Сущность налога на доходы физических лиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность налога на доходы физических лиц



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: «Налог на доходы с физических лиц»

 

Выполнил студент

гр.                                                                                         

 

Руководитель работы

                                                                                                 

 

Ижевск, 2004


Содержание

 

Введение.......................................................................................................................................................................................... 3

1. сущность налога на доходы физических лиц........................................................................................ 5

1.1. Статус налогоплательщика, определение налоговой базы............................................................................ 5

1.2. Сущность налога на доходы и его место в налоговой системе................................................................ 19

1.3. Этапы трансформации подоходного налогообложения............................................................................... 32

2. Опыт работы инспекции по налогам и сборам Устиновского района г.Ижевска 47

2.1. Общая характеристика инспекции............................................................................................................................ 47

2.2. Организационная структура и численность......................................................................................................... 50

2.3. Основные результаты деятельности ИМНС Устиновского района за 2000 г...................................... 57

3. Изменения налогообложения физических лиц в связи с введением в действие Налогового кодекса РФ................................................................................................................................................... 65

3.1. Характеристика изменений.......................................................................................................................................... 65

3.2. Недостатки действующей системы налогообложения доходов физических лиц и мероприятия по ее совершенствованию................................................................................................................................................................ 71

Заключение................................................................................................................................................................................ 86

Список литературы............................................................................................................................................................. 92

 

 


Введение

 

В статье 57 Конституции Российской Федерации написано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Практически все российские граждане (а в ряде случаев и иностранные), получающие доходы, уплачивают налог на эти доходы. До 1 января 2002 года он назывался подоходным налогом.

В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2001 г. N 118-ФЗ с 1 января 2002 года введена в действие глава 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Одновременно утратил силу Закон РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц".

При этом изменилось не только название налога. С 1 января 2002 года изменились также порядок определения налогооблагаемого дохода, правила исчисления и удержания налога, определение даты получения дохода. Значительно снизились ставки налога, изменились размеры налоговых вычетов, отменены некоторые ранее действовавшие льготы и установлены новые.

Налог на доходы физических лиц является одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства.

В нашей стране налог на доходы физических лиц занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже. В последние годы его доля в бюджете не превышала 12-13%.

В идеале налог на доходы должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

Налог на доходы связан с потреблением (принимаем, что доход, направленный на потребление, равен разнице между чистым совокупным доходом и налогом на доходы), и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения, поэтому тема дипломной работы представляется важной и актуальной.

В рамках данной работы поставлена цель рассмотреть особенности взимания налога на доходы физических лиц, изменения в налоговом законодательстве России за последние несколько лет, относящемся к налогу на доходы и разработка предложений по совершенствованию взимания налога. В соответствии с поставленной целью основными задачами работы являются:

- изучение сущности налога на доходы физических лиц;

- изучение истории развития подоходного налога;

- анализ налога на доходы физических лиц в России;

- определение основных направлений решения проблем налогообложения.

Информационной базой исследования является законодательство РФ в области налогообложения, труды отечественных и зарубежных исследователей-экономистов, статистическая информация.

 


Таблица 1

Шкала налогообложения с 1 июля 1990 г.

 

Доход, руб/мес Ставка налога
151 – 700 14.70 + 13% с суммы, превышающей 150 руб
701 – 900 86.20 + 15% с превышения
901 –1100 116.20 + 20% с превышения
1101 –1300 156.20 + 30% с превышения
1301 –1500 216.20 + 40% с превышения
1501 –3000 296.20 + 50% с превышения
от 3001   1046.20 + 60% с превышения

 

Доходы от внештатной работы, а также дивиденды и материальная помощь лицам, не состоящим в штате предприятий в суммах от 5 до 700 руб/мес облагались по 8 ставкам (от 1.5% до 13%), а начиная с 700 - по стандартным ставкам.

Шкала для авторских гонораров составила от 1.5% (для сумм до 180 руб/год) до 12554.40+60% (свыше 1200 руб/год). Для наследников авторов налог составлял от 60% (до 500 руб/год) до 11725.00+90% (свыше 15000 руб/год).

Шкала для индивидуальной трудовой деятельности начиная с 3000 руб/год (250 руб/мес) отклонялась от основной шкалы в жесткую сторону и достигала потолка в 1332.40+60% уже при суммах свыше 6000 руб/год (500 руб/мес).

