Основные результаты деятельности имнс Устиновского района за 2000 Г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные результаты деятельности имнс Устиновского района за 2000 Г.



 

Взаимодействие налоговой службы с другими государственными органами в современных условиях имеет большое значение. Наряду с Министерством по налогам и сборам экономическую безопасность Российского государства в пределах своей компетенции обеспечивают Министерство Внутренних дел, Управление Департамента налоговой полиции РФ (УДНП РФ), другие министерства и ведомства.

Деятельность каждого органа, принадлежащего к тому или иному министерству или ведомству, носит самостоятельный характер. Однако сложность и многогранность задач в ряде случаев требует их взаимодействия. Наиболее общими, распространенными формами сотрудничества являются: обмен необходимой информацией; совместное планирование, разработка и осуществление мероприятий и т.п.

Правовую базу сотрудничества составляют законы РФ, Указы Президента России, совместные приказы руководителей ведомств, соглашения о сотрудничестве. В качестве примера, определяющего основы такого взаимодействия можно привести Закон РФ N 943-1 от 21.03.91г. «О Государственной налоговой службе РФ» (ст.4, 5) - органы ГНС осуществляют деятельность во взаимодействии с органами государственной власти и управления административно - территориальных и национально - государственных образований»; сотрудники органов МВД обязаны оказывать практическую помощь работникам ИМНС при исполнении служебных обязанностей.

Особое значение имеет тесное взаимодействие налоговой службы с налоговой полицией. Вообще, УДНП РФ - входит в систему налоговых органов страны наряду с МНС РФ, но действует на основании Закона РФ от 24.06.93г. N 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции РФ» и является правоохранительной структурой. Важнейшим направлением взаимодействия с налоговой полицией являются совместные проверки юридических и физических лиц на предмет соблюдения ими налогового законодательства, а так же взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет в том числе обращаемым на имущество юридических лиц в случае отсутствия денежных средств на счетах в банках. В соответствии с законом налоговая полиция обеспечивает охрану объектов налоговых служб, личную безопасность сотрудников при наличии информации об угрозе их жизни и здоровью, защиту при исполнении служебных обязанностей. Налоговая полиция содействует ИМНС в изучении кандидатур на работу и пресечении коррупции.

Взаимодействие госналогслужбы с другими государственными органами является важным условием надлежащего выполнения возложенных на нее задач. Конкретные направления, порядок и формы сотрудничества с каждым из них определяются исходя из задач и компетенции того или иного органа.

По состоянию на 1 января 2001 года на учете в ИМНС состоит 1257 налогоплательщиков – юридических лиц. С начала 2000 года число налогоплательщиков – организаций увеличилось на 21, или на 2 %. Наибольший прирост зарегистрированных предприятий наблюдался в сфере торговли. В базу данных Госреестра предприятий включены 863 коммерческих и 40 - бюджетных организаций.

Таблица 21

Число налогоплательщиков – организаций с разбивкой по основным организационно - правовым формам

Общества с ограниченной ответственностью 138
Акционерные общества закрытого типа 87
Открытые акционерные общества 32
Общественные и религиозные организации 85
Государственные предприятия 23
Муниципальные предприятия 19
Фонды 5

 

В 2000 году в бюджеты всех уровней поступило 301,644 млн. руб., или 28,4% к объему ВВП, созданного на территории Удмуртской Республики. По сравнению с 1998 годом рост поступлений налоговых платежей составил 125%, при росте реального объема ВВП – 100,3% (прогноз).

В структуре налоговых платежей 2000 года поступления в виде денежных средств, то есть без различных видов зачетов, составляют 115 млн. руб., или 38% от общего объема поступлений.

Аналитические данные свидетельствуют об относительной стабильности поступлений налоговых платежей в республиканский бюджет Удмуртской Республики и местные бюджеты, что связано, в первую очередь, с широкой возможностью использования безденежных зачетов (взаимозачетов) на республиканском и местных уровнях.

В то же время, объем поступлений налоговых платежей в федеральный бюджет, при существующих платежно-расчетных отношениях между предприятиями, республиканским и федеральным бюджетами, находится в прямой зависимости от денежных зачетов.

В консолидированный бюджет Удмуртской Республики в 2000 году мобилизовано свыше 184 млн. руб. или 61% от общего объема поступлений.

