Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика уровня сформированности ценностных ориентаций подростков (констатирующий этап)

Поиск

 

Для решения задач данного исследования нам представляется целесообразным выявление уровней сформированности ценностных ориентаций школьников подросткового возраста. Исследования в этой области ученых и педагогов-практиков [11; 17; 34; 42; 89; 106; 112], позволили нам выявить содержательные компоненты уровней сформированности данных ориентаций, представленные в следующей таблице (Таблица 1):

 

Таблица 1

Уровни сформированности ценностных ориентаций подростков

Уровни Показатели сформированности
1 2 3
  Высокий Характеризуется заинтересованным положительным отношением к музыкальному искусству: потребностью и нравственном самовоспитании; четким осознанием значений понятий общечеловеческих ценностей; сформированной способностью творчески переживать музыкальные произведения, высокой степенью змпатии; ярко выраженным ценностным отношениям к явлениям искусства, когда избранные учеником ценности искусства становятся предметом ценностного целеобразования, вследствие чего происходит усвоение ценностного потенциала музыки на уровне ценностных ориентаций и его осознанное использование в практической деятельности; Моральные знании, чувства, личностные качества развиты соответственно возрасту.
2 Средний Отличается от относительно высокого уровня главным образом меньшим объемом знаний в области музыкального искусства; некоторой степенью неконкретности усвоения понятий общечеловеческих ценностей; пониженной активностью в области эстетического и нравственного саморазвития и самовоспитания; нечетко выраженном умении сопоставлять и выбирать художественные ценности, особо значимые для личности подростка; недостаточной способностью в рефлексировании нравственно-эстетических объектов и явлений, вследствие чего использование в практической деятельности ценностного потенциала музыки происходит спонтанное и эпизодическое. В то же время, как показывает практика, средний уровень является хорошей основой для успешного формирования высокого уровня сформированности ценностных ориентаций средствами музыкального искусства.
3 Низкий Характеризуется отсутствием положительною отношения к музыкальному искусству, неразвитостью эстетических потребностей; отсутствием стремления к художественному восприятию и оценке музыкального произведения, неспособностью анализа музыкальных произведений с позиций общечеловеческих ценностей, нравственно-эстетических идеалов, что препятствует глубинному воздействию на духовный мир школьника и ведет к отсутствию сознательного использования ценностного потенциала музыки в практической деятельности.

 

Диагностический эксперимент проводился на базе МОУ гимназия №9 г. Воронежа. В эксперименте принимали участие учащиеся 6-7 классов в количестве 57 человек (Приложение 1).

Для решения задач констатирующего эксперимента нами был использован комплекс диагностических методик, включающий в себя:

· наблюдения за ходом учебного процесса;

· наблюдения и анализ степени эмоционального восприятии музыкальных произведений;

· наблюдения и анализ за количеством и качеством проявления нравственных знаний, чувств в практической деятельности;

· беседы с учащимися, учителями музыки;

· анкетирование учащихся;

тестирование (с использованием адаптированного варианта методики определения ценностных ориентации М. Рокича - В.А. Ядова).

Исследование ценностных ориентации проводилось на основе адаптированного варианта методики ценностных ориентации М. Рокича - В.А. Ядова, основанной на прямом ранжировании списка ценностей. Методика состоит из двух тестов, включающих перечисление 18-ти терминальных и столько же инструментальных ценностей (Приложение 2).

.   Терминальные (ценности-цели) - убеждения в том, что какая-тол конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.

2. Инструментальные (ценности - средства) - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойства личности являются предпочтительными в любой ситуации.

Исследование проводилось с использованием бланков и было анонимным.

При обработке полученных данных, кроме качественного сравнения (индивидуального восприятия), использовался количественный анализ, в котором учитывались принимаемые ценности-цели, стоящие на 1-ом, 2-ом, 3-ем местах в индивидуальных анкетах (т.е. ценности, являющиеся самыми главными в жизни конкретного ребенка).

