Глава II . Материал и методы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава II . Материал и методы исследования



Объект и задачи исследования

 

Исследования проводились в условиях учебных занятий личного состава на базе отряда. Время проведения: первая половина рабочего дня. Место проведения: учебный класс. Объектом исследований стали сотрудники оперативных рот ОМОН города Иваново. Выборка составила 54 мужчины в возрасте от 20 до 45 лет, со стажем службы в ОМОН более 3 лет.

Такие требования к выборке не случайны: до недавнего времени возраст 45 лет был предельным для сотрудников ОВД, а стаж службы более 3 лет даёт основания полагать, что эти сотрудники «прижились» в коллективе и руководство подразделения считает, что они надлежащим образом выполняют поставленные задачи - т.е. стали полноправными омоновцами. Так, приказ МВД России от 14 августа 2002 г. N 777 определяет стаж службы не менее трёх лет, как одно из условий для допуска к проведению испытаний на присвоение квалификационных званий [5]. Методические рекомендации Департамента тыла МВД России [6] предписывают не направлять в зону вооружённого конфликта сотрудников, прослуживших мене трёх лет.

С помощью методики экспертного оценивания (См. п. 2.2.1) испытуемые были разделены на две группы:

) «успешные сотрудники» (34 человека, комплексная оценка выше 40) - положительно характеризуются командованием подразделения, не имеют дисциплинарных взысканий в течение последних трёх лет, не привлекались к мерам материального воздействия (снижение размера либо лишение премий и иных стимулирующих выплат) за последний год;

2) «менее успешные сотрудники» (20 человек, комплексная оценка до 40 включительно) - имеют нарекания от командования подразделения из-за личной недисциплинированности или упущений по службе, имели дисциплинарные взыскания в течение последних трёх лет, либо привлекались к мерам материального воздействия за последний год. Некоторые из обследованных сотрудников, чьи морально-психологические и деловые качества не соответствовали предъявляемым требованиям, были уволены в ходе внеочередной аттестации сотрудников ОВД.

Социально-демографические характеристики испытуемых сотрудников представлены в Таблице 1.

 

Таблица 2.1 Социально-демографические характеристики испытуемых

Показатели Характеристики Количество человек
Возраст до 30 лет 17
  от 31 года до 40 лет 34
  более 40 лет 3
Стаж службы в ОМОН от 3 года до 5 лет 10
  от 6 лет до 10 лет 25
  более 10 лет 19
Образование среднее (полное) общее 29
  среднее профессиональное 22
  высшее профессиональное 3
Должность Боец 29
  Снайпер 8
  командир отделения 9
  заместитель командира взвода 5
  командир оперативного взвода 3

 

Этапы исследования

 

Исследование проводилось поэтапно:

1 этап - организационно-подготовительный, был посвящён теоретическому изучению особенностей личности, поведения и мышления, позволяющие прогнозировать успешность служебной деятельности у кандидатов на службу в специальные подразделения полиции. На этом этапе определялись цели, задачи исследования, рабочая гипотеза. Определились конкретные подходы к разработке темы. Данный этап включал подбор и анализ литературы по проблеме исследования, а так же подбор комплекса психодиагностических методик для оценки необходимых параметров.

2 этап - практическое исследование, в ходе которого была проведена психологическая диагностика, были обработаны, проанализированы и проинтерпретированы полученные результаты. На этом этапе в месте постоянной дислокации ОМОН было организовано индивидуальное тестирование сотрудников оперативных рот.

этап - заключительно-обобщающий, этап обобщения результатов исследования, оформление выпускной квалификационной работы, формулирования выводов, разработки практических рекомендаций.

 

Методики исследования

 

В процессе исследовательской работы для изучения профессиональной успешности, особенностей личности и поведения сотрудников ОМОН использовались следующие методики.