В структуре налоговых платежей в январе-декабре 2000 года наибольший удельный вес имели налог на добавленную стоимость (30%), налог на прибыль (18,5%), акцизы и платежи за пользование природными ресурсами (по 11%).

Бюджетные назначения, установленные на 2000 год по мобилизации налоговых платежей в федеральный бюджет выполнены на 103%, по республиканскому бюджету Удмуртской Республики на 106 %, в целом по местным бюджетам выполнение составило 101%.

Несмотря на принятие жестких мер по обеспечению поступлений в бюджет и снижению недоимки на уровень выполнения бюджетных назначений в 2000 году значительное влияние оказывали рост удельного веса убыточных предприятий, снижение объема прибыли, низкая платежеспособность предприятий, долги федерального бюджета как республике, так и отдельным предприятиям и организациям, неурегулированность проблемы очередности списания денежных средств со счетов налогоплательщиков.

По выполнению требований законодательства по вопросам контроля за оборотом алкогольной продукции и табачных изделий составляет 172 акта и справки, в т.ч. 93 акта и справки соответственно по юридическим лицам и 79 по ч/п.

По контролю за правильностью исчисления и удержания, полнотой и своевременностью перечисления в бюджет подоходного налога, удержанного с физических лиц, проверены 119 предприятий, в т.ч. в 37 установлены нарушения.

Всего доначислено 2654,9 тыс. руб., в т.ч. налоговые санкции и пени 1290,9 тыс. руб.

По результатам проверок поступило (в т.ч. за прошлые периоды) 2242, 5 тыс. руб., в т.ч. налоговых санкций и пени 958,2 тыс. руб.)

Наиболее крупные доначисления произведены СУ-8 УС-17 (налоговые санкции и пени в сумме 425,6 тыс. руб.) и СУ-16 УС-17 (налоговые санкции и пени 170,3 тыс. руб.)

Административные взыскания по результатам проверок наложены на 12 руководителей на общую сумму 2,5 тыс. руб., взыскано – 2,5 тыс. руб.

За несвоевременное предоставление сведений о доходах физических лиц привлечено к административной ответственности 108 руководителей на общую сумму 18 тыс. руб.

По разъяснению налогового законодательства 3 раза проводились семинары с бухгалтерами предприятий, опубликована статья в газете «Удмуртская правда» об изменении в законодательства о подоходном налоге. Даются письменные разъяснения на поступающие вопросы от предприятий и учреждений.

Задолженность по налоговым платежам за 2000 год увеличилась на 18,98 млн. руб., или на 42% и составила по состоянию на 1 января текущего года 63,95 млн. руб. В то же время задолженность по платежам в республиканский бюджет Удмуртской Республики за текущий год снизилась на 855 тыс. руб., или на 25 %.

По состоянию на 1 января 2000 г. задолженность в бюджеты всех уровней на 10,4% состоит из задолженности за предыдущие годы, 79,8 тыс. руб. составляет недоимка по ликвидированным предприятиям, невозможная к взысканию.

Анализ информации по принудительному взысканию недоимки свидетельствует о том, что налоговыми органами республики применяется весь комплекс предусмотренных налоговым законодательством мер. Однако, в силу несовершенства законодательной базы их эффективность низка.

За 12 месяцев 2000 года выставлено 1881 платежных инкассовых поручений на сумму 70,8 млн. руб.; направлено 114 требований о погашении недоимки на сумму 89,4 млн. руб.; принято 31 решение об обращении взыскания недоимки на имущество должников на общую сумму в 42,18 млн. руб.

В результате проведенной работы взыскано со счетов налогоплательщиков 11,85 млн. руб. или 11,5 % от общей суммы погашенной недоимки. Поступило в результате изъятия наличных денежных средств 399 тыс. руб. (0,4%). Погашено в результате реализации органами налоговой полиции арестованного имущества 1026 тыс. руб. или 1% от суммы погашенной в течение года недоимки.

После получения предприятиями-должниками требований о погашении недоимки и в результате проведения с ними индивидуальной профилактической работы 85,5 млн. руб. или 87% погашено «добровольно».

Эффективность документальных проверок в 2000 году по сравнению с 1998 годом увеличилась на 20%. Нарушения налогового законодательства установлены практически у каждых двух из трех документально проверенных налогоплательщиков. Сумма доначислений, приходящихся на 1 документальную проверку, в результате которой установлены нарушения налогового законодательства, достигла 680 руб.