Для прочих доходов - от 10% с превышения (300-360 руб/год) до 1976.40+60% (свыше 5000 руб/год).

С декабря 1990 года в рамках «войны законов», начавшейся объявлением государственного суверенитета РСФСР 12 июня 1990 года, происходила «война налогов».

2 декабря 1990 принят Закон РСФСР «О порядке применения на территории РСФСР в 1991 году Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» (N392-I). В нем статьи союзного закона о подоходном налоге были изложены в другой редакции.

Необлагаемый минимум приравнен к минимальной зарплате, которая к тому времени в рамках конкурентной гонки союзного и российского правительств составляла в РСФСР 150 руб.

В таблице для сумм от 151 до 200 руб. цифры были такими: 151 руб - 20 коп, 152 - 50 коп, 153 - 90 коп, 154 - 1р40к, 155-200 руб. - 40% с суммы, превышающей 150 руб.

Таблица 2

Шкала налогообложения с 1 января 1991 г.

 

Доход, руб/мес Ставка налога
200 –1000 20.00 + 13% с суммы, превышающей 200 руб
1001 –1200 124.00 + 15% с превышения
1201 –1400 154.00 + 20% с превышения
1401 –1600 194.00 + 30% с превышения
1601 –3000 254.00 + 40% с превышения
свыше 3000 814.00 + 50% с превышения

 

Ставки обложения остальных доходов были ужесточены «снизу» и ослаблены «сверху» по сравнению с союзными ставками:

Доходы от внешатной работы, а также дивиденды и материальная помощь лицам, не состоящим в штате предприятий в суммах от 5 до 1000 руб/мес облагались по 6 ставкам (от 3% до 13%), а начиная с 1000 - по стандартным ставкам.

Шкала для авторских гонораров составила от 3% (для сумм до 180 руб/год) до 9768.00+50% (свыше 36000 руб/год). Шкала для индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности не имела необлагаемого минимума, и вплоть до 19200 руб/год (1600 руб/мес) шла параллельно основной с опережением на 6 руб/мес, а затем останавливалась на 35%.

Таблица 3

Шкала для индивидуальной трудовой деятельности с 1 июля 1990 г.

 

Доход, руб/год Доход, руб/мес Ставка налога
до 12001 до 1000 13%
12002-14400 до 1200 1560 + 15% с превышения
14401-16800 до 1400 1920 + 20% с превышения
16801-19200 до 1600 2400 + 30% с превышения
свыше 19200 св.1600 3120 + 35% с превышения

 

Статьи о налогообложении прочих доходов вообще заменены пометкой «На территории РСФСР не применяется».

19 апреля 1991 года, когда Союз готовился к реформе розничных цен, а Россия - к первым президентским выборам, ставки налогов в России были изменены даже не законом, а постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР.

Необлагаемый минимум повышен до 210 руб. Прогрессивная шкала съехала вниз на 21 руб. 30 коп.

Таблица 4

Шкала налогообложения с 1 апреля 1991 г.

 

Доход, руб/мес Ставка налога
210 –1000 13% с суммы, превышающей 210 руб
1001 –1200 102.70 + 15% с превышения
1201 –1400 132.70 + 20% с превышения
1401 –1600 172.70 + 30% с превышения
1601 –3000 232.70 + 40% с превышения
свыше 3000 792.70 + 50% с превышения

 

Шкала для доходов и выплат не по месту основной работы в пределах от 5 до 1000 руб/мес сократилась с 6 до 4 ставок (от 2% до 13%), а начиная с 1000 шла параллельно общей шкале, опережая ее на 16.80 (т.е. на 4.50 меньше прежних ставок этой шкалы).

Шкала для авторских гонораров из 9 ставок была ослаблена снизу - 2% для сумм до 360 руб/год вместо 3% для сумм до 180 руб/год, проценты для максимума остались прежними - 9714.00+50% для сумм свыше 36000 руб/год.

Шкала для индивидуальной и коллективной предпринимательской деятельности до 12001 руб/год (1000 руб/мес) приравнивалась к основной или внештатной - в зависимости от наличия/отсутствия места основной работы. Свыше 12001 - осталась прежней для граждан имеющих место основной работы, а для неимеющих - шла с отставанием на 327р60к/год (27р30к/мес), исходя из необложения первых 210 рублей.