Экспертное оценивание. Одним из способов оценки степени выраженности профессионально важных качеств личности, результатов деятельности сотрудника, эффективности процесса и способов действий субъекта является метод экспертной оценки, который в большинстве случаев обеспечивает высокую достоверность. Суть метода сводится к получению оценки личности на основе учёта мнений некоторого числа экспертов, т.е. людей, хорошо знающих сотрудника по совместной деятельности. Эффективность метода определяется тем, что мнение экспертов, с одной стороны, объективно детерминировано свойствами личности, а с другой - формируется на основе собственных представлений об особенностях оценивания личности. То есть фиксируются наиболее значимые, имеющие непосредственное отношение к служебной деятельности и межличностному взаимодействию стороны личности.

Технология проведения экспертного оценивания представляет последовательность следующим операций:

1) формирование целей экспертной оценки;

2) проектирование процедуры;

3) определение и формирование группы экспертов;

4) проведение опроса;

5) анализ и обработка информации;

6) подведение итогов и выводы [31, с. 40].

В зависимости от конкретных целей могут предъявляться различные требования к набору признаков, по которым проводится экспертная оценка. Другими словами, при проведении экспертной оценки особенно важным является выделение признаков описания объектов оценивания. Но кроме выделения таких признаков необходимо, чтобы эксперты в своих оценках руководствовались одними и теми же категориями, вкладывали один и тот же смысл в понятия, именно поэтому признаки описания оформлены в виде инструкции для экспертов. Инструкция содержит название признака и его краткое определение.

Ещё одним требованием к данному методу является то, что в качестве экспертов должны выступать лица, которые хорошо знают оцениваемого и занимают по отношению к нему определённую (одинаковую для всех оцениваемых) должностную позицию, при этом все они должны иметь непосредственные рабочие контакты с оцениваемым.

Результаты формируются на основе статистической обработки результатов по каждой оцениваемой позиции. Для проведения опроса использовались одинаковые бланки ответов [8], а сам опрос проводился строго конфиденциально.

В качестве экспертов были выбрано командование оперативных рот: командир роты, заместитель командира роты (по службе), заместитель командира роты (по работе с личным составом). Ими давалась экспертная оценка сотрудников вверенных подразделений на основе знания личных особенностей, а так же путём изучения документов и личных дел.

С помощью данного метода была получена социально-психологическая информация об испытуемых, позволившая разделить их на условные группы.

Психологическое тестирование. В психодиагностическом исследовании могут применяться различные тестовые методики. При выборе диагностического инструментария необходимо соблюдать следующие требования (критерии).

) Научность диагностического инструментария. Подразумевает психометрическую «зрелость» методики, соответствие психологического теста по надёжности, валидности, наличию нормативных данных для использования на репрезентативной социокультурной выборке.

) Доступность методики для пользователей - психологической службы или практических психологов ОВД.

) Универсальность диагностического инструментария. Как показывает практика психодиагностики в ОВД, исследования личности сотрудников не ограничиваются оценкой только нескольких профессионально важных качеств (нейротизм, тревожность, коммуникабельность, целеустремлённость и т.п.), а требуют весьма широкого спектра индивидуально психологических особенностей. Если при этом на каждую характеристику личности применять свой психологический тест, то методика исследования становится достаточно «громоздкой», что затрудняет её практическое использование. В этой связи при наличии соответствующих возможностей необходимо включение в батарею таких психодиагностических тестов, которые бы позволяли наиболее полно и всесторонне исследовать личностные особенности сотрудников специальных подразделений.

) Ориентация на внеклиническое применение, т.е. по своему содержанию и способу интерпретации методика должна быть предназначена для нормального испытуемого (в смысле отсутствия психопатологических отклонений) и не быть направлена на выявление патологии.

) Контроль неискренних или социально желательных ответов на тест (контрольные шкалы).

) Доступность (понятность) языка интерпретации результатов как для самого тестируемого, так и для «заказчиков», т.е. командиров подразделений и сотрудников кадрового аппарата.