В расчете на одного работника налоговых органов, включая и руководителей и специалистов, доначислено 1735 руб. (что ниже среднего показателя по России). Отличительной особенностью осуществления налоговыми органами в 2000 году контрольной работы является значительное усиление взаимодействия с органами налоговой полиции и внутренних дел. Имеющиеся аналитические данные свидетельствуют об увеличении в 2 раза результативности совместных с органами налоговой полиции документальных проверок.

В истекшем году принимались необходимые меры по ужесточению мер ответственности к нарушителям налогового законодательства. Предъявлены административные штрафы 545 лицам на сумму 128 тыс. руб., 121 раз приостанавливались операции по счетам налогоплательщиков в банках.

В порядке досудебного урегулирования споров за 12 месяцев 2000 года рассмотрено 5 жалоб и претензий налогоплательщиков по вопросам налогообложения. Из них 4 жалобы налогоплательщиков на решения налоговых органов и одна претензия о возмещении убытков.

Оспариваемая налогоплательщиками общая сумма изъятых у них денежных средств составила 554 тыс. рублей.

На мой взгляд, существующая структура системы управления в ИМНС по Устиновскому району в данный момент имеет существенный недостаток, а заключается он в отсутствии консультационного отдела (пункта). Сейчас достаточно сложно получить консультацию в данной ИМНС, как, впрочем и в большинстве других налоговых инспекций. Это усугубляется тем, что законодательно, даже на уровне инструкций по линии МНС РФ, нет ответственности за представление неточной консультации или непредставление ее вообще. Скорее всего, рядовому налогоплательщику при обращении за разъяснениями связанными с практическим применением налогового законодательства по возникшим вопросам, (в связи с высокой загруженностью работой, а это соответствует действительности, так, в периоды отчетности, например, декларирования доходов граждан, налоговая инспекция работает полный световой день, включая выходные) инспектор ответит, что МНС - орган фискальный, т.е. контролирующий и не обязана давать консультации.

А между тем, в обществе низкий уровень правовой культуры, знаний существующего законодательства в том числе и налогового - зачастую нуждающегося в толковании и разъяснении. Вот и учатся налогоплательщики на собственных ошибках, за которые приходится расплачиваться конкретными деньгами из своего кармана. Очевидный факт, что налоги - взимаемые с «согласия» людей, не так сильно ослабляют их «дух», а значит могут быть одинаковы для «кошелька» но не одинаково их воздействие на «сердца» людей. Безусловно, налог никогда не будет приятен, и необходим действенный аппарат принуждения и контроля за его уплатой. Но нужно формировать в обществе качественно новое отношение к налогам, гражданин должен осознавать необходимость добросовестной уплаты налогов. А этому будет способствовать не только и не столько социальная реклама в СМИ, на уровне - «Заплати налоги…», сколько проведение активной разъяснительной и консультационной работы с налогоплательщиками в районных ИМНС.

Закономерный вопрос - существуют консультационные, аудиторские фирмы, в конце концов все действующее законодательство публикуется, есть соответствующая литература, периодические и справочные издания. Но думается, что возведение в ранг государственной политики проведение консультационной и разъяснительной работы на уровне районных ИМНС, (т.е. получение налогоплательщиком необходимой, достоверной и оперативной информации непосредственно у ее источника), даст ощутимо больший результат.

В данный момент консультационная работа проводится, но зачастую на инициативных, добровольных началах. Готовятся и передаются в ИМНС по г. Ижевску и ИМНС по УР материалы для размещения в СМИ. Сотрудники ИМНС принимали также участие в семинарах и встречах организуемых учебными заведениями города по проблемам совершенствования налогового законодательства и изменений произошедших в действующем законодательстве. Новые нормативные документы, как правило в форме упрощенного изложения, размещались на стендах инспекции. Отмечены частые обращения с просьбой о помощи текстами конкретных нормативных документов. Остро ощущается необходимость в проведении индивидуальных занятий по отдельным вопросам налогообложения, так или иначе их приходится проводить. Готовились, размещались на стендах и передавались в общий отдел материалы для копирования по заявкам сотрудников инспекции, есть многочисленные просьбы подобного рода и от хозяйствующих субъектов, к сожалению, их удовлетворить ИМНС в данный момент не в силах.

