Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности психических свойств младших школьников с нарушением интеллекта. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Для детей с нарушением интеллекта наряду с умственной недостаточностью является характерным недоразвитие эмоционально - волевой сферы, речи моторики и всей личности в целом. Специфичность личностной сферы детей с нарушением интеллекта связана с тем, что «развитие психики происходит в условиях органического поражения головного мозга и обусловленных им вторичных осложнений»[9]. Качественное своеобразие личности детей с нарушением интеллекта, в первую очередь, проявляется в недоразвитии их мотивационно - потребностной сферы, которое характеризуется бедностью потребностей, слабостью их регуляции сознанием, преобладанием элементарных физиологических потребностей над духовными, однообразием, поверхностностью, неустойчивостью интересов. Другой личностной особенностью детей с нарушением интеллекта будет недоразвитие саморегуляции их поведения, являющееся причиной слабой регулирующей функции мышления детей рассматриваемой категории. Детям с нарушением интеллекта характерно отсутствие самостоятельности и недостаток воли. Особенности волевых качеств детей с нарушением интеллекта проявляются в их малоинициативности, в невозможности управлять собственными волевыми действиями, в неумение действовать в соответствии с перспективными целями и подчинить своё поведение определённой задаче, то есть спланировать действия, в нежелание преодолевать встречающиеся трудности. Также выделяются такие особенности психических свойств у детей с нарушением интеллекта, как неадекватность самооценки, легковнушаемость. Психические свойства эмоциональной деятельности детей с нарушением интеллекта также остаются недоразвитыми, недостаточно дифференцированными, ограниченными, поверхностными и непрочными. Наряду с этим, С. Я. Рубинштейн отмечает некоторые болезненные проявления чувств, преобладание которых у того или иного ребёнка, «постепенно фиксируется и образует те или иные оттенки свойств его характера»[22]. К таковым автор относит явления раздражительной слабости, дисфории, эйфории, апатии.
Вывод.
Специфика когнитивных способностей детей с нарушением интеллекта обусловлена органическим повреждением их головного мозга, что приводит к стойкости нарушений и их необратимости к норме. Исследователями выделяются различные особенности формирования психических процессов, состояний и свойству детей с нарушением интеллекта, обеспечивающих трудности усвоения школьниками рассматриваемой категории не только учебного материала, но и, в целом, качественное своеобразие формирования их личности.
Список литературы.
1. Аберкромби Н. Социологический словарь / С. Хилл, Б. С, Тернер / пер. с англ. под ред. С. А. Ерофеева. – Казань.: Изд-во Казан.ун-та, 1997. – С. 132 – 133. 2. Блейхер В. М. Толковый словарь психологических терминов / В. М. Блейхер, И. В. Крук. – Воронеж: НПО «МОДЭК». – 1995. 3. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. – М.:Прайм-Еврознак. – 2003. 4. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. -- М.: Книжный дом «Университет», 1999. – 332 с. 5. Глосарий психологических терминов / под ред. Н. Губина. – М.; Наука. – 1999. 6. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. - Мн.: Харвест. – 1998. 7. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение. – 1959. – С. 17. 8. Немов. Р. С, Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Ч. 2. 9. Никуленко Т. Г. Коррекционная педагогика: 100 экзаменационных ответов / Т. Г. Никуленко, С. И. Самыгин. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. 10. Нодельман В. И. Особенности разговорной речи умственно отсталых младших школьников. / В. И. Нодельман, И. О. Позднякова // Дефектология. – 2008. - № 6. - С. 5 – 13. 11. Общая психология. Словарь / под ред. А. В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л. А. Карпенко: под общ.ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ 2006. 12. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред.: И. А. Каиров (главн. Ред.), М. Н. Петров (глав. Ред.) [и др.], т. 3, М., «Советская энциклопедия». - 1966. 13. Педагогический словарь: В 2 т. / Гл. ред.: И. А. Каиров. – М.: Изд-во Акад. пед. наук. Т. 2. – 1960. 14. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей- олигофренов. М.: Просвещение. – 1968. 15. Петрова В. Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В. Г. Петрова, И. В. Белякова – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.
16. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М.: «Педагогика». - 1977. 17. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. – Спб.: СОЮЗ. – 1997. 18. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2010. 19. Процко Т.А. Психология школьника с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью): Учебно-методическое пособие – Мн., 2006 20. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – С. 232. 21. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. Г. Панова. – М.: «Большая российская энциклопедия», - 1993. 22. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. Учеб.пособие для студентов дефектол. фак-тов пед. ин-тов. М., «Просвещение», 1970. 23. Словарь иностранных слов и выражений / сост. Е. С. Зенович; научн. ред. Л. Н. Смирнов. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. – С. 232. 24. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин – Минск:Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – С. 223 – 224. 25. Тригер Р. Д. Психологические особенности общения младших школьников с задержкой психического развития. / Р. Д. Тригер // Дефектология - 1985 - № 5 С. 7 – 14. 26. Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха; под общ. Ред. В. Б. Шапаря. – Изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 27. Энциклопедический словарь по культурологи / под общ.ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 1997. – С. 197.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.009 с.) |