Глава 3. Адаптация и внедрение новых информационных технологий в уфпс Ульяновской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Адаптация и внедрение новых информационных технологий в уфпс Ульяновской области



 

3.1 Единая система почтовых переводов (ЕСПП)

 

Одной из наиболее значимых и востребованных услуг почтовой связи является осуществление почтовых переводов денежных средств клиентов. Почтовый перевод денежных средств – услуга организаций федеральной почтовой связи по приему, обработке, перевозке (передаче), доставки (вручению) денежных средств с использованием сетей почтовой и электрической связи. В сокращенном наименовании (и далее в тексте) эта услуга имеет название – «почтовый перевод».

В настоящее время право (соответствующие лицензии) на оказание услуг по пересылке денежных средств имеют наряду с почтой, кредитные учреждения (банки), а также отдельные специализированные организации (Money Gram, Western Union и другие). Почтовый перевод занимает свою нишу на рынке финансовых услуг, однако в последнее время жесткая конкуренция вытесняет почту, и она теряет свои позиции (доходы) в этом виде деятельности.

Основных причин такого развития ситуации несколько. Во-первых, объективным отрицательным фактором является отсутствие у почты собственного резерва финансовых средств, для обеспечения финансового взаимодействия (подкрепления) операционных касс. Во-вторых, почта для обеспечения этого вида услуги использует традиционные (устаревшие), не эффективные «бумажные» технологии, возможности которых полностью исчерпаны. Обработка бланков переводов по существующей технологии весьма трудозатратна, а следовательно требует относительного завышения цены на эту услугу. Банковские структуры используют современные инфокоммуникационные технологии и с учетом первого фактора (наличия собственных финансовых ресурсов) значительно усложняют положение почты /5/.

Попытка отдельных почтовых организаций совершенствовать (модернизировать) имеющиеся технологии почтовых переводов носила локальный характер, либо по масштабам развития услуги, либо по ее функциональному характеру. Множественность внедряемых технологий приводила к распылению средств и к технологической дезинтеграции услуги. Единственный способ выдержать конкуренцию – быстрое развитие и максимально возможное расширение зоны действия современной технологии пересылки денежных сумм – электронных денежных переводов (электронной пересылки информации о денежном переводе) и создания Единой Системы Почтовых Переводов (ЕСПП). В свою очередь, в рамках ЕСПП, электронная пересылка информации о переводе, автоматизация ее обработки позволяет упорядочить и ускорить процессы финансового взаимодействия объектов почтовой связи, участников технологического процесса пересылки переводов. Сейчас возможность конкурировать связана лишь с разницей в цене и качестве этой услуги.

Положительным фактором, повышающим конкурентные способности почты, является развитость ее сетевой структуры. Однако, при переходе в почте к инфокоммуникационным технологиям, в силу неразвитости телекоммуникаций в низовых звеньях административных структур, необходимо внедрять смешанные (гибридные) технологии, сочетающие как традиционные (бумажные), так и современные (электронные) информационные технологии.

Внедрение современных информационных технологий диктуется не только внутрироссийскими условиями, но и потребностью международной интеграции почтовых технологий. В настоящее время большинство почтовых переводов администраций и Всемирный Почтовый Союз делают ставку в международных переводах также на электронный обмен информацией /31/.

На базе электронных переводов возможно дальнейшее развитие финансовых услуг на почте и их интеграция с другими услугами, предоставляемыми кредитными учреждениями, а также активное участие почты в электронной коммерции.

Относительно небольшие первоначальные затраты на перевооружение почты при подготовке ее к внедрению электронных переводов, резко снижающиеся эксплутационные затраты на обеспечение этого вида услуги, позволяют почте проводить гибридную тарифную и, в общем, маркетинговую политику, удерживая «старых» и привлекая новых клиентов.

Масштабы и сроки решения задачи модернизации и интеграции технологических процессов пересылки денежных средств требуют специальных подходов к внедрению и реализации проекта в несколько этапов, включая подготовку требуемых материальных и людских ресурсов, и разработку соответствующей нормативно-технической документации. На переходном периоде необходимо сочетать развитие (наращивание) составляющей электронных переводов с обеспечением функционирования и традиционных переводов, с последующим переводом всех сопутствующих процессов на электронный документооборот, с упрощением систем вторичного контроля и отчетности.