 

 


3. Изменения налогообложения физических лиц в связи
с введением в действие Налогового кодекса РФ

Характеристика изменений

 

С приходом к власти В.В.Путина Правительство (фактически с 10 января 2001 г. возглавляемое М.М.Касьяновым) решилось на радикальную налоговую реформу, выразившуюся, в частности, во введении «плоской шкалы» (единой ставки) подоходного налога. Дума установила новый крайний срок приема поправок ко II части НК - апрель 2001. Поправки Правительства официально были внесены фракцией «Единство» и приняты Бюджетным комитетом Думы в качестве проекта к пленарному заседанию.

7 июня 2000 Дума приступила к принятию во втором чтении части II Налогового кодекса и приняла главу 24 - подоходный налог. Наша страна вырвалась в авангард мирового либерализма, установив единую ставку налога 13%. Голосовались еще три варианта:

- «горбатая шкала» - поправка Г.В.Бооса: до 300.000 - 12%, до 500.000 - 20% с превышения, до 1.000.000 - 30% с превышения, свыше 1.000.000 - 12% с превышения; голосовалась в видоизмененном варианте: до 300.000 - 12%, до 500.000 - 20% с превышения, свыше 500.000 - 15% с превышения; 167 голосов за, 127 против, 1 воздержался;

- двухставочная шкала - поправка А.Д.Жукова: до 120.000 - 13%, свыше 120.000 - 20% с превышения; 210 голосов за, 110 против, 2 воздержались;

- сохранение нынешней трехставочной шкалы - поправка Госсобрания Башкирии (поддержанная Егором Кузьмичом Лигачевым под предлогом того, что действующая шкала соответствует западным стандартам, а предлагаемая плоская - повторяет советскую «уравниловку»): до 50.000 - 12%, до 150.000 - 20%, свыше 150.000 - 30%; 143 голоса за, 106 против, 4 воздержались.

Депутаты, по выражению А.Д.Жукова, «создали дыру огромную», освободив от налога взносы в негосударственные пенсионные фонды. Поправкой В.М.Резника дыру частично залатали, установив предел необлагаемых взносов в 2001 руб/год.

В целом закон принят 266 голосами при 114 против и 2 воздержавшихся.

Таблица 22

Ставки, установленные главой 23 Налогового кодекса - Федеральным законом 117-фз от 5 августа 2001 с 1 января 2002 г.

Тип дохода Ставка налога
Необлагаемый минимум 400 руб
Основные доходы 13%
Выигрыши лотерей, крупные призы, необычные страховые доходы, необычные проценты * 35%
Дивиденды, доходы нерезидентов 30%

 

* Крупные призы - св.2001 рублей; необычные страховые доходы - свыше ставки рефинансирования; необычные проценты по вкладам/займам более/менее 3/4 ставки рефинансирования в рублях или 9% в валюте

 

7 августа 2001 г. были подписаны президентом несколько глав части II Налогового кодекса. Эти четыре главы посвящены подоходному налогу, НДС, единому социальному налогу и акцизам. Понятно, что пока какой либо закон не действует на практике, нельзя полностью определить все его плюсы и минусы. Однако о некоторых недостатках и достоинствах можно говорить и сейчас.

В целом про главу Налогового кодекса о подоходном налоге можно говорить положительно. Наверняка многих граждан, получающих средние и выше среднего доходы, обрадует единая ставка подоходного налога 13%. Не исключено, что довольно большая часть граждан с высокими доходами решат, что теперь платить налоги проще, чем придумывать всевозможные схемы ухода от них.

А вот те, кто получает выигрыши в казино, выигрыши при участии в лотерее, призы от участия в конкурсах, проводимых в рекламных целях, высокие проценты по банковским вкладам, и некоторые другие категории будут платить 35% от таких доходов. 30% придется платить и тем, кто не является налоговым резидентом РФ и получает на ее территории доходы.

Не в обиде останутся те налогоплательщики, кто имеет небольшие доходы, которые раньше облагались ставкой 12%. Теперь для них предусмотрены довольно приличные «поблажки».

Если совокупный доход, исчисленный с начала года нарастающим итогом, не превысил 20 тысяч рублей, ежемесячный вычет составит 400 рублей, а также по 300 рублей на каждого ребенка. А для особых категорий граждан (перенесших лучевую болезнь вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ликвидаторов ее последствий, ветеранов и инвалидов войны, инвалидов с детства и I, II групп и некоторых других) вычеты составят или 3000, или 500 рублей в месяц, в зависимости от конкретной категории.

