Основные этапы формирования ресурсного подхода к информации, свойства информации как ресурса организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы формирования ресурсного подхода к информации, свойства информации как ресурса организации



Информацию можно трактовать как совокупность сведений, сообщений, материалов, данных, определяющих меру потенциальных знаний менеджера о процессах или явлениях в их взаимосвязи.

Суть информации составляют только те данные, которые уменьшают неопределенность интересующих менеджера событий. Информация в менеджменте - сумма нужных, воспринятых и осознанных сведений, необходимых для анализа конкретной ситуации, дающая возможность комплексной оценки причин ее возникновения и развития, позволяющая определить ряд альтернативных решений, из которых реально (исходя из конкретной ситуации) найти оптимальное управленческое решение, осуществить контроль за его выполнением. Информация, следовательно - необходимая предпосылка соединения и последующего органического срастания процессов труда и развития личности. Исключительная роль информации в современном научно - техническом прогрессе привела к пониманию информации как ресурса, столь же необходимого и значимого, как энергетические, сырьевые, финансовые, трудовые и др. Кроме того, национальные информационные ресурсы являются самым большим национальным источником богатства общества. Однако в современной научной литературе нет единой трактовки и понимания экономической сущности информационного ресурса. На наш взгляд, понятие «информационный ресурс» требует общего, системного понимания. Мы предлагаем трактовать информационный ресурс, исходя из общепринятого понятия «ресурс». Рассматривая ресурс как некий источник или потенциал, исходим из того, что он не может существовать в отрыве от связанных с ним потоков по его расходованию и возобновлению. Таким образом, в работе под информационным ресурсом понимается совокупность экономической информации и организационных, нормативных, правовых, технических и программных средств, обеспечивающих возможность сбора, передачи, накопления, хранения и актуализации информации, а также реализованная возможность предоставления ее пользователям в соответствии с конкретными запросами в удобной для них форме, в заданные сроки и по оговоренной цене.

Одним из важнейших направлений научно-технического прогресса является информатизация, основанная на широком применении микроэлектронной вычислительной техники, средств связи, автоматизированных банков данных, взаимоувязанных между собой в информационно-вычислительные системы. Информатизация облегчает овладение накопленными обществом знаниями, находящими отражение в источниках информации. В современных условиях информатизация, осуществляемая с помощью современных средств вычислительной техники, получила название компьютеризации. Она включает встраивание микропроцессорной и вычислительной техники во вновь создаваемые машины, агрегаты, построение автоматических систем управления работой машин, комплексов, производств, создание автоматизированных информационных систем в сфере научных исследований, проектировании, управлении, обучении, обследовании населения, наблюдении за природными явлениями и др. Система автоматизированной обработки информации включает ее сбор, интерпретацию, хранение, преобразование и передачу.

На современном этапе развития информационных технологий компонентная технология создания корпоративных информационных систем выглядит наиболее привлекательной и перспективной. Действительно, она объединяет гибкость в выборе необходимых компонент информационной системы, свойственную разработке системы собственными силами, с надежностью кода и функциональной полнотой, проверенными многократным использованием, характерным для коммерческих программных продуктов. Более того, компонентная технология позволяет оперативно вносить изменения в существующую информационную систему не нарушая ее работоспособности. При этом, новые приложения могут работать с новыми модулями, а старые - с прежними модулями, которые остаются в системе. Снимается проблема «унаследованных» систем - нет необходимости их замены для изменения или расширения функциональности, а значит уменьшаются затраты на сопровождение и модернизацию информационной системы.

Под инновационным развитием понимается постоянный процесс реализуемых новшеств, основанных на новейших информационных технологиях управления в сферах организации управления, маркетинга, финансов, продаж, обучения персонала, в организации которых определяется совокупный результат бизнеса. Задачи инновационного развития определяются не только в части формирования основного инновационного процесса управления, но и развитием системы факторов и условий, необходимых для его осуществления.

Использование информационных технологий в системах управления развитием бизнеса предприятий отвечает потребности современной организации обеспечивать нарастающие темпы развития бизнеса, появление новых форм интеграции предприятий в общественном производстве. Интеграция задач в осуществлении функций инновационного управления в научных исследованиях, производственных, маркетинговых и социальных программах самих предприятий реализуется в нововведениях на основе внедрения ИТ и средств ПО (программное обеспечение). Масштаб автоматизации с использованием интегрированных систем управления предприятием (ИСУП) и их качество классифицируются согласно международным стандартам управления MRP, MRP11, ERP. Совершенно очевидно, что успешное развитие экономической, социальной, управленческой сфер в управлении бизнесом предприятий на основе разнообразных нововведений напрямую зависит от наличия информационных ресурсов, новейших средств доступа к ним, возможности в организации сотрудничества по обмену опытом, идеями, знаниями.

Информационная экономика - это новый тип экономики, использующий новейшие информационные технологии в формировании качественных как государственных информационных фондов, так и фондов предпринимательских структур, научных институтов, коммерческих предприятий, необходимых для формирования и поддержания качественного уровня осуществляемых видов деятельности и плановых мероприятий. Задача создания общедоступного массива информации в системе хозяйственной, научно-технической, образовательной деятельности в обществе сопряжена с созданием благоприятных условий для инновационного развития страны и регионов.

