Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ учебных программ по музыке в контексте музыкально-эстетического воспитания школьников

Поиск

 

Согласно цели нашего исследования, в частности, определения практических путей формирования ценностных ориентаций школьников подросткового возраста, нам представляется целесообразным провести анализ существующих учебных программ по музыке.

В отечественной музыкальной педагогике накоплен огромный теоретико-методический и практический опыт по музыкальному воспитанию и образованию в общеобразовательной школе. Изучение этого опыта в плане формирования ценностных ориентации школьников средствами музыкального искусства имеет особое значение, поскольку знание его позволяет более обоснованно строить процесс формирования мировоззрения, нравственно-эстетических качеств личности.

Несомненную ценность представляет деятельность педагога-музыканта В.Л. Шацкой. С1911 года она вела музыкальную работу в детской колонии "Бодрая жизнь", где основной задачей было разбудить и укрепить потребность в искусстве, использовать искусство как средство духовного развития детей, формирования мировоззрения, нравственного облика подрастающего поколения, формирование художественного вкуса [26].

В середине 20-х годов организованы теоретические исследования "Экспериментальные проверки музыкального материала", включенного в программу по музыкальному образованию в советской школе. Этот материал определился во время проверок и был рекомендован для прослушивания на уроках. В программу были включены:

а) народные песни - детские, шуточные, игровые, плясовые, некоторые исторические и не только русские, но и народов СССР, а так же старые революционные песни;

б) песни советских композиторов классиков - детские и массовые, разнообразные по тематике и жанру;

в) образцы инструментальной музыки для детей - русских и западных композиторов-классиков, советских композиторов, а так же образцы вокальной мировой музыкальной классики, в первую очередь русской.

Основной идейно-воспитательной задачей музыкальных занятий являлось расширение представлений детей о жизни через воздействие ярких и доступных их пониманию музыкальных произведений, обогащение музыкального и жизненного опыта. Рассматривая вопрос о месте музыки в образовательной школе, ставилась цель научить ребенка, прежде всего, воспринимать музыку, наблюдать за ней. И это не просто наблюдение с эстетических предпосылок. Это наблюдение, обогащающее жизненный опыт и повышающее степень "жизневосприятия и жизнерадостности", формирующее положительные жизненные установки, влияющие на духовный мир ребенка. А добиться этого можно путем соответствующего подбора демонстрируемых сочинений или музыкальных бесед. Методом наведения можно незаметно для слушателей ввести их в среду действия факторов, на которые желательно обратить внимание.

Для отечественной музыкальной педагогики бесценным является опыт эстетического воспитания, созданный В.Д. Сухомлинским, который считал важнейшей задачей научить ребенка видеть в красоте окружающего мира благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе. Суть эстетического воспитания В.А. Сухомлинский видел в удовлетворении эстетических потребностей детей, а не сообщении им какого-то объема знаний по эстетике; в воспитании у детей эстетических потребностей и чувств в процессе их умственного развития при непосредственном общении с природой; при интеграции и эстетизации школы и среды; в опоре на народно - культовую основу воспитания, а также общечеловеческие ценности [115; 116].

Проблема ценности музыкального материала музыкантами - педагогами советского периода определялась как одна из важнейших. На каком материале надо воспитывать вкус и музыкальную культуру детей? Проблема, стоящая перед каждым учителем музыки. Д.Б. Кабалевский утверждает, что музыкальное воспитание должно строиться на оригинальном сочетании трех элементов: народной музыке, классической музыке и музыке современной. С этой точкой зрения согласна значительная часть педагогов во всем мире [52; 53].

Главная задача массового воспитания в общеобразовательной школе 50-70-х годов определялась как воздействие через искусство на духовный мир учащихся, прежде всего на их идейные убеждения, нравственность. Соответственно подбор музыкального материала к изучению учитывал требования и идеалы своего времени.

