Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отбор содержания музыкального материалаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Музыкальный материал, используемый на уроках музыки в 5-7 классах, содержит достаточно много инструментальных и вокальных произведений русских и зарубежных композиторов, вошедших в сокровищницу мировой музыкальной культуры, обладающих огромным ценностным потенциалом, позволяющим формировать музыкальные вкусы ученика, создавать в представлении учеников эталоны красоты. Классическая культура создала яркие и запоминающиеся Образцы добра и зла, нравственности и безнравственности, кpасоты и безобразия. Именно поэтому искусство классики является незаменимым средством формирования чувства гуманности, вкуса, желания и умения сверять свою жизнь с непреходящими идеалами и ценностями и в связи с этим особенно ответственна значимость произведений, используемых на уроке. В связи с этим, мы считаем необходимым условием для учителя научить детей видеть и чувствовать эту красоту, а весь процесс общения ребенка с классической музыкой на уроке сделать воспитательно - ориентированным. Музыкально-эстетическое развитие подростков, формирование у них ценностного отношения к предмету искусства, к существующей действительности происходит в мире "повседневности" массовой культуры. Поэтому необходимо остановиться на весьма актуальной проблеме функционирования "легкой" музыки в школе и ее месте в содержании музыкального образования подростка. Для того, чтобы решить вопросы реальной жизни, которые подросток действительно хочет понять, выстраивая свою иерархию ценностей, соотносимых им с ценностями различных эпох, необходимо, на наш взгляд, в содержание музыкального образования вводить высокохудожественные образцы эстрадной музыки [94]. В связи с этим, в рамках формирующею эксперимента нами были внесены некоторые изменения в содержание музыкального материала программы по музыке в 6-7 классах, а именно: мы расширили границы знакомства с таким музыкальным направлением как бардовская песня (ведь песня является основой общего школьного музыкальная воспитания и образования), также мы использовали для слушания образцы духовной музыки и примеры массовой музыкальной культуры. Авторская песня характеризуется стремлением к искреннему, доверительно - серьезному разговору о насущных проблемах, близких и понятных каждому человеку чувствах. Она прочно вошла в общественное сознание как знак противостояния застою в развитии общества и ассоциируется с такими известными именами и яркими личностями, как В.И. Визбор, В.С. Высоцкий, А.М. Городницкий, Н.Н. Матвеева и др. В авторской песне традиционно главенствующее значение имеет поэтическое слово, отражающее отмеченные выше качества посредством музыкально-интонационного высказывания. Она доступна и понятна практически всем независимо от уровня музыкальной подготовки, все это является залогом ее актуальности и востребованности. Кроме того, авторская песня является прекрасным и естественным средством построения нового уровня общения учителя с подростком - диалог, где имеет место прямое сотрудничество, совместный поиск решения учебно-художественных проблем, непосредственное обращение к личности ребенка, где есть возможность тактично говорить с подростком на волнующие, глубоко личностные темы: дружба и товарищество, красота отношений между мужчиной и женщиной и т.д. Кстати, можно использовать записи авторской песни и в исполнении современных певцов, более современный стиль аранжировки и исполнения которых может быть интересен подросткам и соответствовать их уровню развития музыкального восприятия. В продолжении вышесказанного, мы считаем, что новые направления педагогической теории и практики должны быть связаны с преодолением современной школой самоизолированности, умением сопоставлять ценности классического искусства с реальными ценностными ориентациями подростков. Об этом в своих работах говорили педагоги-музыканты В.В. Медушевский, Е, Либерман, В.Ю. Озеров, Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев и др. Указывая на серьезный разлад между школьным музыкальным обучением и воспитанием, с одной стороны, и музыкальным потреблением подростков вне школы, носящим стихийный, неконтролируемый характер, с другой, мы отмечаем, что музыка на школьных уроках сегодня привлекает учащихся гораздо меньше, чем прежде, тогда как за пределами школы она занимает основное место в сфере индивидуальных интересов подростков. При чем поп-музыка здесь имеет явный приоритет перед концертной академической музыкой. Об этом свидетельствуют также результаты опроса, проводимого нами во время контрольного и формирующего этапов эксперимента. Один из путей решения этой проблемы нам видится не в педагогической "блокаде" того или иного явлении массовой музыкальной культуры, а в проникновении в его эстетическую и художественную сущность. Опираясь на данное положение, мы вводили в раздел "Слушание" такие примеры поп-культуры, как обработки популярных мелодий в исполнении оркестра Поля Мориа, духовные песни "спиричуэлс" в исполнении Элвиса Пресли, Боба Дилана, ирландской группы "Ю-2", образцы классической западной рок-культуры 60-х - 80-х г. г.: Led zeppelin, Deep purpl, Doors, Rolling stones; фрагменты рок-опер, инструментальные обработки и импровизации российского гитариста Виктора Зинчука и т.д. Образная сфера примеров поп-музыки обусловлена идеями ненасилия, поэтической лирики, доброты и света, мягкости; тексты песен рок-музыкантов посвящены остросоциальным проблемам, антивоенной тематике, сфере отношений мужчины и женщины и т.д. При анализе прослушанной музыки акцент ставился на раскрытие перед подростками тех сторон, которые связаны с подлинным искусством, но скрыты под коммерческими наслоениями. И тут же, как отрицательный пример, упоминаются такие образцы поп- и рок-культуры, которые ежедневно звучат в теле- и радиоэфире, несущие агрессивность, непримиримость, эмоциональную опустошенность, содержательную бессмыслицу. Тем самым, используя контрастный по ценностному содержанию материал, мы направляем наши общие (учителя и ученика) усилия на решение таких задач, как: · умение выявлять в популярной музыке действительно ценное, то есть вырабатывать высокие критерии для эстетически-художественного отбора; · формировать аналитические и критические способности учащихся, постепенно переводя их из категории некритичных потребителей коммерческой продукции в сильную и сплоченную ее оппозицию. В формировании ценностных ориентаций подростков особая роль отводится духовной музыке. Мы считаем необходимым введение этого пласта культуры в содержание музыкального образования (в типовых программах отсутствует, кроме специализированной программы "Духовная музыка; Россия и Запад", авт. И.В. Кошмина). Это обусловлено такой целью, как воспитание духовности, уважение к общечеловеческие ценностям через приобщение к культовому искусству. Духовная музыка несет в себе огромный нравственный, воспитательный потенциал. Она способствует воспитанию в детях любви, сострадания к человеку, чувства красоты, внутренней гармонии, сосредоточенности, пробуждает светлые чувства. По-нашему мнению, использование духовной музыки в общеобразовательной школе имеет свои особенности. Надо помнить, что в классе находятся дети не только разных национальностей и вероисповеданий, но и неверующие. Поэтому мы предлагаем рассматривать произведение данного жанра с культурологической позиции, видя в нем, прежде всего, образец мира чистоты, света, справедливости, ибо духовная музыка - достояние не только верующих людей. Сегодня к ней тянутся самые разные люди, равных возрастов и профессий, видимо, потому, что это не просто красивая музыка - в ней чувствуется национальная основа, это живой родник духовности, родник нравственности [114]. Определяя пути введения в программу образцов музыки, мы считаем, необходимым сохранение принципа тематизма, который позволит рассматривать произведения с культурологической позиции, а также не нарушить концептуальную целостность программы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.21 (0.01 с.) |