11 июня 1991 в ответ на это союзный парламент принял поправки к закону о подоходном налоге, которыми ввел в действие с 1 апреля еще более низкие ставки, установив верхний предел в 30%, а нижнюю ставку уменьшив с 13 до 12%. Необлагаемый минимум, правда, остался ниже российского - 160 руб.

Таблица 5

Шкала налогообложения с 1 апреля 1991 г.

 

Доход, руб/мес Ставка налога
161 –1000 12% с суммы, превышающей 160 руб
1001 –2001 100.80 + 15% с превышения
2002 –3000 250.80 + 20% с превышения
свыше 3000 450.80 + 30% с превышения

 

Доходы от внештатной работы и материальная помощь лицам, не состоящим в штате предприятий в суммах от 5 до 1000 руб/мес облагались по 6 ставкам (от 2% до 12%), а начиная с 1000 - по стандартным ставкам.

Потолок для авторских гонораров тоже снижен до 30%. Шкала составила от 2% (для сумм до 120 руб/год) до 5409.60+30% (свыше 36000 руб/год). Для наследников авторов шкала осталась прежней - от 60% (до 500 руб/год) до 11725.00+90% (свыше 15000 руб/год).

Шкала для индивидуальной и коллективной предпринимательской деятельности до 6000 руб/год (500 руб/мес) приравнивалась к основной или внештатной = в зависимости от наличия/отсутствия места основной работы. Свыше 6000 - полностью совпадала с основной и внештатной.

3 июля 1991 Россия догнала Союз, приняв поправки к своему Закону «О порядке применения на территории РСФСР в 1991 году Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» (Закон 1534-I). Поправки вводились в действие с 1 апреля 1991, т.е. одновременно с союзным законом.

Прогрессивная шкала отличалась от новой союзной лишь наличием своего, российского минимума в 210 руб. и вытекающим из него отставанием на 6 руб. во всех ставках.

Таблица 6

Шкала налогообложения с 1 апреля 1991 г.

 

Доход, руб/мес Ставка налога
201 –1000 12% с суммы, превышающей 160 руб
1001 –2001 94.80 + 15% с превышения
2002 –3000 244.80 + 20% с превышения
свыше 3000 444.80 + 30% с превышения

 

Доходы от внештатной работы, дивиденды и материальная помощь лицам, не состоящим в штате предприятий в суммах от 5 до 1000 руб/мес облагались по 4 ставкам (от 2% до 12%), а начиная с 1000 - по стандартным ставкам с опережением на 16 руб.20 коп. Шкала для авторских гонораров составила от 2% (для сумм до 360 руб/год) до 5532.00+30% (свыше 36000 руб/год). Шкала для индивидуальной и коллективной предпринимательской деятельности была изложена в годовом, а не месячном исчислении, но при персрасчете совпадала с основной или внештатной - в зависимости от наличия/отсутствия места основной работы.

С началом реформ российская шкала сначала стала заметно прогрессивнее. 7 декабря 1991 года, за день до подписания Беловежских соглашений, Верховный Совет принял Закон РСФСР «О подоходном налоге с физических лиц» (N1998-I), который вводился в действие с 1 января 1992, хотя и был опубликован только в марте (!) 1992 года. Необлагаемый минимум приравнен к установленному законом минимальному размеру оплаты труда (в I квартале 1992 составлял 342 руб, а со II квартала - 900 руб).

Вместо множества шкал введена единая прогрессивная шкала.

Таблица 7

Шкала налогообложения с 1 января 1992 г.

 

Доход, руб/год Доход, руб/мес Ставка налога
1 2 3
до 42.000 до 2.500 12%
42.001- 84.000 2.500- 5.000 5.040 + 15% с превышения
84.001-120.000 5.000-10.000 11.340 + 20% с превышения

Продолжение табл. 7

1 2 3
120.001-180.000 10.000-15.000 18.540 + 30% с превышения
180.001-300.000 15.000-25.000 36.540 + 40% с превышения
300.001-420.000 25.000-35.000 84.540 + 50% с превышения
свыше 420.000 свыше 35.000 144.540 + 60% с превышения

 

16 июля 1992 Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России (N3317-I) ставки задним числом - опять же с 1 января 1992 года - были изменены, из 7-ступенчатой шкала превратилась в 4-ступенчатую.

Таблица 8

Шкала налогообложения с 1 января 1992 г.