Интерпретация личностных качеств должна строиться строго на количественных показателях, т.е. иметь, эмпирические обоснование в полученных данных и при этом, по возможности, исключать спекулятивные, умозрительные или «интуитивные» описания.

Для психологического изучения деловых и личностных качеств сотрудников ОМОН, их особенностей поведения использовался комплекс методик в составе:

) Калифорнийский психологический опросник (CPI);

) Опросник Шмишека (Опросник определения акцентуаций характера).

) Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки;

) Тест К. Томаса (стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации);

) Методика диагностики социального интеллекта (Дж. Гилфорд, М. Салливан).

Калифорнийский психологический опросник (CPI - California Psychological Inventory). Является комплексным психодиагностическим инструментарием, имеющим высокие психометрические характеристики, предназначенным для целостного психологического описания личности и позволяющим эффективно прогнозировать успешность профессиональной деятельности. Представляет собой бланковый личностный тест, состоящий из буклета с перечнем из 434 утверждений, большинство из которых отражает типичные способы поведения, распространённые мнения, чувства и установки людей по отношению к социальным, этическим или семейным вопросам и бланка для ответов.

Разработанный в 1957 году Харрисоном Гоу (Harrison G. Gough) для группового тестирования, опросник может применяться индивидуально. Стандартизация условий предъявления не является существенной, отмечается лишь необходимость установления психологического контакта с испытуемыми. Никаких временных ограничений на выполнение теста не накладывается. Однако большинство испытуемых справляются с ним менее чем за час. Возраст испытуемых может варьировать в пределах от 12 до 70 лет.

Базовый профиль CPI содержит 20 шкал, объединённых в 4 класса. Также имеется 3 векторные шкалы и 13 вспомогательных шкал (или индексов), разработанных для частных прикладных задач [31, с. 45].

Do (Доминирование). Лица с высокими показателями по данной шкале характеризуются как уверенные, авторитетные, властные, ориентированные на задачу, целеустремлённые, предприимчивые. Их доминантность носит просоциальный характер, т.к. их влияние на других направлено преимущественно на достижение общественно значимых результатов, а не на эгоистические цели. Напротив, низкие показатели характерны для людей осторожных, робких, нерешительных и малоинициативных.

Cs (Способность к статусу). Эта шкала разрабатывалась для выявления людей, стремящихся к обладанию высоким социальным статусом, для которых ощущение собственною высокого положения является значимой ценностью.

Sy (Общительность). Лица с высокими показателями по этой шкале охотно вступают в контакты, любят находиться среди людей, общительны, открыты, амбициозны. Для них характерны социальная предприимчивость, инициативность, наличие чувств юмора. Напротив, низкие значения свойственны робким, застенчивым индивидам, для которых ситуации общения представляют источник стресса.

Sp (Социальное присутствие). Шкала характеризует такой аспект межличностного взаимодействия как спонтанность, находчивость, разнообразие увлечений и стремление к удовольствию.

Sa (Самопринятие). Шкала направлена на изучение самооценки и восприятия индивидом ценности своего бытия. Те, у кого показатели по этой шкале высоки, отличаются позитивным самовосприятием, считают себя талантливыми, интересными людьми, разговорчивы. Низкие значения типичны для тех, кто склонен сомневаться в себе, обвинять себя во всех неудачах, считать себя хуже других.

In (Независимость). Название шкалы подчеркивает такие позитивные аспекты стиля взаимодействия как независимость и самодостаточность. Люди с высокими значениями по этой шкале самодостаточны, находчивы, самостоятельны, независимы в суждениях, упорны в достижении целей, действуют, не обращая внимания на согласие или несогласие окружающих. Лица с невысокими показателями, как правило, испытывают недостаток уверенности в себе, склонны к молчаливому согласию, к поиску поддержки у окружающих, стараются избегать конфликтов, с трудом принимают решения.