Основными составляющими процесса пересылки денежных средств почтовым переводом (т.е. процесса обработки переводов) являются:

- пересылка документальной информации из пунктов приема в пункты выплаты, на основании которой производятся выплаты;

- сбор, пересылка и обработка информации в системе контроля переводов;

- физическое «перемещение денег» из пунктов приема в пункты выплаты.

В ЕСПП основной способ передачи документальной информации о переводах между пунктами обслуживающими клиентов, т.е. из пункта приема в пункт выплаты основан на инфокоммуникациях, с применением средств защиты передаваемой информации. Таким образом, ЕСПП состоит из системы телекоммуникаций и защиты информации, и технологической системы обработки переводов, использующей также информационные технологии и вычислительные средства.

Система телекоммуникаций и защиты информации является средством для передачи информации о переводах и представляет собой защищенную электронную почту (ЭП), включающую абонентские пункты и электронный почтамт. В качестве абонентов ЭП выступают как периферийные пункты, связанные с обслуживанием клиентов, так и главный пункт, обеспечивающий обработку и ведение статистики переводов. Технологическая система обработки переводов состоит из ряда подсистем – информационно-технологической, подсистемы контроля и финансовой.

Главная информационно-технологическая подсистема обеспечивает передачу информации о принятых и оплаченных переводах в защищенном виде электронным способом и ведет ее обработку с помощью компьютерных средств. Технологическая подсистема контроля переводов состоит из нескольких технологических уровней и также, в основном, базируется на электронных способах передачи информации и компьютерной ее обработке. Финансово-технологическая подсистема, обеспечивающая наполнение операционных касс («перемещение денег»), в основе представляет клиринговую систему, управляемую с определенной временной дискретностью, на основе информации о состоянии операционных касс пунктов обслуживания клиентов. В функции подсистемы входит также и распределение тарифных доходов.

В общем, процесс обработки переводов в ЕСПП происходит следующим образом. Принятый и оформленный на почтово-кассовом терминале (ПКТ), подключенном к телекоммуникационной сети (сетевой ПКТ), перевод с помощью прикладного ПО (программное обеспечение) и встроенных средств защиты и передачи информации преобразуется в электронный формат и в защищенном виде с помощью средств ЭП (электронная почта) по сеансу связи предается через электронный почтамт в адрес главного пункта. Главный пункт, в свою очередь, адресует этот перевод через электронный почтамт на выплатной ПКТ. При очередном сеансе связи выплатного ПКТ с электронным почтамтом информация об этом переводе по ЭП поступает в его адрес, а прикладное ПО готовит документы к выплате. После его оплаты клиенту, при очередном сеансе связи, информация с выплатного ПКТ о выполнении процедуры оплаты поступает на главный пункт, и далее аналогичным путем достигает ПКТ приема, который теперь также имеет подтверждение оплаты принятого на нем данного перевода. Аналогичным образом взаимодействуют все пункты (ПКТ) системы.

При такой схеме технологического взаимодействия ПКТ пункты обслуживания клиентов имеют текущую информацию о состоянии переводов, их касающихся (принятых или подлежащих оплате). Главный пункт имеет информацию о состоянии любого перевода, находящегося в системе за любой период времени. Информация на всех пунктах находится в реальном масштабе времени и доступна для соответствующего ее использования.

Централизованное построение системы позволяет интегрировать всю информацию о переводах системы, легко проводить мониторинг системы и обеспечивает эффективное ее функционирование, включая различные сервисы и финансовое взаимодействие участников. Рассуждения о, якобы, имеющихся трудностях с "дальностью" передачи информации при такой организации беспочвенны, т.к. в телекоммуникационных системах (включая и Internet) физические расстояния между объектами сети не имеют значения, а сказывается только способ и организация обмена информацией.