 

Доход, руб/год Доход, руб/мес Ставка налога
до 200.000 до 16.667 12%
200.001-400.000 16.667-33.333 24.000 + 20% с превышения
400.001-600.000 33.333-50.000 64.000 + 30% с превышения
свыше 600.000 свыше 50.000 124.000 + 40% с превышения

 

6 марта 1993 года Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в законы РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», законы Российской Федерации «О государственной пошлине», «О налоге на имущество предприятий», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц» (N4618-I) Верховный Совет сократил шкалу до 3 ставок - 12, 20 и 30%. Такой (хотя абсолютные цифры менялись) она оставалась до начала 1996 года.

Таблица 9

Шкала налогообложения с 1 января 1993 г.

 

Доход, руб/год Доход, руб/мес Ставка налога
до 1.000.000 до 83.333 12%
1.000.000-2.000.000 83.333-166.667 120.000 + 20% с превышения
Свыше 2.000.000 свыше 166.667 320.000 + 30% с превышения

 

Указом N 2129 «О регулировании некоторых вопросов налогообложения юридических лиц» были снижены ступеньки налога втрое за весь прошедший 1993 год и впятеро - на будущее, с 1994 г.

Таблица 10

Шкала налогообложения с 1 января 1993 г.

 

Доход, руб/год Доход, руб/мес Ставка налога
до 3.000.000 до 250.000 12%
3.000.000-6.000.000 250.000-500.000 360.000 + 20% с превышения
свыше 6.000.000 свыше 500.000 960.000 + 30% с превышения

Таблица 11

Шкала налогообложения с 1 января 1994 г.

Доход, руб/год Доход, руб/мес Ставка налога
до 5.000.000 до 416.667 12%
5.000.000-10.000.000 416.667-833.333 600.000 + 20% с превышения
свыше 10.000.000 свыше 833.333 1.600.000 + 30% с превышения

 

К концу 1994 года ставки были установлены Федеральным законом (74-фз от 23 декабря 1994) - и опять с 1 января почти закончившегося года.

Таблица 12

Шкала налогообложения с 1 января 1994 г.

 

Доход, руб/год Доход, руб/мес Ставка налога
до 10.000.000 до 833.333 12%
10.000.001-50.000.000 833.333-4.166.667 1.200.000 + 20% с прев.
свыше 50.000.000 свыше 4.166.667 9.200.000 + 30% с прев.

 

Ставки, установленные Федеральным законом 22-фз от 5 марта 1996 - после избрания Думы второго созыва (шкала стала 5-ступенчатой и максимальная ставка поднялась).

Таблица 13

Шкала налогообложения с 1 января 1996 г.

 

Доход, руб/год Доход, руб/мес Ставка налога
до 12.000.000 до 1.000.000 12%
12.000.001-24.000.000 1 млн - 2 млн 1.440.000 + 20% с прев.
24.000.001-36.000.000 2 млн - 3 млн 3.840.000 + 25% с прев.
36.000.001-48.000.000 3 млн - 4 млн 6.840.000 + 30% с прев.
свыше 48.000.000 свыше 4 млн 10.440.000 + 35% с прев.

 

Ставки, установленные Федеральным законом 159-фз от 31 декабря 1997 - с учетом деноминации рубля в 1000 раз.

 Таблица 14

Шкала налогообложения с 1 января 1998 г.

 

Доход, руб/год Доход, руб/мес Ставка налога
до 20.000 до 1.667 12%
20.000- 40.000 1.667 - 3.333 2.400 + 15% с прев.
40.000- 60.000 3.333 - 5.000 5.400 + 20% с прев.
60.000- 80.000 5.000 - 6.667 9.400 + 25% с прев.
80.000-100.000 6.667 - 8.333 14.400 + 30% с прев.
свыше 100.000 свыше 8.333 20.400 + 35% с прев.

 

Правительство Кириенко и поддерживавшие его думские фракции, а также фракция Яблоко выступали за дальнейшее снижение максимальной ставки. Левое большинство в парламенте, естественно, в принципе выступало за более прогрессивную шкалу. Мотивы, которыми руководствовалось Правительство, были изложены в Программе стабилизации экономики и финансов от 10 июля 1998 г.

