Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1 Теоретические основы мотивации↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
Тема: Мотивация персонала как важнейший фактор повышения эффективности управленческой деятельности предприятия Автор дипломного проекта О. В. Максимова Специальность _________________ 08050765 "Менеджмент организации" Специализация _________________________________________________
Руководитель проекта М. Н. Кондратьева Консультанты по разделам:
Экономическая часть М. Н. Кондратьева
Экологическая и правовая часть А. Н. Чекин
Допустить к защите: Зав. кафедрой ____________________________ (подпись, инициалы, фамилия) _______ ___________ ________ (число) (месяц) (год)
Ульяновск 2006
Содержание
Введение…………………………………………………………………….……...3 Глава 1 Теоретические основы мотивации………………..………………….….6 1.1 Сущность и задачи мотивации труда……………………………..…….…....6 1.2 Теории мотивации…………………………………………………………….19 1.3 Содержательные теории………….………………………………………..…19 1.4 Процессуальные теории….……………………………………………….….26 1.5 Мотивационный механизм активизации деятельности работников предприятия в системе менеджмента ………………………………………..…32 Глава 2 Анализ мотивации на примере ООО «Стройэкспресс»…………....…38 2.1 Краткая характеристика ООО «Стройэкспресс»……………………..….…38 2.2 Структура управления предприятия ООО «Стройэкспресс»………………40 2.3 Анализ действующей системы мотивации в ООО «Стройэкспресс»…......42 2.4 Анализ мотивов трудовой деятельности работников ООО «Стройэкспресс» …………………….…………………………………..…44 Глава 3 Совершенствование существующей системы мотивации на ООО «Стройэкспресс» ……………..…………………………………………47 Глава 4 Экономическое обоснование рекомендаций ……………………….....59 Глава 5 Правовые основы деятельности ООО «Стройэкспресс» ………….…62 Заключение……………………………………………………………………..…70 Список использованных источников…………………………………………....73 Приложения…………………………………………………………………….…75
Введение
В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед современными предприятиями встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация. Мотивация – это одна из пяти важнейших функций менеджмента. Мотивация – внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения определенных целей, наличия интереса к такой деятельности и способов ее инициирования, побуждения. Необходимо добиться, чтобы такое воздействие носило постоянный характер. В условиях рыночной экономики решение вопросов оплаты труда перенесено из компетенции государственных органов власти на уровень предприятий. Однако многие случаи свидетельствуют об утрате заработной платой своих функций, в том числе стимулирующей, которая выступает одним из условий мотивации труда. В связи с этим для предприятий очень важно иметь четкое представление о направлениях усиления мотиваций, совершенствовании процесса стимулирования в деле достижения лучших конечных результатов деятельности предприятия. Сегодня ведется поиск эффективных различных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора. Это одно из основных направлений стабилизации экономического роста в стране. Сегодня на всех предприятиях необходимо создавать особый механизм мотивации повышения эффективности труда. Речь идет об использовании совокупности методов и приемов воздействия на работников со стороны системы управления предприятия, обеспечения побуждения их к определенному поведению в процессе труда для достижения целей предприятия. Основа этих преобразований – необходимость удовлетворения личных потребностей работников. Улучшение мотиваций включает в себя целый комплекс мер, связанных с материальным стимулированием, совершенствованием организации труда, улучшением качества рабочей силы, вовлечением в процесс управления персонала, использованием моральных факторов поощрения. Таким образом, тема дипломного проекта актуальна. Предметом исследования является система мотивации и формирование мотивационных механизмов на предприятии. Объектом исследования является ООО «Стройэкспресс». Целью дипломного проекта является совершенствование и улучшение мотивационного механизма на предприятии в современных условиях. В соответствии с целью в дипломном проекте были решены следующие задачи: - изучить сущность и задачи мотивации; - рассмотреть содержание и процессуальные теории мотивации; - исследовать мотивационный механизм активизации деятельности работников предприятия в системе менеджмента; - охарактеризовать деятельность ООО «Стройэкспресс»; - изучить структуру управления предприятия ООО «Стройэкспресс»; - провести анализ действующей системы мотивации в ООО «Стройэкспресс»; - проанализировать мотивы трудовой деятельности работников ООО «Стройэкспресс»; - разработать рекомендации по совершенствованию системы мотивации на ООО «Стройэкспресс»; - дать экономическое обоснование рекомендаций; - представить правовые основы деятельности предприятия. Информационной базой исследования является учебная, научная и периодическая литература отечественных и зарубежных авторов, результаты социологического исследования, нормативная, учетная и отчетная документация предприятия.
