Понятие психологических особенностей личности и поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие психологических особенностей личности и поведения



 

Психологические особенности личности являются основными предпосылками успешности в том или ином виде профессиональной деятельности. Неправильная профориентация, выбор человеком профессии, которая не соответствует его психологическим качествам и свойствам психики, неизбежно приводит к неуспешности в данном виде профессиональной деятельности, разочарованию в ней. В то же время выявление и учёт психологических особенностей могут обеспечить человеку оптимальный выбор профессии, способствовать достижению высших ступеней профессионального мастерства.

Рассмотрим определение личности, данное Л.Д. Столяренко: «…личность - это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным и динамичным соотношением пространственно-временных ориентаций, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой» [38, с. 268].

Таким образом, личность - это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни. Всё зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности. При выборе сферы деятельности или конкретной профессии их необходимо правильно понимать и учитывать. Так, способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир - других людей, обстоятельства жизни и т. п. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация - это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению. Необходимо отметить, что психические свойства личности - её способности и характерологические черты - формируются в ходе жизни. Врождённые особенности организма являются лишь задатками, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека.

В настоящее время существует множество подходов к структуре личности. Широкое распространение получило представление, связанное с психоанализом о послойной структуре личности (И. Хофман, Д. Браун). Дж. Мид выделял три основных компонента: I (я), Me (меня), Self (самость). Схожи между собой взгляды Р. Кеттела и Л. Рубинштейна, указывающих на три аспекта личности: направленность (интересы), способности, темперамент (у Л. Рубинштейна здесь же характер).

Наиболее оптимальной представляется структура личности, предложенная Л. Рубинштейном: «Изучение психического облика личности включает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего он хочет, что для него привлекательно, к чему он стремиться? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед естественно встаёт второй: а что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека. Однако способности - это сперва только возможности; для того чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно знать, что он есть, что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере человека» [36, с. 514]. Рассмотрим структуру личности подробнее.

Направленность. Испытываемая или осознаваемая человеком зависимость его от того, в чём он нуждается или в чём он заинтересован, порождает направленность на соответствующий предмет. Отражение этого предмета в психике человека превращает состояние нужды в потребность, а её объект - в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность, как психическое выражение этой потребности.

Помимо предметов, жизненно необходимых человеку, имеются и такие, наличие которых, не будучи объективно необходимым, всё же представляет для человека интерес. Над потребностями и интересами возвышаются идеалы. Вся эта структура базируется на установке личности - определённом отношении к стоящим целям и задачам, готовности её к определённого рода деятельности, избирательное отношение к чему-то значимому для личности. Таким образом, выстраивается внутренняя структура этого компонента личности.

Пропуская потребности, которые будут рассмотрены ниже, необходимо несколько слов сказать об интересах и идеалах. Специфичность интереса заключается в том, что интерес представляет собой сосредоточенность на определённом предмете мыслей, вызывающую стремление ближе ознакомиться с этим предметом, глубже проникнуть в его суть, не упускать его из виду. Главным отличием интереса от потребности является то, что потребность вызывает желание «заполучить» предмет, а интерес вызывает желание ознакомиться с ним. Поэтому интересы являются специфическими мотивами культурной и познавательной деятельности. Ещё одним отличием стала предметность интереса, т.е. его направленность на конкретный предмет.

Совершенно очевидно, что человек делает не только то, в чём испытывает потребность и занимается не только тем, что его интересует. Цивилизация выработала моральные представления о долге, обязанностях перед другими людьми, которые также регулируют поведение человека. Это должное с одной стороны противостоит личности, как нечто независимое от неё, с другой стороны в определённых условиях оно становится предметом её устремлений, собственным убеждением, мировоззрением. Конкретное выражение эти идеи получают в идеалах. Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения или в виде образа, воплощающего наиболее привлекательные черты. Это воплощение лучших тенденций, ставшее стимулом и регулятором поведения личности. Идеалы формируются под непосредственным влиянием общества - каждая историческая эпоха имеет свои идеалы. В идеалах человека ярко проявляется его общая направленность личности, они вносят в неё чёткость и единство.