В 1997 году в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты поступило в целом менее половины положенной суммы подоходного налога, причем степень уклонения от уплаты этого налога увеличилась среди наиболее богатых и значительно уменьшилась среди наименее обеспеченных слоев населения. Так, 10 процентов населения с наивысшими доходами уплатило около 17 процентов положенных налогов. Увеличение сбора подоходного налога до 75 процентов дало бы сумму, равную предусмотренной в федеральном бюджете величине трансфертов, выделяемых регионам. Одна из причин уклонения от уплаты подоходного налога - высокие прогрессивные ставки при низкой величине доходов. Рецепт предлагался такой: «Введение новой шкалы подоходного налога, более «плоской», с меньшими ставками, но зато распространяющейся на все виды доходов, включая кредиты, страховые полисы и т.п., которые сегодня представляют главные способы уклонения от налогов лиц с высокими доходами».

В нижнюю часть шкалы Правительство тоже хотело внести изменение, а именно - повысить необлагаемый минимум, составлявший в 2001 г. 83 рубля 49 копеек.

Правительственный проект поправок, рассмотренный Думой 2 июля 1998 г. одновременно с «антикризисным пакетом», предлагал пересмотреть сетку «в пользу богатых» - минимальная ставка остается прежней - 12% с дохода до 20 тыс/год, а максимальная снижается с 35% до 30. Одновременно Правительство предлагало отменить около половины существующих в законе льгот, а также облагать все доходы, полученные не по месту основной работы, по ставке 20%. Таким образом 20% превратились бы в единую ставку для любых сколько-нибудь существенных доходов, т.к. низы не смогут, а верхи - не захотят получать их по месту основной работы. Предполагаемый эффект для бюджета - 20 миллиардов за полугодие. Проект не прошел.

По поручению Думы Закон преобразился до неузнаваемости. От него остались лишь налогообложение процентов по вкладам, если проценты в одном банке за год превышают 10 МРОТ (834 руб. 90 коп.); уменьшение льгот по продаже жилья и другого имущества; обложение завышенных доходов по страхованию имущества; неприменение льгот, не предусмотренных впрямую законом о подоходном налоге и правительственная новая шкала, включая единую ставку для доходов по неосновной работе, вкладам и завышенной страховке - но уже не 20, а 15%.

Таблица 15

Шкала налогообложения с 1 января 2000 г.

 

Доход, руб/год Доход, руб/мес В федеральный бюджет В региональные бюджеты
до 30.000 2.500 3% 9%
30.001- 60.000 2.500 - 5.000 3% 2.700 + 12% с прев.
60.001- 90.000 5.000 - 7.500 3% 6.300 + 17% с прев.
90.001-150.000 7.500 -12.500 3% 11.400 + 22% с прев.
150.001-300.000 12.500 -25.000 3% 24.600 + 32% с прев.
свыше 300.000 свыше 25.000 3% 72.600 + 42% с прев.*

 

Ставки, установленные Федеральным законом 207-фз от 25 ноября 2000 г.

Таблица 16

Шкала налогообложения с 1 января 2001 г.

 

Доход, руб/год Доход, руб/мес Ставка налога
до 50.000 4.167 12%
50.001-150.000 4.167 -12.500 6.000 + 20% с прев.
свыше 150.000 свыше 12.500 26.000 + 30% с прев.

 

Если пересчитать месячный доход, соответствующий ставкам налога, по курсу доллара на момент введения ставок в действие, получается следующая картина.

 Таблица 17

Шкала налогообложения 1990-2001 гг.

 

Год 1990

1991

1992

1993

1994 1995 1996 1998 2000 2001
Месяц IV I IV VII I VII IV XII I I I I I I
Курс $ 15 20 35 40 200 150 750 1250 1500 4000 5000 6 20 25
Не облагаемая 10 10 6 5                 4 3,5
12%       25 12,5 111 111 200 278 208 200 280 125 167
13% 50 50 30                      
15% 60 60 35 50 25             555 250  
20% 75 70 40 75 50 222 222 400 555 1042 400 833 375 500
25%                     600 1111 625  
30% 90 80 45   75 333         800 1389    
40% 100 150 85   125                  
50% 200       175                  

 

 


2. Опыт работы инспекции по налогам и сборам
Устиновского района г.Ижевска

Рис.2. Структура МНС РФ

 

 


Рис. 3. Структура Инспекции Министерства по налогам и сборам по Устиновскому району г. Ижевска

 

В своей деятельности отделы ИМНС руководствуются Конституцией РФ и Конституцией Удмуртской Республики, законом РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР», положением «О Государственной налоговой службе РФ», Указом Президента РФ «О государственной налоговой службе РСФСР», законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Удмуртской Республики по налоговым вопросам, нормативными и методическими актами Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, решениями ее коллегии, приказами ИМНС по Удмуртской Республике, ГНИ по городу Ижевску, решениями ее коллегии, положениями об отделах, Налоговым Кодексом РФ и указаниями начальника инспекции, а также нормативными актами других законодательных органов Российской Федерации и Удмуртской Республики.