Нововведением по сравнению с действующим ранее законом о подоходном налоге явились льготы для тех, кто платит за лечение или за обучение. Суммы, потраченные на эти цели, теперь будут также уменьшать доход, облагаемый налогом, но в пределах 25 тысяч рублей в год. Однако если лечение относится к дорогостоящим видам, такого ограничения не будет. Доход можно уменьшить на всю сумму лечения.

Произошли изменения в лучшую сторону и для тех, кто продает свое имущество. Теперь, если недвижимость находилась у гражданина менее 5 лет, при ее продаже получаемые суммы не облагаются подоходным налогом в пределах 1 млн. рублей. А если продаются движимые вещи, которые находились у гражданина менее трех лет, не облагается налогом сумма в пределах 125 тыс. рублей. Если же недвижимость находилась в собственности более 5 лет, а движимые вещи - более трех, не облагается налогом вся полученная от продажи сумма.

Безусловно, это положительное нововведение, если учесть, что раньше при продаже квартир не облагалась сумма в пределах 5000 минимальных оплат труда (примерно 417 тыс. рублей, или около $15 тыс.) и при продаже движимых вещей сумма в пределах 1000 МРОТ (83490 рублей или около $3 тыс.). Причем эти ограничения действовали для всех, независимо от времени, в течение которого имущество находилось в собственности.

На наш взгляд, старые ограничения по налоговым льготам для продающих квартиры, машины и другое имущество были несправедливы. Мы считаем, что, получая деньги за проданную квартиру или автомобиль, человек на самом деле получает не доход, а всего лишь эквивалент взамен того имущества, которым владел до продажи. Поэтому мы считаем, что глава Налогового кодекса о подоходном налоге в данной части вводит более справедливые нормы, особенно для тех граждан, которые продают имущество, приобретенное достаточно давно.

А вот для покупателей и застройщиков жилых домов и квартир изменения, к сожалению, несущественные. Теперь суммы, потраченные на приобретение или строительство жилья, уменьшают налогооблагаемый доход в пределах всего лишь только 600 тысяч рублей. Раньше эта сумма составляла 417 тысяч рублей. Поэтому тем, кто собирается покупать квартиры или дома, рассчитывать на существенные изменения в этой части не приходится.

Среди негативных изменений можно выделить следующее. Опять возникнет проблема так называемой начисленной, но невыплаченной зарплаты. Суть ее в том, что для тех, кто получает зарплату, датой получения дохода по новому закону будет считаться не тот день, когда работник реально получил деньги, а последний день месяца, за который зарплата была начислена. Но зачастую начисление зарплаты и ее получение могут не совпадать. Более того, долги по зарплате работодатель может погасить только в следующем календарном году. Однако налоговая инспекция будет требовать, чтобы работник заплатил налог с того, что еще на самом деле не получал.

Совсем недавно Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос о налогообложении наиболее обеспеченных граждан, связанный с введением плоской шкалы налогообложения. А вице-премьер Кудрин заявил, что пересмотра 13%-процентного подоходного налога не будет, так как, по его мнению, единые подоходный и социальный налоги уже сыграли положительную роль. Где здесь популизм, и где экономический расчет?

В налоговой политике главное - предсказуемость. С этой точки зрения Кудрин, даже если он не сторонник налоговой реформы, отдает себе отчет в том, что менять правила игры по таким существенным вопросам достаточно сложно.

Мне думается, что сама идея введения единого подоходного налога является просто нонсенсом с экономической точки зрения. Поймите, во всем цивилизованном мире налоговая политика всегда является средством стимулирования экономически эффективного поведения. О чем идет речь? Допустим, налоги высоки, но если ты хорошо (правильно) себя ведешь, тебе даются большие налоговые льготы. И делается это по вполне понятным причинам. Давайте назовем, подо что дают льготы. У тебя много детей - льготы. Ты накапливаешь деньги себе на старость там, где положено, в Пенсионных фондах - получаешь на это льготы. Ты страхуешься - тебе дают льготы. Покупаешь отечественные ценные бумаги - дают льготы. Покупаешь дом - дают льготы. Таким образом, стимулируется поведение тех людей, которые активно работают, много зарабатывают и могут без проблем декларировать свои доходы, легально декларировать. Если угодно, мы говорим здесь о самом активном слое людей, которых часто называют средним классом. Но есть люди, которые при любой ставке налога платить их не станут по одной-единственной причине - они не смогут объяснить происхождение своих доходов. Но так уж сложилось, что именно эти люди в силу причин переходного периода присваивают себе более половины всего национального дохода. Это характерно для Бразилии, некоторых других стран этого региона, а также и для России.