Em (Эмпатия). Шкала оценивает важные для социального взаимодействия аспекты усвоения ролевых требований и адаптации к ожиданиям и потребностям значимых людей. Лица с высокими показателями по этой шкале обладают позитивным самовосприятием, чувствительны к нюансам взаимоотношений (деликатны), понимают чувства других, оптимистично смотрят на вещи. Те, у кого отмечаются низкие показатели по этой шкале, как правило, не способны к сопереживанию, скептически относятся к намерениям окружающих, плохо понимают свои чувства и желания, круг интересов сужен.

Re (Ответственность). Шкала направлена на оценку зрелости и ответственности, проявляемых в социальных и межличностных отношениях. Также оценивается, насколько осознанно личность следует социальным нормам и выполняет свои обязательства.

So (Социализация). Данная шкала оценивает континуум поведения с точки зрения его соответствия общепринятым социальным нормам и правилам. С её помощью классифицируются индивиды и группы, так что на одном полюсе оказываются лица, проявляющие необычайную честность и неподкупность, являющиеся образцом добропорядочности, в средней зоне - те, кто просто подчиняется правилам, затем следуют те, кто обычно проявляет своенравие и непокорство, и на другом полюсе - глубоко асоциальные личности, устойчиво проявляющие склонность к делинквентному поведению.

Sc (Самоконтроль). Шкала направлена на определение степени, в которой индивид способен осуществлять контроль над импульсивным поведением и эмоциями, признавая серьёзность возможных социальных санкций. В дополнение к шкалам Re и So, данная шкала характеризует меру произвольного контроля поведения, выявляя континуум от низкого контроля (эмоциональности) до сверхконтроля (сдержанности).

Gi (Хорошее впечатление). Помимо контрольной функции (выявление попытки представить себя в благоприятном свете либо акцентировать негативные стороны личности), эта шкала направлена на определение континуума поведения от стремления производить на окружающих исключительно благоприятное впечатление до полного безразличия в отношении производимого впечатления и игнорирования оценки себя другими людьми.

Cm (Обычность). Шкала разрабатывалась с целью определения протоколов, невалидных в силу небрежною заполнения, случайных или крайне необычных ответов на тест, непонимания испытуемым смысла части или большинства утверждений. Умеренный подъём по этой шкале свидетельствует о правильности выполнения теста.

Wb (Чувство благополучия). Данная шкала выполняет контрольную функцию (выявление сознательной установки на получение негативных результатов) и, одновременно, может содержательно интерпретироваться. Очень низкие значения могут свидетельствовать о наличии серьёзных внутриличностных проблем, либо о стремлении намеренно ухудшить свои результаты.

To (Терпимость). Лица, имеющие высокие показатели по этой шкале, характеризуются терпимым отношением к чужим убеждениям и ценностям, даже если они отличны и даже противоположны собственным. Те же, у кого значения низкие, как правило, недоверчивы, склонны во всем обвинять окружающих; часто испытывают враждебные и мстительные чувства.

Ac (Достижение через подчинение). Шкала прогнозирует целеустремлённость, самодисциплину и организованность. Люди с высоким показателем по этой шкале, как правило, стремятся к достижению успеха, трудолюбивы, им нравится работать в обстановке с чётко определёнными задачами и требованиями, исполнительны и организованы. Лица же с низкими значениями по данной шкале предпочитают сиюминутные выгоды, не способны хорошо работать в обстановке, где действуют правила и инструкции.

Ai (Достижение через независимость). Прогнозирует высокие достижения в условиях, когда требуется независимость и самостоятельность, а также ослаблен внешний контроль. Люди с высокими показателями по этой шкале трудолюбивы; любят работать в обстановке, поощряющей свободу и личную инициативу. Для лиц с низкими значениями не свойственна успешность в учёбе, как в средней школе, так и в вузе, они не склонны к интеллектуальным усилиям, не способны хорошо работать в обстановке, характеризующейся неопределённостью и недостаточно чёткими требованиями.