Процесс мотивации
Рисунок 1 – Процесс мотивации [7, с.132]
Первая стадия - возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает “требовать” от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. Условно можно разбить на три группы:
· физиологические; · психологические; · социальные. Вторая стадия – поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять. Третья стадия – определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен делать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов: · что я должен получить, чтобы устранить потребность; · что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю; · в какой мере я могу добиться того, чего желаю; · насколько то, что я могу получить, может устранить потребность. Четвертая стадия - осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей. Пятая стадия - получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию. Шестая стадия – устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, называет устранение потребности ослабление или усиление мотивации деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности. Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Можно указать несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации: · Не очевидность мотивов. Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы действуют, но в явном виде их “вычленить” невозможно. · Изменчивость мотивационного процесса. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, зачастую противореча друг другу либо же, наоборот, усиливая действия отдельных потребностей – при этом составляющие этого взаимодействия могут меняться во времени, изменяя направленность и характер действия мотивов, поэтому даже при самом глубоком знании мотивационной структуры человека, мотивов его действия могут возникать непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия. · Различия мотивационных структур отдельных людей. Этот фактор делает мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным и не на сто процентов предсказуемым. Это разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей. · Разная степень влияния одинаковых мотивов на разных людей. Два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому. После окончания шестого этапа мотивации человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности либо продолжает искать новые возможности. Сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, очень часто противоречат друг другу. Они способны изменяться во времени, а также в зависимости от пола, возраста, социального положения, меняя направленность и характер действия мотивов. Все это влечет изменения в поведении человека и неожиданные его реакции на мотивирующие воздействия. Одной из основных задач управления является определение мотивов деятельности каждого сотрудника и согласование этих мотивов с целями предприятия. Соотношение целей, которые ставит перед собой человек, определяет его поведение. Для большинства россиян труд сегодня необходим для решения главной цели – удовлетворения потребительских нужд самого работника и его семьи. В основном деятельность людей направлена на достижение таких целей, как: 1) материальные блага, 2) власть и слава, 3) знания и творчество, 4) духовное совершенствование. Конечно, целевая ориентация индивидуальна, но большинство авторов едины в том, что материальные блага не должны быть целью, а служить предпосылкой, средством для развития творческих способностей и духовного совершенствования. Средства достижения целей обычно выражают два аспекта – либо объем необходимых ресурсов, либо способы достижения целей. При этом средства достижения целей человеческой деятельности могут быть: · любые, в том числе криминальные; · только законные (в рамках юридических норм); · соответствующие нормам религиозной морали. Подобная классификация целей и средств и соответствующая статистическая информация необходимы для обеспечения управления социальными процессами. Следовательно, как мы могли заметить, процесс мотивации очень сложен, многопланов и неоднозначен.
Теории мотивации
Ввиду неоднозначности мотивационного процесса на сегодняшний день существует множество теорий мотивации, в которых делается попытка дать объяснение этому феномену. Все они систематизированы в две группы: содержательных и процессуальных теорий мотивации.
Содержательные теории
Содержательные теории основаны на анализе содержании факторов мотивации, а именно на выяснении тех внутренних потребностей, которые заставляют человека поступать определенным образом, и имеют целью определить, как и в каких пропорциях нужно применять внутреннее и внешнее вознаграждения в целях побуждения человека к эффективному труду. К содержательным теориям, прежде всего, относятся: · Иерархия потребностей А. Маслоу (рисунок 2). · Теория существования, связанности и роста К. Альдерфера. · Теория приобретенных потребностей Д. Макклелланда. · Двухфакторная теория Ф. Герцберга. · Концепция мотивации К. Мадсена
Рисунок 2 – Иерархия потребностей А. Маслоу [29, с.10]