Анализируя результаты диагностики ценностных ориентаций в момент проведения констатирующего эксперимента наибольшее предпочтение было отдано таким ценностям, как "дружба" - 26%, "справедливость" - 25%, "здоровье" - 22,7%, "деньги" - 23,4%, "любовь" - 22,7%. Тот факт, что "дружбе" отдано наибольшее предпочтение, объясняется особенностью подросткового возраста, когда ведущей деятельностью является личное общение сверстников, направленное на самоутверждение себя в коллективе. Мнение сверстников становится очень важным. А среди человеческих качеств подростки выделяют, прежде всего "справедливость".

В анализе ответов учащихся на вопрос "Почему вы такое предпочтение отдаете ценности "деньги?" выяснилось, что "деньги" они рассматривают не как ценность-цель, а в качестве ценности-средства. На дополнительный вопрос "Если бы у вас было достаточно денег" куда бы вы их потратили?" учащиеся ответили так:

· путешествие - 36%;

· -спорт - 27%;

· -развлечения - 16%;

· интересные книги - 14%;

· и др. - 7%.

Характерным оказался низкий процент предпочтения ценности-цели "искусство". Переживание прекрасного в природе и искусстве во всех классах встречается как принимаемая ценность, но в то же время она не носит значимого характера.

Дли выявления степени эмоционального восприятия музыкального произведения и проявления эстетических чувств, нами использовалась методика изучения эмоциональной направленности и активности Л.М. Фридмана [124]. Изучение проводилось в рамках в ходе обсуждений, анализа прослушанного, дискуссии, где требовались эмоционально-нравственная оценка содержания музыкального произведения, а также объяснение того переживания, которое ученик испытывал при работе с музыкальным произведением (чувство радости, подъем духа, чувство красоты, гармонии, степень удовлетворения, увлеченности, волнения, наслаждения). В данном случае мы обращали внимание на искренность и прямоту суждений, спонтанность и частоту проявления, активность при ответах.

Оценивание степени проявления эмоционального восприятия и эстетических чувств, осуществлялось по трехбалльной шкале согласно установленным уровням сформированности:

 

Таблица 2

Уровни Параметры

Высокий

Средний

Низкий

  Кол-во % Кол-во % Кол-во %
1. Искренность и прямота суждений 12 21% 21 36% 24 42%
2. Спонтанность и частота проявления 11 19% 19 33% 27 47%
3 Активность при ответах 15 26% 23 40% 19 33%

 

Определение в процессе эмоционально-ценностного восприятия музыкального произведения наличия в сознании детей нравственно-эстетических представлений, выявление полноты знаний о нравственно-эстетических ценностях, степени знаний выразительных возможностей музыки проводилось с помощью применения методики "Незаконченные предложения", нами адаптированный. Учащимся предлагалось закончить следующие предложения: "Эстетическая ценность - это…", "Мой нравственный идеал - это…", "Человеку необходимы нравственно-эстетические ценности для того, чтобы…" и т.д. (Приложение 3).

Результаты тестирования представлены в таблице 3:

 

Таблица 3

Результаты тестирования

Оценка

 (уч-ся)

  Кол-во уч-ся %
1. Правильный и исчерпывающий ответ 11 19%
2. Недостаточно точный и полный ответ 29 50%
3, Неправильный ответ 17 29%

 

Данные проведенного исследования показывают, что знания учащимися сущности основных ценностных категорий, в большинстве случаев характеризуются неточностью и фрагментарностью. В большей части полученных ответов перечисляются лишь некоторые признаки категории "эстетическая ценность". Типичными были следующие ответы: "Эстетическая ценность - это красивая гармония в музыке", "Эстетическая ценность - это лучшие образцы классического искусства". Следует отметить, что раскрытие понятия "нравственная ценность" характеризуется несколько большим объемом и точностью, о чем свидетельствуют ответы, типа: "Нравственная ценность - это доброта", "Нравственная ценность - это порядочность" и т.д.