Как сегодня, так и в обозримом будущем не все пункты обслуживания клиентуры в почтовой связи будут иметь ПКТ с доступом в телекоммуникационные сети. Это означает, что на определенных участках должны сохраниться традиционные (бумажные) виды носителя почтового перевода (бланки). Как правило, такими участками будут этапы передачи информации о переводе между отделениями почтовой связи (ОПС) и районными узлами (РУПС). В этом случае, описанный выше процесс обработки переводов в ЕСПП дополняется еще одним структурно-функциональным элементом – промежуточными пунктами (ПП), которые вместе с сетевыми ПКТ являются периферийными пунктами электронного приема и доставки переводов. Отличие сетевого ПКТ от терминала ПП заключается в том, что первый является операционной кассой и, непосредственно, обслуживает клиента (т.е. front office), а второй, находящийся, как правило, в РУПС, является лишь пунктом ввода (вывода) информации с бумажного носителя и не работает непосредственно с клиентом (т.е. back office). В этом случае бланки переводов, принятых в ОС без сетевых ПКТ, доставляются в РУПС и на терминале ПП, вводятся в электронную систему, и наоборот, электронные переводы, предназначенные для ОС без сетевых ПКТ, распечатываются и доставляются в соответствующие ОС для оплаты с последующей организацией ввода на ПП подтверждения оплаты перевода.

Вопросы контроля процессов оплаты перевода заключаются в обеспечении информационной квитовки перевода (сопоставления процесса приема и его оплаты) и проведении финансовой сверки движения денежных средств. В ЕСПП квитовка принятия и оплаты перевода осуществляется автоматически в реальном масштабе времени на главном пункте, обладающем всей необходимой для этой операции информацией. Финансовая отчетность во внедряемой системе на данном этапе остается в своей основе без изменения.

Финансовое взаимодействие участников системы строится на договорной основе между региональными объектами и центральным органом путем клирингования движимых переводных сумм. Центральный орган с помощью информации главного пункта системы ведет учет текущего финансового состояния объектов системы и ее динамики. В соответствии с принятой методикой организует перераспределение требуемых сумм для обеспечения оплаты переводов в установленные сроки, принимая на свой р/с излишки и направляя на р/с объектов недостающие суммы. Кроме того, центральный орган в установленные сроки рассчитывает и распределяет тарифные доли участников процесса, т.е. объекта принявшего перевод, объекта оплатившего перевод, и объекта, обеспечивающего его информационную обработку, т.е. самого центрального органа.

В качестве защищенной телекоммуникационной системы ЕСПП применяется электронная почта стандарта 0.000, разработанная в соответствии с рекомендациями МККТТ 0.000 и 0.000 на базе электронного почтамта Messenger 000 (М 000). Система способна устойчиво функционировать в различных сетях, в том числе на дешевых низкосортных коммутируемых линиях, и использовать различные протоколы связи, в том числе X.25, TCP/IP, IPX/SPX. Система хранения и передачи сообщений защищенного электронного почтамта поддерживает развитые средства маршрутизации, обеспечивающие возможность оптимальной производительности и настройки с целью уменьшения стоимости коммуникационных услуг. Использование сервисов, предусмотренных стандартом 0.000, таких как, квитанции о доставке и прочтении, гарантированная доставка, маршрутизация, позволяют построить масштабируемую и легко наращиваемую глобальную систему электронной почтовой связи /31/.

Необходимость защиты передаваемой по каналам связи информации обусловлена следующими соображениями. Во-первых, для передачи информации используются все общедоступные каналы связи, включая Internet, информация в которых может быть доступна действительно широкому кругу лиц. Во-вторых, как следствие первого, исходя из экономических интересов почты, финансовая информация, содержащаяся в информации о переводе, не должна быть искажена. В-третьих, почте доверена клиентом его конфиденциальная информация (сумма, персональные данные), которая по закону "О почтовой связи" не должна разглашаться. Анализ современных средств защиты информации при ее хранении и передаче в инфокоммуникационных системах позволил сделать вывод в пользу криптографических средств ее защиты. Принятая в ЕСПП система защиты информации базируется на идеи абонентского шифрования, когда защищается не канал передачи, а информация абонента, пересылаемая по открытому (общедоступному) каналу. Такой подход позволил минимизировать затраты на защищенный транспорт (защищенную передачу информации). В качестве физических телекоммуникационных каналов в ЕСПП используются все их типы, которые доступны на различных административных уровнях почтовой связи.