Маслоу определил мотивацию как «изучение предельных целей человека». Хотя все люди имеют одни и те же цели, различные культуры оказывают влияние на пути, которыми эти цели достигаются. Важная составляющая часть теории Маслоу заключается в том, что людям не дано полностью достичь своих целей. Если удовлетворена одна потребность или цель, другая потребность или цель приходит им на смену. Вся совокупность потребностей у А. Маслоу систематизирована в «пирамиду Маслоу». Маслоу разделил потребности в своей иерархии на две большие категории. Дефицитные потребности охватывают потребности на низших уровнях, включая физиологические, потребности в безопасности и причастности. Потребности роста и развития есть потребности в уважении и самореализации. Нужно отметить, что дефицитные потребности удовлетворяются за счет факторов, внешних по отношению к личности, тогда как потребности роста присущи личности, ее внутренним характеристикам. К первому уровню отнесены физиологические потребности – это потребности в пище, тепле, жилище и др. Их удовлетворение обеспечивает человеку элементарное выживание и требует минимальной заработной платы и сносных условий труда. Ко второму уровню причислены потребности в безопасности, уверенности в будущем, в защите и порядке. Их удовлетворение возможно с помощью заработной платы, превышающей минимальный уровень (что позволяет приобретать страховой полис, делать дополнительные взносы в пенсионный фонд, отдыхать), а также работы организации, предоставляющей сотрудникам социальные гарантии. Без удовлетворения потребностей первого и второго уровня, являющихся первичными, невозможна нормальная жизнь практически ни одного цивилизованного человека. На третьем уровне Маслоу поместил социальные потребности в причастности и поддержке со стороны окружающих, принадлежности к той или иной общности. Для их удовлетворения необходимо участие в групповой работе, внимание со стороны руководителя, уважение товарищей. Четвертый уровень образуют потребности в признании окружающих. Они удовлетворяются путем завоевания авторитета, известности, высокого статуса. Управление обладателями этих потребностей облегчает присвоение им титулов, званий, вручение наград и пр. Наконец, на пятую ступень иерархии, которой, по мнению Маслоу, достигает 1 % людей, он поставил потребности в самореализации (в самопризнании, обретении уверенности), самоутверждении относительно независимо от внешнего признания (эти потребности у всех разные). Для удовлетворения таких потребностей человек должен иметь максимальную свободу творчества, выбора средств и методов решения, стоящих перед ним задач. Поскольку с развитием личности расширяются ее возможности, потребности в самовыражении никогда не могут быть полностью удовлетворены. Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней. Самая высокая потребность – потребность самовыражения и роста человека как личности – никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен. Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников. Большая часть книги А. Маслоу «Мотивация и личность» посвящена обсуждению самореализующейся личности. Существенным признаком такой личности является ее индивидуальная установка по отношению к жизни. Основной недостаток теории потребностей – невозможность для рядовых сотрудников распознавать различные уровни иерархии, а если их нельзя идентифицировать, то для менеджеров трудно индивидуализировать и конкретно адресовать мотивационные программы. Теория существования, связанности и роста Клейтона Альдерфера. Согласно этой теории человеческие потребности разделены на три категории: существование, принадлежность и рост. Альдерфер в отличие от Маслоу не определяет потребности в рамках иерархической структуры и утверждает, что все потребности могут быть активными в любой момент. Кроме того, Альдерфер считает, что при удовлетворении потребностей движение идет в обе стороны: процесс движения вверх по уровням потребностей Альдерфер назвал процессом удовлетворения потребностей; процесс движения вниз – процессом фрустрации (состояние спонтанной агрессии). Главным достижением теории было наличие двух направлений движения, открывающих дополнительные возможности в направлении мотивирования людей [10, с.143].
Теория приобретенных потребностей Дэвида Мак Клелланда. С развитием экономических отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид Мак Клелланд. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию - его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности. Основополагающей в исследовании Мак Клелланда была тема того, что мотив к достижению в определенной мере является определяющим для экономического роста общества по той причине, что мотив к достижению порождает больше энергичных предпринимателей, которые и ускоряют экономический рост. Согласно теории Мак Клелланда люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации [17, с.78]. Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направления на курсы повышения квалификации и т.д. Такие люди имеют широкий круг общения и стремятся его расширить. Их руководители должны способствовать этому.