Второе. Мы попали в список 15 стран, которые наиболее плохо борются с отмыванием доходов. Это не шутки, за это накажут определенными санкциями, поэтому решать эти задачи придется. Но какова ключевая формула борьбы с отмыванием денег, отработанная в США еще в 30-е годы? Она достаточно проста: человек декларирует свои доходы за ряд лет. Он не заинтересован декларировать нищенские доходы, потому что если выяснится, что вдруг он живет лучше, чем задекларировал (вдруг у него появились какие-то дорогие постройки, автомобили и пр.), и нет доказательств источников этого богатства, то он автоматически попадает в категорию преступников. Причем в США очень жесткая схема - они считают по коэффициентам. Грубо говоря, я купил очень дорогую машину, но при этом одной корочкой хлеба питался. Мне скажут: неправда, если ты купил дорогую машину, то значит, ты ел икру. Вот так, купил машину, и от этого рассчитывается коэффициент, по которому определяются все твои доходы. Если ты не можешь объяснить происхождение денег - тебя карают. Это основа борьбы с незаконными доходами. Это не чистоплюйство, потому что деньги - это власть, а власть в руках бандитов может сломать всю социальную структуру общества.

Поэтому, в принципе, любой экономист сразу скажет, что низкая ставка подоходного налога - это безумие. Это вредно, это поощряет роскошь, мотовство, социальное неравенство, показное расточительство. Особенно в стране, которая находится в очень тяжелом положении с точки зрения социального неравенства.

Очевидно, у президента не глупые советчики, которые объяснили ему, чем грозит плоская шкала подоходного налога для страны с переходной экономикой. Осознав это, Путин, видимо, как-то попытается изменить ситуацию. Но он автоматически сталкивается с еще одной проблемой: если государство по этому принципиальному вопросу пойдет на попятный, то кто же ему потом поверит? Поэтому Алексей Кудрин и начал смягчать ситуацию

Но дело не только в этом конкретном вопросе. Сейчас накапливается критическая масса политических решений, которые были приняты нашим руководством, назовем это комплексом программы Грефа. Теперь, по-моему, уже всем очевидно, что она оказалась построена на нереальных предпосылках. Это уже клинический факт, который отвергать нельзя. Все равно придется радикально ее пересматривать. В рамках такого радикального пересмотра можно будет изменить и концепцию налогообложения.

 

3.2. Недостатки действующей системы налогообложения доходов
физических лиц и мероприятия по ее совершенствованию

 

Когда понятны принципы установления ставок налога, тогда не обидно. Кстати, в отношении ставок подоходного налога, если вы их рассмотрите вместе со ставками пенсионного фонда, соцстраха и т.д., вы обнаружите, что вводится ровное обложение - как бы вы ни дробили. То есть, если вы даже будете скрывать выплаты, приходящиеся на одного работника, и вместо одного человека со 100 миллионами условно пропустите их через 100 человек по одному миллиону, все равно уровень налогообложения будет тот же по совокупности. Идея такая, чтобы он был ровный.

А то, что можно сделать ставки еще выше и облагать богатых уже по совсем большим... Богатый человек может определять, где ему платить налоги. (Мы же говорим о легально богатых. Мафия не будет определять, по 30%-ставке ей платить или по 55%-ставке, она все равно платить не будет и ее «ловят» другими методами). А за высокой ставкой налога кто скрывается - за ней скрывается Спиваков, за ней скрывается Буре, Кафельников, Образцова и т.д. То есть известные люди с высокими доходами.

И мы должны понимать, что налог этот не должен быть убийственным, потому что они своим трудом зарабатывают право получать большие деньги. На самом деле высокая ставка попадает на эти единицы. Ведь они же задумаются. Тот же самый хоккеист. Он платит в Америке, в Канаде «потолок» налогов. Он примерно такой же, как у нас. Если мы сделаем наш гораздо выше, сдадут они наши паспорта, уйдут окончательно туда - что это, хорошо будет?