Статус российского рынка информационной продукции и услуг определяется ролью и положением на рынке российских производителей и корпоративных потребителей информационной продукции. Основными партнерами и пользователями информационных ресурсов сегодня являются крупные бизнес-структуры, банки, торговые организации, производители и потребители промышленной продукции, услуг, рабочей силы по регионам России.

Рынок информационных ресурсов становится ключевым сегментом российского рынка, объединяющего крупнейших потребителей и производителей информационных ресурсов. Структура информационного ресурса как готового продукта и сырья для дальнейшей переработки в условиях различных сегментов российского рынка включает информацию, знание, опыт менеджмента в современной организации на пути совершенствования тех видов деятельности, которые определяют стратегический путь развития экономической системы.

Таким образом, рынок информационной продукции через осуществление его функций в инновационном управлении бизнесом по регионам России определяется в направлениях:

·   стимулирования, как предложения, так и спроса на информационные технологии и услуги;

·   стимулирования рыночной конкуренции в среде отечественных производителей информационной продукции и услуг.

Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере на пути социально-экономического развития включают развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи; обеспечение потребностей внутреннего рынка информационной продукцией, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов в бизнес-практике, практике управления предприятиями. Сегодня ИТ-отрасль является индикатором успешного развития многих развитых стран. Информационная деятельность, связанная с разработкой многообразия информационных продуктов, технологий и оказанием информационных услуг, стала одним из элементов политической, социальной и экономической инфраструктуры современных обществ. Доля ИТ в ВНП США занимает сегодня 4,38%, в Великобритании - 3,31%, в странах ЕС -2,5%, в России - 0,6%. На исследование и разработку ИТ в общей сумме расходов на науку Россия тратит менее 1%, а в Японии приходится около 6% бюджета.

Важно отметить, что использование отечественных разработок в области информационных технологий в инновационном управлении, формирование отрасли информационных услуг отвечают интересам создания рациональной экономической структуры в российских масштабах, способной поддержать и обеспечить тенденцию к увеличению показателя удельного веса предприятий, занятых в создании национальной информационной индустрии страны. Создание национальной информационной индустрии, качественно определенной в международном масштабе, может привлечь финансовые, материально-технические и интеллектуальные ресурсы и является перспективным направлением в создании условий для повышения инновационной активности современных организаций.

Создание и оптимизация структуры информационной индустрии в России требует времени и финансовых затрат на налаживание и стимулирование постоянного инновационного процесса в управлении и решении самого разного уровня и сложности задач в сферах НИОКР и серийного производства, финансировании инновационных проектов, объединяющих российские предприятия в достижении перспектив развития. Опыт других стран, например Японии, в финансировании инновационных проектов большинства сфер промышленного производства и организации НИОКР (научные исследования и опытно-конструкторские разработки) показывает, что в части расходов на НИОКР примерно 65-75% непосредственно несут сами компании, а остальная часть приходится на университеты и научно-исследовательские центры. Успешно завершенный проект создает базу для успешного разрешения социально-экономических проблем участников.

Государственное участие в создании благоприятного инновационного климата может заключаться в прямом финансировании различных инициатив в рамках государственных программ или через систему специальных фондов, ориентированных на развитие инновационной инфраструктуры. Меры косвенного регулирования осуществляются на основе общегосударственных стандартов и их применения в специфике инновационного развития по регионам России. Ускорение и повышение эффективности внедрения новых технологий в практику инновационного управления можно проследить в динамике количества предприятий РФ, осуществляющих инновационную практику в области управления бизнесом предприятия. Данный вид деятельности оценивается общим объемом затрат на технологические инновации по сферам и видам деятельности. В этой связи интересна информация по факторам, препятствующим инновационной активности промышленных предприятий.

В качестве приоритетных экономических факторов, препятствующих инновационной активности промышленных предприятий, называют:

·   недостаток собственных денежных средств;

·   недостаток финансовой поддержки со стороны государства;

·   высокую стоимость нововведений;

·   длительные сроки окупаемости нововведений;

·   высокий экономический риск;

·   низкий платежеспособный спрос на собственную продукцию.

В среде факторов производства следует отметить:

·   низкий инновационный потенциал организации;

·   недостаток квалифицированного персонала;

·   недостаток информации о новых технологиях;

·   недостаток информации о рынках сбыта;

·   недостаток возможностей кооперирования с другими организациями;

·   невосприимчивость организации к нововведениям.

В качестве других причин приводятся недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, неразвитость инновационной инфраструктуры, неразвитость рынка технологий и т.п.

Подводя итоги вышесказанному, важно отметить следующее:

·   информационные ресурсы являются необходимым элементом инновационной инфраструктуры рыночной экономики.

·   рынок информационных ресурсов как специфическая система ориентирован на оперативное отображение динамики изменения факторов и условий осуществления функций инновационного управления в практике современной организации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.015 с.)