Работа отделов осуществляется во взаимодействии друг с другом на основе планов, утверждаемых руководителем инспекции по предложению начальников отделов. Фонды оплаты труда, структуры и штаты отделов, должностные инструкции сотрудников отделов утверждаются в установленном порядке руководителем налоговой инспекции по предложению начальников отделов.

Отделы создаются на основании приказа начальника ИМНС по Устиновскому району и могут быть ликвидированы или реорганизованы только на основании приказа руководителя инспекции.

Возглавляют отделы начальники, которые непосредственно организуют их работу и несут персональную ответственность за своевременное и качественное осуществление возложенных на отделы функций. Начальники отделов назначаются на должности и освобождаются от занимаемых должностей приказом руководителя налоговой инспекции. Начальники отделов находятся в непосредственном подчинении начальника налоговой инспекции и его заместителей. На время отсутствия начальника отдела (командировка, отпуск, болезнь и т.п.) его права и обязанности переходят к его заместителю, а при отсутствии такого заместителя, - к назначенному приказом начальника налоговой инспекции сотруднику отдела. Организуют работу отделов по планам, согласованным с начальником налоговой инспекции, распределяют обязанности между сотрудниками отделов, утверждают их планы работы, требуют неукоснительного их соблюдения, вносят в установленном порядке представления о присвоении специальных званий сотрудникам отделов, предложения о поощрении или наложении дисциплинарного взыскания в отношении работников, допустивших нарушения трудового и налогового законодательства. Представляют отдел в государственных органах, предприятиях, учреждениях и организациях. Оставляют за собой право вносить изменения в Положения об отделах и в Должностные инструкционные карточки сотрудников отделов.

Сотрудники отделов являются должностными лицами налоговых органов РФ, на них распространяются все права и обязанности, предусмотренные законодательством. Отделы комплектуются из числа специалистов, имеющих высшее специальное образование. Назначение на должность и увольнение от занимаемой должности специалистов отдела производится руководителем налоговой инспекции по представлению начальника отдела. Все сотрудники отдела подчинены начальнику отдела.

Таблица 20

Штатное расписание Государственной налоговой инспекции по Устиновскому району города Ижевска на 01.01.2002 г.

N п/п Должность Количество Предполагаемый дожностной оклад Установленный должностной оклад Месячный фонд оплаты труда
1 2 3 4 5 6
1 Начальник инспекции 1 2400-2600 2400 2400
2 Заместитель начальника инспекции 2 2200 2200 2200
3 Главный бухгалтер 1 1800-2001 1800 1800
4 Бухгалтер 1 1600-1800 1600 1600
5 Кассир 1 1200-1300 1200 1200
6 Юрист 2 1600-1800 1700 3400
7 Завхоз 1 1100-1200 1150 1150
8 Заведующая канцелярией 1 1200-1300 1250 1250

Продолжение табл. 20

1 2 3 4 5 6
9 Старший инспектор по кадрам 1 1300-1400 1300 1300
10 Машинистка I категории 2 950-1000 950 1900
11 Водитель 2 1100-1150 1100 2200
12 Сторож 6 800 800 4800
13 Уборщица 3 700 700 2100
14 Рабочий по обслуживанию здания 2 800 800 1600
15 Начальник отдела 3 1500-1600 1500 4500
16 Главный налоговый инспектор 9 1400-1500 1500 13500
17 Старший налоговый инспектор 29 1300-1400 1400 40600
18 Налоговый инспектор 52 1200-1300 1250 65000
19 Ведущий специалист 9 1300-1400 1400 12600
20 Специалист I категории 3 1200-1300 1250 3750
21 Специалист II категории 1 1100-1200 1200 1200
22 Архивариус 1 1000-1100    
23 Делопроизводитель 2 900-1000 950 1900
24 Главный специалист 1 1400-1500 1400 1400
25 Заведующий сектором 1 1500-1700 1600 1600

                               

Уровень укомплектованности кадрами в налоговых органах республики составил 96 %.