Способности. Люди от рождения наделены различными задатками - наследственной предпосылкой, предрасположенностью к определённой деятельности. Они заключаются, прежде всего, в анатомо-физиологических и функциональных особенностях. Задатки многозначны, они могут развиваться в различных направлениях, они являются предпосылками развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются не прямым их следствием, а продуктом развития, в которое задатки входят как исходный момент. Способности представляют сложное образование, включающее ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые вырабатываются в процессе определённой деятельности. Принято разделять выделившиеся в ходе исторического развития способности человека к определённым видам деятельности и общую способность (одарённость, интеллект). Следует уточнить, что одарённость - синтетическое понятие, оно подразумевает совокупность всех качеств человека, от которых зависит продуктивность его деятельности. В неё включаются не только интеллект, но и все другие свойства и особенности личности, например, эмоциональной сферы и темперамента.

Темперамент и характер. Установки, потребности, интересы и идеалы определяют, что хочет человек, его способности - что он может. Характер же определяет каковы основные, стержневые, наиболее существенные свойства человека, определяющие его общий облик и его поведение. В основе характера лежит темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. Существует два основных показателя динамики психических проявлений и поведения: активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты и, наоборот, медлительности, инертности, а эмоциональность - особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев, веселье и т.д.).

Выделяют следующие свойства темперамента, теснейшим образом связанные между собой и с качествами характера:

· сензитивность - особенность человека, проявляющаяся в возникновении чувствительности (психической реакции) на внешний раздражитель наименьшей силы;

· реактивность - особенность человека, связанная с силой эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители;

· активность - способность человека, заключающаяся в преодолении внешних и внутренних ограничений в производстве, в общественно-значимых преобразованиях, в присвоении богатств, усвоении духовной культуры;

· темп реакций - особенность человека, заключающаяся в скорости протекания психических процессов, а в определенной мере и психических состояний;

· пластичность (ригидность) - особенности человека гибко и легко приспосабливаться к новым условиям, либо костно, инертно, нечувствительно вести себя в изменившихся условиях;

· экстраверсия-интроверсия - особенности человека, выражающиеся в преимущественной направленности активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо внутрь (на явления собственного субъективного мира, на свои переживания и мысли).

Различия по темпераменту - это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию её проявлений. Особенности темперамента обусловливают пути и способы работы, но не уровень достижений. В свою очередь, умственные и волевые возможности человека создают условия для компенсации недостатков темперамента. В то же время темперамент обусловливает индивидуальный стиль деятельности.

Говоря о характере, обычно подразумевают то свойства личности, которые накладывают определённый отпечаток на все её проявления и выражают специфическое для неё отношение к миру и к другим людям. Черты характера - это те существенные свойства человека, из которых с определённой логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются другие, как противоречащие и несовместимые [36, с. 620].

Характер человеческой личности всегда многогранен. В нём могут быть выделены черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера. Она обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами.

Среди черт характера некоторые выступают как основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений. Наряду с ними существуют второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут и не гармонировать с ними. В жизни встречаются более цельные характеры и более противоречивые. Существование цельных характеров обусловливает возможность среди громадного разнообразия характеров выделять определенные их типы, наделенные общими чертами. Цельность характера не исключает полностью его противоречивости: доброта иногда вступает в конфликт с принципиальностью, чувство юмора - с ответственностью.

Черты характера не могут быть отождествлены с убеждениями, взглядами на жизнь и другими особенностями направленности личности. Проявляясь в действиях и поступках, в том, в какой мере активно субъект включается в совместную деятельность, характер оказывается зависим как от содержания деятельности, так и от успешного или неуспешного преодоления трудностей, от далеких и ближайших перспектив в достижении основных жизненных целей.

Важнейшим моментом в формировании характера является то, как человек относится к окружающей среде, к самому себе, и как - к другому. Эти отношения являются вместе с тем основанием для классификации важнейших черт характера.

Во-первых, в том, как он относится к другим людям: родным и близким, товарищам по работе и учёбе, знакомым и малознакомым и т.п. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношение человека к другим людям.

Во-вторых, показательно для характера отношение человека к себе: самолюбие и чувство собственного достоинства или приниженность, или неуверенность в своих силах. У одних людей на первый план выступают себялюбие и эгоцентризм, у других - самоотверженность и альтруизм.

В-третьих, характер обнаруживается в отношении человека к делу. Так, к числу наиболее ценных черт характера относятся добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами.