Ie (Интеллектуальная эффективность). Измеряет степень эффективности индивида в использовании своих интеллектуальных ресурсов и прогнозирует долговременную интеллектуальную работоспособность. Устойчиво коррелирует с показателями интеллектуальных тестов, тестов эмоциональной стабильности и общего физического здоровья.

Py (Психологический склад ума). Выявляет лиц, проявляющих интерес к психологии, склонных к психологическим профессиям, а также способных на достижение в них хороших результатов. Она измеряет аналитический, рациональный аспект психологического мышления, склонность к концептуализации. Люди с высокими значениями по этой шкале проницательны и восприимчивы к новым идеям, понимают чувства других людей, хорошо разбираются в них, но не обязательно сопереживают им. При низких показателях по шкале имеет место конвенционализм и апологетичность мышления, подозрительность по отношению к новому, затруднения в сложных социальных ситуациях.

Fx (Гибкость). Оценивает положение индивидуума в континууме «гибкость-ригидность». Высокие показатели по этой шкале выявляют ряд положительных качеств: хорошее воображение, спонтанность, изобретательность, лёгкую приспособляемость к переменам. Лица с низкими показателями, в свою очередь, имеют ряд достоинств: они серьёзны, добросовестны, практичны, придерживаются твердых моральных принципов.

F/M (Женственность/Мужественность). Цель шкалы - определить местоположение индивида в континууме качеств «феминность-маскулинность», т.е. традиционно считающихся женскими или мужскими психологическими качествами, например, мягкость-твердость, сентиментальность-агрессивность, грубость-теплота и т.д.

Опросник Шмишека (Опросник определения акцентуаций характера). Личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к её изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г. Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Максимальный показатель по каждому типу акцентуации - 24 балла.

Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. В соответствии с этой концепцией все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты - стержень личности, они определяют её развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Личности, у которых основные черты ярко выражены, названы К. Леонгардом акцентуированными. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических. Это случай «заострения» определенных, присущих каждому человеку, особенностей. По К. Леонгарду, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.

К. Леонгардом выделены 10 типов акцентуированных личностей, которые достаточно произвольно разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный):

Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.

Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.

Застревающий тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.

Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.

Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.

Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.

Тревожно-боязливый тип. Склонность к страхам, робость и пугливость.

Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.

Аффективно-экзальтированный тип. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали. Восторг и печаль - основные сопутствующие этому типу состояния.

Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.

Доминирующий тип акцентуированного характера определяется по максимальному числу баллов, которые наберет испытуемый в результате тестирования с помощью опросника Шмишека. По количеству баллов можно судить о степени развитости разных акцентуаций характера. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают, что сумма баллов в диапазоне от 13 до 18 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 18 баллов черта характера является акцентуированной. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации».

Опросник Басса-Дарки (Опросник уровня агрессивности). Разработан А. Басс и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Тест К. Томаса (стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации). Тест адаптирован Н.В.Гришиной и используется для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар. Из каждой пары надо респонденту надо выбрать одно утверждение в большей мере соответствующее его характеру и типичному поведению в спорной или конфликтной ситуации.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов: соперничество (соревнование, конкуренция), приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество.

Человек, использующий стиль конкуренции (соперничества), активен и предпочитает идти к разрешению конфликта собственным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими и достигает цели, используя свои волевые качества. Он старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая их принимать нужное ему решение проблемы.

Стиль избегания означает, что индивид не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения или уклоняется от решения конфликта. Для этого используются уход от проблемы (выход из комнаты, смена темы и т.д.), игнорирование её, перекладывание ответственности за решение на другого, отсрочка решения и т.п.

Приспособление - это действия совместно с другим человеком без попытки отстаивать собственные интересы. В отличие от уклонения, при этом стиле имеет место участие в ситуации и согласие делать то, чего хочет другой. Это стиль уступок, согласия и принесения в жертву собственных интересов. психологический личность успешность сотрудник

Тот, кто следует стилю сотрудничества, активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но старается при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительных затрат времени, чем другие, так как сначала выдвигаются нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем идет их обсуждение. Это хороший способ удовлетворения интересов обеих сторон, который требует понимания причин конфликта и совместно поиска новых альтернатив его решения. Среди других стилей сотрудничество - самый трудный, но наиболее эффективный стиль в сложных и важных конфликтных ситуациях.