За 2000 год уволилось 8 работников (8 % от общего числа работающих), в том числе руководитель и 7 специалистов. Принято на работу 10 человек: 1 руководитель и 9 специалистов.

Среди специалистов, работающих в ИМНС 48% имеют высшее образование, 51% - среднее - специальное. Следует отметить, что ИМНС работают над улучшением качественного состава специалистов. В настоящее время 18 специалистов обучаются без отрыва от производства в высших учебных заведениях, 5 – в средних специальных учебных заведениях. Кроме того, в течение года принимались меры по повышению квалификации работающих, всего обучено на курсах и семинарах 20 специалистов, в том числе 8 человек прошли обучение непосредственно в ИМНС по Удмуртской Республике.

При стабильной в целом ситуации с укомплектованностью кадрами налоговых органов, их текучесть продолжает оставаться высокой.

Основной причиной текучести кадров в налоговых органах по-прежнему остаются относительно низкий уровень заработной платы при высоком уровне предъявляемых квалификационных требований и интенсивности труда. Имеют место случаи ухода из налоговых органов специалистов с высокой квалификацией на более высоко оплачиваемую работу, в том числе и с выездом в страны дальнего зарубежья.

Среди причин текучести кадров следует отметить специфику работы в налоговых органах и увеличение числа противоправных действий в отношении работников налоговых органов.

На не полную укомплектованность кадрами значительное влияние оказывает недостаточность в ряде госналогинспекций занимаемых площадей. 

В ИМНС по Устиновскому району г. Ижевска, выплаты заработной платы, обычно производятся два раза в месяц 1 и 15 - го числа месяца. 15-го числа производится расчет с работником по суммам начисленным авансом, а 1-го числа месяца следующего за отчетным, соответственно окончательный расчет. Задержки с выплатой зарплаты, явление достаточно редкое. Можно сказать, что по сравнению с другими бюджетными организациями, состояние оплаты труда в ИМНС по Устиновскому району г. Ижевска, удовлетворительное.

Рассмотрим функции отдельных подразделений ИМНС по Устиновскому району на примере отдела налогообложения физических лиц.

Отдел налогообложения физических лиц является самостоятельным структурным подразделением Государственной налоговой инспекции по Устиновскому району, находится в подчинении руководителя инспекции.

Основные задачи отдела:

- проведение проверок по соблюдению Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц»;

- контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты подоходных налогов.

Для решения указанных задач отдел осуществляет следующие функции:

- проводит проверки правильности исчисления и удержания, своевременности и полноты перечисления в бюджет подоходного налога в соответствии с Законом РФ от 07.12.91г. «О подоходном налоге с физических лиц», взносов в социальные внебюджетные фонды;

- получает необходимые объяснения, справки, сведения по вопросам, возникающим в ходе проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну;

- осуществляет свою работу во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, органами УФСНП и МВД, структурными подразделениями налоговой инспекции;

- проводит внеплановые проверки по заданиям вышестоящих организаций, органов МВД и УФСНП;

- ведет в установленном порядке делопроизводство;

- проводит мероприятия по повышению профессионального уровня сотрудников отдела;

- следит за изменениями в налоговом законодательстве;

- отвечает на письма и запросы юридических и физических лиц;

- проводит консультации с юридическими и физическими лицами по применению налогового законодательства;

- подготавливает и направляет информацию по запросам вышестоящих органов;

- составляет, организует и представляет установленную отчетность в вышестоящие организации;

- разрабатывает мероприятия по пропаганде налогового законодательства среди налогоплательщиков и участвует в их реализации;

- представляет в установленном порядке интересы налоговой инспекции в судебно-правовых учреждениях;

- осуществляет сбор, накопление, хранение и обработку информации, необходимой в работе отдела;

- осуществляет контакты с соответствующими службами вышестоящих организаций и других налоговых инспекций.

Сотрудники отдела имеют право в порядке, утвержденном законодательством и нормативными актами

- осуществлять проверки в предприятиях, учреждениях, организациях и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения налогового законодательства, оформлять справки, акты проверок и давать предложения об устранении выявленных нарушений.

- запрашивать у предприятий, учреждений, организаций и индивидуальных предпринимателей документы и пояснения по проводимым проверкам.

За неисполнение или некачественное исполнение возложенных функций, начальник отдела и его сотрудники несут ответственность в установленном действующим законодательством порядке.

Организация работы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.116 с.)