделениях специального назначения и в общей массе сотрудников могут длительно удерживаться, не совершая асоциальных поступков, но внутренне находясь в постоянной готовности к их совершению. Продуктивное использование сотрудников такого типа целесообразно в интенсивном режиме с возможностью огневых контактов, высокой вероятностью столкновения с противником, желательно под руководством авторитетного командира доминирующего типа либо в автономном режиме. Депрессивно-тревожный вариант: наблюдается в основном у сотрудников молодого возраста, не имеющих необходимого опыта и не полностью готовых к несению службы в условиях боевых действий, нуждающихся в «обкатке». На фоне общей усталости, вялости, утраты прежней энергии и активности выступают проявления сниженного настроения с пессимистическими суждениями, периодической тревогой и беспокойством. Причем чаще всего обследуемые напрямую не связывают их с опасениями за собственную жизнь и предъявляют значительное количество разнообразных общесоматических жалоб. Эффективность исполнения служебных обязанностей низкая. Командиры обычно «растворяют» их при исполнении боевых заданий среди активных, инициативных и ответственных сотрудников, которые зачастую опекают таких сослуживцев. В силу постоянной готовности к отрицательной оценке окружающего, повышенной чувствительности и гипертрофированной оценке опасности при ослаблении опеки со стороны сослуживцев эти сотрудники нередко совершают неадекватные действия в боевой обстановке. В связи с этим использование их в условиях боевых действий нецелесообразно. [24]. Однако нельзя однозначно негативно расценивать результаты личностной трансформации в условиях боевой обстановки. Она включает положительные установки на братство и справедливость, самоотверженную, альтруистическую направленность инициативного поведения во многих случаях (Китаев-Смык Л.А., 2001), вырабатываются решительность, ответственность, находчивость, наблюдательность, собранность, способность к самостоятельным действиям и выживанию в сложных обстоятельствах (Зеленова М.Е., Лазебная Е.О., 2000). Для людей с изначально тревожно-астеническими чертами такая личностная трансформация может оказаться особенно коррективной. В.А. Бодров (2006) отмечает нередко возникающее под влиянием стрессовой ситуации положительное изменение ценностных взглядов с усилением стремления к семье, духовным ценностям, укреплению социальных связей, понимание цены жизни. Для многих ветеранов это составляет ценный багаж жизненного опыта, принесённый с войны, того, что называется жизненной мудростью. В связи с этим кажется целесообразным рассматривать развитие комбатантной акцентуации как результирующую двух отчасти противонаправленных процессов. С одной стороны это процесс личностной деформации под воздействием пролонгированной и массивной стрессовой ситуации, связанной с боевыми действиями. С другой - процесс профессиональной личностной трансформации, которая начинается в ходе профессиональной подготовки к выполнению служебно-боевых задач и продолжается на протяжении всей профессиональной деятельности. Возможно, соотношение этих процессов определяет, какую форму примет формирующаяся акцентуация и насколько дезадаптирующее действие она окажет на дальнейшую жизнь и служебную деятельность сотрудников. Всё это говорит о важности предварительного отбора сотрудников, как конкретно для выполнения поставленных задач в условиях массированного стрессорного воздействия, так и служебно-боевой деятельности в специальных подразделениях вообще. Важной частью профессионального отбора является психологический отбор. Как мы уже неоднократно отмечали, профессиональная деятельность сотрудников ОМОН предъявляет к их личностным качествам особые требования: им особенно необходимы четкий самоконтроль, высокое самообладание, способность принимать оперативные решения, управлять служебными операциями, поведением и эмоциями (Кузьмина А.Б., 2011). Все эти качества, по нашему мнению, могут и должны быть предметом психологической диагностики, позволяющей выявить устойчивость сотрудников к патогенному воздействию стрессорных факторов служебной деятельности, как в экстремальных условиях, так и в условиях повседневной деятельности в местах постоянной дислокации отрядов. В заключении нам представляется необходимым очень кратко представить сведения об отрядах мобильных особого назначения (ранее отряды милиции особого назначения) - подразделения <http://ru.wikipedia.org/wiki/Подразделение_(военное_дело)> полиции, предназначение которых - выполнение опасных заданий в городских <http://ru.wikipedia.org/wiki/Город> условиях, включая захват и ликвидацию вооружённых преступников, а также силовое сопровождение деятельности иных подразделений ОВД, в том числе оперативных. Также отряды используются для физического недопущения и прекращения проведения не санкционированных властями публичных мероприятий и массовых беспорядков [3]. Первые 19 отрядов ОМОН были созданы 3 октября 1988 года в 12 городах трех республик СССР <http://ru.wikipedia.org/wiki/СССР> (среди которых Москва <http://ru.wikipedia.org/wiki/Москва>, Ленинград <http://ru.wikipedia.org/wiki/Ленинград>, Минск <http://ru.wikipedia.org/wiki/Минск>, Рига <http://ru.wikipedia.org/wiki/Рига>), после распада Советского Союза <http://ru.wikipedia.org/wiki/Распад_СССР>, из всех российских городов ОМОН остался только в Москве и Санкт-Петербурге <http://ru.wikipedia.org/wiki/Питерский_ОМОН>. Позднее ОМОН стал появляться и в других крупных городах Российской Федерации (Нижний Новгород <http://ru.wikipedia.org/wiki/Нижний_Новгород>, Новосибирск <http://ru.wikipedia.org/wiki/Новосибирск>, Екатеринбург <http://ru.wikipedia.org/wiki/Екатеринбург> и др.). К концу 1990-х годов подразделения ОМОН существовали уже во всех крупных городах России. Специальные подразделения лучше вооружены по сравнению с обычными сотрудниками полиции, бойцы ОМОН проходят специальную подготовку, привлекаются для решения задач обеспечения порядка и безопасности в «горячих точках» на территории Российской Федерации. В соответствии с нормативными документами МВД России граждане, желающие служить в ОМОН, проходят особую процедуру отбора. Она включает проверку волевых и бойцовских качеств - три двухминутных поединка с разными соперниками, а также физическое тестирование. Для зачисления в отряд необходимо «отстоять» все бои и показать хорошую физическую форму - пробежать трёхкилометровый кросс, не менее 14 раз подтянуться, не менее 55 раз отжаться и т.д. [3].
Выводы по главе I
Обзор материала, изложенного в первой главе позволяет сделать следующие выводы: 1. ОМОН - специальные подразделения <http://ru.wikipedia.org/wiki/Подразделение_(военное_дело)> полиции, предназначенные для выполнения опасных заданий, включая захват и ликвидацию вооружённых преступников, недопущение и пресечение массовых беспорядков, а также силовое сопровождение деятельности иных подразделений ОВД, в том числе оперативных. Служба в ОМОН предполагает несение службы не только в обычных, но и в экстремальных условиях жизнедеятельности, связанных с постоянной психической напряженностью, угрозой жизни и здоровью сотрудников и окружающих людей, неблагоприятным режимом труда и отдыха. Поэтому к уровню профессиональной подготовки и к психологическим качествам бойцов специальных подразделений предъявляются более жёсткие требования по сравнению с сотрудниками других подразделений ОВД. . Наличие различных подходов к пониманию личности привело к тому, что единое понимание личности отсутствует. При этом большинство исследователей сходится во мнении, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй её чувств и поведения. В отечественной психологии доминирует представление о том, что в основе личности лежит её структура - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации. . Как предмет исследований современной психологии поведение представляет собой способность человека к деятельности в материальной, интеллектуальной и социальной сферах жизни. Оно развивается на протяжении всей его жизни, причём поведенческое и телесное развитие тесно связаны друг с другом, и этапы того и другого в значительной степени совпадают. Наиболее распространена точка зрения, согласно которой на поведение комбинированно влияют природные (генетические) и средовые факторы. . В научной литературе по профессиональному отбору специалистов различных профессий и видов деятельности свидетельствует о том, что всё большее значение отводится разработке критериев профессионального психологического отбора специалистов с учётом их деятельности в экстремальных ситуациях. Целью его является прогнозирование эффективности действий индивида в реальной рабочей обстановке. . Определяя особенности поведения и некоторые личностные характеристики, правомерно прогнозировать в дальнейшем скорость и качество формирования необходимых для сотрудника профессионально важных свойств и способностей. Обязательным является использование методов исследования, в максимальной степени отражающих деятельность человека с учётом влияния профессиональных факторов, характерных для конкретной специальности. . Личностная трансформация, наблюдающаяся под длительным воздействием боевого стресса, в современной научной литературе получила название «комбатантной акцентуации». Комбатантные акцентуации - это варианты нормы личности, у которых отдельные характерологические черты были усилены или трансформированы опытом участия в военных действиях, результатом этого стала их повышенная уязвимость к вполне определенным психогенным воздействиям, в то время как к другим факторам психического порядка может выявляться даже повышенная устойчивость. . Профессиональный психологический отбор в специальные подразделения полиции должен строиться на основе исследования особенностей личности и поведения успешных сотрудников ОМОН, положительно зарекомендовавших себя как в экстремальных условиях, так и в условиях повседневной деятельности.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.72 (0.021 с.) |