В качестве средств защиты информации (СЗИ) в системе на абонентском уровне применяется следующее. Защита от несанкционированного доступа (НСД) - запрет доступа к терминалам посторонних лиц. Электронная цифровая подпись (ЭЦП) - контроль целостности (не искаженности) передаваемой информации, авторство и неотказуемость от передачи (приема). Шифрование - сохранение конфиденциальности информации при передаче и хранении.

Шифрование и ЭЦП, используемые в ЕСПП, базируются на сертифицированных соответствующим порядком современных криптографических средствах (СКЗИ). В связи с тем, что по действующему законодательству эксплуатация СКЗИ является лицензируемым видом деятельности, почтовая связь получила Лицензию ФАПСИ на их установку и эксплуатацию в рамках разработанной системы.

В качестве абонентов этой системы используется Защищенный Абонентский Пункт (ЗАП) со встроенными средствами криптографической защиты информации, имеющий реализации под MS DOS, Windows, позволяющий в соответствии с рекомендациями 0.000 обмениваться почтовыми сообщениями между пользователями, зарегистрированными в почтовой системе. Абонентский пункт позволяет оператору подписать и зашифровать текст письма и файлов-вложений при помощи встроенных библиотек семейства «Верба», создавать, рассылать и обрабатывать электронные сообщения в ручном и автоматическом режимах, редактировать конверты, работать с папками, производить обмен с почтовым сервером, работать по заданному сценарию без вмешательства пользователя, сканировать сетевой разделяемый диск и отрабатывать сценарий. Абонентский пункт позволяет также выполнять ряд специфических задач, связанных с обеспечением безопасности и конфиденциальности данных.

Специально были разработаны модули криптографической защиты и транспорта для встраивания в почтово-кассовые терминалы, получившие название Защищенный Почтово-Кассовый Терминал (ЗПКТ) и Защищенный Пункт Бумажной Технологии (ЗПБТ), устанавливаемый в промежуточном пункте, которые являются основными абонентами ЕСПП.

Введение такой системы защиты позволяет персонизировать ответственность всех должностных лиц, допущенных к процессу обработки информации о переводах как на низовом (абонентском) уровне, так и на уровне главного пункта.

Это обеспечивается ключевой системой, которая с одной стороны является основным элементом криптографического средства защиты информации, а с другой элементом персональной ответственности. Поэтому в состав системы входит Центр управления ключевой системой (ЦУКС), который предназначен для управления ключевой информацией абонентов и мониторинга событий сети. Ключом (ключевой дискетой) ЭЦП и шифрования обладает конкретное должностное лицо. На уровне электронного почтамта с помощью используемых СКЗИ производится аутентификация клиентов системы криптографическим сервером. Это означает, что в технологическую систему ЕСПП из внешнего телекоммуникационного пространства не может попасть сторонний (не зарегистрированный в системе) абонент или злоумышленник. Построенная таким образом телекоммуникационная система, используемая в ЕСПП, позволяет говорить о корпоративной защищенной инфокоммуникационной системе почтовой связи.

Для технологической системы ЕСПП были созданы программные модули электронных переводов, которые наряду с ЗАП встраиваются в используемые в почтовой связи почтово-кассовые терминалы всех типов, а именно ДОН-003Ф, ФР "Азимут-Epson-ТМ-И950.2РФ" и ЭКР 4101.2Ф. Несмотря на то, что защитно-транспортный и технологический модули не затрагивают фискального ядра, но изменяют конфигурацию терминала, версии терминалов, адаптированных к работе в ЕСПП, должны быть сертифицированы производителем (поставщиком) соответствующим образом в ГМЭК. Это касается на сегодняшний момент ПКТ "ДОН" и ЭКР производства Курского завода "Счетмаш" /31/.