В-четвёртых, характер проявляется в отношении человека к вещам: не только отношение вообще к собственности, но и аккуратное или небрежное обращение со своими вещами, с одеждой, обувью, книгами и т.д.

Деятельность человека, его поведение, прежде всего, определяются теми целями, которые он ставит перед собой, и основной детерминантой его поведения и деятельности всегда остается направленность его личности - совокупность - его интересов, идеалов и убеждений. Однако два человека, у которых в направленности личности обнаруживается много общего и цели которых совпадают, могут существенно различаться по используемым ими способам достижения этих целей. За этими различиями стоят особенности характера личности. В характере человека как бы заложена программа типичного его поведения в типичных обстоятельствах. Черты характера обладают определенной побуждающей, мотивирующей силой, которая в наибольшей степени обнаруживает себя в стрессовых ситуациях при необходимости осуществлять выбор действий, преодолевать значительные трудности [28, с. 462].

Мотив - это побуждение к совершению поведенческого акта, порождённое системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще [38, с. 369]. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: во-первых, совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую её; активность, то есть система факторов, детерминирующих поведение; во-вторых, процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Возникновение, продолжительность и устойчивость поведения, его направленность и прекращение после достижения цели, настройка на будущие события, повышение эффективности, смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта - всё это требует мотивационного объяснения.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам, прежде всего, можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

Эмоции и воля - это эмоциональный и волевой компоненты любых психических процессов. Так при решении какой-либо проблемы процесс мышления включает в себя наше отношение к проблеме (эмоция), наши цель и усилие разрешить её (воля).

Под эмоциями (от латинского - потрясаю, волную) понимают, с одной стороны, своеобразное выражение субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающей действительности в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного (эмоции в широком значении слова), а с другой - лишь реакцию человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, связанную с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей (эмоции в узком значении слова).

Эмоции не возникают сами собой, без причины, их истоки в потребностях человека, как в простейших - органических, так и в социальных. Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей. Эмоции могут быть положительными, связанные с переживанием удовлетворения потребности, и отрицательными, когда что-то препятствует удовлетворению потребности. Эмоции могут быть стеническими (от греческого - сила), повышающими активность личности, и астеническими, снижающими её активность. Эмоции подразделяются на эмоциональный тон ощущений, эмоции в узком смысле слова (о чём говорилось выше), и чувства.

Эмоциональный тон ощущений - это непосредственные переживания, сопровождающие отдельные ощущения (например, температурные, вкусовые, слуховые) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению.

Чувство - более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда предметны и относятся к чему-то или кому-то, имеющему для человека постоянную мотивационную значимость. Чувства человека отличаются большим разнообразием качеств, свойств и оттенков. Среди них выделяют высшие чувства, присущие только человеку и тесно связанные с его личностью, с отношением к жизни, к людям, с убеждениями и взглядами. Это нравственные (любовь и ненависть), интеллектуальные (сомнение и уверенность) и эстетические чувства (чувство прекрасного и переживание безобразного). Ценность этих чувств зависит от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они испытываются.

Различные эмоции окрашивают поведение человека и создают более или менее устойчивые переживания, называемые эмоциональными состояниями. Выделяют несколько видов таких состояний [12, с. 201].

· Настроение - длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние, длящееся неделями и даже месяцами. У каждого человека есть так называемый общий тон настроения.

· Аффекты - эмоциональные состояния, противоположные настроению - это бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю личность человека. Он как бы теряет власть над собой, весь отдаётся переживанию и не контролирует свои действия.

· Страсть - стойкое, всеохватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности для своего удовлетворения. В отличие от аффекта, она не является просто вспышкой, она всегда выражается в сосредоточенности, собранности мыслей и сил, их направленности на единую цель - предмет страсти.

· Стресс (от английского - напряжение) - эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических и психических нагрузках, т.е. в необычно трудной ситуации. Переживается с большой внутренней напряжённостью. Умеренный стресс может быть даже полезным для мобилизации сил и проявления активности. Когда же он вызывает только неприятные чувства и сильное нервное напряжение, тогда оказывает вредное воздействие на психику и здоровье человека.

Эмоции теснейшим образом связаны с личностью, неотделимы от неё. В эмоциональном плане люди как личности отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью, длительностью и устойчивостью возникающих эмоциональных переживаний, доминированием стенических или астенических, положительных или отрицательных эмоций и т. д. Но главное различие - в силе и глубине чувств, в их содержании и предметной отнесенности. Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность. Эмоциональность является врождённой, но чувства развиваются в ходе жизни, что означает личностное развитие человека.