К концу 70-х годов выходит сборник программ "Музыка" для воспитательных учреждений и общеобразовательных школ. В предисловии к нему Т.Н. Овчинникова отмечает особенности этих программ, нацеленных прежде всего на обучение учащихся специальным умениям, развитие их творческих способностей, формирование потребности по общению с подлинно художественным музыкальным искусством" в посильном музицировании в дальнейшей жизни. Реализация этих задач возможна при построении широкой сети кружков, студий, которые бы продолжили начатое на уроках в общеобразовательной школе.

Осознание социальных, эстетических и нравственных функций искусства помогает рассматривать сегодня музыкальное искусство как неотъемлемую часть формирования духовной культуры школьника, как способ ценностного переживания явлений действительности на основе развития его музыкальной грамотности и способности к овладению национальными и общечеловеческими культурными ценностями.

Эти идеи лежат в основе современных концепций музыкального образования и воспитания, а также в учебных программах по музыке для общеобразовательных школ, авторами которых являются известнейшие педагоги - музыканты: Ю.Б. Алиев, С.С. Балашова, Д.Б. Кабалевский, Н. Д Гродзенская и др.

Экспериментальная программа по музыке для общеобразовательных школ под редакцией Д.Б. Кабалевского коренным образом заставила изменить взгляд на место музыки и учебном процессе, на возможности влияния музыкального искусства на духовный мир ребенка. Это была новая концепция музыкального воспитания, которая впоследствии получила мощное развитие в авторских программах по музыке современных педагогов-музыкантов, обеспечив тем самым вариативность музыкального воспитания и образования в современной общеобразовательной школе.

"Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства", - пишет в объяснительной записке к "Программе по музыке для общеобразовательных школ" Д.Б. Кабалевский, подчеркивая единство музыки и жизни [51]. Эта нравственная связь должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса, формируя мировоззрение учащихся, воспитывая их нравственность и душевное благородство. Поэтому не случайно генеральная тема всего года в V классе сформулирована следующим образом: "Преобразующая сила музыки". Лейтмотивом музыкальной образовательной ивоспитательной деятельности будет духовность. Это не знания, не навыки решения интеллектуальных задач, не мышление. Объективным содержанием духовности оказывается то высшее, что мы характеризуем словами истина, красота, доброта. Духовность и постигается духовно, откликом всего существа и преображением всей жизни.

Учебная программа по музыке для общеобразовательной школы под редакцией Ю.Б. Алиева во многом опирается на концепцию Д.Б. Кабалевского и определяет высшую цель музыкального образования, как передачу положительного духовного опыта поколении, сконцентрированного в музыкальном искусстве, в его наиболее полном виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности школьника. А основным средством достижения этой цели являются систематические встречи учащихся с музыкой (уроки и виды внеклассной работы по предмету), знакомство с высокими образцами художественного творчества, где формируется эмоционально-ценностное мышление" в ходе которого сопоставляются и выбираются художественные ценности, особо значимые для личности подрастающего человека [52].

В то же время, следует отметить, что процесс обучения по этим программам построен на репродуктивном методе, который направлен на развитие понятийного и художественного мышления. Это блокирует развитие образно - творческих способностей. Возникает дефицит эмоциональной экспрессии творчества ребенка, а ведь именно в процессе творческой деятельности через эстетическое переживание наиболее эффективно происходит присвоение тех художественных и духовных ценностей, которые несет в себе музыкальное произведение.

Это особенно сказывается при работе с музыкальным фольклором, доля которого в содержании рассматриваемых программ невелика. Также следует отметить и такой факт, как отсутствие в содержании программ произведений духовной (церковной) музыки, которая несет в себе духовные и нравственные ценности, дает возможность постижения общечеловеческих ценностей.

Программа "Музыкально-эстетическое воспитание", автор - составитель Н.А. Терентьева, направлена на комплексное эстетическое воспитание, основанное на взаимодействии трех искусств: музыки, живописи, литературы [101]. Ничто так не учит ценить неповторимость окружающего, как опыт эстетического переживания, который неотделим от нравственного в широком смысле этого слова.