В пользовательском отношении технологические модули терминалов являются функциональным расширением встроенного ПО, и работа с ними регламентируется соответствующими инструкциями администратора и оператора и инструкцией по эксплуатации СКЗИ. Защищенный пункт бумажной технологии (ЗПБТ), устанавливаемый в промежуточном пункте, наряду с преобразованием формата документа перевода из бумажного (бланка) в электронный и наоборот, выполняет и ряд других функций, связанных с учетом переводов, однако он не является кассовым терминалом и, следовательно, не требует сертификации в ГМЭК. В ПП, где имеется большой обмен ввода информации с бланков, предусматривается дополнение к основному ЗПБТ нескольких рабочих мест. Дополнительные терминалы связанны с основным по локальной сети, они не имеют СЗИ и работают с основным терминалом по схеме клиент-сервер. Количество их реально не ограниченно и зависит от конкретных условий. ЗПБТ оснащен защитно-транспортным модулем (ЗАП) и ведет всю базу переводов, зарегистрированных на нем объектов почтовой связи. Работа с терминалами промежуточных пунктов также регламентируется инструкциями администратора и оператора и инструкцией по эксплуатации СКЗИ.

Главный пункт ЕСПП является центральным узлом (ЦУ) системы, обеспечивающим организационно-технологическое взаимодействие ее элементов. Ряд функций выполняется в автоматическом режиме с помощью программного обеспечения специальных телекоммуникационных и технологических серверов, другие осуществляют операторы центрального узла. Операторы ЦУ обеспечивают заведение (регистрацию) вновь открываемых абонентских пунктов – ЗПКТ и ЗПБТ. Кроме того, в режиме "Call centr" (справочный центр) обеспечивают консультациями региональных специалистов по технологическим и техническим вопросам ЕСПП и выполняют разбор и решение нештатных ситуаций.

Основные функции ЦУ ЕСПП, выполняемые в автоматическом режиме, следующие:

- ведение каталога пунктов;

- обмен информацией по переводу между пунктами;

- удаленная установка и смена тарифов на терминалах пунктов;

- обновление терминального ПО;

- "квитовка" в реальном времени;

- мониторинг системы по состоянию каждого перевода;

- организация клиринга по переводным суммам в разрезе юридических лиц;

- обеспечение информацией ДПС и региональных служб;

- обеспечение защищенного телекоммуникационного взаимодействия.

Режим служебного информационного обеспечения осуществляется с помощью парольного доступа на сервер информационной подсистемы. Информационная подсистема обеспечивает пользователей статистическими данными, как в разрезе конкретного пункта, региона, так и ЕСПП в целом. WWW-сервер в режиме on-line предоставляет информацию о текущем состоянии ЕСПП, позволяет осуществлять поиск по серверу базы данных, формировать сводки, осуществлять контроль за сроками и состоянием переводов, а также за сроками и объемами перечислений денежных средств. Доступ к WWW-серверу осуществляется с информационного пункта, развернутого на РС под операционной системой Windows и подключенного к сети Internet с выделенным IP-адресом.

По мере внедрения ЕСПП и ее функциональному развитию от стартовой системы к промежуточной и, далее, к перспективной, функции отдельных элементов системы, как абонентских, так и главного, будут изменяться. Также будут уточняться порядок и условия их взаимодействия. В первую очередь это касается финансового взаимодействия и режимов финансовой отчетности.

На первом этапе внедрения финансовое взаимодействие строится на клиринговой основе между центральным органом ЕСПП и региональными структурами (УФПС). Порядок и сроки финансовых расчетов регламентируются отдельными документами. Региональные структуры, исходя из имеющейся информации, полученной через информационную подсистему (WWW-сервер) о фактическом состоянии переводного процесса по пунктам региона, ведут расчет и обеспечивают финансовое взаимодействие внутри региональных пунктов ЕСПП.

Реализация ЕСПП позволит оказывать услуги почтовой связи по переводным операциям практически в полном объеме, согласно Правил оказания услуг почтовой связи. С учетом специфики электронного способа пересылки информации о переводах и интеграции с международными системами возможны уточнения отдельных процедур после начального этапа эксплуатации. Исходя из возможностей системы и целей ее внедрения, устанавливается единый контрольный срок на пересылку почтовых переводов без учета способа передачи информации о переводе (электронный или гибридный). Это означает, что в основу функционирования ЕСПП положена система электронного обмена информацией с приемом и выплатой переводов в пункте обслуживания клиентов на ЗПКТ. Такая схема в большей степени отвечает интересам как самой почтовой связи (снижение трудозатрат), так и пользователей услуг (повышение качества обслуживания). Использование промежуточных пунктов и ЗПБТ является вынужденной временной мерой переходного периода и ведет к значительному увеличению затрат (дополнительное оборудование, персонал, трудоемкость ввода информации), а также снижению качества (сроки пересылки и ошибки операторов при вводе информации).