Важным компонентом психики человека является воля - сознательное регулирование своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий [38, с. 247]. Произвольные действия, т.е. действия, требующие осознавания цели и планирования необходимых операций, названы так, поскольку они производны от воли человека. Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Последнее требует волевого усилия - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремлённость, решительность, самостоятельность, настойчивость, выдержку, мужество и др.

Личность представляет собой во многом жизненно устойчивое образование. Устойчивость личности заключается в последовательности и предсказуемости её поведения, в закономерности её поступков. Но следует учитывать, что поведение личности в отдельных ситуациях довольно вариативно. В тех свойствах, которые были приобретены, а не заложены с рождения (темперамент, задатки), личность менее устойчива, что позволяет ей адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам, к изменяющимся социальным условиям. Модификация взглядов, установок, ценностных ориентации и т. д. в таких условиях является положительным свойством личности, показателем её развития.

Переходя к рассмотрению потребностей, необходимо отметить то обстоятельство, что они в первую очередь выражают практическую связь человека с внешним миром и зависимость от него. Наличие у человека потребностей свидетельствует о том, что он испытывает нужду в чём-то, что находится вне его - во внешних предметах или в другом человеке. Вместе с тем потребности человека являются исходными побуждениями к деятельности, благодаря им и в них он выступает как активное существо [36, с. 522].

Потребности человека могут быть разделены на две большие категории: материальные и духовные. Потребности в пище, в жилье и одежде являются органическими потребностями человека. Они порождают необходимость в труде, а, следовательно, в общении и сотрудничестве. На этой основе появляется и новая потребность - потребность человека в человеке. Органические потребности представлены в психике в органических ощущениях, имеющих определённый аффективный фон. Чувственным выражением потребности, отражающим в ощущениях органическое состояние, становится влечение.

Потребности человека не ограничиваются теми, что непосредственно связаны с органической жизнью. В процессе эволюции потребности развивались, утончались и дифференцировались, появлялись и новые потребности. Так у человека появляются духовные потребности, несвязанные непосредственно с материальными. Они далеко выходят за рамки органической жизни, отражая в себе всё многообразие и богатство исторически развивающейся деятельности, всё богатство создаваемой культуры.

Существуют различные формы проявления потребностей:

· влечение - начальный этап в осознании потребности, когда она получает выражение в чувстве;

· желание - возникает при осознании предмета, служащего для удовлетворения потребности, опосредуется совокупностью отношений личности к данному предмету или лицу;

· деятельность, направленная на удовлетворение потребности.

Говоря о поведении, его следует рассматривать как интегральный показатель психической активности человека, а поэтому поведение можно определить как целостную активность человека, направленную на удовлетворение биологических, физиологических, психологических и социальных потребностей [32, с. 68].

Необходимо также упомянуть о феномене так называемого просоциального поведения. Оказывается не всё поведение человека напрямую детерминировано его потребностями. Иногда люди совершают действия, которые приносят пользу другим людям и не имеют очевидной пользы для людей, их совершающих. Например, оказание помощи пострадавшим, совершение подвига для спасения погибающих. Это явление и получило название просоциального поведения. В качестве причин такого поведения социальные психологи (Латанэ, П. Дарли) выделяют два мотива поведения: эгоистический и бескорыстный [19, с. 28)].

Эгоистическая мотивация подразумевает оказание помощи для того, чтобы почувствовать себя лучше, для облегчения негативного состояния. При этом поведение мотивируется желанием улучшить собственное эмоциональное состояние. Согласно гипотезе эмпатического удовольствия (М. Смит) сопереживание приводит к оказанию помощи, потому что помогающий человек предвидит приятные чувства после достижения конкретного результата. Ещё одним проявлением эгоистической мотивации является модель генетического детерминизма (Дж. Филипп Раштон). Согласно ей помощь неосознанно оказывается похожим людям, с целью сохранения общих генов.

В основе бескорыстной (альтруистической) мотивации лежит гипотеза сопереживания (Г. Бэйтсон), согласно которой какая-то часть просоциального поведения мотивируется совершенно бескорыстным желанием помочь человеку, нуждающемуся в помощи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.042 с.)