Тематическое построение содержания программы в большей степени направлено на предметно-информативное обогащение. Познавательная сторона в ценностном отношении должна играть подчиненную роль, в то время как переживание служит организующим и направляющим ядром ценностного процесса познания искусства, который впоследствии обязательно должен привести ребенка ксоциальным установкам и планам. В содержании же данной программы, а также в самом характере учебных заданий, рекомендуемых методах, такая задача не просматривается.

Целью программы "Духовная музыка: Россия и Запад" (автор Н.В. Кошмина, В.В. Алеев) является воспитанием духовности, уважения к ценностям отечественной и мировой культуры через приобщение к христианскому, культовому искусству [102]. В задачи программы входит формирование у учащихся представления о морально-эстетических ценностях христианского учения. Духовная музыка - достояние не только верующих людей. В ней чувствуется национальная основа, это живой родник духовности, родник нравственности. Знание глубинных пластов истории и культуры своей страны создает условии для формирования эстетических идеалов. Через произведения церковной музыкиучащиеся имеют возможность постигать общечеловеческие ценности: любовь и сострадание к человеку, к окружающему миру, патриотизм, ощущение внутренней гармонии с миром.

Признавая просветительскую и духовную ценность программы, все же следует отметить, что в школьной практике на предмет "Музыка" в учебном плане отводится всего один час в неделю и будет неправомерно лишать детей знакомства с другими видами музыкального искусства (классика, народная музыка, современная музыка), которые также несут в себе богатый ценностный потенциал. Это относится, на наш взгляд, и к программам по освоению музыкального фольклора в общеобразовательной школе. Ведь содержание музыкального искусства богато и разнообразно, и оно должно иметь отражение в тематике занятий, влиять на подбор музыкального материала для урока, тем самым решая задачу создания целостной картины окружающего мира в сознании детей средствами музыкального искусства.

Эффективность образовательного процесса, вкотором происходит формирование ценностей, немыслима без привлечения имобилизации накопленного столетиями социокультурного национального потенциала. В этом отношении особый интерес представляют программы, нацеленные на знакомство и освоение национальной музыкальной культуры.

Одной из основных задач программы "Музыкальный фольклор в общеобразовательной школе", автором которой является С.С. Балашова, является формирование национальной духовности, нравственности, овладение ценностями национальной и мировой культуры [102].

"Образный язык народного творчества родственен всем народам. Отсюда планетарность народного искусства, вытекающая из его общечеловеческой сущности. Она определяется, прежде всего, общностью тем, мотивов в народном искусстве разных народов. Творчество в народном искусстве движимо вневременными ценностями. В нем нет понятия о жизни для себя, вне общего, как нет настоящего вне прошлого и будущего" [42, с.6].

Обращение к фольклору разных народов особенно актуально в регионах, с многонациональным составом населения, но требует соответствующего построения программы музыкального воспитания включающей национальный компонент.

Содержание программы "Музыка", авторами-составителями которой являются Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, основывается на требованиях образовательного минимума области "Искусство". Следует отметить, что принципиальной позицией авторов является опора на идеи музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского. Основное содержание является начальной ступенью формирования у школьников целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной музыкальной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. В центре - различные явления русской музыкальной культуры [84].

Художественно-педагогические идеи выражены в названиях разделов, темах программы. Они являются своеобразным нравственно-эстетическим стержнем, так как помогают раскрытию наиболее важных для формирования личности ребенка "вечных тем" - темы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества и др.

Следует отметить, что для всех выше названных современных учебных программ по музыке для общеобразовательных школ характерно понимание восприятия музыки как общения. В данном случае отличительная особенность эстетической позиции слушателя при восприятии музыки заключается в перемещении смыслового акцента с предметно-вещной стороны восприятия на ее гуманитарную, субъективно-личностную сторону. Это требует от слушателя выразительного личностного отношения. Иначе невозможен "социальный диалог" композитора и слушателя, художественное понимание, не говоря об эффекте изменения, преобразования личности через искусство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.174 (0.008 с.)