Основные технологические и технические решения, заложенные в ЕСПП, следующие:

- централизованная система с электронным обменом информацией;

- функциональная полнота системы по видам переводных операций;

- обеспечение целостности и конфиденциальности информации криптосредствами (почта имеет лицензию ФАПСИ);

- возможность доступа в систему неавтоматизированных ПОК (без ПКТ и каналов связи);

- информационная доступность и управляемость системы по административно-иерархическому принципу;

- концентрация финансовых средств на ЦПС и переводных счетах региональных структур.

Централизованная структура ЕСПП, безусловно, имеет множество преимуществ, которые используются при организации ее функционирования. Однако такая система имеет повышенные требования к надежности и безопасности ее центрального звена. В связи с этим, вопросы повышения пропускной способности каналов доступа к главному пункту, бесперебойность работы его оборудования, должная сохранность вторичной информации, и другие, требуют отдельной проработки и будут вынесены в самостоятельный документ.

Общая архитектура ЕСПП в концептуальном виде предоставлена на следующем рисунке:

 


Рис. 1 Общая архитектура ЕСПП

 

Реализация проекта ЕСПП в полном объеме позволит:

- повысить конкурентность услуги, ее доходность;

- сократить внутрипроизводственные затраты на выполнение услуги;

- создать эффективную систему финансового взаимодействия;

- обеспечить интеграцию с другими банковскими, торговыми услугами, международными системами почтовых переводов.

3.2 Общероссийская система учёта и контроля за прохождением регистрируемой почты (ОАСУ РПО)

Работы по созданию Общероссийской автоматизированной системы учета и контроля за прохождением регистрируемых почтовых отправлений (далее ОАСУ РПО) – важный шаг к действительно многоуровневой интегрированной системе, функционирующей в соответствии с установленными информационными стандартами и в рамках единой технологии /30/.

Предложенная в ОАСУ РПО и реализуемая, в настоящее время схема взаимодействия всех элементов и звеньев почтовой связи предполагает, что основные затраты на создание первичной информации производится один раз. Все остальные объекты почтовой связи сокращают свои затраты за счет получения готовых данных, их автоматического обновления в используемых информационных системах. Очевидно, что реализация этой технологической схемы возможна только при строгом соблюдении стандартов.

В основе технологии – уникальная идентификация каждого почтового отправления (РПО). Сформированный по установленным правилам номер каждого почтового отправления уникален – это главное требование. Способ представления номера в виде штрихового кода обеспечивает автоматическую идентификацию почтового отправления и автоматизацию процессов регистрации почтового отправления. Таким образом, сформированный для каждого регистрируемого почтового отправления штриховой код и номер – это штриховой почтовый идентификатор. Сам по себе номер содержит минимум информации о почтовом отправлении, но в силу своей уникальности является ключом к детальной информации о почтовом отправлении, созданной в месте его приема. Далее важнейшая задача ОАСУ РПО не только собрать эту информацию, но и обеспечить ею предприятия почтовой связи, как по пути следования, так и места вручения почтового отправления, причем полная исходная информация о почтовом отправлении вводится только один раз в месте приёма и используется при дальнейшем прохождении РПО. Таким образом, мы получаем информацию не только для автоматизации технологических процессов, таких как сортировка, приписка, но и исходную информацию для задач более высокого уровня, таких как экономика и статистика, планирование и финансы, учёт и контроль.

Предлагаемая технология представлена на схеме (Рис. 2). Ее особенность заключается в организации информационного обслуживания потока почтовых отправлений, которое являются основой для комплексной автоматизации технологических операций.