Для изучения нравственно-личностного компонента мы использовали групповой тест доктора педагогических наук В.И. Андреева, который позволил нам определить уровень духовно-нравственного развития учащихся [8]. В основе теста лежит метод независимых экспертных оценок, когда духовно-нравственное развитие каждого учащегося оценивается учителем - "У", родителями - "Р", друзьями-одноклассниками - "Д", которые работают с карточками, где выделены качества личности и дана шкала степени их проявления. Так как время констатирующего этапа было ограничено, мы использовали только экспертные оценки педагога и одноклассников (Таблица 4).

 

Таблица 4

Степень проявления духовных качеств личности

1. агрессивность   1 23456789   доброжелательность
2. равнодушие   1 23456784   отзывчивость
3. раздражительность   1 23456789   спокойствие
4. жестокость   1 23456789   милосердие
5. грубость   1 23456789   тактичность
6. лживость   1 23456789   честность
7. непорядочность   1 23456789   совестливость
8. конфликтность   1 23456789   терпимость
9. безответственность   1 23456789   ответственность
10 безразличие   1 23456789   сочувствие

 

Нами использовалась следующая шкала оценки духовно-нравственного развития (Таблица 5).

 


Таблица 5

Оценка уровней духовно-нравственного развития

Суммарное число баллов 10-ти диагностируемых качеств Уровни духовно-нравственного развития личности
10-40 Низкий
31-54 Средний
 55-90  Высокий

 

Количественная обработка результатов тестирования выявила средний уровень духовно-нравственного развития ребят - 31 - 40 баллов (36,2%).

Для выявления степени понимания учащимися значимости ценностного характера, заложенного в произведениях музыкального искусства, степени их осмысления, мы провели с ними беседу. Нас интересовала динамика личностных предпочтений, репрезентирующих сдвиг в отношении к своим личностным ценностям под воздействием музыки. Поэтому для обсуждения нами был предложен ряд вопросов: "Является ли музыка, на Ваш взгляд, средством духовного развития человека?", "Помогает ли Вам классическая музыка найти ответы на жизненные вопросы?", "Помогает ли Вам музыка в преодолении жизненных ситуаций, влияет ли на сферу Ваших отношений с людьми, на отношение к самому себе?".

Выбор метода беседы был неслучаен. Дело в том, что вербализация имеет большое значение в процессе осознания личностных ценностей, смыслов.

В результате, кроме определенных высказываний ("да", "нет"), учащиеся выразили свое отношение менее определенно ("иногда", "не совсем") или, наоборот, подчеркнуто: "очень помогает", "обязательно", "конечно". Приведем некоторые ответы на вопросы:

ü "…Наверное музыка развивает духовно, но, на мой взгляд, это происходит неосознанно. По крайней мере, когда я слушаю музыку на уроке, я об этом не задумываюсь…".

ü "…Наверное, музыка воспитывает, и именно классическая. Поэтому ее надо понимать и осмысливать…"

ü "…Я считаю, что классическая музыка благотворно воздействует на человека, обогащая его внутренний мир, наталкивая на раздумья о своей жизни. Но самое главное, что она не оставляет меня равнодушной…".

Анализ результатов после проведенной беседы позволил нам сделать вывод о том, что для большинства учащихся классическая музыка личностно не значима, следовательно, ценностное содержание также не имеет для них личностного смысла, вследствие чего не осознается ими как ориентиры в сфере практической деятельности.

Результаты проведенного диагностического исследования позволили нам выявить три уровня сформированности ценностных ориентаций подростков на констатирующем этапе (Таблица 6):

 

Таблица 6

Уровни сформированности ценностных ориентации подростков

Уровни Высокий Средний Низкий
Учащиеся в % 22 % 35% 42%

 

Итак, диагностический этап показал, что у большинства подростков ценностные ориентации не сформированы. Учет результатов диагностики помог нам в выявлении педагогических условий, способствующих, на наш взгляд, более эффективному формированию ценностных ориентаций подростков на уроках музыки; также с учетом результатов констатирующего эксперимента строилась опытно-экспериментальная работа, что составило содержание следующих параграфов данной главы.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 1029; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.204 (0.007 с.)