При использовании стиля компромисса обе стороны немного уступают в своих интересах, чтобы удовлетворить их в остальном, часто главном. Это делается путем торга и обмена, уступок. В отличие от сотрудничества, компромисс достигается на более поверхностном уровне - один уступает в чём-то, другой тоже, в результате появляется возможность прийти к общему решению. При компромиссе отсутствует поиск скрытых интересов, рассматривается только то, что каждый говорит о своих желаниях. При этом причины конфликта не затрагиваются. Идет не поиск их устранения, а нахождение решения, удовлетворяющего сиюминутные интересы обеих сторон.

Методика диагностики социального интеллекта (Дж. Гилфорд, М. Салливан). Методика включает четыре субтеста, из них три составлены на невербальном стимульном материале и один - на вербальном. Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения. Два субтеста имеют в своей факторной структуре также второстепенные веса, касающиеся способности понимать элементы и отношения поведения.

Социальный интеллект - это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации, которая объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению или группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная чувствительность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий, речи, а также невербального поведения (жестов, мимики) людей. Он выступает как когнитивная составляющая коммуникативных способностей личности и как профессионально важное качество для профессий типа «человек - человек» и некоторых профессий типа «человек - художественный образ». Благодаря исследованиям Дж. Гилфорда (1950-1967) термин «социальный интеллект» перешёл в разряд измеряемых конструктов, то есть вошёл в арсенал психологической практики.

Стимульный материал представляет собой набор из четырёх тестовых тетрадей. Каждый субтест содержит от 12 до 15 заданий. Время проведения субтестов ограничено.

Субтест № 1 «Истории с завершением». В субтесте используются сцены с персонажем комиксов Барни и его близкими (женой, сыном, друзьями). Каждая история основывается на первой картинке, изображающей действия персонажей в определённой ситуации. Испытуемый должен найти среди трёх других картинок ту, которая показывает, что должно произойти после ситуации, изображённой на первой картинке, учитывая чувства и намерения действующих лиц. Субтест измеряет фактор познания результатов поведения, то есть способность предвидеть последствия поведения персонажей в определённой ситуации, предсказать то, что произойдёт в дальнейшем.

Субтест № 2 «Группы экспрессии». Стимульный материал субтеста составляют картинки, изображающие невербальную экспрессию: мимику, позы, жесты. Три картинки, расположенные слева, всегда выражают одинаковые чувства, мысли, состояния человека. Испытуемый должен среди четырёх картинок, расположенных справа, найти ту, которая выражает такие же мысли, чувства, состояния человека, что и картинки слева. Субтест измеряет фактор познания классов поведения, а именно способность к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека.

Субтест № 3 «Вербальная экспрессия». В каждом задании субтеста предъявляется фраза, которую один человек говорит другому в определённой ситуации. Испытуемый должен среди других трёх заданных ситуаций общения найти ту, в которой данная фраза приобретет другое значение, будет произнесена с другим намерением. Субтест измеряет фактор познания преобразований поведения, то есть способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации.

Субтест № 4 «Истории с дополнением». В данном субтесте появляются персонажи, включённые в семейные, деловые и дружеские контакты. Каждая история состоит из четырёх картинок, причём одна из них всегда пропущена. Испытуемый должен понять логику развития, сюжет истории и среди четырёх других картинок, предлагаемых для ответа, найти пропущенную. Субтест измеряет фактор познания систем поведения, а именно способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях.

Время, отведённое на каждый субтест, ограничено. Общее время тестирования, включая инструкцию, составляет 30-35 минут.

Общий уровень развития социального интеллекта (интегрального фактора познания поведения) определяется на основе композитной оценки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.063 с.)