 

Рис. 2Схема учета и контроля прохождения регистрируемых почтовых  отправлений (обозначения см. на с. 50-53)

При приеме регистрируемого почтового направления в ОПС на него наносится штриховой идентификатор установленного стандарта, утвержденного приказом Минсвязи России от 11.02.2000 г. №15. Номер идентификатора является составным и содержит индекс ОПС места приема, номер месяца и номер почтового отправления. Способ нумерации обеспечивает уникальность номера идентификатора в течение, по крайней мере, восьми лет. Добавление в состав идентификатора более полной информации о почтовом отправлении, например индекса ОПС места назначения, требует формирования штрихового идентификатора во время приема почтового отправления от отправителя. Это в настоящее время не представляется возможным, т. к. штриховые идентификаторы должны наноситься во всех ОПС, в том числе и немеханизированных, которые в обозримой перспективе не планируется оснащать ПКТ. В таких ОПС возможно нанесение на почтовое отправление и сопроводительную документацию только заранее изготовленных штриховых идентификаторов.

Из ОПС, оснащенных почтово-кассовыми терминалами, введенная информация и принятые почтовые отправления передаются в узел связи (стрелки 1,2).

При отсутствии ПКТ в ОПС информация о почтовом отправлении вносится в квитанцию ф.1 нового образца. Эта квитанция и квитанционная тетрадь в настоящее время находятся на этапе утверждения. Квитанция ф.1 нового образца заменит действующие квитанции ф.1 и ф.3. Она содержит блок штриховых идентификаторов в количестве, достаточном для их нанесения на почтовое отправление и все сопроводительные бланки. Включение блока штриховых идентификаторов в квитанцию исключает дополнительные расходы на изготовление штриховых идентификаторов. Штриховые идентификаторы срезаются с квитанции и наклеиваются на почтовое отправление и сопроводительные бланки. Оригинал квитанции выдается отправителю, а копия передается в узел связи вместе с принятыми почтовыми отправлениями (стрелки 1, 2). В ОПС остаются корешки квитанций.

В узле связи информация с ПКТ и копий квитанций вносится в базу данных. На рисунке два представлена типовая схема пересылки почтовых отправлений и передачи информации. В отдельных случаях возможны ее модификации. Например, почтовые отправления могут направляться на ПЖДП, минуя узел связи. В этом случае информация с ПКТ и копии квитанций должны направляться непосредственно на ПЖДП. Прием почтовых отправлений может производиться непосредственно в узле связи, на ОПП, или ПЖДП. Эти модификации не меняют сути рассматриваемой технологии.

Из узла связи почтовое отправление поступает в ПЖДП исходящего этапа (стрелка 3), затем в ПЖДП транзитного этапа (стрелка 4), ПЖДП входящего этапа (стрелка 5), узел связи входящего этапа (стрелка 6) и ОС адресата (стрелка 7), где выдается адресату. Наряду с потоком почтовых отправлений осуществляется передача информации в электронном виде. Важно обеспечить поступление информации в объект почтовой связи до или одновременно с поступлением почтового отправления. В этом случае информация может быть использована для автоматизации технологических процессов так, как это сделано в ГУ ГЦМПП, о чем будет рассказано ниже. В предлагаемой технологии информация вводится в автоматизированную информационную систему почтовой связи только один раз. Автоматизация всех последовательных технологических операций обеспечивается за счет передачи информации в электронном виде, что исключает затраты на ее повторный ввод.

Предлагается следующая организация информационных потоков. Из узла связи входящего этапа информация передается в вычислительный центр УФПС (стрелка 8), где хранятся соответствующие базы данных. УФПС передает информацию в ПЖДП исходящего этапа для обеспечения автоматизированного выполнения операций по сортировке и приписке почтовых отправлений (стрелка 9). ПЖДП передает обратно в УФПС информацию о прошедших регистрируемых почтовых отправлениях (стрелка 10). Подобная схема организации информационных потоков на исходящем этапе позволяет полностью автоматизировать операции по обработке исходящих регистрируемых почтовых отправлений и предоставляет исходную информацию для оперативного контроля и управления со стороны УФПС.

Собранную информацию УФПС передает в вычислительный центр в ГУ ГЦМПП (стрелка 11). В настоящее время указанный вычислительный центр создан и проходит опытную эксплуатацию. ГУ ГЦМПП обеспечивает прием информации, ее хранение, обработку и передачу в УФПС транзитного и входящего этапов (стрелки 12 и 13). В УФПС передается информация только о тех почтовых отправлениях, которые должны поступить на соответствующий этап согласно трактовому указателю, что позволяет исключить хранение в УФПС лишних объемов информации. В случае утраты в УФПС части информации ГУ ГЦМПП обеспечивает ее повторное предоставление.