Двухфакторная теория Фредерика Герцберга. В книге «Мотивация к труду» Ф. Герцберг вместе со своими соратниками подчеркивал, что исследования, в которых рассматривались факторы, влияющие на установку рабочих на труд, лишь в редких случаях охватывали последствия этих установок. Исследования же последствий установок на труд почти не касались их происхождения. Не хватало исследований по отношению персонала к работе, в целом, в которых одновременно, рассматривались бы факторы, установки и последствия. В книге это называлось комплексом «факторы - установка - следствие». Герцберг показал, что мотивацией на практике служит не только удовлетворенность, но и неудовлетворенность тех или иных потребностей. Герцберг показал, что на поведение людей влияет не только удовлетворенность, но и неудовлетворенность тех или иных потребностей. Причем их изменение происходит независимо друг от друга. Потребности Герцберг разбил на три группы: мотивирующие (в признании, успехе, творческом росте, продвижении по службе и пр.) и «гигиенические», связанные с условиями труда (заработок, вознаграждение, состояние внутренней среды). Последние в известной мере адекватны первичным потребностям Маслоу Герцберг подчеркнул, что определенные аспекты труда (гигиенические факторы) суть «необходимые, но недостаточные условия мотивации». Политика компании, контроль, производственные условия образуют лишь базовые потребности, но если они отсутствуют, то это резко снижает стимулы к активной деятельности. Мотивирующие же факторы содержат возможности достижений, признания хорошо сделанной работы, позволяют взять на себя больше ответственности, предусматривают служебный рост. В качестве инструмента для оценки степени удовлетворения потребностей он предложил две шкалы. На одной она отражалась в диапазоне «удовлетворенность – полное отсутствие удовлетворенности», а на другой - «неудовлетворенность – полное отсутствие неудовлетворенности». Герцберг показал, что возможность удовлетворить мотивирующие потребности стимулирует трудовую активность, которая при их удовлетворении падает. В то же время отсутствие удовлетворенности этих потребностей не демотивирует. С «гигиеническими» потребностями дело обстоит наоборот – их неудовлетворение резко снижает стимулы к трудовой деятельности. Однако удовлетворенность еще не активизирует ее, а лишь создает предпосылки для этого, предотвращая появление у работников общего недовольства. Огромная заслуга Герцберга заключается в том, что он, несомненно, дал идею обогащения труда, которая играет важную роль в новейшей практике мотивации. В основу подхода одной компании, использующей идеи Герцберга, были положены три фундаментальных принципа, вытекающие из теории: · Распределение рабочих заданий таким образом, чтобы рабочим были установлены естественные сферы ответственности и логические задания. · Предоставление рабочим больших возможностей контроля и ответственности за работу. Это предусматривает выполнение рабочими определенных управленческих функций на своем рабочем месте. · Организация обратной связи по производительности с рабочим, что подразумевает наличие чувства ответственности, достижения и признания [25, с.210]. Концепция мотивации К. Мадсена. Концепция мотивации К. Мадсена предполагает, что людьми движут следующие потребности: - организационные - голод, жажда, половое влечение, материнское чувство, ощущение боли, ощущение холода (самосохранение), и пр. - эмоциональные – страх и стремление к безопасности, агрессивность и бойцовские качества; - социальные – стремление к контактам, жажда власти (отстиавание своих претензий), жажда деятельности; - деятельные – потребности в опыте, физической, интеллектуальной, (любопытство), эмоциональной (возбуждение), комплексной (творчество) деятельности. Реализация этих потребностей, по мнению Мадсена, позволяет получить удовлетворение от работы. Теория мотивации Э. Фромма. Известный психолог и философ Э. Фромм выделил следующие виды социальных потребностей: - в человеческих связях, принадлежности к группе; - в самоутверждении; - в привязанности, любви, теплых отношениях; - в самосознании, в том, чтобы быть индивидуальностью; - в системе ориентации, объекте поклонения, принадлежности к определенной культуре.
Процессуальные теории
Согласно процессуальным теориям (теориям намеренного выбора), конкретный вид поведения и распределение усилий каждым человеком в определенный момент времени зависит от его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией. На сегодняшний день существуют следующие теории: · Теория ожиданий. · Теория справедливости. · Теория постановки целей. · Теория подкрепления. · Теория партисипативного управления. · Комплексная теория Портера-Лоулера. Наиболее показательными, на мой взгляд, являются две первые теории. Теория ожиданий В. Врума предусматривает оценку самим работником результатов, которые будут получены в процессе выбора одного из поведенческих вариантов, когда поставлена простая цель максимизации отдачи. Человек рассматривается здесь как рациональный агент, ориентированный на поиск максимальной выгоды от ограниченных затрат энергии. Суть теории позволяют понять три элемента: · ожидание – вера в то, что за определенным действием последует определенный результат; · валентность – привлекательность каждого конкретного результата; · результат – средство получить что-либо, представляющее определенную ценность. Например, рабочий желает работать интенсивнее, считая, что такая работа будет лучше оплачиваться. В свою очередь, высокая заработная плата даст возможность на полученные деньги приобрести новый автомобиль или квартиру, которые нужны его семье. Теория ожиданий дает четыре важных вывода, которыми должны руководствоваться менеджеры: 1. Ожидание вознаграждения более значимо, чем это часто полагают. Люди делают выбор, исходя из того, что произойдет в будущем, чем на основе событий прошлого. 