СЕЙЧАС: Вся налоговая система и все налоговое законодательство построено на идее (и в терминах) борьбы с «неплательщиками налогов», под которыми подразумеваются просто все налогоплательщики. Налоговая система позволяет налоговым органам в любой ситуации «обнаружить» «уклонение» от налогов и насчитать любые суммы пени и штрафов. Законодательство играет роль обоснования этих штрафов, а вовсе не четких и однозначных «правил игры».

Идея кооперации и понимание налоговой системы как своего рода «общественного договора» отсутствуют начисто. Как следствие, налогоплательщики (т.е. весь народ) - совершенно естественно - воспринимают налоги как ничем необоснованные и нескрываемые поборы (грабеж), налоговые органы - как врагов, а государство в целом - как ярмо. «Налоговое планирование» и иные формы ухода от налогов считаются абсолютно нормальными и по этической оценке не отличаются от утаивания денег от бандита на улице. Война в Чечне и иные неприемлемые обществом государственные расходы лишь усиливают этот аспект.

На войне - как на войне. Понятно, что на войне используются любые средства борьбы с врагом. Налоговые органы и государство в целом для «борьбы с укрывательством от налогов» принимают все менее осмысленные, все более запутанные и все более грабительские (в точном - этическом - смысле этого слова) законодательные акты. Народ изобретает все более изощренные ответные меры. Огромные - и зачастую лучшие - силы и тех и других тратятся на абсолютно непроизводительную деятельность, делая российскую экономику неконкурентоспособной, вложения (за исключением спекулятивных) - нерентабельными, и ведя общество в целом к упадку и стагнации.

Эта изматывающая война государства с собственным народом абсолютно бесперспективна. Что бы ни говорили чиновники и что бы ни писали газеты, народ в этой войне прав, а государство - виновно.

ДОЛЖНО БЫ БЫТЬ: Война должна быть заменена сотрудничеством с подавляющим большинством налогоплательщиков. Если общество не готово платить какие-то налоги или нести чрезмерное налоговое бремя, то налоги и бремя должны подстраиваться под то, что общество готово отдавать в качестве налогов (см. также про «налоговый предел» ниже). Важно, чтобы в целом это был «общественный договор», а не произвольное насилие государства над гражданами. А это подразумевает согласие обеих сторон, т.е. налогоплательщики должны быть согласны (а не вынуждены, как сейчас) платить налоги.

В частности, имея ввиду нынешнюю ситуацию, защита «плательщиков налогов» от налоговых органов, от бессмысленной деятельности и затрат должна быть поставлена выше борьбы с «неплательщиками». Законодательные нормы сначала должны рассматриваться с точки зрения «честного плательщика налогов» - и, если существуют ситуации, в которых эта норма затруднит нормальную хозяйственную деятельность плательщика, - отвергаться, независимо от того, насколько эти нормы затруднят «уход» от налогообложения.

Сейчас государство является грабителем граждан, а должно бы быть партнером. Насилие должно быть заменено на добровольное сотрудничество. Все иные подходы этически являются лишь обоснованием грабежа, а в стратегическом плане не имеют никакой перспективы.

Это ключевой тезис. Все остальные в значительной степени являются следствиями или применением основного тезиса к различным частным аспектам и ситуациям.

СЕЙЧАС: По факту жизни не существует никаких ограничений на номенклатуру, базу и величину устанавливаемых государством налогов, на величину пени и штрафов и пр. Считается, что если за написанный кем то текст проголосовало достаточное количество депутатов, а потом этот текст подписал Президент, то это и есть Закон. Само словосочетание «законотворческая деятельность» подчеркивает, что наши законы порождаются силой ума отдельных «творцов», и вообще никак не обязаны быть связаны с обычаями, традициями и взаимоотношениями существующего общества.

Это все та же звездная научно-техническая болезнь, когда горстка «творцов» (пусть даже прошедших процедуру выборов) - естественно, «во благо народа» - считает себя вправе диктовать этому народу, как ему следует жить, прикрывая это задачами построения светлого (коммунистического, демократического, рыночного - «ненужное зачеркнуть») будущего.

