Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отбор содержания музыкального материала

Поиск

Музыкальный материал, используемый на уроках музыки в 5-7 классах, содержит достаточно много инструментальных и вокальных произведений русских и зарубежных композиторов, вошедших в сокровищницу мировой музыкальной культуры, обладающих огромным ценностным потенциалом, позволяющим формировать музыкальные вкусы ученика, создавать в представлении учеников эталоны красоты. Классическая культура создала яркие и запоминающиеся Образцы добра и зла, нравственности и безнравственности, кpасоты и безобразия. Именно поэтому искусство классики является незаменимым средством формирования чувства гуманности, вкуса, желания и умения сверять свою жизнь с непреходящими идеалами и ценностями и в связи с этим особенно ответственна значимость произведений, используемых на уроке.

В связи с этим, мы считаем необходимым условием для учителя научить детей видеть и чувствовать эту красоту, а весь процесс общения ребенка с классической музыкой на уроке сделать воспитательно - ориентированным.

Музыкально-эстетическое развитие подростков, формирование у них ценностного отношения к предмету искусства, к существующей действительности происходит в мире "повседневности" массовой культуры. Поэтому необходимо остановиться на весьма актуальной проблеме функционирования "легкой" музыки в школе и ее месте в содержании музыкального образования подростка.

Для того, чтобы решить вопросы реальной жизни, которые подросток действительно хочет понять, выстраивая свою иерархию ценностей, соотносимых им с ценностями различных эпох, необходимо, на наш взгляд, в содержание музыкального образования вводить высокохудожественные образцы эстрадной музыки [94].

В связи с этим, в рамках формирующею эксперимента нами были внесены некоторые изменения в содержание музыкального материала программы по музыке в 6-7 классах, а именно: мы расширили границы знакомства с таким музыкальным направлением как бардовская песня (ведь песня является основой общего школьного музыкальная воспитания и образования), также мы использовали для слушания образцы духовной музыки и примеры массовой музыкальной культуры.

Авторская песня характеризуется стремлением к искреннему, доверительно - серьезному разговору о насущных проблемах, близких и понятных каждому человеку чувствах. Она прочно вошла в общественное сознание как знак противостояния застою в развитии общества и ассоциируется с такими известными именами и яркими личностями, как В.И. Визбор, В.С. Высоцкий, А.М. Городницкий, Н.Н. Матвеева и др.

В авторской песне традиционно главенствующее значение имеет поэтическое слово, отражающее отмеченные выше качества посредством музыкально-интонационного высказывания. Она доступна и понятна практически всем независимо от уровня музыкальной подготовки, все это является залогом ее актуальности и востребованности.

Кроме того, авторская песня является прекрасным и естественным средством построения нового уровня общения учителя с подростком - диалог, где имеет место прямое сотрудничество, совместный поиск решения учебно-художественных проблем, непосредственное обращение к личности ребенка, где есть возможность тактично говорить с подростком на волнующие, глубоко личностные темы: дружба и товарищество, красота отношений между мужчиной и женщиной и т.д. Кстати, можно использовать записи авторской песни и в исполнении современных певцов, более современный стиль аранжировки и исполнения которых может быть интересен подросткам и соответствовать их уровню развития музыкального восприятия.

В продолжении вышесказанного, мы считаем, что новые направления педагогической теории и практики должны быть связаны с преодолением современной школой самоизолированности, умением сопоставлять ценности классического искусства с реальными ценностными ориентациями подростков. Об этом в своих работах говорили педагоги-музыканты В.В. Медушевский, Е, Либерман, В.Ю. Озеров, Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев и др.

Указывая на серьезный разлад между школьным музыкальным обучением и воспитанием, с одной стороны, и музыкальным потреблением подростков вне школы, носящим стихийный, неконтролируемый характер, с другой, мы отмечаем, что музыка на школьных уроках сегодня привлекает учащихся гораздо меньше, чем прежде, тогда как за пределами школы она занимает основное место в сфере индивидуальных интересов подростков. При чем поп-музыка здесь имеет явный приоритет перед концертной академической музыкой. Об этом свидетельствуют также результаты опроса, проводимого нами во время контрольного и формирующего этапов эксперимента.

Один из путей решения этой проблемы нам видится не в педагогической "блокаде" того или иного явлении массовой музыкальной культуры, а в проникновении в его эстетическую и художественную сущность.

Опираясь на данное положение, мы вводили в раздел "Слушание" такие примеры поп-культуры, как обработки популярных мелодий в исполнении оркестра Поля Мориа, духовные песни "спиричуэлс" в исполнении Элвиса Пресли, Боба Дилана, ирландской группы "Ю-2", образцы классической западной рок-культуры 60-х - 80-х г. г.: Led zeppelin, Deep purpl, Doors, Rolling stones; фрагменты рок-опер, инструментальные обработки и импровизации российского гитариста Виктора Зинчука и т.д. Образная сфера примеров поп-музыки обусловлена идеями ненасилия, поэтической лирики, доброты и света, мягкости; тексты песен рок-музыкантов посвящены остросоциальным проблемам, антивоенной тематике, сфере отношений мужчины и женщины и т.д. При анализе прослушанной музыки акцент ставился на раскрытие перед подростками тех сторон, которые связаны с подлинным искусством, но скрыты под коммерческими наслоениями. И тут же, как отрицательный пример, упоминаются такие образцы поп- и рок-культуры, которые ежедневно звучат в теле- и радиоэфире, несущие агрессивность, непримиримость, эмоциональную опустошенность, содержательную бессмыслицу. Тем самым, используя контрастный по ценностному содержанию материал, мы направляем наши общие (учителя и ученика) усилия на решение таких задач, как:

· умение выявлять в популярной музыке действительно ценное, то есть вырабатывать высокие критерии для эстетически-художественного отбора;

· формировать аналитические и критические способности учащихся, постепенно переводя их из категории некритичных потребителей коммерческой продукции в сильную и сплоченную ее оппозицию.

В формировании ценностных ориентаций подростков особая роль отводится духовной музыке. Мы считаем необходимым введение этого пласта культуры в содержание музыкального образования (в типовых программах отсутствует, кроме специализированной программы "Духовная музыка; Россия и Запад", авт. И.В. Кошмина). Это обусловлено такой целью, как воспитание духовности, уважение к общечеловеческие ценностям через приобщение к культовому искусству. Духовная музыка несет в себе огромный нравственный, воспитательный потенциал. Она способствует воспитанию в детях любви, сострадания к человеку, чувства красоты, внутренней гармонии, сосредоточенности, пробуждает светлые чувства.

По-нашему мнению, использование духовной музыки в общеобразовательной школе имеет свои особенности. Надо помнить, что в классе находятся дети не только разных национальностей и вероисповеданий, но и неверующие. Поэтому мы предлагаем рассматривать произведение данного жанра с культурологической позиции, видя в нем, прежде всего, образец мира чистоты, света, справедливости, ибо духовная музыка - достояние не только верующих людей. Сегодня к ней тянутся самые разные люди, равных возрастов и профессий, видимо, потому, что это не просто красивая музыка - в ней чувствуется национальная основа, это живой родник духовности, родник нравственности [114].

Определяя пути введения в программу образцов музыки, мы считаем, необходимым сохранение принципа тематизма, который позволит рассматривать произведения с культурологической позиции, а также не нарушить концептуальную целостность программы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.21 (0.01 с.)