Аналогично происходит обмен информацией на транзитном и входящем этапах. Из УФПС информация об ожидаемых почтовых отправлениях передается в объекты почтовой связи, а обратно поступает информация о реально прошедших почтовых отправлениях. Тем самым обеспечивается решение задач автоматизированного контроля сохранности почтовых отправлений и соблюдения контрольных сроков. Следует отметить, что часть почтовых отправлений следует через объекты почтовой связи транзитного этапа в постпакетах и страховых мешках без вскрытия. Таким образом, разрабатываемая технология предполагает нанесение специальных штриховых кодов на постпакеты и страховые мешки. Элементы указанной технологии разрабатываются и проходят опытную эксплуатацию в ГУ ГЦМПП.                      

УФПС транзитного этапа передает информацию об ожидаемых регистрируемых почтовых отправлениях в свой ПЖДП (стрелка 14) для обеспечения автоматизированной обработки почтовых отправлений. ПЖДП передает информацию о фактически обработанных почтовых отправлениях в УФПС (стрелка 15), а УФПС - в ГУ ГЦМПП (стрелка 16). Тем самым обеспечивается решение задач автоматизированного контроля сохранности почтовых отправлений и соблюдения контрольных сроков. Следует отметить, что часть почтовых отправлений следует через объекты почтовой связи транзитного этапа в постпакетах и страховых мешках без вскрытия. Таким образом, разрабатываемая технология предполагает нанесение штриховых кодов на постпакеты и страховые мешки. Элементы указанной технологии также разрабатываются и проходят опытную эксплуатацию в ГУ ГЦ МПП /30/.

УФПС входящего этапа передает информацию об ожидающихся почтовых отправлениях в свой ПЖДП (стрелка 17) и РУС адресата (стрелка 18). ПЖДП передает информацию о фактически обработанных почтовых отправлениях в УФПС (стрелка 19).

ОПС адресата обеспечивает создание информации о выдаче почтового отправления. При наличии ПКТ выдача почтового отправления регистрируется на ПКТ, что возможно после доработки программного обеспечения. Планируется единая форма регистрации выдачи для всех видов регистрируемых почтовых отправлений. В отсутствие ПКТ делается запись в книге 55 и выписывается извещение формы 22. Информация о выданных почтовых отправлениях в электронном виде с ПКТ и на бумажных носителях передается из ОПС в РУПС (стрелка 20). Далее информация передается в УФПС (стрелка 21) и ГУ ГЦМПП (стрелка 22).

На представленной схеме изображена типовая схема учета и контроля прохождения регистрируемых почтовых отправлений. Аналогичным образом осуществляется учет и контроль прохождения возвратных и других регистрируемых почтовых отправлений.

Создание подобной информационной системы в полном объеме требует значительного времени и должно происходить поэтапно. На первом этапе планируется обеспечить квитовку приема и выдачи регистрируемых почтовых отправлений. Для этого необходимо обеспечить централизованный сбор информации о принятых регистрируемых почтовых отправлениях (стрелки 2, 8 и 11) и выданных (стрелки 20, 21 и 22). Другие информационные потоки будут формироваться по мере внедрения соответствующих автоматизированных информационно-технологических систем на объектах почтовой связи. В дальнейшем планируется включить в единую автоматизированную информационную систему учет и контроль прохождения газетных пачек и почтовых вещей.

В основе схемы взаимодействия звеньев и элементов ОАСУ РПО заложен принцип организации обслуживания материального потока регистрируемых почтовых отправлений информационным. Имеется три источника исходной информации о РПО: первый – механизированные ОПС, второй – немеханизированные ОПС и третий – при приёме партионной почты.

В механизированных ОПС вся исходная информация о РПЛО собирается в почтово – кассовом терминале в момент приёма. При этом она уже практически готова к передаче другим звеньям и её использованию.

В немеханизированных ОПС источником информаци



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.051 с.)