2. Вознаграждение следует связывать с действиями, которые необходимы для данной организации 3. Люди по-разному ценят вознаграждение, поэтому, распределяя вознаграждение соответственно получаемым организацией результатам, следует учитывать желания каждого отдельного работника. 4. Вознаграждение должно быть эквивалентно усилиям, затрачиваемым на выполнение задания. Процессуальная теория ожидания устанавливает, что поведение сотрудников определяется поведением: · руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника; · сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение; · сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение; · сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности. Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность. Исходя из теории ожиданий, можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается. Теорию ожиданий нелегко применить на практике. Она абстрактна и сложна в одном отношении и достаточно конкретна и проста в другом: все мы осознаем важность ожидаемого результата для формирования нашего поведения, а теория ожиданий позволяет применить все, что мы знаем о себе, к мотивации тех, с кем мы работаем [6, с.91]. Теория справедливости подчеркивает, что на мотивацию человека в значительной степени влияет справедливость оценки его текущей деятельности и ее результатов как по сравнению с предыдущим периодом, так и, и это основное в ней, с достижениями других людей. На основе этого сравнения человек модифицирует свое поведение. Выделяют шесть возможных реакций на состояние неравенства: · Снижение интенсивности и качества труда. · Требование повышения оплаты, продвижения по службе. · Переоценка своих возможностей. · Попытка индивида повлиять на организацию и сравниваемых лиц. · Изменение для себя объекта сравнения. · Попытка перейти в другую организацию. Конечно, даже самый отзывчивый менеджер не может создать программу мотивации, которая бы устроила всех работников. И все же менеджеры должны относиться к своим работникам как к личностям, которые имеют уникальные способности и потенциал для того, чтобы содействовать достижению целей организации [20, с.48].
Каждый субъект всегда мысленно оценивает отношение:
Индивидуальные доходы = Доходы других лиц Индивидуальные затраты Затраты других лиц
При этом в затраты включаются не только усилия по выполнению данной работы, но и стаж, уровень квалификации, социальный статус и пр. Если человек видит, что к нему подходят с той же меркой, что и к остальным, он ощущает удовлетворенность и будет добросовестно трудиться. В противном случае происходит демотивация личности, снижение деловой активности. Недовольный работник начинает «восстанавливать справедливость», требуя повышения заработной платы, улучшения условий труда, продвижения по службе. При этом используются различные противоправные способы увеличения дохода; регулирование личной производительности (темпа и рациональности работы); переход в другое подразделение или увольнение. Если же людям переплачивают, большей частью свое поведение они менять не склонны. Поскольку подобные оценки весьма субъективны (особенно в отношении других лиц, о которых судят лишь на основе догадок и отрывочной информации), необходимо иметь четкие критерии вознаграждения, основывающиеся на точных исследованиях и учитывающие психологию людей. Кроме того, как показывает практика, позитивную роль играют: возможность открыто обсудить спорные вопросы, связанные с вознаграждением; исключение тайны в отношении его величины у каждого из сотрудников; создание благоприятного морально-психологического климата [7, с. 150]. Теория постановки целей Э. Лока исходит из того, что люди воспринимают цель организации как свою собственную и делают все возможное для ее выполнения, одновременно, получая удовольствие от ее достижения. Результативность работы во многом определяется приверженностью работника к целям организации, достижимостью, приемлемостью, сложностью поставленных целей. По логике этой теории, чем сложнее цели, тем больших результатов добивается человек в процессе их достижения, в противном случае они перестают быть средством мотивирования. Большую роль здесь играет и полученный результат: если он позитивен, то исполнитель остается удовлетворенным собой и его мотивация повышается [20, с. 55]. Теория подкрепления базируется на том, что можно изменить поведение путем подкрепления его желательных проявлений и игнорирования нежелательных [20, с. 59]. Теория партисипативного управления гласит, что человек получает удовлетворение от различной внутриорганизационной деятельности, что способствует более эффективной работе. Партисипативное управление предполагает, что, если работнику дать право самостоятельно принимать решения, относительно средств и методов выполнения задач, самостоятельно осуществлять контроль, консультировать по специальным вопросам, то он максимально раскрывает свои способности и возможности [20, с.61]. Практика сегодняшнего дня показала, что невозможно использовать только одну из перечисленных теорий мотивации, в каждой имеется элемент, который наиболее ярко представляет одну из сторон деятельности человека. Отсюда не вызывает удивления попытка создать теорию, совмещающую все известные подходы к мотивированию работника. Комплексная теория мотивации Л.Портера и Э.Лоулера подчеркивает, что достигнутые каждым работником результаты зависят от его способностей, характерных особенностей, осознания своей роли в организации и прилагаемых усилий, которые, в свою очередь, обусловлены ценностью вознаграждения и уверенностью, что результаты будут достигнуты, а вознаграждение получено. Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имею
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.53 (0.012 с.) |