Возвращаясь к налогам, - государство в целом сейчас может установить любые налоги и на что угодно. Если (например, из-за всеобщего помешательства) депутаты проголосуют, а Президент подпишет 100% (или 200%) налог с оборота, то в рамках нынешней правовой системы - каким бы идиотизмом это не казалось конкретному налогоплательщику или всем им вместе - соответствующий текст будет «Законом». Не существует ни конституционных, ни даже культурных ограничений на подобного рода деятельность государства.

ДОЛЖНО БЫ БЫТЬ: Имея ввиду нынешнюю ситуацию, идеальное решение - внести поправку в Конституцию (или принять Конституционный Закон), который бы ограничил нынешний налоговый беспредел, а именно, - установил легко считаемый «налоговый предел».

Другими словами, если сумма налогов, сборов и любых иных обязательных по законодательству платежей в любые бюджеты и/или государственные фонды, предприятия и пр. превышает некоторый легко считаемый порог, фиксируемый, например, в процентах от нормальной добавленной стоимости (база - все поступления на счет юридического лица минус все платежи другим российским юридическим лицам), то налоги, сборы и пр. должны уменьшаться до величины этого порога.

Сам этот порог также должен быть зафиксирован в Конституции (или указанном в Конституционном Законе) с тем, чтобы если какие-либо законы и иные нормативные акты будут содержать положения, явно или неявно противоречащие «налоговому пределу», действовали нормы о налоговом пределе.

Наконец, чтобы стимулировать развитие экономики и постепенное снижение налогового бремени, можно было бы установить, что указанный выше «Налоговый предел» может быть уменьшен Законом, Указом Президента или Постановлением Правительства РФ. Но увеличение налогового предела, в том числе и после его уменьшения в указанном выше порядке, может быть осуществлено исключительно и только в порядке, предусмотренном для внесения поправок в Конституцию РФ.

СЕЙЧАС:

а) В обществе (и в Конституции) признан принцип презумпции невиновности. Однако налоговые органы списывают деньги со счетов налогоплательщиков (т.е. экспроприируют собственность плательщика) на основании собственного одностороннего решения - без согласия налогоплательщика и без решения суда, что вопиющим образом нарушает принцип презумпции невиновности.

б) Реально область налогообложения регулируется подзаконными актами, постановлениями, инструкциями и пр., которые трактуют двусмысленности и неясности законов не в пользу плательщиков налогов (а иногда и прямо противоречат законам). Поскольку речь идет об ограничении прав и принудительном изъятии собственности, то эта область должна была бы регулироваться только федеральными законами (как ограничивающие конституционные права граждан по владению собственностью).

в) Мораль, здравый смысл и ГК РФ признают, что права требования к должнику могут переуступаться без согласия должника и что в случае совпадения кредитора и должника в одном лице происходит зачет требований, для чего достаточно заявления одной стороны.

Однако требования к бюджетам (как к должникам - например, по оплате госзаказа) или к внебюджетным фондам (например, со стороны пенсионеров) не принимаются в оплату налоговых и/или иных (пенсионных) платежей. («Мало ли что мы вам должны - налоги все равно платите в полном объеме»).

г) Пени и штрафы насчитываются только на долги налогоплательщиков, но не наоборот. На обратные платежи (долги, зачеты) никаких пени (процентов) не начисляется.

Список можно продолжить, но суть не изменится - это «игра в одни ворота»: государство является участником хозяйственных взаимоотношений, но не подчиняется установленным общим правилам этих взаимоотношений (т.е. действует преступно и беззаконно), порождая сильнейшее расстройство этих правил и взаимоотношений.

ДОЛЖНО БЫ БЫТЬ: Государство и его органы должны были бы действовать в рамках общих норм права:

а) В случае несогласия налогоплательщика налоговые органы должны доказывать свою правоту в суде, выступая как и любой другой (обычный) истец. Принудительное изъятие имущества возможно только на основании решения суда.

б) Отменить все подзаконные акты, инструкции и пр. и запретить принятие подобных актов в будущем. Установить, что все двусмысленности и неясности в законодательстве должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

в) Налоговые органы, внебюджетные фонды и пр. должны быть обязаны засчитывать права требования к соответствующим бюджетам и фондам в качестве налоговых и иных платежей в соответствии с общими нормами обязательственного права ГК РФ (независимо от числа переуступок этих прав требования).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.067 с.)